Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 марта

 

Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмч. Наталии (1938).

Мчч. Трофима и Евкарпия Никомидийских (ок. 300). Прп. Анина Халкидонского, монаха.

 

Кирилл ИерусалимскийСвт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский (386). Родился в Иерусалиме около 315 года. Получил воспитание в духе строго православия в Иерусалимской церкви, где проводил истинно подвижническую жизнь. Около 346 года Кирилл посвящен был во пресвитера, и скоро ему был предложен сан Иерусалимского архиепископа. В это время Христова церковь переживала тяжкие волнения. В ее недрах появилась богопротивная ересь Ария. Гонения ариан постигли и Кирилла: три раза он был заточаем по их наветам. Скончался мирно в 386 году при своей пастве.

После себя св. Кирилл оставил церкви богатое наследие в своих сочинениях. 18 огласительных его поучений людям, готовящимся ко святому крещению, и 5 тайноводственных поучений – драгоценный памятник православия. Он очень важен тем, что на основании их мы можем убедиться в строгом сохранении современной православной Церковью во всей чистоте постановлений и обычаев древней Церкви.

При свт. Кирилле в Иерусалимской церкви наблюдалось дивное видение. Это было в 351 году, 17 мая, около 9 часов вечера. На небе появился крест, простиравшийся от Голгофы до Елеонской горы; явление продолжалось несколько часов кряду перед глазами изумленных жителей и посетителей иерусалимских. Кирилл же был свидетелем и чудесных знамений, воспрепятствовавших восстановлению иудейского храма иерусалимскими евреями по безбожному соизволению Юлиана Отступника, желавшего уничтожить христианство и восстановить язычество. Св. Кирилл ободрял христиан и уверял, что храм не восстановится и что все пророчества с точности исполнятся: «Небо и земля прейдут, словеса же Господни не прейдут» (Мк. XIII, 31). И действительно, когда иудеи приступили к основанию храма, вдруг произошло необычайное землетрясение, сопровождавшееся бурею, громом, молнией и вихрем; оно разрушило и разметало заготовленные строителями материалы и орудия; при этом много иудеев нашло под развалинами себе могилу. Испуганные иудеи разбежались, но через некоторое время вновь приступили к работам и так же безуспешно: землетрясение ужаснее первого снова заставило их оставить начатое дело. Уцелевшее до тех пор основание храма Соломонова вырвано было из земли бурей, так что от храма не осталось «камня на камне» как и предрекал Господь Иисус Христос (Мф. XXIV, 2; Лк. XXI, 6). Многие иудеи и язычники, познав на этом чуде силу Христову, приняли христианскую веру.

 

Сщмч. Димитрий (Розанов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 10 октября 1889 г. в селе Бардино Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Розанова. По окончании в 1907 г. Коломенского Духовного училища он был назначен псаломщиком в храм Михаила Архангела в село Починки Коломенского уезда (ныне Ступинский район Московской области) и женился на Елизавете Павловне Кедровой. После большевистского переворота и начала гражданской войны он был в 1918 г. мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, в котором прослужил до 1921 г.

21 ноября 1921 г. Дмитрий Павлович был рукоположен во диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Починки, а 8 мая 1922 г. – во священника, к той же церкви.

В то время одной из форм борьбы безбожных властей с Церковью было требование уплаты произвольно назначаемых сумм в виде различных налогов. В 1931 г. за неуплату одного из налогов отец Димитрий был приговорен к четырем месяцам принудительных работ. Мера наказания не была связана с лишением свободы, и священник во все церковные праздники приезжал в село и совершал богослужение.

В 1933 г. отец Димитрий был награжден наперсным крестом. В 1937 г. власти, в связи с распоряжением советского правительства о физическом уничтожении Церкви, приняли решение арестовать священника, а храм закрыть. В октябре 1937 г. были собраны показания лжесвидетелей о том, что священник якобы занимался предвыборной агитацией, направленной против кандидатов, которые выдвигались местными коммунистами, и предлагал кандидатами верующих людей, из-за чего население проголосовало против коммунистических кандидатов. Председатель местного сельсовета подал в НКВД справку, в которой писал, что, благодаря агитации священника, коммунистических избранников только со второго раза удалось провести в кандидаты. «Дальнейшее пребывание Розанова в селе Починки невозможно», – заключил председатель.

Группа граждан села Починки, которые являлись одновременно и лжесвидетелями, направила в НКВД заявление, прося привлечь священника и активных членов двадцатки к уголовной ответственности за срыв выборов, так как были предложены не те кандидаты, которые предлагались представителями советской власти.

12 ноября отец Димитрий был арестован, заключен в Каширскую тюрьму и через день допрошен. На допросах следователь повторил все лжесвидетельства, но на каждый вопрос, с описанием несовершенных преступлений и непроизнесенных слов, отец Димитрий отвечал однозначно: «Этого я не говорил и виновным себя не признаю».

16 ноября следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором были оставлены нелепые обвинения священника. 19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Димитрия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В марте 1938 г. родные получили от него письмо со станции Известковая Уссурийской железной дороги, и на этом всякая их связь со священником прекратилась. Священник Димитрий Розанов скончался в Бамлаге 31 марта 1938 г. и был погребен в безвестной лагерной могиле.

Прмц. Наталия (Бакланова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Наталия родилась в 1890 г. в селе Шестово Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Бакланова. Когда девочке исполнилось восемь лет, родители отдали ее в школу, по окончании которой она сначала помогала им по хозяйству, а в 1903 г. поступила послушницей в Новодевичий монастырь в Москве. Здесь она подвизалась до 1918 г., когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, и монастырь был через некоторое время закрыт. Оставшись жить на территории монастыря, где кельи были превращены в коммунальные квартиры, она работала сначала уборщицей, а когда пришлось покинуть стены разоренной обители, вместе с монастырскими послушницами, сестрами Евдокией и Анастасией Прошкиными, поселилась в поселке при станции Сходня под Москвой и работала у разных людей по хозяйству. В 1931 г. она устроилась уборщицей в институт Курортологии в Москве.

Инокиня Наталья была арестована 27 ноября 1937 г. Сотрудники института показали, что Наталья Васильевна всегда отказывалась от общественных поручений; если она и участвовала в работе, то исполняла только техническую работу, а общественной работы чуждалась, проявляя к ней враждебность, отказывалась ходить на собрания, говоря, что у них все собрания и собрания, а ей некогда ходить на собрания.

В качестве свидетеля был допрошен священник, служивший в храме в поселке, где жила инокиня. Он свидетельствовал о «контрреволюционной деятельности бывших монашек», приводя примеры их высказываний с выражением недовольства существующим положением.

На вопросы следователя по этому поводу инокиня отрицала факты обсуждения с сестрами контрреволюционных вопросов и ведения контрреволюционной деятельности.

7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила инокиню к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в Сиблаг. 8 января 1938 г. она прибыла с этапом в Мариинск. Однако тяжелые условия лагеря оказались для нее непосильными, она заболела и была помещена в лагерную больницу в Мариинске. Инокиня Наталия Бакланова скончалась в лагерной больнице 31 марта 1938 г. и была погребена в безвестной могиле.

 

Мученик Трофим Никомидийский Мчч. Трофим и Евкарпий Никомидийские (ок. 300). Они были воинами в Никомидии во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284-305); отличались большой жестокостью при исполнении всех указов императора.

Однажды, когда они разыскивали христиан, перед ними явилось большое огненное облако, из которого раздался глас Господень, обличающий их и призывающий к покаянию. Пораженные чудесным видением, воины духовно переродились и выпустили из темницы всех заключенных христиан, за что были подвергнуты страшным истязаниям. Мученики молитвенно благодарили Господа, веруя, что Он простит им прежние тяжелые грехи.

Когда мучители разожгли костер, святые Трофим и Евкарпий сами вошли в огонь и предали свои души Богу. 

Прп. Даниил Египетский (VI). В городе Теренуфе, куда святой пришел продать свое рукоделие, он был обвинен в блуде. Его должно уже было постигнуть гонение, но справедливость восторжествовала. 22-дневный младенец засвидетельствовал невинность преподобного подсудимого.

Прп. Кирилл Астраханский (ок. 1576). Чтимый в городе Астрахани, прп. Кирилл был архимандритом Астраханского Троицкого монастыря. Имя его и краткие сведения содержатся в русских рукописных святцах.

При присоединении Астрахани к Московскому государству первый астраханский воевода Серебряный (Оболенский) просил царя Иоанна Грозного прислать «человека святого – монаха, чтобы он учил добру и в крещенную веру загонял, как разум достанет». В 1558 г. игумен Кирилл с царскою грамотой, в которой ему повелевалось устроить в Астрахани мужской монастырь во имя Николая Чудотворца, прибыл в город. Из челобитной царю известно, что игумен построил храм Живоначальной Троицы, храм Введения Богородицы и храм  Николая Чудотворца. Преподобный, пользуясь покровительством царя, ревностно занимался просвещением Астраханского края и своею кротостью и благочестием заслужил уважение даже у магометан.

Преподобный представился, вероятно, в 1576 г., память о нем сохраняется как о святом и чудотворце. Так, в рукописном житии сообщается о спасении от потопления некоего Емельяна старцем, назвавшимся Кириллом. В память об этом Емельян Парфентьев написал образ преподобного. На его могиле служат панихиды, берут песок и, растворив в воде, дают пить больным.

Обретению мощей преподобного препятствуют сведения об его уходе из Астрахани – это засвидетельствовал часовой, стоявший на воротах кремля. Якобы преподобный назвал свое имя и ушел из города, потому что упало благочестие в Астрахани и усилилось магометанство, и это вынудило его оставить могилу и уйти в Киев.

Прп. Анин Халкидонский, монах. Память прп. Анина отмечается также 13 марта (см. о нем там же).

Мчч. 10 000 Никомидийские. Пострадали в царствование Диоклетиана. В его дворце в Никомидии случился огромный пожар, истребивший множество сокровищ. Ненавистники имени Христа обвиняли в поджоге его исповедников. И вот безбожный деспот приказал обезглавить десять тысяч христиан.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz