Краткие жития святых, православные праздники и события

6/19 ноября

 

Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров, прмчч. Варлаама, Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937); сщмч. Василия пресвитера (1938).

Прп. Луки, эконом Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800-820).

 

Свт. Павел, патриарх Константинопольский, исп. (350). Святитель Павел был патриархом в то время, когда лжеучителя-ариане, склонив на свою сторону императора Констанция, был очень влиятельны. Арианам не хотелось, чтобы Павел был возведен в архиепископа: они желали поставить своего единомышленника Македония. Однако патриархом стал Павел. Царь три раза низводил св. Павла с кафедры, хотя за него вступались брат Констанция, император Западной империи, Констанс, и папа Римский. После смерти Констанса Констанций сослал св. Павла в ссылку в Кукусы, в Армении, и здесь однажды, когда он совершал литургию, ариане напали на него и задушили омофором. Мощи свт. Павла покоились в Венеции.

Варлаам Хутынский Прп. Варлаам Хутынский (1192). Прп. Варлаам, в миру Алексий, был сыном богатых и благочестивых новгородских горожан. Они дали ему хорошее образование, но им не нравилась его склонность к подвижничеству. После их кончины он удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он видел неизреченный свет. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь или Худынь – худое место, потому что там бывали бесовские страхования. Преподобный не страшился их «наваждений» и вскоре принял постриг с именем Варлаам. Возможно, что он был иноком Антониева монастыря. К нему стали приходить как миряне за наставлениями, так и желающие жить с ним. Так создался Спасо-Преображенский Хутынский монастырь.

Церковь во имя Преображения Господня преподобный создал сначала деревянную, а потом и каменную. От всех приходивших к нему преподобный требовал, прежде всего, взаимной любви. Он был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города. Был случай, когда он спас приговоренного к утоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг.

Среди учеников его прославились его преемники прп. Антоний Дымский (память его 17 янв.), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиеп. Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (память его 8 июля).

Однажды архиеп. Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице – на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный действительно приехал на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает, и что снег этот был послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. В память этого чуда в Новгороде до наших дней совершался крестный ход.

Свою обитель прп. Варлаам поручил прп. Антонию Дымскому, который совершил путешествие в Константинополь и Святую Землю.

Исцеления от мощей его начались с XIV в. Во время ежегодного крестного хода в память преподобного одного расслабленного положили в церкви около его раки. Вдруг он увидел исходящее от нее пламя и воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня!» – и встал здоровым. Были и другие чудеса.

В XV в. святые мощи прп. Варлаама были обретены нетленными и положены святителем Евфимием (память его 11 марта) в открытой раке. Известны два случая воскрешения им умерших.

До последнего времени мощи прп. Варлаама почивали в открытой раке в Спасо-Преображенском монастырском соборе.

Память его празднуется 6 ноября в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и в 1-ю пятницу после начала Петрова поста.

 

 Сщмч. Никита (Делекторский), еп. Орехово-Зуевский (1937): Новомуч. Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 г. в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 г. Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.

В 1898 г. Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 г. Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.

С 1901 по 1907 год о. Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переяславльском духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 г. от него ушла жена, и, по-видимому, семью невозможно было восстановить, детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа о. Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 г. он был утвержден в звании студента.

В 1915 г. о. Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.

С 1 октября 1915 г. по 27 декабря 1916 г. о. Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 г. он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 г. священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 г. о. Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.

В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение.

В 1922 г. протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.

7 мая 1924 г. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел  его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 г. власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужения без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужениями поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден.

В 1926 г. преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, у него появилось много духовных детей. В 1927 г. он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 г. он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

В 1934 г. владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям.

Получив летом 1937 г. распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживающих в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.

13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.

Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным самого сана владыки для осуждения и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности. 19 октября был допрошен один лжесвидетель, который рассказал о занятиях и образе жизни владыки.

17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Анатолий (Бержицкий) пресвитер (1937): Новомуч.

 Сщмч. Арсений (Троицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 г. в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 г. Во время обучения в семинарии он нес послушание учителя певчих архиерейского хора и часто приглашался проповедником на архиерейское богослужение.

30 января 1903 г. в день празднования памяти великих святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Зластоустого архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) совершил литургию в храме Трех святителей в Твери. Произнесение проповеди на богослужении было поручено Арсению Троицкому.

Учась в семинарии и исполняя послушание учителя певчих архиерейского хора, Арсений служил псаломщиком в Успенской единоверческой церкви в Твери.

В 1903 г. Арсений Сергеевич женился на девице Татьяне, дочери протоиерея Павла Плетнева, служившего в храме Ильи пророка в селе Селихово Корчевского уезда Тверской губернии. Вскоре он был рукоположен в сан диакона, а 17 октября 1903 г. – в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово. Отец Арсений со всей ревностью глубоко верующего человека принялся за пастырский труд, не ограничивая его только рамками богослужения. Он сразу же вступил в благотворительное общество имени великомученицы Варвары, целью которого было оказание помощи бедным воспитанницам Тверского епархиального училища, и стал щедрым жертвователем и активным делателем этого общества.

В 1908 г. о. Арсений в соответствии с пожеланиями и благословением епархиального архиерея Алексия (Опоцкого) учредил при храме в селе Селихово церковноприходской совет, состоящий из двенадцати человек.

Все крестные ходы и молебны в домах прихожан совершались при огромном стечении народа и с великим благоговением. Все это стало происходить благодаря разъяснениям священника сути церковных таинств. Собирались денежные средства, которые раздавались нуждающимся во время пасхальных празднеств, были собраны средства на устройство богадельни при храме.

Когда началась Первая мировая война, о. Арсений вместе с прихожанами стал помогать больным и раненым воинам. В 1916 г. за усердную пастырскую службу он был награжден камилавкой. 17 февраля 1917 г. о. Арсений был назначен помощником благочинного 1-го округа Корчевского уезда. За ревностное и усердное служение он был возведен в сан протоиерея.

В послереволюционное время о. Арсений не стал уступать воинствующему безбожию, но, продолжая воспитывать своих прихожан в православном духе и укреплять в вере, организовывал многочисленные паломничества к православным святыням.

С 24 по 26 июля 1921 г. священник возглавил паломничество в Пешношский монастырь, находящийся в Дмитриевском уезде Московской губернии. По окончании паломничества его участники образовали союз ревнителей христианского благочестия с небесным покровительством прп. Мефодия, основателя Пешношского монастыря. Протоиерей Арсений составил устав религиозного союза ревнителей благочестия.

24 ноября 1922 г. за противодействие обновленческому расколу власти арестовали епископа Старицкого Петра (Зверева) (сщмч., память его 25 янв.), исполнявшего в то время обязанности управляющего Тверской епархией. В тот же день в Никольской что на Плацу церкви в Твери состоялось собрание тверского духовенства и представителей приходских общин. Руководители собрания впоследствии составили выписку о принятых на нем решениях для сведения духовенства и мирян.

26 января 1923 г. состоялось собрание представителей духовенства и мирян всего Кимрского уезда. Съезд проходил в Воскресенском соборе города Кочевы. Всего, кроме публики, присутствовало двадцать шесть священников, четыре диакона, восемь псаломщиков и пятьдесят два мирянина. Председателем съезда был избран мирянин Федор Роднов, товарищами председателя – благочинный 1-го округа протоиерей Иоанн Преображенский и мирянин Илья Трубач, секретарями – протоиереи Арсений Троицкий и Арсений Покровский.

Первым выступил протоиерей Иоанн Преображенский, который глубоко и поучительно раскрыл сущность, красоту и величие Православной Церкви как служительницы миру в духе Христа, Его святого Евангелия. Затем он определенно и ярко нарисовал резко противоположный образ нового реформаторского движения, возглавляемого ВЦУ.

Содокладчиком выступил Арсений Троицкий, который главное внимание уделил переживаемому моменту церковного развала, выражающемуся в сознательном походе на православие. Он сделал анализ программы Живой церкви на основании данных, опубликованных в журнале «Живая церковь», а также исходя из личных впечатлений от выступлений живоцерковников. В результате он пришел к выводу, что дух учения живоцерковников резко противоположен духу православия.

В конце заседания была принята резолюция, в которой, в частности, было сказано: «Собрание нашло необходимым твердо и определенно заявить: “Никаких реформ и нововведений в Церкви без правомочного Собора Русской Поместной Церкви отнюдь не допускать” …собрание находит совершенно излишним и необязательным подчиняться ВЦУ и его ставленникам…»

1 марта 1923 г. за проведение этого собрания были арестованы протоиереи Иоанн Преображенский, Арсений Троицкий, Арсений Покровский, Макарий Комаров, Александр Молчанов, Василий Рубцов и миряне Федор Роднов и Илья Трубач и заключены в тюрьму ОГПУ в Твери. Тогда же был арестован и епископ Осташковский Гавриил (Абалымов), вступивший в управление Тверской епархией с 1 декабря 1922 г.

6 марта следователь допросил протоиерея Арсения Троицкого. Свою вину в «нелегальной противосоветской деятельности» священник не признал.

9 марта все арестованные вместе с «делом» были переведены в тюрьму ОГПУ в Москве. 20 апреля следствие было закончено и вынесено заключение, на основании которого 16 мая 1923 г. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила протоиерея Арсения и других арестованных к трем годам заключения в концлагере. Заключение о. Арсений отбывал в Соловецком концлагере. Освободившись в 1926 г., он вновь стал служить в селе Селихово.

В 1929 г. советская власть стала проводить мероприятия по уничтожению священнослужителей Православной Церкви и свободных крестьян. 18 февраля 1930 г. двадцатилетний секретарь комсомольской ячейки в селе Марьино Герман Гущин передал агенту ОГПУ донос о распродаже «лишенцами» крестьянам своего имущества, скрытого от финагента при описи.

В результате 15 августа 1930 г. были арестованы протоиерей Арсений Троицкий, церковный староста Василий Кротов и крестьяне Андрей Башилов, Василий Трусов и Михаил Воронин и заключены в тюрьму в городе Кимры. В ходе следствия Герман Гущин продолжал рассказывать об «антисоветской настроенности» этих крестьян и об хороших отношениях с попом Троицким всех «кулаков» деревни Марьино.

При обыске у одного из арестованных крестьян была обнаружена серебряная разменная монета, часть из которой по его объяснению он получил от о. Арсения в качестве сдачи после вручения тому пятидесятирублевой ассигнации при оплате за молебен в его доме. Серебряная монета скопилась у священника после проведения им молебнов по окрестным деревням.

В ответ на вопросы следователя о. Арсений, в частности, сказал: «В своих проповедях я никогда не касался политики советского правительства, и проповеди носили исключительно религиозный характер. Проповеди мои привлекали много молящихся, как мужчин, так и женщин. Я пользуюсь авторитетом среди населения в нашей общине, так как служу в этом приходе около двадцати семи лет. Существовавший в селе Селихово колхоз развалился в то время, когда я находился в заключении, и по возвращении моем из него колхоза уже не было.

Виновным себя в передаче серебра Башилову с целью укрытия такового и в агитации против мероприятий советской власти не признаю».

22 ноября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Арсения к трем годам ссылки в Казахстан, старосту Василия Кротова – к трем годам ссылки на Урал, крестьяне были из-под стражи освобождены. Ссылку о. Арсений отбывал в Актюбинске.

Вернувшись, он стал служить в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власово Шатурского района Московской области.

28 октября власти арестовали весь клир Покровского храма – трех священников и двух диаконов. Первые допросы проводили в сельском отделении НКВД.

4 ноября протоиерей Арсений подписал протоколы, составленные следователем, с признанием вины в руководстве контрреволюционной группой церковников. На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в систематической контрреволюционной деятельности, о. Арсений ответил: «Я враждебно настроен против ВКП (б), но после возвращения из ссылки я против советской власти открытой агитации не вел».

После первых допросов о. Арсений был переведен в Таганскую тюрьму в Москве, и здесь 16 ноября священника допросил другой следователь, но с применением тех же угроз. На этот раз о. Арсений занял твердую позицию и не стал подписывать никаких лжесвидетельств. Виновным себя в контрреволюционной деятельности он не признал и в итоге заявил: «…Все улики, которые мне предъявлены, являются клеветой на меня».

17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Арсения к расстрелу. Протоиерей Арсений Троицкий был расстрелян в то же день и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Дворицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 7 мая 1878 г. в погосте Дегжо Дедовичского уезда Псковской губернии в семье священника Василия Дворицкого. Поступил в Псковскую духовную семинарию. В 1898 г. на пятом курсе по прошению был уволен из числа учащихся и посвящен в сан диакона к Михайловской церкви села Дно Порховского уезда.

Приход села Дно, куда был назначен о. Николай, был многочисленным и весьма оживленным. Соседство железной дороги в жизнь Дновского прихода привносило как свои достоинства, так и недостатки. Местные жители, съездив на заработки в крупные города, возвращались с духом неверия и откровенного материализма, а также с дурными привычками, не свойственными деревенскому люду.

В июле 1909 г. архиепископ Арсений (Стадницкий), совершая объезд вверенной ему в управление Псковской епархии, посетил приход Дно. Именно тогда и состоялось более близкое знакомство, связавшее на многие годы двух служителей церкви – выдающегося церковного иерарха владыку Арсения, будущего кандидата на Патриарший престол, и о. Николая, будущего священномученика. Архипастырь познакомился с приходом, посетил храм и обратился к народу со словом назидания.

Притч Михайловского храма состоял из священника, штатного диакона и псаломщика. В Дновском приходе имелось 3 школы: церковноприходская и 2 земских, а также церковноприходское попечительство. Была здесь также народная библиотека и хор певчих-любителей. Православных прихожан при Михайловской церкви в те времена насчитывалось около 2,5 тыс. человек.

По представлению инспектора народных училищ Порховского уезда в 1905 г. о. Николай был утвержден законоучителем I-го Дновского земского училища. Он преподавал юношеству Закон Божий. Спустя 3 года за усердное и ревностное преподавание Закона Божия ему была объявлена архипастырская признательность с выдачей свидетельства.

25 августа 1911 г. о. Николай покинул Михайловский храм и ставший ему родным Дновский приход. Ему предстояло новое поприще. Владыка Арсений (Стадницкий), получив назначение на Новгородскую кафедру, перевел его в свою новую епархию. Отец Николай был назначен на испытательный срок протодиаконом в главный собор одной из древнейших в России епархий – знаменитую Святую Софию.

С переменой места служения о. Николай, однако, не был освобожден от преподавательской работы, и в 1915 г. его утвердили законоучителем 2-го Дновского земского училища. Станция Дно от Великого Новгорода находится на расстоянии не менее 25 км. Отцу Николаю приходилось в течение многих лет путешествовать в оба конца. Семейство его оставалось в Дно, где у него и у супруги его Анастасии Тихоновны подрастало 2-е детей: дочь Евгения, 1901 г. рождения, и сын Иоанн, 1906 г. рождения.

В 1916 г. о. Николай был награжден высокой церковной наградой – орденом Святой Анны III степени. К 300-летию дома Романовых о. Николай был удостоен памятных креста и медали.

В звании диакона о. Николай прослужил 13 лет. 15 октября 1918 г., в 33-м возрасте, в Великом Новгороде, в Софийском соборе он был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви п. Лукомо Порховского уезда Псковской епархии.

Лукомская церковь была посвящена Казанской иконе Божией Матери. Архитектура и внутреннее убранство Лукомской церкви были выдающимися. Здесь было много старинных икон, хорошая колокольня. Прихожане откликались на зов батюшки и благоукрашали церковь и пространство вокруг как можно лучше.

После установления в 1917 г. советской власти в Российском государстве начались жестокие гонения на Церковь. Отец Николай пережил все этапы этих гонений. Как «служитель религиозного культа» он был лишен гражданских прав. Кроме того, священника обложили индивидуальными налогами как кулака. Налоги были непомерно большие; в результате их неуплаты все имущество его семьи, движимое и недвижимое, было конфисковано.

Принадлежность к «служителям религиозного культа» была причиной автоматического зачисления представителей духовенства в категорию т.н. «антисоветского элемента». Это означало, что всякий священник становился потенциальным государственным преступником и мог быть арестован в любой момент.

Первый арест о. Николая произошел в 1930 г. В материалах его следственного дела содержится обвинение его «в систематической антисоветской агитации, …проведении разлагающей деятельности по отношению к колхозному строительству, в призыве крестьян в момент гражданской войны в 1918 – 1919 гг. к борьбе с советской властью всеми способами». Следствием о. Николай был отнесен к так называемым «тихоновцам». Ответы о. Николая на допросах свидетельствуют о нем как о зрелом пастыре, сумевшем отринуть неканонические церковные образования смутных времен: живоцерковников, иосифлянство, григорианство и пр. Органы НКВД приговорили его к 5-ти годам лишения свободы по стандартной для духовенства статье: 58, п.10 УК РСФСР.

Судимость о. Николая трагически отразилась на судьбах членов его семьи. Вся его семья: жена, сын, невестка и годовалая внучка – были высланы из пределов Псковского округа в Северный край как «социально опасная». Что с ней стало, доподлинно неизвестно; на вопрос о семейном положении в анкете следственного дела по второму аресту в 1937 г. о. Николай показал: «Вдов. Одинок».

Отбывал свой срок о. Николай в концентрационном лагере. Вернулся он в родные края в 1934 г. Церковь и приход в д. Лукомо, где он служил до ареста, были ликвидированы. Он нашел себе пристанище неподалеку от Лукомо, в деревне Нинково, у монахини Евдокии Карабановой.

Евдокия Андреевна Карабанова была родной сестрой клирика Псковской епархии Феодора Андреевича Карабанова, священника дер. Гоголево Локнянского района, также впоследствии расстрелянного карательными органами в 1937 г.

Получить место служения о. Николай не успел. 21 октября 1937 г. его снова арестовали органы НКВД. Содержался он в тюрьме города Старая Русса, тогда Ленинградской, ныне Новгородской области.

Компрометирующий материал на о. Николая заготавливали задолго до его ареста. Началось следствие: допросы, очные ставки, так называемая «обработка подследственного». Отец Николай перенес 4 допроса и 3 очные ставки. На допросах применялись различные виды т.н. физического воздействия. Однако священника Николая Дворицкого следователи сломить не могли. Несмотря на давление, он внимательно следил за ходом следствия с тем, чтобы не была допущена никакая его фальсификация.

Поведение священника Николая Дворицкого на допросах явилось примером редкого мужества. Он превзошел все уловки и ухищрения следственного аппарата НКВД. Его не сломили пытки, не устрашила смерть.

1 ноября 1937 г. дело священника Николая Дворицкого было закрыто и передано Особой тройке УНКВД Ленинградской области. Тройка обвинила его в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности и приговорила к расстрелу.

19 ноября, в день памяти прп. Варлаама Хутынского, о. Николай был расстрелян в застенках Старорусской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.

Сщмч. Николай (Протасов) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Константин (Любомудров) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Константин родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Павла Любомудрова и его супруги Анны. Первоначальное образование Константин получил в Ярославском Духовном училище, и 12 ноября 1896 года был определен псаломщиком Пятницкой церкви в городе Ярославле.

В 1900 году он выдержал экзамен при Ярославской Духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и получил место учителя в церковноприходской школе при Смоленской церкви. За особые труды по народному образованию он был назначен в 1902 году учителем Феодоровской школы в городе Ярославле.

Одновременно он преподавал арифметику в 1-й Ярославской воскресной школе для взрослых. В 1903 году Константин Павлович был назначен учителем пения Рождественской женской школы, в 1905 году он был удостоен благодарности за усердные и успешные труды на поприще педагогики.

В мае 1908 года Константин Павлович был рукоположен во диакона ко храму Рождественского монастыря в городе Ростове, а в июле того же года – во священника ко храму Преображенского Севастиановского женского монастыря в Пошехонском уезде. В 1911 году архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) назначил отца Константина настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда, и в том же году – законоучителем Марковского двухклассного училища.

Вскоре отец Константин овдовел и после этого принял решение всецело посвятить себя служению Церкви и для большего успеха в этом деле получить высшее богословское образование. В 1913 году он сдал экзамены за семинарский курс и в 1915 году поступил вольнослушателем в Московскую Духовную академию, неся в ней послушание эконома с 1916 года. Одновременно он учился в Московском Археологическом институте, который окончил в 1917 году со званием ученого архивиста, после того, как защитил диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди». В 1917 году о. Константин был зачислен в число студентов первого курса Московской Духовной академии.

В 1919 году о. Константин окончил Московскую Духовную академию и был назначен сначала в клир, а затем настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Большая Ордынка в Москве. Здесь он п

Сделать бесплатный сайт с uCoz