Краткие жития святых, православные праздники и события

26 ноября / 9 декабря

 

Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Сщмчч. Николая, Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937); мч. Петра (после 1937).

Прп. Иакова отшельника (после 457).

 

Алипий Столпник Прп. Алипий столпник, Адрианопольский (640). С детства он был наставляем своей матерью в духе христианского благочестия. Мать отдала его на обучение к еп. Адрианопольскому. Св. Алипий всюду сопровождал епископа, и однажды по дороге в Константинополь святому явилась мц. Евфимия, повелевшая ему вернуться в Адрианополь и там основать церковь в ее честь. Св. Алипий исполнил это повеление: построил храм, а рядом с ним он возвел столп и начал на нем один из труднейших подвигов аскезы – столпничество. Преподобный провел в молитвенном подвиге 14 лет, руководя при этом двумя монастырями. Умер святой подвижник 118 лет от роду.

Вмч. Георгий Победоносец Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). 26 ноября 1037 г. вел. князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, в память победы над печенегами основал в Киеве пред вратами св. Софии Георгиевский храм. Храм этот был освящен митрополитом Илларионом.

В 1769 г. в этот день императрица Екатерина II учредила орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Память вмч. Георгия Победоносца празднуется также 23 апреля, 3 и 10 ноября.

Святитель Иннокентий Иркутский Свт. Иннокентий, еп. Иркутский (1731). Святитель Иннокентий, в миру Иоанн Кульчицкий, происходил из черниговской дворянской семьи. В 1706 г. он окончил училище при Киевском Братском монастыре (ставшее впоследствии академией) и постригся при Киеве-Печерской лавре. Он занимал последовательно должности профессора при Славяно-греко-латинской академии в Москве, обер-иеромонаха (т.е. старшего иеромонаха) флота и наместника Александро-Невской лавры.

В 1721 г. он был рукоположен во епископа Переяславского и поставлен во главе Китайской духовной миссии, которая предназначалась главным образом для окормления потомков плененных китайцами казаков, так называемых албазинских христиан, сохранивших православную веру.

Но до Китая святитель не доехал. В грамоте на имя китайского правительства о его назначении он был неосторожно назван «великим господином», а так как это титул богдыхана, китайского императора, то китайское правительство отказалось его принять. Временно, до окончания этого дела, святитель Иннокентий поселился в городе Селенгинске, в Забайкалье, но, как только стало известно, что в Китай он допущен не будет, ему прекращено было жалованье. Он жил со своей свитой, переходя их дома в дом, и для пропитания открыл иконописную мастерскую, а лица его свиты ловили рыбу и даже просили подаяние.

В то же время святитель Иннокентий изучил бурятский язык, создал монгольскую школу и многих бурят Забайкалья обратил в христианство. Наконец ему повелели ехать в Иркутск, но и там это тяжелое положение продолжалось еще 2 года, и только в 1722 г. он был назначен епископом Иркутским и обратился к своей пастве с первым архипастырским словом.

Не только язычники тунгусы, якуты, буряты и иные нуждались в его проповеднических трудах, нуждались в том же и русские – православные. На всем пространстве огромной Сибири было тогда только 33 церкви и 4 монастыря, а люди одичали, отвыкли от Церкви, нравы их огрубели. Со всем этим злом святителю Иннокентию пришлось бороться, и боролся он успешно, проповедью. До какой степени эта проповедь влияла на его паству, доказывает то, что в разных семействах мало просвещенной тогда Сибири сохранилось до 70 записанных его проповедей. Он старался умножать число церквей и создал русскую школу для будущего священства.

Замечательно было и обращение им монгольского мудреца – вождя язычников Ласана.

Жил святитель Иннокентий в иркутском Вознесенском монастыре, строго подчиняясь его уставу и требуя того же от братии. Он благоговел перед памятью его основателя, старца Герасима и любил уединяться для молитвы в его пещеру и на его могилу. Ночи он проводил в изучении святоотеческих творений и составлении проповедей. Затем он обходил с молитвой монастырский собор, останавливаясь на всех его четырех сторонах.

Суровый сибирский климат сломил его здоровье: в сентябре 1731 г. он был уже болен, а скончался 26 ноября того же года. На его могиле и его молитвами совершалось множество чудес, и они продолжают совершаться. Погребен он был в Тихвинской церкви Вознесенского монастыря. В 1764 г. его мощи были обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями.

