Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 марта

 

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мц. Евфалии (257). Мч. Троадия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (579).

 

Икона Божией Матери Державная Икона Божией Матери, именуемая «Державная» (1917). Явилась русским людям чудесным образом в день (2 марта 1917 г.) вынужденного отречения Государя Императора Николая II от престола, в подмосковном селе Коломенском.

13 февраля 1917 г. благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва под Москвой, слышала явственно голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». После этого еще дважды ей были видения  Пресвятой Богородицы, храма, где находится икона, и самой иконы. Исповедовавшись и причастившись Св. Христовых Таин, Евдокия отправилась в село Коломенское. В знаменитом Вознесенском храме она тотчас же узнала виденную во сне необычную белую церковь. После долгих поисков икона нашлась в подвале среди старых досок, тряпок и рухляди. Когда смыли с нее многолетнюю пыль, проявился Лик Царицы Небесной. Впоследствии установили по записям в книгах Воскресенского женского монастыря, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Воскресенскую церковь села Коломенское и забыта там.

Божия Матерь изображена на иконе в красной мантии с короной на голове и с атрибутами Русского царства – скипетром и державой. С этого дня Пресвятая Богородица объявила русскому народу о Своем покрове над ним и Сама правит судьбами Российской державы, имея постоянное попечение о Своем уделе.

Прославить явление иконы приехал святитель Тихон, тогда еще митрополит Московский, будущий Патриарх, и благословил составить акафист Державному образу, взяв части из каждого акафиста иконам Пречистой, явленным в России, и назвал его «Акафист акафистов». По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала верующим множество исцелений от телесных и душевных недугов.

Через несколько лет после явления Державной иконы по всему Отечеству нашему списки ее были изъяты из церквей, составители службы и канона расстреляны, а тысячи людей, осмелившихся хранить у себя ее изображение, брошены в тюрьмы. В 1929 г. из закрытого Вознесенского храма вместе с другими святынями была вынесена и Державная икона. Верующие считали, что ее уничтожили, и потому, когда в конце 80-х годов обнаружилось, что Державная икона находится в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства Исторического музея, многие не поверили этому. В апреле 1988 г. икона была передана на выставку, организованную к празднованию 1000-летия Крещения Руси в издательском отделе Московской патриархии, и появилась возможность ее исследовать и удостоверить подлинность вновь обретенного образа Божией Матери.

27 июня 1990 г. чудотворный образ был возвращен в Казанскую церковь в Коломенском. В настоящее время икона находится в Казанской церкви в Коломенском. В Москве ежедневно, в 17 часов, а по воскресеньям в 14 часов, у часовни во имя Державной БМ (возле м. «Кропоткинская») читается Акафист.

Священномученик Феодот Киринейский Сщмч. Феодот, еп. Киринейский (ок. 326). Происходил св. Феодот из Галатии. Был на Кипре епископом города Киринеи. В период гонений императора Ликиния был истязаем бичеванием за исповедание христианской веры. Свободу от преследований он получил при императоре Константине, который победил Ликиния и сделал христианство государственной религией.

Святитель Арсений Тверской Свт. Арсений, еп. Тверской (1409). Монах, постриженик Киево-Печерского монастыря, епископ Тверской, составитель Арсеньевской редакции Киево-Печерского патерика.

Он происходил из знатной и богатой тверской семьи. Родители его дали ему блестящее по тому времени образование, но наипаче внушали ему иметь страх Божий, хранить заповеди Господни и помнить, что блага века сего преходящи. Наставленный таким образом, юноша, одаренный от природы острым и восприимчивым умом, рано стал себя чувствовать странником и пришельцем на земле. Когда его родители скончались, он освободил всех своих рабов, а имущество раздал бедным, к большому неудовольствию своей многочисленной и знатной родни. Обеднев, таким образом, он направился в Киево-Печерскую лавру, куда увлек его слышанный во сне голос. «Грех моих ради прими меня», – сказал он игумену. Игумен был изумлен этими словами юноши, но сказал ему: «Избери себе другой путь, более легкий», потому что желал испытать его. Юноша ответил: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. IX, 62). Тогда его приняли и под руководством опытного старца стали проводить через все послушания.

Никто не слышал от него никогда праздного слова. Молча и со смирением выполнял он приказания игумена и братии. В то время в лавре было много подвижников, и он внимательно присматривался к их жизни, стараясь им подражать. Нравственные качества молодого инока в соединении с его блестящим умом обратили на его внимание митрополита Киевского Киприана (память его 16 сент.). Он приблизил его к себе и сделал своим архидиаконом и письмоводителем. Молодому ревнителю иноческого уединения оставалось покориться, и он просил только не возводить его на более высокие должности. Когда же настала пора митрополиту Киприану ехать в Москву на вдовствующую после смерти митрополита Алексия (память его 12 февр.) кафедру Владимирскую, он взял Арсения с собой, и в Твери, по просьбе князя и граждан, знавших его родителей и его самого, возвел его в сан епископа Тверского (15 авг. 1391 г.).

Став епископом, свт. Арсений усилил свои иноческие подвиги. В окрестностях Твери он основал Желтиков монастырь – в память Печерского, о котором он не переставал сокрушаться, – любил в нем уединяться и устроил себе там каменный гроб. Тогда же он воздвиг церковь «на реце на Тамаце во имя Феодосия и Антония» Печерских; в 1398 г. освятил возведенную князем Михаилом Александровичем в Старице церковь Архистратига Михаила, в 1399 г. была обновлена тверская церковь Спаса Вседержителя. В 1403 г. свт. Арсений освятил церковь Николы в Городке, в 1404 г. заложил и через два года освятил церковь Успения Богородицы в  Желтиковом монастыре. Он активно участвовал в политической жизни Тверского княжества, в 1401 г. принял участие в московском Соборе девяти владык во главе с митр. Киприаном, осудившем Новгородского архиепископа Иоанна и Луцкого еп. Савву, и в том же году был посредником в споре между кн. Василием Михайловичем Кашинским и вел. кн. Иваном Михайловичем Тверским. В 1406 г. «замышлением» свт. Арсения был создан самый древний из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика.

Строгий к себе, он был милосерд к бедным, защищал притесняемых, раздавал милостыню, помогал советами и наставлениями, выкупал пленных, обращал на путь покаяния грешников, примирял враждующих между собой тверских князей, которым он пригрозил гневом Божиим. Уже при жизни он был чудотворцем, и к нему стекались жаждущие исцеления. В то время был обычай всему духовенству собираться у епископа в первое воскресенье Великого поста, называвшееся соборным. Так было и в 1409 г. Во вторник святитель распустил собор, а в четверг тяжело заболел: у него отнялся язык. Его соборовали; вокруг него собрались князь, бояре и духовенство. На следующую же ночь он скончался и был погребен в Желтиковом монастыре в приготовленном им самим гробу. На погребении его совершилось много исцелений. Святые мощи его были обретены нетленными в 1483 г., а в 1547 г. он был причислен к лику святых. В 1566 г. у раки его был воскрешен умерший.

Память его празднуется 2 марта в день представления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и отдельно.

 

Мч. Троадий Неокесарийский (249-251). Юноша, жил в Неокесарии Понтийской; во времена гонений Декия жестоко пострадал за веру.

Мученица Евфалия Леентинская Мц. Евфалия дева Леентинская (Сицилийская) (257). Была родом из Сицилии. Ее мать, по вере язычница, страдала кровотечением. Во сне ей явились мученики Алфий, Филадельф и Киприн, обещавшие ей исцеление при условии обращения ко Христу. Та согласилась, приняла христианство и выздоровела. Вместе с нею крестилась и Евфалия. Брат Сермилиан, узнав об этом, жестоко избил сестру и едва не задушил мать. Когда же последняя с помощью дочери убежала, Сермилиан обезглавил свою сестру мечем. 

Сщмч. Афинодор, еп. Египетский (337-361). За исповедание Никейского символа веры Констанций сослал его в египетскую пустыню.

