Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 ноября

 

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937).

Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361-363). Мч. Димитрия Дабудского (ок. 307).

Купятицкой иконы Божией Матери (1182).

 

Мчч. и испп. Гурий, Самон (299-306) и Авив (322) Едесские. Мученики Гурий и Самон были родными братьями и жили во время гонения на христиан от Диоклетиана и Максимиана, в конце III века. Чтобы не видеть нечестивой языческой жизни своих сограждан, они удалились из города Едессы в уединенное место и проводили время в посте и молитве. Являясь, время от времени, в город, они проповедовали о Христе и убедили многих оставить идолов. За проповедь заключили их в темницу, затем принуждали отречься от Христа и начали мучить. Святые просили Господа укрепить их среди мучений, и Он дал им необыкновенную твердость. Мученикам отсекли головы.

Гурий Эдесский (Мч. Гурий). Мученик Самон (Мч. Самон).

Мученик Авив Мученик Авив пострадал 15 ноября, в день смерти святых мучеников Гурия и Самона, через 16 лет, в Едессе же. Он был диаконом и во время гонения от Лициния ходил по городу и увещевал христиан быть твердыми в вере. За это его мучили и потом сожгли на огне, на глазах у матери и родственников. Тело святого оказалось не поврежденным от огня. Через несколько лет в городе Едессе был построен храм в честь всех трех мучеников, и мощи их положены в одном ковчеге. При мощах происходило много чудес. 

Святые мученики Гурий, Самон и Авив считаются покровителями и защитниками замужних женщин в случаях семейных неурядиц вследствие одного из их чудес. Некий из воинов греческого императора, гот, во время постоя на квартире благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее Евфимии, хотя был уже женат. Когда он отправлялся с Евфимией на родину, то София, при гробе святых мучеников, взяла с него клятву, что он не обидит ее дочь, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, гот объявил Евфимии, что он уже женат, и что она должна быть рабой у его жены, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родился ребенок. Жена гота отравила ядом ребенка, а Евфимия тем же ядом отравила жену. Родственники умершей решили, в наказание, заложить Евфимию в склеп вместе с умершей. Тут страдалица обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно, когда она заснула, перенесли ее в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через некоторое время готу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала его о дочери, гот говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление гота, когда он увидел Евфимию живой! Тогда, по приказанию начальника его казнили.

Преподобный Паисий Величковский Прп. Паисий Величковский, Молдавский (1794). Прп. Паисий родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского, 21 декабря 1722 г., на память преставления свт. Петра Московского, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия – брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы. Четырех лет от роду младенец Петр лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Грамоте Петр был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери был отдан на обучение в Киевскую Духовную академию, в которой он ощутил тягу к монашескому житию.

В 17 лет юноша пожелал удалиться в монастырь, ему на этом пути пришлось пройти испытания. Оставив академию, Петр поступает в Любечский монастырь, основанный еще прп. Антонием Печерским (память его 10 июля). Здесь он проходил свое первое послушание, связанное с переписыванием книг, но в этом монастыре пробыл недолго: после преставления игумена новый настоятель не являл собой пример духовного отца и послушник Петр покинул обитель.

В одном из монастырей юга России Петр принял постриг с именем Парфений, но братия стала называть его Платоном, и он смиренно переносил это. Путь молодого подвижника лежал в Валахию, он волею Божией стал как бы странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы.

Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Через 4 года преподобный пришел на Святую Гору, в это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.

Прп. Паисий не считал себя достойным учительствовать – он принимал к себе братьев только как сподвижников и друзей. Среди этого Паисиева братства зародилась традиция книжности: они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.

В 36 лет прп. Паисий принял сан священства; в это время братия переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократора, этот скит стал, по примеру многих национальных на Афоне монастырей, обителью малороссов.

Афонское пустынно-общежительное пребывание прп. Паисия длилось 17 лет; во время начала притеснения Афона мусульманами старец возвращается в Молдавию, где поселяется в пустующем Драгомирском монастыре Святого Духа с благословения митрополита Ясского Григория. Молдо-Влахия тех времен была прибежищем монашествующих из многих мест, поскольку это было время закрытия монастырей в России (введение штатов) и униато-католического наступления на православных на Юго-западе.

В этом монастыре преподобный принял схиму без перемены имени. Жизнь шла в трудах и подвигах, многоязычная братия читала и переводила творения святых отцов. Однако внешние мирские события сделали невозможным продолжать в этих местах свой подвижнический труд православным монахам. После русско-турецкой войны эти земли отошли к Австрии, и св. Паисий вместе с братией в 350 человек ушел в другой монастырь, который им предоставили молдавский господарь и местный владыка.

В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. В это время старец вместе с частью братии жил в Немяцком монастыре. Преставился преподобный 15 ноября 1794 г. и погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре.

Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Глинская, Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX в. были продолжательницами духовного наследия старца Паисия.

Прп. Паисий канонизирован за святую подвижническую жизнь как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.

 

Сщмчч. Николай (Щербаков) и Петр (Конардов) пресвитеры, Григорий (Долинин) и Никита (Алмазов) диаконы (1937): Новомуч.

 

Мч. Димитрий Дабудский (ок. 307). Святой мученик Димитрий был родом славянин и происходил из селения Дабуда, во Фракии. Пострадал он при императоре Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту Публию донесли на святого, что он христианин, и, по приказанию префекта, святой был схвачен. На допросе Димитрий смело исповедовал Христа Богом, говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о его благости и человеколюбии. Затем он обличил вредное для души идольское обольщение, показав, как слепы и глухи те, кто разделяет его. Своими речами он сильно разгневал правителя, который приказал отсечь ему голову. Честные мощи святого Димитрия были погребены верными и богобоязненными мужами, и источают исцеления всем приходящим к ним.

Мчч. Елпидий, Маркелл и Евстохий (361-363). Блаженный Елпидий в царствование Юлиана Отступника был членом государственного совета. Как христианина, его привели на суд Юлиана, который повелел надеть на него власяную одежду, унизанную гвоздями и смазанную горячей смолой. После этого его начали бить, так что гвозди вонзались в тело. Мученик мужественно переносил страдания и не соглашался на убеждения отречься от Христа. Тогда его сбросили в ров и стали обливать сверху горячей водой, отчего тело его покрылось струпьями. Для увеличения мучений, беззаконный правитель велел смешать смолу, вар и другие подобные вещества, разжечь их и поливать загнившие раны мученика, а в рот лить ему горячую смолу. Наконец, святого Елпидия вместе с Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням, чтобы они их растерзали. Однако кони не причинили им никакого вреда. Тогда святых избили палками и бросили в огонь, где они предали дух свой в руки Бога Живаго.

Честные тела их были погребены в Кармильской горе (в средней части Палестины) и некоторое время находились там. Но однажды Христос, вместе с ангельскими силами, при блеске молнии и раскатах грома, явился туда и приветствовал святых мучеников. При этом Господь оживил тело св. Елпидия и послал его на новые подвиги. Слух об этих подвигах дошел и до Юлиана. Как только узнал Юлиан, что Елпидий невредим, приказал растянуть тело святого мученика, привязав его к четырем столбам, немилосердно бить, острыми пилами наносить раны и растирать их уксусом и солью. Затем велел разложить тело его на горячие уголья и сверху посыпать горячим пеплом. Когда святой мужественно перенес и эти мучения, его повесили на дерево и стали прикладывать к телу его раскаленный щит, посыпая его пеплом. Во время этих мучений произошло великое чудо: по молитвам святого стоявшие неподалеку идолы рассыпались в прах. Видя это, язычники, в числе шести тысяч человек, обратились к вере Христовой. После всего этого св. Елпидия бросили в разожженную печь, где святой предал душу свою Господу, Коего возлюбил смлада.

Свт. Фома Новый, патриарх Константинопольский (699).

Прп. Филипп Рабангский (1457). Прп. Филипп Рабангский, ученик прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня), по кончине его – в игуменство прп. Амфилохия (память его 12 октября) – удалился на отшельничество на нижнее течение р. Сухоны, где ее называют Сухоной Рабангской (в 35 верстах от Вологды). Протекает она среди высоких холмов, покрытых хвойным лесом, и местность эта чрезвычайно живописна. Но скоро убежище его было открыто, к нему стали приходить миряне за советами, а многие изъявили желание с ним жить. Так основался в 1447 г. Спасо-Преображенский Рабангский монастырь.

Прп. Филипп стал его первым настоятелем. Необыкновенно строгий к себе, он был милостив к другим и всем был примером жизнью своей – поста, молитвы и труда. Скончался он 15 ноября 1457 г. и был погребен около церкви своего бывшего монастыря (превращенной в приходскую церковь), ставшего женским.

Прп. Гурий Шалочский (XVII).

Прп. Кинтион, еп. Селевкийский.

 

Купятицкая икона Божией Матери (1182). Купятицкая икона Пресвятой Богородицы – самая древняя из чудотворных икон, явленных на Белорусской земле. Она была обретена в 1182 г. благочестивой девицей Анной из села Купятичи Пинского уезда Минской губернии. Она пасла стадо и заметила в лесу между деревьями блистание света. Она подошла и увидела, что на дереве висит небольшой крест с изображением на нем иконы Пресвятой Богородицы. Девица сняла крест и с великой радостью отнесла его в свой дом, спрятала и воротилась к стаду, но на том же месте увидела сияние и крест и, думая, что находит другой крест, взяла и повесила его себе на грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший на ней крест, но креста не оказалось. Она сказала, что есть у нее другой такой же крест, и пошла его взять, но не нашла и этого креста. Тогда она вместе с отцом вернулась к тому месту, где два раза находила крест. Оба они увидели тут на дереве в свете крест с изображением Богоматери и, взяв, отнесли его домой, но на другой день крест опять у них исчез. Тогда они объявили об этом чуде жителям своего села, которые пошли на указанное место, и все увидели на дереве крест, издававший от себя сияние. Это чудо возбудило в жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь, и в ней поставили обретенный крест, и стали называть его Купятицкой иконой Пресвятой Богородицы. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Однажды во время морового поветрия в селе Купятицком икону обнесли вокруг села, и поветрие в тот же день совершенно прекратилось.

Прошло несколько лет, татары сожгли церковь с чудотворной иконой. Однажды некто путник по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь, изумлен был светом, исходящим из земли. Он подошел и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям села Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали свою чудотворную икону. Она не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Тут снова была построена церковь, при которой путник Иоаким остался пономарем.

В 1630 г. на месте явления Купятицкой иконы Божией Матери был основан Свято-Введенский мужской монастырь, где в 1620 – 30-е годы подвизались святые земли Белорусской – Макарий, игумен Пинский, и прмч. Афанасий, игумен Бретский (память его 5 сент.), которому Купятицкая икона трижды являлась и предсказывала дальнейший его жизненный путь.

Икона Пресвятой Богородицы оставалась в селе Купятицком, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во 2-й половине XVII века им завладели униаты, тогда православные русские перенесли чудотворную икону в Киев и поставили в Софийском соборном храме. Крест с изображением Купятицкой иконы Божией Матери сделан из меди. На одной стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой – Распятие. В длину и ширину размеры креста – 23/4 вершка (около 12,1 см). В настоящее время икона утрачена.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz