Краткие жития святых, православные праздники и события

9/22 марта

 

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (ок. 320).

Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938).

Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата св. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия.

Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).

 

Сорок мучеников Севастийских 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Флавий, Аетий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий (ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи – св. Константин и Ликиний признавали права христиан. Но двоедушный язычник Ликиний вместо этого воздвиг жестокое преследование христиан на востоке. Гонение не обошло и римские войска, в которых в это время служило множество христиан. Указ, которым Ликиний повелел жителям восточной части империи принести жертвы идолам, достиг и Севастии – города в Армении, находившегося тогда под римским правлением. Среди других войск был особый отряд из сорока человек, отличавшийся особым мужеством в боях. Велико же было негодование римского военачальника, когда именно эти сорок воинов отказались поклониться идолам и засвидетельствовали верность Христу. Претерпев муки и заключение в темнице, свв. воины были ввергнуты в ледяное озеро. Для искушения их твердости на берегу была растоплена баня. Но только один из воинов не выдержал муки и побежал греться. Один из стражников, следивших за мучениками, взглянул на небо и увидел над страдающими венцы: только одного не хватало до сорока. Потрясенный, он исповедовал себя христианином перед другими стражниками и, войдя в ледяное озеро, восполнил число мучеников до сорока. Военачальник, надеявшийся увидеть свв. воинов замерзшими к утру, нашел их живыми. Тогда он велел сокрушить им голени – так в муках они и приняли смерть за Христа.

 

Сщмч. Михаил (Маслов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 8 июля 1874 года в селе Щеглятьево Тверской губернии (ныне Лотошинский район Московской области) в семье псаломщика Григория Маслова. Михаил окончил церковноприходскую школу и один год учился в духовном училище. Он помогал отцу в крестьянском хозяйстве до 1895 года, когда был призван в армию и отправлен служить в город Белосток. По окончании в 1899 году срока военной службы Михаил Григорьевич вернулся на родину и стал служить псаломщиком в храме в селе Космодемьянском Тверской губернии. В 1907 году он был рукоположен во диакона ко храму в селе Мелково Тверской губернии, где прослужил до 1924 года, а затем был направлен в храм Архангела Михаила в село Микулино Лотошинского района Московской области.

В 1930 году диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму села Гурьево. С 1935 года он стал служить в храме родного села Щеглятьево.

11 ноября 1937 года местный парторг отправил в районный отдел НКВД докладную записку, в которой писал, что священник Михаил Маслов говорил, что жизнь при советской власти и руководстве Сталина стала тяжелой, ничего нет, даже несчастной картошки колхозники и то не получают…и пр.

1 февраля 1938 года председатель сельсовета составил справку о священнике и представил ее в районный отдел НКВД. В ней он писал, что священник влиял на трудовую дисциплину колхозов путем бесед со старушками у окошек и на дому, сроки государственных поставок не выполнял и был антисоветски настроен.

10 марта 1938 года отец Михаил был арестован, заключен в тюрьму в городе Волоколамске и в тот же день допрошен. На вопросы следователя он ответил, что его антисоветская деятельность заключается в том, что он недоволен советской властью, почему и говорил, что при советской власти нет обуви, нет одежды, раньше, при царе, всего было много и все было дешево, а теперь нет ничего. Всех сделали нищими.

15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Михаил Маслов был расстрелян 9 (22) марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Алексий (Смирнов), Димитрий (Гливенко), Сергий (Лебедев), Сергий (Цветков) пресвитеры (1938): Новомуч. Все они были священниками Ухтомского благочиния Московской епархии. Богоборческие власти арестовали их в январе 1938 года.

Священномученик Сергий Лебедев родился 16 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева, служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах, – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием.

В 1896 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и поступил преподавателем Закона Божия в Московскую Мароновскую церковноприходскую школу и в Перервинское духовное училище. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе Хамовнического попечительского училища, а с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, с 1910 года – законоучителем в детском приюте.

В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. С этого времени в дом, где жил отец Сергий близ Новодевичьего монастыря, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее его мать, Мария Павловна.

После смерти жены отец Сергий поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше. С этого момента для отца Сергия начался новый этап духовной жизни, устроение которой стало подобно монашескому. Мать, заметив в нем перемены, просила, пока она жива, не принимать монашество. Отец Сергий исполнил ее просьбу, но свою жизнь ограничил исключительно духовными и церковными интересами.

Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения отца Сергия были отмечены священноначалием, и ему было поручено обучать недавно рукоположенных священников, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь.

Отец Сергий был хорошим проповедником, и его проповеди и внебогослужебные собеседования вызывали большой интерес у слушателей.

Пророчески звучали слова отца Сергия, когда он учил своих духовных детей хранить веру Христову «и в час испытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братий и лжебратий, и под мечом палача».

26 сентября отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Весной 1922 года он был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его также обвиняли в распространении послания Патриарха Тихона и пр.

13 декабря 1922 года Московский революционный трибунал приговорил протоиерея Сергия к полутора годам заключения. В соответствии с проведенной властями амнистией он был освобожден досрочно 11 июля 1923 года. Новодевичий монастырь был закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в московской церкви Живоначальной Троицы в Зубове.

14 апреля 1931 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его обвинили в контрреволюционной деятельности – в связи с появлением его фотографии в газете «Нью-Йорк Таймс», на которой он был запечатлен в момент, когда, идя по двору Новодевичьего монастыря, благословлял прихожан.

30 апреля Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Северный край. Первое время он находился в Великом Устюге, где условия жизни были не тяжки. Затем был переведен вместе с другими священниками в село Кичменский Городок, а потом в еще более глухое село. В 1933 году отец Сергий был переведен в деревню Сорокино, куда приезжали к нему духовные дети.

В 1934 году, по окончанию срока ссылки, протоиерей Сергий был освобожден. После возвращения в Москву он был некоторое время секретарем заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, который назначил его на эту должность, чтобы материально поддержать: на попечении священника были мать и две сестры. Служил отец Сергий в это время в храме Петра и Павла в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области.

21 января 1938 года протоиерей Сергий был арестован. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся».

Священномученик Димитрий Гливенко родился 1января 1879 года в городе Таганроге в семье служащего государственного банка Павла Гливенко. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Во второй половине тридцатых годов он был настоятелем храма в селе Карачаево Ухтомского района Московской области. В январе 1938 года отец Димитрий был арестован и допрошен.

Священномученик Алексий Смирнов родился в 1870 году в селе Голубово Московской губернии в семье священника Сергия Смирнова. По окончании Духовной семинарии Алексей Сергеевич был рукоположен в сан священника.

В тридцатых годах отец Алексий служил в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Косино Ухтомского района. Это древнее село «издавна славилось своим превосходным местоположением и тремя озерами. Находившиеся здесь святыни – чудотворные иконы Божией Матери Косинской (Моденской) и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, исстари привлекали сюда столько народу, что в продолжение летних месяцев по всем дорогам у Косино пройдет и проедет, по крайней мере, до ста тысяч богомольцев», – писал об этом очевидец, живший в первой половине XIX века.

В январе 1938 года отец Алексий был арестован и допрошен.

Священномученик Сергий Цветков родился в 1869 году в городе Москве в семье священника Никанора Цветкова. В 1892 году окончил Московскую Духовную семинарию и в том же году рукоположен во диакона к Успенской церкви поселка Вешняки Московского уезда (ныне окраина Москвы), а в 1902 году – в сан священника к этому же храму.

С 1893 года отец Сергий состоял законоучителем в Выхинской церковноприходской школе и в Люберецком земском училище, с 1910 года – в 4-м мещанском городском, в земском начальном и в Смоленском женском городском училищах. В 1917 году отец Сергий был назначен духовником благочиния. В 1920 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея.

Первый раз отец Сергий был арестован в 1919 году вместе со своим сыном Николаем, который был арестован как офицер царской армии и расстрелян. Отца Сергия продержали тогда в тюрьме три недели и освободили.

Вновь он был арестован в январе 1938 года.

Всем четверым священникам следователь на допросах предъявил обвинения в принадлежности к «членам контрреволюционной группировки, возглавляемой благочинным Воздвиженским». Они отвергли это обвинение. Тогда с каждым из них поочередно были устроены очные ставки со священником Знаменской церкви в селе Перово Сергием Сахаровым. Тот дал показание, что каждый из них является активным членом контрреволюционной группы духовенства, руководимой благочинным Владимиром Федоровичем Воздвиженским, которая ставила своей целью свержение советской власти с помощью капиталистических стран. Никто из обвиняемых священников этого не признал.

5 марта 1938 года следствие было закончено. Всех священников обвинили в том, что они «осенью 1937 года организовались в контрреволюционную группу, которую возглавил Воздвиженский, и, проводя среди населения Ухтомского района контрреволюционную агитацию, поставили своей целью проповедовать монархический строй, оказывать противодействие политике партии и советской власти, создание среди населения недовольства и проведение подготовки населения к приходу новой капиталистической власти».

15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила священников Сергия Лебедева, Димитрия Гливенко, Алексия Смирнова и Сергия Цветкова к расстрелу. 22 марта протоиерей Сергий Лебедев и священники Димитрий Гливенко, Алексий Смирнов и Сергий Цветков были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Горюнов) протодиакон (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1880 году в селе Обухово Московской губернии, в семье крестьянина Василия Горюнова. Когда Николаю исполнилось двенадцать лет, он окончил сельскую школу и с этого времени стал работать вместе с отцом в крестьянском хозяйстве. В 1902 году Николай Васильевич был призван в армию, но получил освобождение от службы, так как был единственным сыном у родителей – кормильцем семьи.

После этого он выехал в Москву в поисках заработка. Будучи воспитан в благочестивой семье, он желал, чтобы его работа была так или иначе связана с церковью. В Москве в то время различными приходами организовывались общества трезвости, и он пошел официантом в одну из чайных, организованных Обществом, и проработал здесь два с половиной года. После этого он устроился сторожем и алтарником в домовый храм при Первой градской больнице. Здесь он проработал пять лет. Затем около шести лет он был алтарником в храме Ризоположения на Донской улице. Некоторое время Николай Васильевич работал слесарем на цементной базе в Подольске, где его усилиями был организован кооператив, члены которого плодотворно и успешно трудились; кооператив был упразднен с приходом к власти большевиков.

В 1919 году Николай Васильевич вернулся в родное село и здесь в Успенской церкви стал служить псаломщиком. В 1920 году он был рукоположен в сан диакона, а в 1924 году за безупречную службу и примерное поведение был возведен в сан протодиакона. Протодиакон Николай служил в храме до 1929 года, когда власти потребовали от него уплаты такой суммы налога, которую он ни при каких стараниях не мог заплатить; он был вынужден из храма уйти, и устроился работать пожарником, а затем рабочим одного из заводов.

В начале марта 1938 года власти составили обвинение, в котором писали, что Николай Горюнов является протодиаконом и, будучи враждебно настроен к советской власти и коммунистической партии, систематически среди населения деревни Обухово проводит контрреволюционную агитацию и высказывает террористические настроения против руководителей партии и правительства. 11 марта сотрудники НКВД арестовали отца Николая.

Были вызваны несколько свидетелей, каждого из которых спрашивали, знает ли он протодиакона Николая, и, поскольку они знали его, то так и ответили. Затем следователь попросил их расписаться в конце страницы, заполненной наполовину, и уже в отсутствии их на свободном месте он написал все, что ему было нужно.

12 марта 1938 года следователь допросил протодиакона. Свою вину в контрреволюционной деятельности отец Николай не признал.

15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу, и он был перевезен в Москву в тюрьму НКВД. Протодиакон Николай Горюнов был расстрелян 9 (22) марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Прмч. Иоасаф (Шахов) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Иоасаф (в миру Иосиф Иванович Шахов) родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Окончил церковноприходскую школу. Решив выбрать путь жизни воина Христова, он в 1896 году поступил в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии, где проходил различные послушания до 1904 года.

В 1904 году началась русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. Перед отправкой на фронт был отслужен молебен. На фронте послушник Иосиф пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель, был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен в иеродиакона, а в 1910 году – в сан иеромонаха.

Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневными. В условиях тяжелых боев лишь вера в жизнь вечную помогала преодолеть отправиться в район боевых действий полковыми священниками.

В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами, в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их, погребал убитых.

Иеромонах Иоасаф пробыл на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Несмотря на происшедшие в стране перемены, монастырь просуществовал еще несколько лет, и отец Иоасаф подвизался в нем до 1928 года, когда воинствующие безбожники разогнали братию и закрыли обитель. После этого иеромонах Иоасаф приехал в город Коломну с намерением поступить в Голутвинский монастырь, но настоятель монастыря архимандрит Никон, зная, что дни обители сочтены, благословил его служить на приходе. Епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, Павел (Гальковский) направил его в единоверческий храм Живоначальной Троицы в село Поповка Коломенского района Московской области. В состав прихода входило тогда тридцать деревень.

Ревностный пастырь сразу увидел, что дела в приходе находятся в самом плачевном состоянии, в районе проживает много сектантов, которым не оказывается ни малейшего противодействия со стороны православных. В то самое время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг немалых успехов. В этом приходе отец Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в тюрьму в городе Коломне. Допросы начались сразу же после ареста. На вопросы следователя отец Иоасаф отвечал, что по существу своей священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти.

13 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу, и он был перевезен в Москву в тюрьму НКВД. Игумен Иоасаф (Шахов) был расстрелян 9 (22) марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмц. Наталия (Ульянова) послушница (1938): Новомуч. Преподобномученица Наталия родилась в 1889 году в городе Ельце Орловской губернии в семье столяра Николая Николаевича Ульянова.

В 1910 году Наталья приехала в Москву, поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях. После закрытия обители в 1922 году она, как и многие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры, и к монахиням были подселены люди, настроенные к вере враждебно.

Послушница Наталия подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах; в 1930 году она поступила на государственную службу – курьером и уборщицей в Московский городской банк, находившийся на улице Ильинке. Ей в то время пришлось нести тяготы, которые выпали на долю народа, и нести все трудовые повинности: ее мобилизовывали на общественные работы – то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки.

9 марта 1938 года лжесвидетели подписали против нее написанные следователем показания, и, в частности, что Наталия враждебно настроена к существующему строю.

На следующий день, 10 марта, послушница Наталия была арестована и заключена под стражу в 7 отделение Фрунзенского района города Москвы. 11 марта следователь допросил послушницу. Он обвинил ее в распространении «клеветнических провокационных измышлений о жизни колхозного крестьянства в СССР» и в контрреволюционной деятельности. Послушница Наталия виновной себя в предъявленных обвинениях не признала.

15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Наталия Ульянова была расстреляна 9 (22) марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмц. Александра (Самойлова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Александра родилась 23 апреля 1882 г. в деревне Гриднево Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Никиты Самойлова, брат и сестра которого были монашествующими, их примеру последовала и Александра.

В 15-летнем возрасте она ушла подвизаться в Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный известной подвижницей XIX века игуменьей Марией (Тучковой), муж которой погиб на Бородинском поле в сражении с французами за Москву в 1812 г. Обитель стала памятником воинам, павшим за освобождение Родины. Уставом монастыря предписывалось неукоснительное поминовение всех за веру и Отечество на месте сем убиенных.

Спасо-Бородинский монастырь после революции стал существовать в виде трудовой сельскохозяйственной коммуны. В обители инокиня Александра подвизалась 33 года, пока монастырь не был окончательно разогнан в 1931 г.

Инокиня Александра поселилась на родине в селе Гриднево с матерью и стала петь на клиросе в Рождественской церкви.

В 1937 г. началась новая волна беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Для ареста и расправы над духовенством, монашествующими и мирянами безбожники использовали любой повод. 12 декабря 1937 г. проходили выборы в Верховный Совет СССР – высший орган власти в стране.

Инокиня Александра на выборы идти не собиралась, поэтому, когда накануне и в сам день выборов к ней в дом пришли члены избирательной комиссии, уговаривать ее идти голосовать, она ответила отказом. Избирательной комиссией был составлен рапорт для НКВД.

Инокиня Александра была арестована 27 января 1938 г. и заключена в Можайскую тюрьму. 11 марта состоялся допрос. Ее спросили о причинах неявки на выборы, она ответила, что на выборы не явилась по религиозным соображениям. Тогда ей предъявили обвинение в высказывании контрреволюционных убеждений, направленных к срыву выборов в Верховный Совет. Виновной в этом она себя не признала.

В этот же день следствие было закончено. 15 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу.

Инокиня Спасо-Бородинского монастыря Александра (Самойлова) была расстреляна 22 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

 

Мч. Урпасиан Никомидийский (ок. 295). Был одним из приближенных императора Максимиана Геркулия, который предал его мучениям за имя Христово. После мук Урпасиан был сожжен в железной клетке в Никомидии в 295 году; прах его был брошен в море.

Св. Кесарий Назианзин, брат св. Григория Богослова (ок. 369). Сын благочестивых Нонны и Григория, еп. Назианзкого, св. Кесарий с детства еще обнаружил блистательные дарования. После домашнего образования он поступил в Александрийскую школу, где предался изучению привлекавших его внимание наук: медицины, геометрии, математики, астрономии и астрологии. Во всех этих науках св. Кесарий стремился созерцать высочайшую мудрость, святость и блаженство Бога. Возвращаясь по окончании образования на родину, св. Кесарий встретил в Константинополе своего брата Григория и остался на некоторое время в столице. Вскоре оба брата обратили на себя внимание своей ученостью, и Кесарию было предложено место в сенате, знатное супружество и другие отличия. Уже было отправлено к отсутствующему тогда императору Констанцию прошение о том, чтобы он оставил Кесария при себе, как отличного философа и ученого, но Григорий убедил Кесария не принимать этих почестей и выгод, но исполнить мольбу родителей и свой долг перед отечеством. Оба брата возвратились домой. Здесь они были крещены и только после этого предались общественной деятельности: Кесарий позван был ко двору Констанция, где и остался в звании первого врача.

После смерти Констанция на престол вступи Юлиан, который начал свое правление преследованием исповедников имени Распятого. В это тяжелое для церкви время опасно было находиться при дворе императора всякому христианину, но Кесарий не угадывал еще истинных убеждений Юлиана и оставался при дворе. Григорий огорчен был пребыванием брата при дворе гонителя и писал ему, чтобы он немедленно оставил свою службу. Григорий убеждал Кесария обрадовать отца своего правым исповеданием Христа и утешить мать свою в ее глубокой скорби. Он писал в заключение своего письма к брату: «Предскажу только и засвидетельствую, что необходимо одно из двух: или, оставаясь истинным христианином, принять на себя самую унизительную долю христианина и действовать несоответственно своим достоинствам и надеждам, или, желая чести, потерпеть вред в главнейшем и участвовать если не в огне, то в дыме».

Юлиан, действительно, пытался привлечь на свою сторону талантливого и образованного Кесария, но безуспешно. Насколько тверд был Кесарий в своих христианских убеждениях, можно видеть из похвальных слов Григория своему брату.

Кесарий не остался у гонителя и ушел на родину, где был до смерти богоотступника. Приемник Юлиана Иовиниан снова призвал Кесария ко двору, где он остался и при Валенте, назначившим его хранителем царских сокровищ в Вифинии. Когда Кесарий был в Никее, здесь произошло землетрясение. Много жителей погибло в развалинах, но Кесарий спасся. По этому поводу Григорий Богослов написал брату письмо, в котором, в частности, говорит: «Для людей благомыслящих и страх небесполезен…, потому что душа страждущего близка к Богу, и у всякого, избегнувшего опасности сильнее привязанность к Спасителю…»

Кесарий вполне сочувствовал брату в его богомыслии и скоро после этого ушел от прелестей мира. Но Бог скоро призвал угодника к себе. Не много спустя после землетрясения Кесарий тяжко заболел и скончался. Погребен он был в своем городе Назианзе. После смерти Кесария св. Григорий остался единственным наследником и правителем имения родителей. Кесарий перед смертью завещал брату употребить его долю в наследстве на дела благотворения. 

Мчч. 6 (дед, баба, отец, мать и двое детей). Скончались все от меча.

Прав. Тарасий. Чудотворец из Ликаонии.

 

Икона Божией Матери ''Слово плоть бысть'' Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть» (1666). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы является великой святыней Приамурья, свое название она получила от русской крепости Албазин, основанной в 1650 г. знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы. В крепость чудотворный образ был перенесен иеромонахом Киренского Троицкого монастыря Ермогеном в 1665 г. Через несколько лет Ермоген вернулся в основанный им при Киренском остроге Троицкий монастырь, а чудотворный образ оставил в Сретенске. В те трудные годы Пресвятая Богородица не раз являла особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1685 г. к Албазину подошла 15-тысячная армия китайского богдыхана. Но незримый покров Богородицы оградил албазинцев. Когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду, из 826 оборонявшихся осталось лишь 150 человек.

Господь предназначил защитникам города и другое служение на благо Церкви – миссионерское. За годы войны около сотни казаков и крестьян из Албазина и окрестностей попали в плен. Их стараниями в Пекине была основана Русская Православная духовная миссия, и император повелел отдать буддийское капище для устроения храма во имя Софии Премудрости Божией.

В середине XIX в. наступила новая эпоха русского освоения Амура. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского и св. равноап. Иннокентия (память его 31 марта), архиепископа Камчатского, за несколько лет левобережье Амура было застроено русскими городами, селами, казачьими станицами, основано несколько храмов. В 1858 г. свт. Иннокентий заложил церковь во имя Благовещения Божией Матери – первое здание нового города Благовещенска. Сменивший свт. Иннокентия на Камчатской кафедре епископ Вениамин в 1868 году привез эту икону в Благовещенск на Амуре, а один из его приемников, епископ Гурий, установил ежегодное празднование иконе «Слово плоть бысть» 9 (22) марта по всей Камчатской епархии, а также еженедельное чтение перед этой чудотворной иконой Божией Матери акафиста с молебным пением.

Летом 1900 г., во время восстания в Китае, неприятельские войска появились на берегу Амура. 19 дней враг осыпал беззащитный Благовещенск артиллерийским огнем. В храме непрестанно шла служба, читались акафисты перед чудотворной иконой. По рассказам китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды силы. Так и не осмелившись перейти Амур, враг ушел от города.

В годы советской власти все храмы Благовещенска были разрушены, Албазинская икона Божией Матери попала в запасники краеведческого музея. Господь сохранил святыню – икона не только не была утеряна, продана, уничтожена, но и дошла до наших дней неповрежденной, уцелел даже драгоценный оклад. В 1991 г. Албазинскую святыню вернули Церкви, и сейчас единственная до сего времени на в

Сделать бесплатный сайт с uCoz