Прп. Агафон Скитский (Египетский) (ок. 435). Прп. Агафон был современником прп. Макария Великого. Из его жизни передается следующий случай, доказывающий его глубокое смирение и его правое исповедание христианского учения.

Однажды к нему пришли для духовного назидания иноки, незнакомые с ним.

«Ты ли отец Агафон?» – спросили они. «Видите пред собою грешного раба Божия» – отвечал преподобный. Затем иноки сказали: «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержанный». «Совершенная правда» – отвечал Агафон.

Также подтвердил святой и слухи о нем, как о человеке лживом и осудителе своих ближних. Но, когда пришедшие спросили, правда ли, что он и еретик, то святой не согласился с этим и на вопрос, почему он отрекается от этого порока, ответил: «Тех пороков нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть Богоотступничество, самовольное отречение от истины Божией…». Затем иноки спросили, что важнее в деле спасения – внешние или внутренние подвиги. Святой в ответ привел подобие из жизни дерева и указал, что главное назначение дерева в принесении плодов, для каковой дерево нуждается и в листьях, поддерживающих его жизненные соки и защищающие от зноя. «Человек подобен дереву, – сказал он, – внешнее или телесное занятие - приносить листья, а душевное - производить плод».

Св. Агафон мирно скончался около 435 года. 

Мчч. 440 Италийских (579). Пострадали во время нашествия лонгобардов на Италию. Особенно известны из них пресвитер Санктул и отшельник Госпиций. Санктула хотели умертвить варвары за защиту им одного диакона от их нападений. Но пораженные отнятием силы у руки палача в момент самого занесения ее над головой праведника и исцелением ее по молитвам Санктула, варвары отпустили всех пленников на свободу. Госпиция лонгобарды нашли подвизавшимся на столпе и, когда один из варваров хотел пронзить его, рука его сделалась неподвижною, и это чудо обратило язычника ко Христу.

Прпп. Савватий (ок. 1434), Евфросин (ок. 1460), Варсонофий (ок. 1459) и Савва (ок. 1467) Тверские. В 1397 г. св. Савва Бороздин (память его 1 окт.) основал в Тверских пределах Саввин монастырь, ныне село Саввино. Когда же он удалился на Афон, монастырь свой он поручил старцу Варсонофию. Старец Варсонофий наизусть знал Священное Писание и так глубоко понимал его смысл, что даже митр. Фотий (память его 2 июля) обращался к нему в недоуменных случаях за разъяснениями. На братию он возлагал послушание переписывать Священное Писание. Но через 5 лет, в 1416 г., он удалился в пустыню, а монастырем стал управлять его родной брат старец Савва и управлял им 50 лет. Через 40 лет прп. Варсонофий, к великой радости всей братии, а особенно своего брата старца Саввы, вернулся в монастырь и там скончался (ок. 1459 г.). Во время моровой язвы, когда все священники умерли, прп. Савва остался один в живых, заботился о больных, напутствовал умирающих и хоронил их. Часто, не успев посетить всех, он посылал сказать умирающим, чтобы подождали его; и по благодати Божией они слушались, и не один из них не умер без напутствия. Скончался прп. Савва около 1467 г.

Савватиев монастырь, ныне село Савватиево, был расположен в 15 верстах от Твери. В сельской церкви находилась икона основателя его прп. Савватия († ок. 1434 г.), а в окрестностях были найдены в пещере вериги его. Прпп. Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский приходили к нему учиться иноческой жизни. Они застали в живых его ученика – прп. Евфросина (в миру князя Терепинского), который провел в иночестве 60 лет. Его особенно почитали князья и бояре. Избегая славы человеческой, Евфросин удалился на Валаам, но и там не мог избегнуть ее и вернулся в свой монастырь. Он исцелил тверскую княжну Марию Борисовну, невесту, а в последствии супругу вел. кн. Иоанна III. Скончался прп. Евфросин ок. 1460 г.

Память их празднуется 2 марта вместе со св. Арсением и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Мч. Кодрат чудотворец.

Мч. Иларий.

Св. Иосиф.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz