Краткие жития святых, православные праздники и события

28 ноября / 11 декабря

 

Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Сщмч. митр. Серафима (1937). Сщмчч. Петра, Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмчч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937); мц. Параскевы (1938); сщмч. Николая пресвитера (1941).

Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).

Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (ок. 767).

 

Прмч. Стефан Новый, Константинопольский Прмч. и исп. Стефан Новый (767). Преподобномученик Стефан родился в 750 г. в Константинополе от благочестивых родителей, по их молитвам. Сама Пресвятая Богородица явилась матери его и обещала, что у нее будет сын, как она и просила. В 40 день по рождении Стефана мать, придя с ним в храм, сказала в молитве Богородице: «Тебе, Пресвятая Богородица, после Господа посвящаю моего возлюбленного сына, которого Ты даровала мне». Возрастая, отрок показал себя весьма благонравным и особенно полюбил чтение творений св. Иоанна Златоуста. Родители отдали его в пустынь на гору Аксентиеву, в Вифинии, к старцу Иоанну. Однажды со слезами на глазах старец предсказал Стефану, что место их жительства будет возделано и взращено им, но иконоборцы разорят и опустошат его. Скоро старец умер, а Стефан прославился подвигами, так что стали к нему стекаться многие любители иноческого жития, и при пещере образовалась обитель. В это время началось гонение на иконы, и к св. Стефану приходили многие за советом; он советовал не имевшим надлежащей крепости духа скрываться от гонителей. Скоро узнал о Стефане царь – гонитель икон Компроним – и хотел лаской и подарками склонить его к тому, чтобы он подписал постановление бывшего беззаконного собора против употребления икон. «Собора я не подпишу, – сказал Стефан, – а за святые иконы я готов умереть. Даров царских не приму». Царь разгневался  и искал повода погубить его. Подговорив одного юношу, чтобы тот поступил к нему в монастырь. Святой принял юношу, но юноша бежал из монастыря и сказал царю, что св. Стефан насильно постриг его. Тогда царь послал множество воинов, чтобы разорить Авксентиеву обитель, а самого святого с бесчестием и побоями, в цепях, отправить в темницу. В темнице вели с ним спор поборники ереси. Святой окончательно опроверг все их доводы против иконопочитания. Тогда царь приказал сослать св. Стефана на остров Геллеспонт, в Проконнес. Здесь святой поселился в пещере. Сюда пришли и ученики его, жившие в Авксентиевой обители, и таким образом тут основалась обитель. Св. Стефан начал совершать чудеса. Он исцелил одного из воинов, повелев ему поклониться иконе Спасителя и Пресвятой Богородице. Услышав об этом чуде, Компроним позвал к себе воина, разгневался и назвал его идолопоклонником. Воин, испугавшись царского гнева, обещал ему, что более не станет кланяться иконам. Господь наказал этого воина: конь сбросил его и растоптал до смерти. Затем царь приказал привести к себе самого Стефана. Дорогой Стефан выпросил у одного воина монету. Царь много говорил со св. Стефаном против иконопочитания, святой же опровергал его; наконец, показав царю и предстоящим монету с изображением царя, спросил: «Что было бы с тем человеком, который с бесчестием бросил бы на землю царское изображение и стал топтать его ногами? Не заслужил ли бы он казни?». «Конечно так!», – отвечали все. Тогда преподобный с сердечным сокрушением сказал: «Какое ослепление! Если следует строго наказывать за оскорбление земного царя, то какой же казни подлежите вы, поправшие и предавшие огню образ Самого Сына Божия и Его Пресвятой Матери?» Царь приказал заключить святого в темницу. Здесь Стефан нашел множество иноков, посаженных за почитание святых икон. У одних из них были обрезаны уши, у других носы, у третьих выколоты глаза, а у иных, которые писали в защиту икон, отрублены руки. С прибытием святого темница превратилась в монастырь; здесь начали совершаться пения и молитвы по монастырскому чину; 11 месяцев св. Стефан находился в темнице. Тут открыто было ему, что через 40 дней последует его кончина. Копроним праздновал языческий праздник, называемый врумалиями [или брумалии, от лат. брума – день зимнего солнцестояния], ибо нечестивый еретик не оставлял и языческих празднований. В это время напомнили ему о Стефане, и он приказал замучить святого. Святой радостно сам вышел к воинам. Воины повергли его на землю и повлекли по улице, осыпая ударами. Один из них ударил святого бревном по голове, и он испустил дух. Толпа долго издевалась над телом св. Стефана, потом растерзала его на части и бросила в глубокую яму, где хоронили казненных преступников. Бог наказал их за смерть святого, – внезапно началась страшная гроза, от которой погибли многие в Константинополе.

Мученик Иринарх Мч. Иринарх Севастийский и с ним святых 7 жен (303). Святой Иринарх происходил из города Севастии (Армянской). В юном возрасте он был палачом и участвовал при мучениях святых мучеников. Во время истязания правителем Максимианом, при Диоклетиане, святых семи жен, Иринарх был просвещен благодатью Божией: видя жен, мучимых ради Христа и посрамляющих мучителя, он дерзновенно исповедал Христа и назвал себя христианином. Тогда, по повелению правителя, он был ввергнут в болото, откуда вышел невредимым, а затем – в огненную печь, но и она не причинила ему никакого вреда. После этого его усекли мечом.

 

 Сщмч. митр. Серафим (Чичагов) (1937): Новомуч. Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. в семье военного, принадлежащей к одному из наиболее древних дворянских родов России. После окончания Императорского пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876-1877). Под впечатлением пережитого он стал глубоко размышлять над вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург он – на определившихся для него путях ко Господу – находит духовную поддержку у св. праведного о. Иоанна Кронштадтского (память его 20 дек.), ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом. В 1879 г. Леонид Михайлович вступает в брак, в уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия.

Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения трав, что давало возможность использовать их в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине подполковника, в 1893 г. Л.М. Чичагов, по благословению св. Иоанна Кронштадтского, принимает священнический сан. Он служит в различных храмах Москвы и отдает все свои силы их благоустроению. В 1895 г. умирает его жена. Скорбя о потере близкого человека и сосредоточившись на молитве, о. Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов прп. Серафима Саровского.

В 1898 г. о. Леонид принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Вскоре он, уже в сане архимандрита, назначается настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Постоянно ощущавший духовную поддержку прп. Серафима Саровского, архимандрит решил обратиться непосредственно к Государю Императору с просьбой поставить вопрос о его канонизации в Священном Синоде. После этого Деянием Синода 1903 г. Саровский старец Серафим причислен был к лику святых.

Приняв участие в различных торжествах в связи с канонизацией преподобного в Сарове, свой окончательный вклад в его прославление архимандрит Серафим внес несколько позже, составив замечательный акафист преподобному.

В 1905 г. архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа.

Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 г., владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., на котором возглавил отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 г., святитель Серафим был назначен на Варшавскую кафедру, но вступить в управление не мог из-за начавшихся боевых действий.

В 1921 г., уже в сане митрополита, он был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. Вернувшись через год в Москву, он вскоре опять был арестован: ему вменялось в вину прославление прп. Серафима Саровского. Некоторое время после этого святитель жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, пребывая в молитве, раздумывая о судьбах России и Церкви.

В 1928 г. митрополит возвращается к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения.

В своих проповедях владыка Серафим призывал народ церковный к строго православной жизни, стремился укрепить паству. В 1933 г. семидесятисемилетний святитель, отдавший все свои силы служению в епархии, был уволен на покой. Последние годы он провел в деревне под Москвой, пребывая в духовных размышлениях и готовясь к встрече со Христом. Арестованный в ноябре 1937 г. восьмидесятилетний старец, больной и немощный, был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных ему обвинений и держался мужественно. Был он расстрелян 11 декабря (по новому стилю) 1937 г. в деревне Бутово под Москвой. Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути.

Память его празднуется также в ближайшую Неделю к 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Сщмч. Петр (Ворона) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 30 июня 1884 г. в селе Бакуры Волковысского уезда Гродненской губернии, на территории Царства Польского, входившего в состав Российской Империи. Отец его, Иосиф Ворона, был крестьянином. После окончания в 1901 г. церковноприходского училища отрок Петр покинул родительский дом и перебрался в Москву, где зарабатывал пением в церковном хоре. С 1905 по 1908 год он был помощником регента Саввинского архиерейского хора.

Окончив в 1908 г. обучение в Московском музыкально-хоровом обществе, Петр Иосифович до 1910 г. был регентом в Преображенском храме в селе Слепушкино Верейского уезда Московской губернии, а затем – в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шестаково Клинского уезда.

6 апреля 1912 г. после сдачи экзамена Московской епархиальной комиссии Петр Иосифович был назначен псаломщиком в Николаевскую церковь в селе Кувекино Подольского уезда. 12 сентября того же года викарий Московской епархии епископ Можайский Василий (Преображенский) посвятил его в стихарь.

19 декабря 1915 г. епископ Можайский Димитрий (Добросердов) определил Петра Иосифовича псаломщиком в Успенский храм в селе Александрово Подольского уезда; здесь он стал регентом церковноприходского хора и учителем пения при Александровской церковноприходской школе. В 1916 г. его назначили учителем пения при Щаповской земледельческой школе.

С 1918 по 1922 год псаломщик Петр Ворона был членом благочиннического совета, в который был избран на съезде духовенства и мирян Подольского округа.

На собрании прихожан и церковного совета Подольского Троицкого кафедрального собора Петр Ворона 14 июня 1926 г. был избран во псаломщика и утвержден епископом в этой должности.

28 января 1928 г. по ходатайству настоятеля Троицкого собора и церковноприходского совета епископ Подольский Иннокентий (Летяев) рукоположил Петра Иосифовича во диакона, а 13 сентября 1931 г. – во священника к Покровской церкви в селе Покрова-Разницы; в мае 1932 г. он определил его к Николаевской церкви в селе Домодедово Подольского уезда.

20 июня 1933 г., согласно ходатайству церковноприходского совета и по согласию соборного причта, управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) определил о. Петра обратно в Троицкий собор для исполнения должности псаломщика и регента соборного хора.

Ко дню Святой Пасхи 1934 г. архиепископ Питирим наградил о. Петра набедренником «за трезвое и усердное служение Церкви Божией в качестве священника и регента Троицкого собора».

В 1937 г. началось самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь. Повсеместно шли аресты духовенства и мирян.

27 ноября 1937 г. о. Петр был арестован и заключен под стражу в Сепуховскую тюрьму.

На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в ведении «антисоветской агитации», священник ответил: «К советской власти я в 1931 г. был настроен враждебно, потому что она меня обкладывала непосильными налогами…, последнее время антисоветский действий не проявляю».

Следователем были вызваны на допрос несколько лжесвидетелей, которые подписали необходимые следствию показания, в том числе и певчий Троицкого собора, которого вызывали обычно для дачи показаний о священниках Подольского района.

Считая обвинение священника в антисоветской деятельности доказанным, следователь передал дело на рассмотрение тройки НКВД, которая 5 декабря 1937 г. приговорила о. Петра к расстрелу. Священник Петр Ворона был расстрелян 11 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Алексий (Веселовский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 15 февраля 1873 г. в селе Губино Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Веселовского. В 1887 г. окончил Перервинское духовное училище, в 1894 г. – Вифанскую Духовную семинарию и работал учителем народной школы. В 1908 г. Алексей Александрович был рукоположен во священника к Введенском храму в селе Клементьево Рузского уезда Московской губернии, где прослужил до 1910 г. Затем в течение 26 лет, с 1911 по 1937 год, о. Алексий служил в храме Рождества Богородицы в селе Старая Руза Рузского района Московской области.

Твердая вера и ревностность о. Алексия вызывали преследования со стороны властей. В двадцатые годы священника лишили избирательных прав, его хозяйство было реквизировано, а в 1930 г. о. Алексий был арестован и выслан из Рузского района. Через два года он вернулся в Старую Рузу и продолжил пастырское служение на прежнем месте.

К моменту ареста священник остался один – его жена умерла, а трое детей выросли и жили отдельно, и о. Алексий полностью посвятил себя служению Церкви. Несмотря на угрозу новых репрессий и слабеющее здоровье, он продолжал проповедь Христа.

Арестовали о. Алексия 29 ноября 1937 г. по обвинению в проведении активной контрреволюционной агитации и заключили под стражу в Бутырскую тюрьму города Москвы. Во время допроса следователя интересовали связи о. Алексия, но он никого не назвал. Также не признал он и обвинение в контрреволюционной деятельности.

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 5 декабря 1937 г. о. Алексий Веселовский был приговорен к расстрелу. Казнь священника состоялась 11 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой, где он и был погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Алексий (Смирнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 8 февраля 1890 г. в селе Редино Солнечногорской волости Клинского уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Смирнова.

Поступив в Вифанскую Духовную семинарию, Алексий Смирнов окончил ее в 1915 г. и 22 сентября был определен псаломщиком в Тихвинский храм родного села.

21 апреля 1916 г. он был рукоположен во священника к Воскресенскому храму села Мерзлого Клинского уезда. В 1922 г. о. Алексия перевели служить в Успенскую церковь Пречистенского Погоста того же уезда.

Хозяйство священника после революции было обложено большим налогом. За его неуплату он был осужден на один месяц принудительных работ.

Поскольку новая безбожная власть поставила своей целью уничтожение Русской Православной Церкви, то все ее мероприятия были направлены на достижение намеченного. Одним из средств для этого служили большие налоги, которыми обкладывались как духовенство, так и общины верующих.

По вопросу выплаты очередной страховки и налогов за пользование церковью 4 декабря 1929 г., в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялось собрание прихожан Успенского храма, на котором верующие приняли решение собрать требуемую сумму и уплатить налог.

30 декабря 1937 г. ОГПУ арестовало священника Алексия Смирнова и старосту церкви Григория Сивохина, обвинив их в распространении ложных слухов о скорой войне и возбуждении недовольства у населения советской властью. После ареста их заключили в Бутырскую тюрьму города Москвы.

4 января 1930 г. состоялся допрос священника.

23 февраля 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила священника Алексия Смирнова к заключению в концлагерь сроком на пять лет. Отбывать наказание священник был отправлен в Беломорско-Балтийский лагерь.

Вследствие зачета рабочих дней и применения льгот срок отбывания наказания о. Алексию был сокращен на один год. В декабре 1933 г. он получил документы об освобождении из лагеря.

30 мая 1934 г. о. Алексий был назначен священноначалием служить в том же Успенском храме Пречистенского Погоста Солнечногорского района.

В конце 1930-х годов началась очередная волна гонений на Русскую Православную Церковь. Отца Алексия арестовали в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1937 г. и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря он был допрошен.

Никаких имен ему знакомых людей священник не назвал и виновным себя в «контрреволюционной агитации» не признал.

По требованию сотрудников НКВД председатель сельсовета 5 декабря 1937 г. выдал справку, в которой указал на ведение священником «антисоветской работы».

Следователем в тот же день были допрошены лжесвидетели, которые рассказали о высказываниях священника в отношении гонений на религию советской властью.

9 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Алексия к расстрелу. Священник Алексий Смирнов был расстрелян 11 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Василий (Завгородний) пресвитер (1937): Новомуч. Осенью 1937 г. был арестован архиепископ Александр Богородицкий, викарий Нижегородский (в миру Александр Андреевич Похвалинский). По одному делу с ним были арестованы девять священников, три диакона и староста из Нижнего Новгорода. Трое из них отказались подписать протоколы следствия – священники Василий Назарович Завгородний, служивший в Новокладбищенской церкви, Евгений Никанорович Яковлев (память ему 24 ноября) и староста Предтеченского храма Анисия Ивановна Масланова (память ей 24 ноября). 2-3 декабря 1937 г. все арестованные решением Особой тройки УНКВД приговорены к расстрелу и расстреляны.

Прмч. Рафаил (Тюпин)  (1937): Новомуч. Преподобномученик Рафаил родился 20 июля 1886 г. в селе Юрты Жерновской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Георгия Тюпина и в крещении был наречен Борисом. Начальное образование он получил в сельской школе. В 1912 г. Борис поступил в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и исполнял здесь послушание повара.

В 1914 г. началась Первая мировая война, и Борис был призван на фронт. Вскоре после начала военных действий он был ранен и попал в лазарет, а затем на окончательное излечение был направлен в Оптину Пустынь, при которой в те годы был устроен госпиталь. По выздоровлении он остался в монастыре. После закрытия обители безбожниками в 1918 г. Борис Георгиевич снова был мобилизован на фронт, но заболел и был оставлен в Ливнах, откуда уехал в Москву, и в 1922 г. в Златоустовском монастыре был пострижен в монашество с именем Рафаил, а в 1926 г. рукоположен во иеромонаха. С 1927 по 1930 год он служил в храме в селе Латынино Калужской области, затем был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в селе Шарапово Лопаснинского (ныне Чеховского) района Московской области.

Отец Рафаил был ревностным пастырем и молитвенником; слава о нем как о святом человеке, молитвы которого слышит Господь, быстро распространилась среди крестьян, и они стали обращаться к нему, прося помолиться и за советами. И власти решили арестовать священника, псаломщицу, церковного старосту и двух активных, с их точки зрения, прихожан, обвинив их всех в том, что они «развалили два колхоза; в связи с обострившейся международной обстановкой распространяли слухи о войне и в связи с этим неизбежности свержения советской власти, использовали женщин-кликуш, распространяли слухи о наказании крестьян в связи с переживаемыми затруднениями за якобы безбожие, в церкви совершались антисоветские проповеди, для подкрепления якобы исцелил прокаженную…»

Иеромонах Рафаил был арестован 14 апреля 1932 г. и заключен в тюрьму в городе Серпухове. По обыкновению в качестве свидетелей были вызваны представители местной власти – секретарь Шараповского сельсовета и председатель колхоза, которые показали, что приехавший в Шарапово священник «сколотил в приходе определенную группу лиц, расставил силы настолько хитро и умно, чтобы личной агитации не было заметно…» Говорил в церкви на проповеди: «Мы переживаем голод, потому что забыли Христа и идем по стопам антихриста, нужно христианам опомниться и пойти по Его стопам – Бог все простит». А также на проповеди говорил, что «урожай всякий полей сейчас пропадает, потому что ваши бабы засоряют их абортами, далее говорил, чтобы верующие не забывали Бога и не шли по стопам антихристов». Будучи настроен антисоветски и против колхозов, говорил во время проповеди в церкви о том, что не следует работать в престольный праздник и не посещать храм Божий.

Особый интерес вызвало у сотрудников ОГПУ исцеление отцом Рафаилом бесноватой, которой были бессильны помочь врачи. Вызванный на допрос о. Рафаил сказал следователю, что больную исцелил Иисус Христос, Которому он служит, в чем-либо виноватым себя не признал.

3 июня 1932 г. тройка при ПП ОГПУ приговорила иеромонаха Рафаила к трем годам ссылки в Казахстан.

По отбытии ссылки о. Рафаил вернулся в Москву и получил назначение в один из храмов в Черневском районе Московской области, где прослужил до 1936 г. и был направлен в храм в Шаховском районе той же области. В 1937 г. о. Рафаила направили служить в храм в Серебряно-Прудском районе. Здесь он прослужил три месяца, пытаясь добиться регистрации местными властями, но после того, как власти отказали ему в регистрации, он снова пришел в Патриархию и был направлен в распоряжение Нижегородского митрополита Феофана (Тулякова), резиденция которого тогда находилась в городе Семенове. По-видимому, и здесь власти отказали священнику в регистрации, и митрополит поручил ему заведовать хозяйственной частью епархиального управления.

В августе 1937 г. митрополит Феофан был арестован, о. Рафаил выехал в Патриархию в Москву и получил назначение в приход Смоленской области. Но когда он прибыл туда, власти отказались его регистрировать. После этого иеромонах Рафаил оставил все попытки устроиться служить на приходе: он поселился в деревне Маклино Малоярославецкого района Московской области и стал зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом.

Во второй половине 1937 г. начался последний период кровавых гонений на Русскую Православную Церковь, коснувшийся всякого архиерея, всякого священника, всякого монашествующего и мирянина. Для обоснования ареста иеромонаха Рафаила сотрудниками НКВД были допрошены свидетели – председатель местного колхоза, конюх и шестнадцатилетний комсомолец, сын хозяев, у которых о. Рафаил снимал комнату. Они подписались под протоколами допросов, написанных следователем, что священник, живший в их селе, совершал молебны в домах крестьян, крестил новорожденных, собирал маленьких детей и заставлял их молиться.

Иеромонах Рафаил был арестован 29 ноября 1937 г. и помещен в одну из тюрем города Москвы. 2 декабря следователь допросил его. В предъявленном ему обвинении виновным себя священник не признал.

В тот же день, 2 декабря, следствие было закончено, и 9 декабря тройка НКВД приговорила о. Рафаила к расстрелу. Иеромонах Рафаил (Тюпин) был расстрелян 11 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмч. Викентий (Никольский)  (1937): Новомуч. Преподобномученик Викентий родился в 1888 году в городе Санкт­Петербурге и в крещении был наречен Виктором. Его дед был священником в бедном сельском приходе, но отец его, Александр Петрович Никольский, окончив Духовную семинарию, вышел из духовного сословия и, поступив на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, служил впоследствии в Министерстве финансов. Мать его была дочерью помещика Феодосия Никифоровича Северьянова, владельца имения в Новосильском уезде Тульской губернии (Ныне Новосильский район Орловской области). Александр Петрович был доволен своей жизнью, он получил уважаемое положение в обществе и был материально вполне обеспечен, так что к концу жизни мог бы вполне сказать вместе с евангельским богачом: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Два сына Александра Петровича были вполне материально устроены и служили в том же министерстве, где служил он. И потому он был противником того, чтобы третий его сын, Виктор, уходил в монастырь, помня, может быть, о нищете и бедности в своем детстве, связанными в его воспоминаниях с общим тогда плачевным положением духовного сословия. После большевистского переворота Александр Петрович потерял все свои средства и поселился в городе Кашире Московской губернии. Потерпев крах в своих ложных упованиях, он писал сыну: «Отец Викентий, как ты был прав. О, как бы я хотел изменить свою прожитую жизнь. Как бы я хотел с юности теперь принять путь твоей жизни. Я умираю и вижу свой гроб. Плачу, недостойный раб Христов...» Александр Петрович скончался в 1921 году в Кашире, а его супруга – в 1922-м.

Виктор поступил в Оптину пустынь в Калужской губернии в 1913 году и его послушанием стала, как человека грамотного и образованного, работа в канцелярии. После 1918 года среди начавшегося уже угара безбожной злобы, когда всякий церковный шаг ко спасению сулил исповедничество, он был пострижен в монашество с именем Викентий. Настоятель монастыря предложил ему принять священный сан, но монах Викентий ответил, что за послушание он, может быть, и принял бы сан, но если бы спросили его пожелания, то он бы хотел остаться монахом. Желающему подвизаться в монашестве это куда более сподручно, нежели священнику-иноку, несущему тяготу и общественного служения.

После того, как монастырь был закрыт, духовник обители, иеросхимонах Нектарий, был выселен из нее, поручив монаха Викентия приходскому священнику в Козельске. «Трудно сказать, что делал этот монах. Одно скажу только, – писал впоследствии этот священник о подвижнике, – что сейчас я плачу, вспоминая прошлое. Знаю, что я не всегда умел хранить этот тонкий художественный сосуд Божией благости. За два с половиной года жизни у нас он ни разу не был по своему желанию за оградой нашей церкви. Он ни разу не сел за стол за трапезу. Он ни с кем не беседовал ради интереса своего. Он никому не навязывал своего учительства. И в то же время все чувствовали в нем Божию силу».

Монахиня Амвросия (Оберучева) вспоминала о монахе Викентии, о том периоде, когда Оптина Пустынь была закрыта, и братия жили на квартирах в Козельске. «Он вел жизнь весьма аскетическую, вполне монашескую, ни на кого не смотрел... смиренно нес крайнюю нищету».

Навестив ее во время тяжелой болезни, он принес ей рукопись схиархимандрита Агапита (Беловидова), составленную тем по благословению старца Варсонофия и заключавшую в себе краткие жития всех похороненных на скитском кладбище, где хотя бы несколькими словами были выражены главные черты подвижнической жизни того или иного инока. «Нельзя было выбрать более подходящего чтения для меня, – вспоминала она, – находящейся на пороге смерти. Как я была благодарна ему за эту рукопись! Благодарю Господа, что Он, Милосердный, вложил ему эту мысль!

Ходил отец Викентий на хутор к батюшке Нектарию... И так как не вполне надеялся, что его там примут, то он написал несколько кратких вопросов, оставил место для ответов, передал это батюшке Нектарию и получил собственноручные ответы. Эту записочку он приносил мне читать».

18 августа 1930 года в городе Козельске были арестованы сорок человек монахов и мирян и среди них монах Викентий. По-подвижнически открытый и к своим и к чужим, направляя все движения сердца горе, он, как прозрачное стекло, не имеющее какого-либо пятна или порока, так впоследствии изложил путь своей жизни:

«...Отец мой был сыном бедного сельского священника, но вышел из духовного звания, окончил после Духовной семинарии университет по юридическому факультету и служил в Петербурге чиновником по ведомству Министерства финансов. После моего рождения мать моя болела, не могла выкормить меня своей грудью; выкормили меня кое-как козьим молоком, но должно быть от этого вышел я болезненным и слабым ребенком и в детстве часто болел. Десять лет от роду поступил в гимназию, которую и окончил со средними баллами. Потом хотел поступить на военную службу вольноопределяющимся, но меня забраковали по хроническому болезненному моему состоянию. Тогда пожил я некоторое время дома у родителей. Как хронически больной не интересовался я ни политикой, ни обычными житейскими делами, пробудилось во мне влечение к духовной жизни, и двадцати пяти лет от роду, в начале мая 1913 года, ушел я в монастырь – общежительную Оптину пустынь, близ города Козельска Калужской губернии, которая славилась

Сделать бесплатный сайт с uCoz