В Сибири его почитают наравне со святителем Николаем. Много храмов здесь посвящено его имени, и многие христиане носят его славное имя.

Святитель Иннокентий Иркутский был причислен к лику святых в 1804 г.

Память его празднуется также 9 февраля в день обретения мощей и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых.

 

Сщмч. Николай (Замараев) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Иоанн (Виноградов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 5 января 1879 г. в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 г. Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы. В 1903 г. Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона к храму московского Никитского женского монастыря. В 1905 г. он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе.

Кроме служения в храме о. Иоанн нес и другие церковные послушания. С 1905 по 1917 год он был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы. С 1910 по 1918 год – законоучителем Пучковского земского училища. С 1911 по 1915 год – председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых. В 1914 – 1916 годах – попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета.

В 1914 г. о. Иоанн тяжело заболел «болезнью ноги», что потребовало ухода за ним. В 1919 г. священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. Хотя он и выздоровел, но болезнь впоследствии давала о себе знать слабостью сердца и расширением вен на ногах.

В 1919 г. о. Иоанн был награжден наперсным крестом, а в 1921 г. возведен в сан протоиерея. В 1922 г. протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда. С 1922 по 1924 год он состоял членом благочиннического совета, а с 1924 г. – благочинным 3-го округа Московского уезда и членом Московского епархиального совета при Святейшем Патриархе Тихоне.

Все усиливающиеся гонения приводили священника к мысли о неизбежности ареста и страданий, и о. Иоанн в декабре 1927 г. заранее написал и носил при себе записку с указанием своего имени и домашнего адреса, которую бы нашли в случае ареста и смерти на этапе.

25 февраля 1930 г. в связи с деятельностью о. Иоанна как благочинного власти арестовали его, обвинив в том, что он «организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности».

На допросах о. Иоанн не согласился с лжесвидетельствами о себе. 22 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорили о. Иоанна к трем годам ссылки в Архангельск.

По возвращении в 1934 г. о. Иоанна из ссылки епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем Никольского храма в селе Вышелец. В том же году протоиерей Иоанн был награжден митрой.

Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему, кто, чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого были.

Однажды его позвали к умирающему довольно далеко от села, где жил священник. За ним прислали лошадей, и он поехал. Исповедал и причастил умиравшего, но обратно ехать на лошадях отказался: «Завтра лошади вам самим в хозяйстве будут нужны, а я домой потихоньку пешком дойду».

Время было вечернее, дорога шла густым лесом. Вечер быстро перешел в ночь, и в лесу стало непроглядно темно, и о. Иоанн заблудился. Долго он ходил, высматривая признаки жилья, но ничего не было видно, становилось все холоднее. Устав, о. Иоанн присел отдохнуть и увидел, что рядом, совсем недалеко от него, сидит на пне старец, весь в белом. Старец спросил его: «Ты что ищешь, отче?» – «Ищу свой храм, дом свой ищу. Заблудился я, отец». – «Что же ты ищешь, вон – прямо перед тобой твоя церковь-то».

Глянул о. Иоанн, присмотрелся, и действительно, он недалеко был от храма. Хотел он поблагодарить старца, оглянулся, но того уже не было. Придя домой, он первым делом отслужил благодарственный молебен святителю Николаю, в честь которого был освящен храм.

27 ноября 1937 г. власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывал вслух о незаконности своей ссылки в 1930 г. и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.

Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Георгий (Колоколов) и Назарий (Грибков) пресвитеры (1937): Новомуч.

Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 г. зачастую арестовывался сразу весь причт храма – все священники, псаломщики и певчие, и, в особенности, если они были монахинями или послушницами.

21 ноября 1937 г. сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе.

В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

27 ноября 1937 г. сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина (о нем см. ниже), а на следующий день – протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.

Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 г. в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 г. Московскую Духовную семинарию. В 1899 г. он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 г. Диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 г.

С 1908 г. он нес послушание учителя Закона Божия в Липкинском училище, находившемся в том же уезде. С 1909 по 1918 г. о. Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства.

В 1924 г. за ревностное и усердное служение о. Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 г. возведен в сан протоиерея, а в 1930 г. награжден палицей.

В 1931 г. власти арестовали его и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 г. по июнь 1933 г. работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.

По возвращении протоиерея Георгия в 1933 г. из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 г. протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 г. – митрой.

27 ноября 1937 г. власти арестовали его.

Обвинение в «антисоветской контрреволюционной агитации среди населения» священник отверг, но признал, что «действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом».

 Священномученик Назарий родился 22 октября 1879 г. в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Степана Грибкова. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. В это время он стал петь в хоре мальчиков в церкви, тогда у него и обнаружились значительные певческие дарования. Через пение Назарий полюбил и саму церковную службу и, в конце концов, захотел стать церковнослужителем. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской Духовной семинарии и с 1899 г. стал служить псаломщиком, с 1906 г. – в соборе города Егорьевска.

В 1916 г. Назарий Степанович обвенчался с девицей Клавдией. Ее отец, Алексей Елисеев, был человеком в этих местах известным и состоял членом дворянского собрания. Жили Елисеевы в селе Шелогурово Егорьевского уезда. В семье у них было четыре сестры – Анна, Елизавета, Пелагия и Клавдия, и брат Петр. Из всех сестер Клавдия отличалась особой добротой.

В 1916 г. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, Амвросий (Смирнов) рукоположил псаломщика Назария в сан диакона. В 1919 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) рукоположил его во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии. В 1926 г. о. Назарий был награжден наперсным крестом, в 1928 г. возведен в сан протоиерея.

У о. Назария и Клавдии около десяти лет не было детей. Врачи убеждали ее, что, если она и будет беременна, не сможет родить из-за серьезной болезни, сердечной недостаточности. В 1926 г. она забеременела. Врачи предупредили ее, если она будет рожать, то сама при этом может умереть. Клавдия выразила полное смирение перед предстоящим ей испытанием. Но мужа она попросила: «Если родится мальчик и останется жив, то назови его Николаем». Она очень почитала и любила святителя Николая.

Клавдия скончалась во время родов, но сын родился здоровым, и его в соответствии с завещанием матери назвали Николаем. Первое время священник сам кормил младенца из бутылочки, а затем его взялась выкормить жившая в этом же селе женщина по имени Пелагия. Она кормила своего грудного ребенка, выкормила и сироту.

В это время о. Назарий служил в селе Починки Егорьевского района. Смерть жены явилась для него большим потрясением, и он попросил архиерея перевести его в храм в другое село. В 1929 г. архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Питирим (Крылов) назначил его в храм великомученицы Параскевы в село Туголес.

Там о. Назарий вместе с сыном поселился в доме Дарьи Дмитриевны Гореловой и Параскевы Александровны Степановой. Дом у них был – пятистенная изба, разделенная на две половины, одну из которых и занял священник. Дарья и Параскева стали нянями и воспитательницами его сына. Они были не родственницы, а во Христе сестры, жили дружно, любя друг друга и друг о друге заботясь. У Дарьи не было от рождения ноги до колена. Зарабатывали они тем, что стегали одеяла и шили одежду для детей.

С большим уважением относясь к о. Назарию, они научили мальчика одной молитве, которая поражала его тем, что все испрошенное в ней исполнялось. Молитва же была такая: «Молитвами отца моего, протоиерея Назария, Господи, помоги так-то и так-то…» Молитвами отца-мученика и прожил Николай всю жизнь.

В начале марта местными властями стали усиленно проводиться мероприятия по самообложению крестьян и созданию колхозов. В одной из деревень в одном доме у крестьян были отобраны за недоимку коровы. Собралась толпа народа, которая попыталась забрать обратно у сельсовета свою скотину. Попытка эта ни к чему не привела, но стали искать виновных, и в подстрекательстве была заподозрена некая странница, по имени Варвара Крюкова, поселившаяся с февраля 1931 г. в селе Туголес у монахинь, прислуживающих в храме.

22 марта секретарь сельсовета арестовал ее и отправил в тюрьму в город Шатуру. При обыске у нее нашли переписанное от руки письмо религиозного содержания, а также обращение к православному народу Поместного Собора 1917 г. Это оказалось достаточным, чтобы предположить связь странницы со священниками храма села Туголес и обвинить в том, что священники занимались агитацией против создания колхозов.

23 марта были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов, которому было в то время шестьдесят восемь лет, председатель церковного совета Иван Леонтьевич Панкратов, а также дочь диакона Александра Семеновна Яблонская. Ее обвинили в том, что она свидетельствовала о чуде обновления иконы. Ей принадлежал образ Черниговской иконы Божией Матери. Лик на иконе был почти не виден. Она отдала икону одной женщине, а через некоторое время та объявила, что лик на иконе стал виден совершенно отчетливо. Икону принесли в храм, и отец Иоанн Боголепов отслужил перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам в вину.

Секретарь сельсовета, арестовавший странницу, показал на допросе следователю, что священник Назарий Грибков «во время развернувшейся работы по коллективизации сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря, что урожай зависит от Бога… Цель же проповеди была в том, чтобы сорвать коллективизацию, так как если урожай зависит от Бога, зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти».

4 апреля следствие было завершено. В заключение пространного обвинительного заключения следователь написал: «…Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали… Являясь участниками антисоветской группировки, систематически вели антисоветскую агитацию и срывали политические и общественные мероприятия советской власти в деревне в течение 1930 и 1931 годов, а также распространяли слухи о чудесах и являются инициаторами торжественного молебна у якобы обновившейся иконы Божией Матери».

10 апреля 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова – к трем годам ссылки. Варвара Крюкова была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Александра Яблонская приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.

После высылки о. Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева.

Два с половиной года о. Назарий пробыл в Алма-Ате и два года – в Актюбинске. В Актюбинске он жил один в глиняной мазанке и работал бухгалтером.

Весной 1936 г. о. Назарий вернулся из ссылки домой и стал служить в том же храме. На каждую службу он брал с собою сына. В жизни о. Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал, чем мог.

Духовным отцом Николая стал служивший в том же храме протоиерей Георгий Колоколов. Оба священника жили, душа в душу, точно стремились превзойти друг друга добродетелями. Для Николая о. Георгий стал духовным благодетелем, и за него он в последствии молился всю жизнь.

Это было время грозных гонений. 28 ноября 1937 г. протоиерей Назарий был арестован. Виновным себя в «антисоветской контрреволюционной агитации» он себя не признал.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу. Протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян 9 декабря, а протоиерей Назарий Грибков 11 декабря 1937 г на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестных общих могилах.

Сщмч. Василий (Студницин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 18 марта 1890 г. в селе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Алексея Студницина. В 1914 г. Василий Алексеевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в кладбищенскую церковь Всех Святых в Серпухове. В 1920 г. он был рукоположен в сан священника, в 1929 г. – переведен в Троицкую церковь в Серпухове. В 1930 г. о. Василий был арестован за неуплату налога и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в Троицкой церкви, был возведен в сан протоиерея и в 1936 г. назначен благочинным приходов Серпуховского округа.

14 апреля 1937 г. власти вызвали для допроса священника Алексия Синайского, бывшего настоятелем Успенской церкви города Серпухова, согласившегося давать показания об отце Василии. Дав общую характеристику служения о. Василия в рамках его церковных должностей, свидетель в заключение высказал свое «твердое убеждение, что Студницкий является враждебно настроенным к мероприятиям советского правительства». При этом свидетель привел примеры слышанных от него нелицеприятных высказываний о колхозном строительстве, о гонениях на Русскую Православную Церковь, о призыве им монашек для проведения теми антисоветской агитации среди крестьян.

26 ноября 1937 г. протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и несколько дней допрашивался.

На последний вопрос следователя он ответил: «Данные мною показания считаю правильными. Я признаюсь, что среди верующих выказывал свое недовольство советской властью, говорил о трудностях жизни при советской власти».

30 ноября следствие было закончено. 5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Священника перевезли в Москву в одну из тюрем НКВД. Протоиерей Василий Студницин был расстрелян 9 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Василий (Колосов) пресвитер (1937): Новомуч.

 Сщмч. Илия (Зачатейский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Илия родился 12 июля 1884 г. в селе Чаплыгино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Зачатейского, служившего в Богородице-Рождественском храме того же села.

По окончании в 1899 г. Коломенского духовного училища Илья Александрович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1905 г.

С 1912 и до самой мученической кончины священник Илия Зачатейский прослужил в Покровском храме села Купелицы Верейского района Московской области.

Здесь он встретил события 1917 г. и был очевидцем восстания крестьян против жестокостей новой власти, произошедшего в 1918 г. в Верейском уезде.

Как священнослужитель о. Илия был лишен избирательных прав и обкладывался большими налогами. В 1929 г. он был первый раз осужден «за злостное уклонение от уплаты сельскохозяйственного налога».

1 октября 1929 г. диакон церкви, в которой служил о. Илия, после литургии попросил у него разрешения обратиться к народу. Получив согласие, диакон в своей речи всенародно отказался от сана. На этот шаг он пошел для сохранения возможности пользоваться церковной землей, которую у него, равно как и у священника и псаломщика Покровского храма, изъял местный сельсовет. За возбуждение недовольства в народе мероприятиями власти были арестованы о. Илия, диакон, снявший с себя сан, и псаломщик Иван Шувалов.

Священник Илия Зачатейский был арестован 7 января 1930 г. и заключен в тюрьму в городе Верее по обвинению в том, что не донес власти заранее о контрреволюционных высказываниях и намерениях диакона, которого власти обвинили в контрреволюционной деятельности. На допросах о. Илия никого не оговорил и все обвинения в свой адрес и в адрес арестованных с ним категорически отверг.

3 марта 1930 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к шести месяцам тюремного заключения, которые он отбыл частично в Верее, а частично в Бутырской тюрьме. В том же году хозяйство о. Илии подверглось раскулачиванию.

Нелегко было священнику, имевшему кроме супруги шестерых детей, выжить в таких обстоятельствах. Каждый год власти облагали семью большим налогом.

Неоднократно власти пытались закрыть храм. В 1935 г были сняты колокола, самому о. Илии запрещали ходить по домам верующих для совершения молебнов и других треб.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов власти решили арестовать священника. Были допрошены лжесвидетели.

В справке, данной по требованию Верейского районного отделения УНКВД одним из них – председателем купелицкого сельсовета, говорится, что хозяйству о. Илии «доводилось твердое задание, затем хозяйство раскулачивалось, изъята часть имущества, члены семьи лишались избирательных прав голоса, вел агитационную работу среди своих прихожан против закрытия церкви…»

Два других лжесвидетеля, многие годы знавшие священника, оговорили его, сказав, что при снятии колоколов в 1935 г. о. Илия побуждал верующих к сопротивлению.

25 ноября 1937 г. священника Илию Зачатейского арестовали и заключили в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.

Виновным себя в «контрреволюционной деятельности» священник не признал. На вопрос, высказывал ли он публично недовольство запрещением ходить с молебнами, священник ответил, что высказывал, так как власть никаких разъяснений по поводу этого запрещения не дала. Все прочие обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя ни в чем не признал.

29 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Илию к расстрелу. Священник Илия Зачатейский был расстрелян 9 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Василий (Агафоников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 5 марта 1885 г. в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье Владимира Яковлевича и Марии Андреевны Агафониковых. Его отец служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в селе Медяны, мать была дочерью псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра.

Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых. По его настоянию оба брата были отданы родителями для обучения в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал.

По окончании Вятской Духовной семинарии Василий женился на девице Клавдии Кошурниковой и был рукоположен во священника к храму в селе Мелянда Уржумского уезда. Через год он был переведен во Введенскую церковь в селе Немы Нолинского уезда и тогда же утвержден заведующим и законоучителем Власовской школы Вятского братства святителя и чудотворца Николая, а также законоучителем Немской земской школы.

Летом 1910 г. о. Василий был переведен в родное село Медяны, где служил его престарелый отец, в марте этого же года рукоположенный в сан священника. В январе 1913 г. о. Василий был переведен в Покровскую церковь в селе Ситьма Нолинского уезда, а в марте 1920 г. назначен служить в Благовещенскую церковь в селе Бобино Вятского уезда.

Село Бобино было одним из старейших и обширнейших в уезде. Первое здание храма здесь было построено в 1603 г., последнее – в 1787 г., прихожан в начале XX века насчитывалось более семи тысяч. Через село проходил Лешуконский тракт – торговый путь на Шестаково, Лекму и далее; через село проходил и путь крестного хода из Вятки на реку Великую – место явления чудотворной иконы святителя Николая. В 1929 г. храм в селе был закрыт, но, благодаря хлопотам о. Василия и прихожан, в феврале 1930 г. власти дали разрешение на совершение в храме богослужений. В 1929 г. о. Василий был возведен в сан протоиерея.

4 ноября 1930 г. сотрудники ОГПУ произвели обыск в доме священника. При обыске присутствовал председатель Бобинского сельсовета, который дал священнику такую характеристику: «Избирательных прав лишен как служитель культа. В Красной армии никто не служит. Имущества кроме носильной одежды и мелкого инвентаря не имеет. Семья состоит из шести человек, из коих трудоспособны два человека… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz