Краткие жития святых, православные праздники и события

19 ноября / 2 декабря

 

Прор. Авдий (из 12-ти) (IX в. до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Иоанна, Симеона, Иоанна, Иакова, Димитрия, Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Геннадия, Вениамина, Петра, Герасима, Михаила, мчч. Валентина, Петра, Леонида и Тимофея (1937).

Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625). Мчч. Азы и с ним 150-ти воинов (284-305). Мч. Илиодора (ок. 273). Прп. Илариона чудотворца (875) (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

 

Пророк Авдий Прор. Авдий (из 12-ти) (IX в. до Р.Х.). Святой пророк Авдий был родом из села Вифарама, близ Сихема (ныне Наблус в Палестине). До призвания к своему служению он занимал должность домоправителя при дворе царя израильского Ахава II. Среди всеобщего развращения он сохранил себя в благочестии. Когда Иезавель, жена Ахава, начала гнать служителей Бога истинного, то Авдий скрыл в пещерах сто таковых мужей и кормил их там во все время бывшего тогда голода (3 кн. Цар. XVIII, 4). Когда пророк Илия свел с неба огонь на жертву, тогда как не могли сделать этого жрецы идола Ваала (3 кн. Цар. XVIII, 4-18), Авдий радовался силе Божией и посрамлению идолопоклонников. Он был послан преемником Ахава, Охозией, привести к себе Илию, и в отличие от других посланных, которые были надменны и за это были опалены огнем, смиренно просил Илию к царю, и с этого времени оставил царскую службу, последовал за пророком и сам получил дар пророчества. Скончался св. пророк Авдий в Самарии. Он оставил после себя пророческую книгу, которая занимает четвертое место в ряду книг так называемых «малых пророков» и состоит из одной главы. В конце книги есть мессианское пророчество о спасении от Сиона и об открытии Царства Господня, которое ясно указывает на Церковь Новозаветную.

Мч. Варлаам Антиохиец, Кесарийский (Каппадокийский) (ок. 304). Святой мученик Варлаам был родом из Антиохии Сирийской. В престарелых летах он был схвачен за исповедание имени Иисуса Христа и приведен на суд к языческому князю. Варлаама стали принуждать принести жертву идолам. Когда же он отказался сделать это, то его подвергли многим лютым мучениям за Христа Господа: сначала его немилосердно били воловьими жилами, а потом строгали железными когтями. После этого, язычники повели святого мученика к идольскому храму и там, по приказанию мучителя, простерши его руку над жертвенником, на котором горел огонь, положили на нее горячие уголья с ладаном, чтобы он возложил курение на жертвенник их скверных богов. Мучители думали, что мученик от нестерпимой боли сбросит горячие уголья вместе с ладаном перед идолами и тем самым принесет жертву богам.

Но язычники не достигли желаемого, ибо мученик стоял непоколебимый, как столп,  держа на руке своей горящий огонь до тех пор, пока не сгорели пальцы и не упали вместе с огнем на землю. Потом святой мученик Варлаам предал душу свою Господу.

Беседа Варлаама и Иоасафа Прпп. Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский, и отец его Авенир царь (IV). Преподобный Варлаам был подвижником, жившим в Индии, в пустыни. Он обратил ко Христу царевича индийского Иоасафа, а Иоасаф обратил своего отца – царя Авенира. Один из мудрецов предсказал Авениру, когда он был еще язычником, что сын его Иоасаф сделается христианином. Авенир принял все меры, чтобы этого не случилось: выстроил отдельный дворец для царевича, окружил его молодыми слугами и запретил произносить при нем имя Христово и допускать до него кого-нибудь, запретил также говорить ему о человеческих скорбях. Когда князь вырос, стали учить его персидским наукам. Иоасаф начал задумываться и даже спрашивать своих воспитателей, почему это отец строго запретил ему выходить из дворца и никого не велел допускать к нему. Вскоре Иоасаф стал скучать. Отец, видя царевича скучным, спросил его о причине скуки. Царевич ответил, что скука его происходит от заключения. Авенир позволил сыну выходить куда угодно. Прогуливаясь, царевич увидел одного больного и другого старого человека и спросил, что это за люди. Ему сказали, что болезнь и старость бывает со всеми людьми. «Итак, жизнь человеческая исполнена скорбей и кончается смертью! А что же будет после смерти, –  неужели уже не будет никакой жизни, и нет другого мира?» – начал думать Иоасаф, и спрашивал о том своих воспитателей. Те, будучи язычниками, не могли успокоить его духа. Тогда Сам Господь прислал ему из пустыни старца Варлаама. Он пришел к царевичу в виде купца с дорогим камнем, научил его христианской вере и крестил. Иоасаф даже просил Варлаама взять его с собой в пустыню, но тот не взял. После ухода старца Иоасаф стал вести строгую жизнь. Отец, заметив это, спросил сына о причине перемены жизни. Иоасаф рассказал ему все. Тогда Авенир начал всячески стараться отвлечь сына от Христа, – посылал своих мудрецов, окружил его молодыми людьми и красивыми девицами. Но Иоасаф победил все искушения и молился, чтобы Господь обратил к истинной вере и его отца. Авенир, наконец, крестился. После крещения он передал власть Иоасафу, а сам начал проводить жизнь в посте и молитве и скоро умер. После смерти отца Иоасаф передал свою власть благочестивому вельможе Варахии, а сам ушел в пустыню и нашел там Варлаама. Долго жили они вместе. Варлаам прожил в пустыне 70 лет и умер столетним старцем. Иоасаф похоронил его и сам скончался, прожив 35 лет в пустыне. Варахия, по внушению Божию, взял мощи их обоих и перенес в храм.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Свт. Филарет, митр. Московский (1867). Святитель Филарет – один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов, он всю жизнь подчинил воле Божией и трудился ради славы Господней. Освященный Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, прославил во святых этого богомудрого архипастыря, которого в народе считают великим светильником православной веры.

Свт. Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1783 г. в Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. поступил в Коломенскую Духовную семинарию, в 1800 г. продолжил образование в Троицкой Духовной академии. Большое внимание и усердие проявил при изучении греческого и еврейского языков, по окончании учебного курса был преподавателем этих языков. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность будущего святителя, в это же время его назначают преподавателем красноречия. После принятия монашеского пострига в 1808 г. будущего святителя Московского переводят в Санкт-Петербург, с определением быть инспектором Духовной академии и профессором философии. Все значительные события церковной жизни в столице не обходились в то время без «Слова», составленного этим богомудрым подвижником.

С 1812 г., уже в сане архимандрита, св. Филарет возглавляет Санкт-Перербургскую Духовную академию как ректор и преподает богословие. Отечественная война 1812 года произвела на св. Филарета сильное впечатление, он объяснял успехи России в войне против Наполеона нравственными причинами.

В 1817 г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Перербургской епархии, через два года назначен архиепископом Тверским и членом Синода, в 1820 г. он возглавляет Ярославскую кафедру, а с 1821 г. и до самой кончины был митрополитом Московским и Коломенским.

С именем свт. Филарета связана работа по переводу Священного Писания на русский язык. Благодаря этому христиане России ныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном языке. Полная Библия на русском языке, с указанием на титульном листе: «По благословению Святейшего Синода», была издана в 1876 г., уже после смерти святителя.

Как известно из истории свт. Филарет был знаменитым проповедником, его называли «московским Златоустом», самой большой наградой святитель считал для себя принятие с добрым намерением его слов. Проповеди его были услышаны не только в России, а были переведены на немецкий и французский языки.

Любовь к богослужению и частной молитве были характерной чертой его подвижнического пути. Он не только священнодействовал, но и сам, как простой инок, принимал участие в чтении и пении в лавре, в домовой церкви, в Гефсиманском скиту и других церквах Московской епархии. Свт. Филарет был миротворцем: если замечал вражду между кем-либо из своих пасомых, то прилагал все усилия к умиротворению. Внутренний духовный мир и нравственные качества митрополита Филарета более всего видны в его мудрых изречениях, которые содержатся в его «Словах» и частных письмах к духовным и мирским людям.

Любвеобильный пастырь проявлял внимание как к коронованным особам и государственным мужам, так и к чадам Церкви, отбывающим наказание в тюрьмах и на каторге. Известна молитва, составленная для заключенных святителем.

«В наше многомятущее время мы много хвалимся, да мало каемся, а время советует меньше хвалиться, да больше молиться», – говорил свт. Филарет, он глубоко понимал духовную жизнь, жил ею и передавал другим. При жизни еще святитель был наделен от Бога особыми дарованиями: утешения скорбящих, исцеления больных, провидением, молитвенным дерзновением, милосердием. Канонизирован митрополит Филарет в 1994 г. в Москве.

 

 Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский (1937): Новомуч.

 Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский (1937): Новомуч.

Сщмч. Сергий (Махаев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 г. в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича.

Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 г. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях.

С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели.

В 1900 г. при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись вел. князь Сергей Александрович и вел. княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 г. был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 г. рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви о. Сергий прослужил девятнадцать лет.

Став священником, о. Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 г. он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Сепуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

С осени 1905 г. по просьбе вел. княгини Елизаветы Феодоровны о. Сергий начинает учить Закону Божию и будущих сестер Иверской общины. В качестве члена Попечительского совета Иверской общины он являлся ее представителем в Особой Комиссии по сбору пожертвований при Московском местном управлении Российского общества Красного Креста. Кроме того, он являлся особо уполномоченным по церковному сбору на Красный Крест в Замоскворечье.

С 1908 г. о. Сергий состоял законоучителем школы при Доме бесплатных квартир на Якиманке Московского купеческого общества.

Занимаясь с сестрами общины, о. Сергий старался духовно развивать своих подопечных, готовить их к предстоящему служению помощи страждущим и укреплять тех, кто уже подвизался на этом поприще, уча черпать силы в благодати Божией и прибегать к предстательству святых. Он совершал с сестрами паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру, вел с ними беседы о духовной жизни, наставлял их на примере отечественных подвижниц благочестия.

Отца Сергия отличала особая духовная настроенность, которая проявлялась по отношению к окружавшим его людям и событиям.

6 мая 1915 г. по представлению Православного Палестинского Общества за пятнадцатилетние безвозмездные и ревностные труды на пользу Общества в качестве члена его Московской комиссии о. Сергий был награжден камилавкой. 29 июня 1917 г. он был награжден золотым наперсным крестом.

После октябрьского переворота 1917 г. о. Сергий продолжал служить в Иверском храме. Поскольку община была лишена средств, на которые обеспечивалось прежде ее существование, и был ликвидирован капитал, на проценты от которого содержался причт, он, подобно многим другим священникам в это время, устроился на государственную службу. Местом его работы стал Юридический отдел Замоскворецкого Совдепа. Именно в качестве служащего Юридического отдела 5 февраля 1919 г. поставил он свою подпись на договоре общины верующих с Моссоветом о пользовании Иверским храмом и его имуществом. Встречается его подпись и на подобных договорах других церквей Замоскворечья.

24 июня 1919 г. о. Сергий был назначен настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке. В августе 1919 г. батюшка хлопотал о передаче в храм, настоятелем которого он стал, богослужебного имущества из закрытого домового храма св. Александра Невского и о разрешении богослужения в этом храме. Не оставлял он и преподавания Закона Божия. Он являлся секретарем Совета приходских общин во имя Святого Духа в Замоскворечье, которым были организованы богословские чтения для взрослых в храме святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке и для юношества – в храме святителя Николая в Голутвине.

26 марта 1920 г. митрополитом Крутицким Евсевием о. Сергий был возведен в сан протоиерея. В феврале 1922 г. о. Сергию «за выдающиеся пастырские труды разрешено Московским епархиальным советом принять и носить золотой с украшениями наперсный крест, поднесенный прихожанами».

В том же 1922 г. он был арестован по подозрению в преподавании Закона Божиего детям и содержался две недели в Доме предварительного заключения, но был освобожден.

4 апреля 1922 г. проходило изъятие церковных ценностей в храме святых апостолов Петра и Павла. В июне – начале октября 1922 г. протоиерей Сергий был членом Московского епархиального управления, которое в этот период находилось в руках обновленцев. В качестве члена Московского епархиального управления он присутствовал на собрании духовенства третьего отделения Замоскворецкого сорока. В условиях обновленческой смуты о. Сергий был поначалу в числе тех, кто признал обновленческое Высшее Церковное Управление.

Однако, когда о. Сергий разобрался в истинной сути и источниках обновленческой смуты, он отошел от обновленцев и занял по отношению к ним непримиримую позицию.

В феврале 1924 г. протоиерей Сергий, стоявший во главе православной общины, организовал активное сопротивление общине «Союза церковного возрождения», захватившей церковь Петра и Павла.

В том же году о. Сергий был арестован и содержался в заключении три месяца.

В 1925 г. он служил вторым священником в храме святого Марона Чудотворца в Старых Панех до его закрытия в 1930 г.

В 1937 г. о. Сергий был назначен настоятелем Богоявленского собора города Ногинска (Богородска).

В августе 1937 г. были арестованы все члены церковного совета Богоявленского собора. Чтобы избежать закрытия храма, о. Сергий организовал создание новой двадцатки. В обстановке массовых арестов некоторые члены новой двадцатки заявили о своем выходе из нее; впоследствии это дало повод обвинять о. Сергия в том, что, организуя новый церковный актив, он оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц».

22 ноября о. Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму города Ногинска. В тот же день он был допрошен.

Виновным себя в предъявленном обвинении священник не признал.

25 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Махаев был расстрелян 2 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Михаил (Дмитрев), Александр (Серебров), Иоанн (Малиновский), Константин (Михайловский), Александр (Мишутин), Игнатий (Теслин), Иоанн (Флоровский), Симеон (Кривошеев), Иоанн (Пирамидин) (1937): Новомуч.

 (Сщмч. Михаил (Дмирев)).

Сщмч. Иаков (Бриллиантов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иаков Бриллиантов родился 7 марта 1871 г. в селе Никулино Бронницкого уезда Московской губернии. В 1893 г. Яков Иванович окончил Московскую Духовную семинарию. После рукоположения в сан священника он до 1927 г. служил во Владычнем женском монастыре города Серпухова. После закрытия обители его назначили в Троицкую церковь в селе Лужки Серпуховского уезда, а в 1929 г. перевели в Богоявленский храм города Коломны. С 1 июля по 1 сентября 1931 г. он исполнял обязанности благочинного.

В 1930 г. сотрудники Коломенского ОГПУ попытались привлечь о. Иакова к сотрудничеству. В апреле его вызвали на допрос и стали спрашивать о том, кто из знакомых ему купцов и священников занимается контрреволюцией. Давать какие-либо показания о. Иаков отказался и вскоре был отпущен. Сколько раз проводились такие беседы с о. Иаковом, неизвестно, но 5 июня он подписал документ о сотрудничестве, причем, понимая его совсем не так, как понимали его сами представители ОГПУ.

12 декабря 1931 г. его снова вызвали на допрос и арестовали. Во время допроса он заявил следователю, что «шпионом и провокатором он не будет, за все время с апреля 1930 г. по сие время я ни на кого не доносил, никого не подводил…». 3 января 1932 г. священника отпустили, думая, что, побывав в тюрьме, он «исправится».

29 марта 1932 г. о. Иакова арестовали и заключили в Коломенский дом заключения. В тот же день состоялся допрос. На вопросы следователя священник вновь выразил свое нежелание быть шпионом и провокатором, а подписку, данную им о сотрудничестве, он понимает, как обязанность сообщать в ОГПУ об организации заговоров против советской власти, каковых среди люди, с которыми он вращался, не было.

1 апреля следователем был вызван на допрос священник Михаил Дмитриевич Покровский, служивший также в Коломне, который хоть и заявил, что мало знает о. Иакова, однако полностью оговорил его, подписав показания, нужные следствию, а именно, что о. Иаков ярый монархист, недоволен советской властью и всегда ее ругает.

На очередном допросе 8 апреля следователь спросил о. Иакова об отношении к советской власти, о взаимоотношениях его с духовенством Коломны, ранее арестованным ОГПУ.

19 апреля уполномоченный Коломенского районного отделения ОГПУ составил обвинительное заключение, где вина священника Иакова Бриллиантова была сформулирована так: «…поп Бриллиантов, являясь нашим секретным осведомителем, помимо того, что игнорировал взятые на себя обязательства как специального осведомителя путем отрыва от работы, ведет среди духовенства и верующих антисоветскую агитацию».

8 мая 1932 г. тройка ОГПУ приговорила священника Иакова Бриллиантова к ссылке в Казахстан сроком на три года. После отбытия срока наказания о. Иаков вернулся в Московскую область и поселился в селе Горы Озерского района. Священноначалием он определен был служить в храм в честь прп. Сергия Радонежского в том же селе.

В конце 1930-х годов власти предприняли меры по физическому уничтожению Русской Православной Церкви. В разгар гонений священник Иаков Бриллиантов 21 ноября 1937 г. был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму.

На обвинение следователя священник ответил: «Виновным себя в том, что я вел контрреволюционную агитацию среди населения, я не признаю, для меня каждая власть от Бога. Предъявленные мне факты моей контрреволюционной агитации с моей стороны никогда не произносились, антисоветской деятельностью я никогда не занимался».

23 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бриллиантов был расстрелян 2 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмчч. Димитрий (Куклин), Иаков (Передий) пресвитеры (1937): Новомуч.

 (Прмчч. Петр (Мамонтов) и Иоасаф (Крымзин)).

Прмч. Иоасаф (Крымзин) (1937): Новомуч. Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Павлович Крымзин) родился 7 сентября 1880 г. в селе Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье Павла Ивановича и Людмилы Ивановны Крымзиных. В селе Румянцеве Иван Павлович окончил начальную школу и в 1904 г. поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии. В монастыре, по его собственному признанию, он получил духовное образование, назидаясь монастырским богослужением, слушая слово Божие, учась исполнять евангельские заповеди.

Проходить путь монашеской жизни в Екатерининской пустыни в те годы было нелегко. Обитель, основанная в 1658 г. на месте явления святой великомученицы Екатерины царю Алексею Михайловичу, в начале XX столетия стала местом, куда из разных монастырей переводились на исправление монахи, не исполнявшие монашеских обетов. Епитимийцы составляли половину ее насельников.

6 апреля 1909 г. послушник Иван Крымзин был определен в число братии, 9 января 1912 г. – пострижен в мантию с именем Иоасаф, а 30 июня 1912 г. рукоположен в иеродиакона и вскоре назначен заведующим монастырским подворьем в Москве. 19 марта 1917 г. он был рукоположен во иеромонаха, а 20 февраля 1918 г. Екатерининская пустынь была передана эвакуированному из Гродненской епархии в Первую мировую войну Красностоцкому женскому монастырю, братия же Екатерининской пустыни была переведена в Сепуховской Высоцкий монастырь. Иеромонах Иоасаф изъявил желание перейти на жительство в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. В 1919 г. он проходил в монастыре священническое и клиросное послушания, а с 1921 г. – послушание эконома. В 1929 г. Гуслицкий монастырь был властями закрыт, и о. Иоасаф с 1931 г. стал служить в Никитской церкви в селе Бывалино Павло-Посадского района. 24 сентября 1935 г. о. Иоасаф был возведен в сан игумена.

Вторым священником в Никитском приходе был также бывший насельник Гуслицкого монастыря иеромонах Петр (Мамонтов).

18 ноября 1937 г. о. Иоасаф был арестован, заключен в тюрьму города Ногинска и 21 ноября допрошен.

Его обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной агитации, направленной вразрез проводимых мероприятий партией и правительством».

Виновным себя в этом священник не признал.

25 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу. Игумен Иоасаф (Крымзин) был расстрелян 2 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмч. Геннадий (Ребеза) (1937): Новомуч.

Прмч. Вениамин (Зыков) (1937): Новомуч. Преподобномученик Вениамин (в миру Василий Иосифович Зыков) родился 28 февраля 1870 года в поселке Нижнетагильский завод Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне город Нижний Тагил Свердловской области) в семье кузнеца. В 1894 году поступил в верхотурский во имя святителя Николая монастырь. 1 января 1896 года зачислен в число братии. Вскоре переведен в екатеринбургский архиерейский дом. В 1899 году пострижен в монашество, 11 апреля того же года рукоположен во иеродиакона. 6 декабря 1903 года по собственному прошению возвращен в Верхотурский монастырь. В послужном списке иеродиакона Вениамина за 1913 год отмечено, что он «качеств очень хороших, к послушаниям способен и усерден». Отличался ревностью в монашеской жизни, прямым характером. 12 сентября 1907 года, в день памяти перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского, Екатеринбургский и Ирбитский епископ Митрофан передал в дар настоятелю монастыря игумену Ксенофонту (Медведеву) и иеродиакону Вениамину священническое и диаконское облачения, сшитые императрицей св. Александрой Феодоровной.

Во время кощунственного вскрытия мощей прав. Симеона Верхотурского, устроенного властями 25 сентября 1920 года, в день празднования перенесения мощей святого, иеродиакон Вениамин был единственным, кто громко возгласил: «А мы верили и будем верить угоднику Божиему праведному Симеону, и прошу вас не кощунствовать!» В тот же день инок был арестован по обвинению в «открытой агитации и сопротивлении вскрытию мощей», доставлен в ГубЧК. Следователь написал заключение о том, что «архимандрит Ксенофонт и архидиакон Зыков Вениамин являются непримиримыми контрреволюционерами, определенно ведущими классовую борьбу против освобождения человечества, а потому... заслуживают применить высшую меру наказания – расстрел». 2 октября 1920 года Вениамину (Зыкову) было предъявлено обвинение в «контрреволюционной деятельности», неподчинении распоряжениям власти и призывах к восстанию. 24 ноября к обвинениям добавили расхищение монастырского имущества, и дело было передано в Губревтрибунал. 28 июня 1921 года коллегия Екатеринбургской ГубЧК приговорила архимандрита Ксенофонта и иеродиакона Вениамина к 2 годам принудительных работ без содержания под стражей.

11 октября церковноприходской совет при храмах Верхотурского монастыря обратился в ЧК с ходатайством об освобождении архимандрита Ксенофонта и иеродиакона Вениамина и разрешении им вернуться в Верхотурье. 28 ноября 1921 года ГубЧК вынесла постановление о досрочном освобождении иноков. Вениамин (Зыков) вернулся в Верхотурский монастырь. В 1924 году он был снова арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, заключен на 6 месяцев в тюрьму.

В августе 1925 года иеродиакон Вениамин был арестован в числе братии Верхотурского монастыря в ходе следствия по делу о распространении «контрреволюционного» письма обновленческого «епископа» Николая Соловья (Соловейчика), в конце 1923 года эмигрировавшего из России и публиковавшего за границей заявления антисоветского характера. (Письмо, найденное в Верхотурском монастыре, было написано Соловьём в Сан-Франциско и содержало фразы о том, что ряд важнейших мероприятий и реформ обновленческого синода «создаются и вырабатываются под давлением секретного отдела ОГПУ».) Верхотурские иноки были помещены в тюрьму в Нижнем Тагиле, обвинялись «в сношениях с белогвардейщиной, находящейся на содержании американских янки в Сан-Франциско, и в распространении контрреволюционного воззвания с призывом к вооруженной борьбе против советской власти». На заседании Уральского областного суда, которое проходило 20-22 октября 1925 года, часть обвиняемых была приговорена к различным срокам заключения. Вениамина (Зыкова) признали невиновным в «антисоветской деятельности», но как «социально-опасный элемент» он был лишен права проживания в течение года в Кунгурском, Ирбитско-Туринском и Нижнетагильском округах Уральской области. Иеродиакон Вениамин поселился в посёлок Касли Уральской области, служил в местной церкви, до 1932 года поддерживал переписку с архимандритом Ксенофонтом.

13 марта 1937 года Вениамин (Зыков) был арестован вместе с др. клириками каслинского храма, заключен в тюрьму в Челябинске. На допросах он не отрицал, что в связи с участившимися закрытием церквей и арестами священнослужителей вел «антисоветские и контрреволюционные» разговоры: «Пользуясь авторитетом как монах, я приводил верующим изречения из Священного Писания и в разъяснениях хулил советскую власть, призывая укреплять веру и протестовать против арестов священнослужителей». 13 июня 1937 года особое совещание при УНКВД СССР приговорило иеродиакона Вениамина (Зыкова) к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в посёлке Майское Бескаргайского района Павлодарской области. В ноябре 1937 года преподобномученик вновь был арестован. На допросе он сказал: «В Майском трудовом поселке я жил на одной квартире со ссыльными, также служителями религиозного культа… Часто пели божественные песни... При разговорах м

Сделать бесплатный сайт с uCoz