Краткие жития святых, православные праздники и события

27 ноября / 10 декабря

 

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия (VI-VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Прмчч. Монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V).

Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской, Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

 

 

Икона Божией Матери Знамение Икона Божией Матери, именуемая «Знамение».

Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Пречистой Девы Богоматери с распростертыми к небу руками и Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой руке держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да примет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. Название «Зн

амение» подобные изображения Пресвятой Богородицы получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской святой иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 г.

 

 

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере Русской земли одну державу и для этой цели хотел сокрушить силу новгородскую. К нему присовокупились многие другие князья. Союзные войска подступили к Новгороду, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы, видя страшную силу врагов и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Все храмы в городе были наполнены народом, а архиепископ Иоанн три дня и три ночи стоял при алтаре Божием в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. Все решили защищаться насмерть. В ночь перед окончательным приступом святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену, и тогда «узриши, – прибавил голос, – спасение граду». На рассвете, рассказав о видении, он послал соборный клир за иконою. Но посланные воротились, сказав, что икона не двигается с места. Тогда святитель сам со всем собором священнослужителей пошел в Спасскую церковь и, падши перед иконою, так молился со слезами: «Дева, Владычица, упование и Заступница нашего града! Молись Сыну Твоему и не предай нас врагам нашим за грехи наши, но да явится и ныне милосердие Твое к нам». Начали молебен, все молились со слезами, и лишь запели после 6-й песни кондак «Предстательство христиан непостыдное», как икона заколебалась. Тогда архиепископ взял икону и дал ее нести двум диаконам. Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в св. образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города», – и вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города Заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконе 27 ноября. В 1566 г. по молитвам перед этой иконою был остановлен страшный пожар в Новгороде. В 1611 г. шведы, овладев Новгородом, производили в нем грабежи и хотели ограбить и собор, где стояла чудотворная икона, но лишь только вступили на соборный порог, как вдруг были отброшены назад невидимой силой. Это устрашило грабителей, и тогда никто из них не осмеливался более стремиться в собор.

Иеромонах Пахомий Логофет, серб, пришедший в Новгород с Афона, в 1460 г. по желанию архиепископа Новгородского Ионы написал два канона на праздник Знамения, один из которых включен в службу иконе Богоматери. Ныне чудотворная икона находится в новгородском Софийском соборе. В разных концах России прославились списки с нее: Царскосельская, Абалацкая, Санкт-Петербургская, Соловецкая, Серафимо-Понетаевская и другие (см. о них ниже).

Мученик Иаков Песянин Вмч. Иаков Персянин (421). Великомученик Иаков происходил из знатной семьи персидского города Бетланеты. Родители его были христианами и воспитывали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его. Случилось, что из-за угождения царю-идолопоклоннику он оставил христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам. Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, что он угождает царю, который сегодня жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родственник им, и они ему чужие. Письмо это как гром поразило Иакова, и он раскаялся. Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. «Так-то ты платишь за благодеяние отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься, то знай, что я предам тебя лютейшей казни», – сказал Вараран Иакову. «Я не боюсь смерти, она как сон. Как пробуждаются люди ото сна, так восстанут и от смерти в День Пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь те, которые не чтят Бога». Тогда царь собрал вельмож и спросил, какой смертью казнить Иакова? Один из них сказал, что надо растянуть его и отрубить ему сначала пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом сами руки и ноги, далее плечи и колени и, наконец, голову. Так и было сделано. Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему в перенесении казни. И сам он попросил позволения помолиться перед казнью. Казнь началась, и святой мученик мужественно терпел жесточайшие страдания и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи. Аминь», – сказал, наконец, Иаков перед отсечением главы (Пс. CXLI, 7). Христиане собрали члены и кровь мученика и погребли. Части мощей св. Иакова были на Афоне и в Почаевской лавре. Глава хранилась в Италии, в Ватиканской базилике.

Прп. Палладий Александрийский (VI-VII). Родом из Солуни. Подвизался в Александрии в конце VI и начале VII века.

Святители Ростовские Иаков и Димитрий (Свтт. Иаков и Димитрий, епп. Ростовские).

Свт. Иаков, еп. Ростовский (1392). Святитель Иаков был возведен на Ростовскую кафедру в 1386 г. (при св. князе Димитрии Донском). Он отличался ученостью и красноречием и прославился обличением еретика Маркиана, который отрицал святые иконы. После этого Маркиан был вынужден удалиться из города навсегда. Но недолго оставался святитель на своей кафедре. За то, что он спас осужденную на смертную казнь женщину, назначив ей место для покаяния, народ изгнал его из города. Тогда он положил свою мантию на воды озера Неро, перекрестился, стал на нее и отплыл из города. Вышел он за полторы версты от него на берег.

Князь и народ, пораженные чудом св. епископа, со слезами молили его о прощении. Святитель простил всех, но вернуться на свою кафедру решительно отказался. Там, где он вышел на берег, он поставил себе келью и стал подвизаться. К нему собрались многие его ревнители, чтившие его иноческие подвиги, и он поставил для них кельи и храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Так создался (в 1389 г.) ростовский Яковлевский монастырь, в котором до последнего времени почивали его святые мощи.

Скончался святитель Иаков 27 ноября 1392 г. В той же обители погребен и святитель Димитрий Ростовский († 1709, память его 21 сент.).

Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.

Святой князь Всеволод Новгородский, Псковский Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Память его празднуется также 11 февраля в день кончины (см. о нем там же). Погребен он был в церкви св. Димитрия Солунского. В октябре 1192 г. мощи святого были обретены, перенесены в Троицкий собор и положены в пределе, ему посвященном. В мае 1834 г. – в первый день Пасхи – их с торжеством переместили в сам собор.

Блж. Андрей Симбирский (Огородников) (1841). Память его также 21 мая.

 

 Сщмч. Николай (Добронравов), архиеп. Владимирский (1937): Новомуч. Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 г. в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 г. Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 г. – Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. Женился. Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. После революции 1917 г. и закрытия Александровского военного училища о. Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишах. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917/18 годов.

Летом 1918 г. власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли ко храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, придя к настоятелю храма протоиерею Николаю, потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и о. Николай ответил, что у церковного старосты.

Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 г. в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 г. Под датой 2(15) ноября 1917 г. в дневнике о. Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 г. он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании.

По окончании следствия Реденс написал свое заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни… хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции “тип”, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь».

3 декабря 1918 г. президиум коллегии отдела ЧК принял решение о заключении о. Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование, и, в конце концов, 16 апреля 1919 г. было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить.

В начале 1921 г. протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в 1921 г. был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 г. в связи с появлением обновленцев были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Среди других был арестован и епископ Николай. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край.

По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев. 16 апреля 1924 г. безбожники арестовали архиепископа и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Его привлекли в качестве обвиняемого по некоему делу об избиении члена рабоче-крестьянской инспекции, а также обвинили в том, что он, имея большой авторитет, проводил среди духовенства контрреволюционную агитацию. Вызванный на допрос архиепископ сказал, что под его руководством находится Звенигородское викариатство, а также храмы Замоскворецкого района в Москве, где в его подчинении состоят три благочиния, в которых находится 44 храма. Он отверг приписываемые ему «антисоветские выступления» со своей стороны.

14 июня 1924 г. архиепископ был освобожден. В этом же году он был назначен архиепископом Владимирским и Суздальским.

После кончины Патриарха Тихона владыка стал одним из ближайших помощников Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра. Впоследствии, когда под давлением ОГПУ возник григорианский раскол и архиепископ Григорий добивался того, чтобы Местоблюститель передал церковное управление церковной коллегии, Местоблюститель первым в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, поставил имя архиепископа Николая, зная его как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной.

11 ноября 1925 г. комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства приняла решение ускорить процессы раскола в Церкви, для чего было необходимо арестовать архиереев, которые противились проводимой государством антицерковной политике. 11, 20 и 30 ноября 1925 г. были арестованы одиннадцать архиереев из числа ближайших сподвижников митрополита Петра и среди них архиепископ Николай, а также многие священники и миряне.

Священник Сергей Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал впоследствии о подробностях пребывания владыки Николая на Лубянке. Он рассказал «…об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах». Он говорил о величии его духа, благодаря которому владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру.

Священник Сергей Сидоров был тогда освобожден, но архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 г. был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания ссылки ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года.

Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве. Во время гонений 1937 г. власти ставили своей целью уничтожение большинства священно-церковнослужителей и для этого опрашивали всех тех, кто мог бы стать свидетелем обвинения. 10 ноября 1937 г. сотрудники НКВД допросили одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 г., служа с ним в разных храмах Москвы. Отметив большой авторитет владыки, свидетель привел примеры антисоветской деятельности архиепископа, в частности, он неоднократно заявлял, что «Русская Православная Церковь и весь русский народ переживает тяжелое положение исключительно по своей простоте и недальновидности, доверились различным проходимцам, и вот результат, у власти стоит “апокалипсический зверь”, который расправляется с русским народом и духовенством». Также Добронравов среди окружающих говорил о необходимости защиты Церкви и духовенства, заявляя, что «каждый верующий должен противодействовать мероприятиям советской власти, не допускать закрывать церкви, собирать подписи, подавать жалобы, а самое главное, что духовенство должно разъяснять верующим смысл происходящих событий…, что советская власть есть явление временное…».

27 ноября власти арестовали владыку и заключили в Бутырскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение как участнику контрреволюционной организации церковников. Владыка отверг это обвинение.

7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Василий (Соколов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1872 г. в селе Любаново Московской губернии в семье псаломщика Михаила Соколова. В 1895 г. Василий Михайлович окончил Вифанскую Духовную семинарию. Женился, но рано овдовел, у них с женой был один сын. В 1897 г. Василий Михайлович был рукоположен во священника к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Верейского уезда Московской губернии. В 1924 г. о. Василий был возведен в сан протоиерея, в 1927-м – награжден крестом с украшениями, в 1931 – палицей.

В начале 1932 г. к районному уполномоченному ОГПУ поступил донос, что «в селе Афинеево священник Василий Михайлович Соколов ведет систематическую антисоветскую агитацию и антиколхозную деятельность. Методом борьбы с советской властью Соколов избрал организацию различных торжественных богослужений и юбилеев, на одном из которых Соколов поминал бывшего царя Николая».

9 апреля следователь допросил жителя села Афинеево, который сказал, что «Соколов к советской власти настроен враждебно, неоднократно я замечал с его стороны агитацию против колхоза…», и привел примеры якобы слышанных от священника высказываний по этому поводу.

На следующий день, 10 апреля 1932 г., о. Василий был арестован и заключен в тюрьму в городе Наро-Фоминске. 14 апреля следователь допросил его. Священник вины своей в предъявленных ему по доносу обвинениях не признал.

8 мая 1932 г. тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан, все имущество его было конфисковано.

По возвращении из ссылки в 1934 г. он стал служить в церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Каменки Волоколамского района; в 1937 г. протоиерей Василий был награжден митрой.

Осенью 1937 г. против священника было организовано новое «дело» на основании заявления руководства каменского колхоза, будто священник Василий Соколов занимался вместе с живущими в том же селе монахинями хищением травы с колхозных полей. Отец Василий не признал себя виновным в хищении колхозного имущества и сказал, что помогал хворой монахине косить траву и заготавливать сено. Суд приговорил священника к штрафу пятьсот рублей, но о. Василий уже не смог их заплатить, так как 27 ноября этого же года власти снова арестовали его. Незадолго до ареста, 19 ноября, он получил назначение на новое место служения – в храм Рождества Христова в селе Вешки Уваровского района, но воспользоваться им он уже не успел.

Протоиерей Василий был обвинен в том, что «сгруппировал вокруг церкви церковный актив, регулярно проводил с ними беседы. После того, как сельсоветом организованы были десятидворки по изучению сталинской конституции и проведению разъяснительной работы по выборам в Верховный совет… обрабатывали колхозников в церковном духе и с десятидворок приглашали их в церковь… Таким методом Соколов перетащил на свою сторону ряд членов сельсовета и рядовых активных колхозников, вовлек их в церковный совет и церковными старостами, последние стали реже посещать собрание колхозников и хуже работать в колхозе».

На обвинение, предъявленное ему следователем, священник ответил, что «контрреволюционной антисоветской деятельностью» он не занимался.

Вместе с о. Василием был арестован священник Николай Виноградов, который, находясь за штатом, иногда служил в каменской церкви. На вопрос следователя, что он может сказать о контрреволюционной деятельности попа Соколова, ответил: «Поп Соколов вместе с церковной старостой укрыли от финотдела серебряные церковные вещи… Соколов с монахинями договорились красть зерно в колхозе, что и делали… У Соколова на квартире часто собирались монахини и весь церковный актив, где они обсуждали свою антисоветскую работу. После этого Соколов вместе с монахинями ходили по домам и агитировали против власти, а в последнее время против предвыборной кампании. Меня они недолюбливали и сторонились. Меня называли красным попом…»

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, а священника Николая Виноградова – к десяти годам заключения. Протоиерей Василий Соколов был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Борис (Ивановский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Борис родился в 1897 г. в городе Москве в семье почтового служащего Павла Ивановского. Окончил реальное училище и Духовную семинарию – в то время, когда в России совершился государственный переворот и к власти пришли безбожники. До 1923 г. Борис Павлович работал редактором в Российском Телеграфном агентстве РОСТа. В 1923 г. он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Павло-Посадского района.

В 1930 г. в стенах Покровско-Васильевского монастыря в Павловом Посаде появились листовки, которые властями были расценены как контрреволюционные. По подозрению в расклеивании листовок власти арестовали о. Бориса, но, продержав его две недели под стражей, освободили.

В конце 1930 г. о. Борис был направлен служить в Москву в храм Живоначальной Троицы в Листах на улице Сретенке. В тридцатых годах храм был закрыт и о. Борис был переведен в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. За беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея. Жил он в селе Леоново на окраине города. Здесь же жили священник, служивший в Ризоположенской церкви села Леоново – Павел Филицин (сщмч., память его 4 янв.), и священник Александр Кедров, служивший в храме на Пятницком кладбище в Москве, принадлежавшем тогда обновленцам. 15 ноября 1937 г. все они были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму.

Вызванный на допрос священник Александр Кедров показал: «Я служу священником с 1919 г.; ранее был тихоновской ориентации, а сейчас, с 1935 г., стал постепенно отходить от тихоновцев, но Филицин и Ивановский являются убежденными тихоновцами и проявляют большую злобу к советской власти. Борис Ивановский заявил мне: “Наступит наше время, когда мы всех коммунистов в порошок сотрем с лица земли”. Я такие убеждения осуждал и не поддерживал».

Протоиерей Борис на допросе сказал: «Церковь, где я служу, принадлежит тихоновскому направлению. Сам я по убеждениям тоже тихоновец, ни к каким другим церковным течениям не принадлежу. Стандартное обвинение в ведении «антисоветской агитации» он отверг.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Бориса к расстрелу. Другие обвиняемые были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Борис Ивановский был расстрелян 10 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Феодор (Дорофеев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Феодор родился 7 июня 1885 г. в деревне Козлаково Андреевской волости Владимирской губернии в семье крестьянина Евфимия Дорофеева. Окончил Владимирскую Духовную семинарию. В 1906 г. женился на Александре Нарбековой, родители которой были крестьянами того же села. Был рукоположен в сан диакона и служил в храме села Выпуклово Александровского уезда Владимирской губернии. По рукоположении в сан священника служил в Сретенском храме в селе Константиново Московской губернии.

Во время гоний, в 1931 г., храм в селе был закрыт, и священник и прихожане принялись усиленно хлопотать о его открытии. В это время о. Феодор служил в домах своих прихожан. В декабре 1932 г. священник и наиболее активные из членов церковной двадцатки были арестованы по обвинению в создании антисоветской контрреволюционной группировки церковников, которая будто бы ставила своей целью срыв мероприятий советской власти и развал колхозов; они будто бы собирали нелегальные собрания крестьян, на которых читали и разъясняли в антисоветском духе религиозную и антисемитскую литературу, возбуждая, таким образом, суеверия в отсталых группах населения. Кроме этого, о. Феодор был обвинен в том, что во время богослужений призывал верующих оказать помощь храму.

Священник в предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 21 января 1933 г. тройка ОГПУ приговорила его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Вернувшись из заключения, о. Феодор стал служить в храме преподобного Сергия Радонежского в селе Зятьково Талдомского района Московской области, который был выстроен в память победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.

Осенью 1937 г. были допрошены лжесвидетели, которые показали, что о. Феодор сетовал, что прихожане мало стали заказывать молебнов и панихид, что священники в последнее время оказываются без средств к существованию, и убеждал верующих оказать помощь и призвать к тому же других.

31 октября 1937 г. о. Феодор был арестован и заключен в Таганскую тюрьму.

Виновным себя в ведении антисоветской деятельности священник не признал.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу. Священник Феодор Дорофеев был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Андреев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 8 февраля 1869 г. в семье священника Александра Андреева в городе Виндаве Курляндской губернии. Окончил начальную школу и учительскую семинарию. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Риги. Во время Первой мировой войны он вместе с семьей был эвакуирован в Московскую губернию и назначен служить в Богоявленский собор в городе Богородске (ныне город Ногинск), где служил до своего ареста в 1937 г. За ревностную и беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея.

26 ноября 1937 г. власти арестовали о. Николая, и он был заключен в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день были допрошены лжесвидетели, один из которых сказал, что священник после богослужения говорил верующим: «Православные, нашу двадцатку арестовали коммунисты, и поэтому для укрепления веры прошу вас подойти к столу и подписать лист – не давайте советской власти закрывать наш собор».

На следующий день был допрошен священник.

Виновным себя в ведении «активной контрреволюционной деятельности» священник не признал.

1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Андреев был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Алексий (Сперанский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 16 марта 1881 г. в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Александра Сперанского. По окончании в 1899 г. Вифанской Духовной семинарии он стал учителем церковноприходской школы. В 1902 г. Алексей Александрович был определен псаломщиком в Борисоглебский храм в селе Зюзино Московского уезда, а в 1909 г. переведен в Богородице-Рождественский храм при ремесленной богадельне в городе Москве.

В 1917 г. Алексей Александрович был рукоположен в сан священника к Успенскому храму села Богслово Богородского уезда Московской губернии, где служил в то время его престарелый отец, и назначен на должность законоучителя в Бульковскую земскую школу. В 1920 г. епископ Богородский, викарий Московской епархии, Платон (Руднев) наградил его скуфьею. В селе Богослово о. Алексий прослужил всю свою жизнь.

Власти преследовали священника и, начиная с 1929 г., стали его штрафовать. В середине тридцатых годов о. Алексий, не оставляя службу в храме, устроился работать в колхоз кузнецом. Когда приходили в кузницу с просьбами покрестить, повенчать и отпеть, он снимал фартук и шел совершать требы. Но по субботам и воскресеньям он неопустительно совершал службы в церкви и во время богослужений всегда говорил проповеди.

25 ноября 1937 г. власти распорядились арестовать священника. Формальным основанием для ареста послужили пересказанные кем-то его слова: «Православные, надо укреплять веру в Бога, самим чаще посещать храм Божий и других, поддавшихся дурному влиянию, привлекать к церкви». Отец Алексий был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Ногинскую тюрьму. Виновным себя священник не признал.

1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Сперанский был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Смчч. Иоанн (Глазков), Сергий (Бредников), Иоанн (Хрусталев) пресвитеры (1937): Новомуч.

Сщмч. Сергий (Аманов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 1 апреля 1873 г. в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Ивана Аманова. Отец Сергия умер в 1916 г. В 1894 г. Сергей Ива

Сделать бесплатный сайт с uCoz