Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 марта

 

Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Прп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Сщмч. Александра пресвитера (1938).

Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.

 

Преподобный Герасим Иорданский Прп. Герасим, иже на Иордане (475). Св. Герасим происходил из Ликии. Увлекаемый жаждой духовных подвигов, он удалился в пустыню в уединение и здесь проводил время в духовном бодрствовании, посте и воздержании. Сначала он жил в Фиваидской пустыни, привлекавшей в то время ревнителей благочестия и строгой христианской жизни. Но потом он, решив поселиться в месте, освященном присутствием Самого Жизнедавца Господа, направляется в пустыню Иорданскую, в те самые места, которые были свидетелями сорокадневного поста нашего Искупителя и Его победы над дьяволом. Здесь около Герасима собралось множество иноков. Герасим все им предписывал строгий образ жизни: пять дней недели они должны были проводить в строгом посте. На шестой, в субботу, братия должна была собираться на Богослужение и для причастия Св. Таин. В воскресенье, после братской трапезы, братия снова расходились по своим хижинам, взяв себе запас скудной пищи на всю неделю. Сам св. Герасим являлся для своих учеников примером благочестия. Так в святую Четыредесятницу он не вкушал ничего, подкрепляя себя только приятием Св. Таин. Подобною ангельскою жизнью прославились и другие иноки Герасимовой пустыни. Кротость и христианское смирение подвижников заставляли смиряться перед ними даже диких зверей. После того, как св. Герасим перевязал рану льву, этот дикий и хищный зверь неотлучно следовал за своим благодетелем.

Не избежал прп. Герасим и тяжкого искушения своей веры. В то время церковь была волнуема богопротивною ересью Евтихия. И вот один из иноков Феодосий, низложивший своими происками правоверного Иерусалимского Патриарха Ювеналия, занял его место и привлек на сторону своего заблуждения Герасима. Но Господь вывел праведника из этой тьмы. Герасим обратился за советом к св. Евфимию Великому и стал на путь истинного учения, навсегда отрекшись от заблуждения.

Скончался он в мире, оплаканный всею братией. 

Герасим Вологодский Прп. Герасим Вологодский (1178). Иеромонах одного из киевских монастырей, проповедовал Евангелие в пределах Вологодских, где христианство еще не утвердилось в сердцах человеческих. Когда в 1147 г. он пришел в Вологду, она была еще небольшой деревней с одной только церковью. Преподобному было в то время чуть больше 30-ти лет. Он поселился в лесу и начал вести подвижническую жизнь, полную лишений. Монашество в тех краях еще не было известно, поэтому поначалу жители относились к нему недоверчиво, даже враждебно, но постепенно полюбили его за терпение, молитвы и доброту. К нему стала стекаться братия, с которой св. Герасим основал церковь, а затем и обитель во имя Пресвятой Троицы. После кончины преподобного у могилы его совершилось много исцелений. К лику святых он был причислен между 1691-1721 гг.

Память его празднуется 4 марта в день тезоименитства с прп. Герасимом, иже на Иордане (†475), и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице во время службы всем прпп. отцам Вологодским.

Святой Благоверный князь Даниил Московский Блгв. кн. Даниил Московский (1303). Родился в 1261 г. и был четвертым сыном вел. кн. Александра Невского и супруги его кн. Вассы. В два года он осиротел. В жизни св. блгв. князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.

В эпоху княжеских усобиц он не покушался насилием приобретать чужие области. Братья дали ему небольшой город – Москву, но когда племянник его кн. Иван Димитриевич Переяславский завещал ему свой удел, то Москва возвысилась, и сыновья кн. Даниила могли уже стать великими князьями. Милостью Божией княжество его увеличивалось, но св. князь не услаждался властолюбием, но преуспевал в братолюбии.

Он первый стал против «степного зверя» (по выражению летописца) – татар и взял в плен их союзника – кн. Константина Рязанского, но поступил с ним как с гостем и отпустил с миром. В Москве св. князь основал первый монастырь в честь ангела своего, прп. Даниила Столпника, а перед смертью постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище. На 42 году жизни он мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 г. Со временем его могила была забыта. При вел. кн. Иоанне III св. Даниил явился молодому боярскому сыну из стражи и велел сказать вел. князю: «Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит». С тех пор Иоанн III стал поминать своих предков. Много еще исцелений происходило у надгробной плиты святого, а после того как были обретены его нетленные мощи, блгв. князь был причислен к лику святых.

Память его празднуется 4 марта в день представления и 30 августа в день обретения мощей (1652 г.).

 

Сщмч. Александр (Лихарев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Александр родился 22 января 1876 г. в селе Синьково Софьинской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 г. Александр окончил Московскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Иславском Звенигородского уезда Московской губернии. 5 мая 1899 г. он был рукоположен во диакона к Тихвинской на Бережках церкви в Москве, а 26 июня 1920 г. – к той же церкви священником. 24 августа 1928 г. о. Александр был назначен настоятелем этой церкви. 22 июля 1930 г. он был переведен в Богоявленский собор в Дорогомилове, и 25 марта 1932 г. возведен в сан протоиерея. 23 ноября того же года о. Александр был назначен священником в Богородицко-Владимирскую церковь в город Мытищи, а 22 октября 1935 г. переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района.

27 ноября 1937 г. протоиерей Александр был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, в чем виновным себя священник не признал.

3 декабря 1937 г. следствие было завершено, и 5 декабря тройка НКВД приговорила о. Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

После этого всех подследственных погрузили в вагоны и отправили в Красноярский край. 9 января 1938 г. они прибыли на станцию Суслово Красноярского края, и часть священников, в том числе и о. Александр Лихарев, были направлены на работу в свиноферму Бамлага НКВД.

Дорогой о. Александр заболел простудой, но в лагере вскоре началась эпидемия дизентерии, которой заразился и он. Протоиерей Александр Лихарев скончался в лагерной больнице 17 марта 1938 г. Похоронен он был «в братской могиле близ мельницы».

 

Мчч. Павел, сестра его Иулиания Птолемаидские и с ними Квадрат, Акакий и Стратоник (ок. 273). Происходили они из Финикийского города Птолемаиды. В период их жизни в III веке происходили страшные гонения на святую церковь, и вот мученическую участь исповедников Христа пришлось разделить Павлу и его сестре. Однажды император Аврелиан, объезжая свою империю, прибыл в Птолемаиду. В числе встречавших его подданных были и святые брат и сестра. Увидев своего повелителя, Павел осенил себя крестным знамением – да будет во благо приезд государя. Аврелиан заметил это и приказал взять Павла под стражу. Когда на следующий день Павел перед лицом императора подтвердил свою принадлежность к христианству, Аврелиан повелел мучить его, привязав к столбу, до тех пор, пока, как он выразился «придет Христос и избавит его от палачей».

Жестокий тиран, лишенный света Божественной истины, не знал, какая сила веры одушевляет исповедника; не знал он и того, что избавление Христом от палачей означало невыразимое блаженство страдальца на небесах. По приказу гонителя начались бесчеловечные истязания христианина. Святая Иулиания, присутствующая при этом, решилась вступиться за своего брата и, обратившись к Аврелиану, спросила, за что он мучит того, кто никогда никого не обидел. Ответом не ее слова был приказ гонителя подвергнуть мучениям и защитницу. И страшны были мучения праведников: их рвали железными когтями, жарили на раскаленных решетках, бросали в котлы с кипящей смолой. Но ничто не могло сломать неземное мужество истязаемых.

Двое из мучителей, пораженные нечеловеческою силой и твердостью убеждений мучеников, также признали себя верующими в Бога, Который помогает Павлу и Иулиании. Ответом на это был приказ немедленно казнить новообращенных. На следующий день возобновились истязания. Бесстрашие мучеников и на этот раз привлекло ко Христу одного язычника. Исполнитель казни Стратилат, пораженный неземною отрадою сияющих лиц мучеников, толкнул идола, бросил орудие пытки и, перекрестившись, также воскликнул, что и он христианин. Меч сразил его голову.

Мучитель, видя, что твердость исповедников приобретает все новых последователей и что сами мученики остаются непреклонными, повелел казнить их. Христиане взяли выброшенные за город тела мучеников и с честью погребли их.

Память их отмечается также 17 августа.

Прп. Иаков Кармильский (Палестинский) постник (VI). Подвизался сначала в Самарии, а затем близ горы Кармильской. Его жизнь может служить доказательством того, что никакая степень духовной высоты не обеспечивает человека от падения, и что падение, при обращении к неисчерпаемому источнику Божественного милосердия и покаяния, не препятствует грешнику вознестись еще на большую высоту нравственного совершенства.

Подвизаясь в пустыне, отшельник Иаков проводил все время в непрерывной молитве и посте. За свое благочестие он сподобился дара чудотворения. И вот пустыня, дотоле безмолвная, наполнилась множеством поклонников преподобного Иакова, превозносивших его за благодатные дары. И он не устоял на высоте своего совершенства. Враг душ человеческих поселил в душе возгордившегося своею праведностью отшельника плотскую страсть. Свое падение Иаков завершил еще более ужасным грехом: он убил соблазнившую его женщину. После этого дьявол стал низводить Иакова, как связанного пленника, в последний ров погибели, склоняя его в самый тяжкий из грехов – в Каиново и Иудино отчаяние. Старец Иаков, обуреваемый отчаянием и тоской, не знал, что делать. Он задумал уже, оставив пустыню, бежать куда-либо в мир и работать в нем греху и дьяволу. Но превеликая благость Христова спасла преподобного. В пустыне Иакову встретился один благочестивый инок, которому он и исповедал свой грех. Инок внял несчастью собрата и, припав к груди Иакова, говорил ему: «Не изнемогай, не предавайся отчаянию…Вспомни, что есть покаяние. Вспомни, что Бог неизреченно милосерд!»

Укрепляя этими словами душу Иакова, пустынник молил его остаться жить вместе с ним. Но Иаков не соглашался. Тогда пустынник, припав к ногам Иакова, просил его не сокрушаться безнадежно о своем грехе и лишь только после того, как взял с него обет не погубить своей души отчаянием, отпустил его. Иаков возвратился в свою пустыню и затворился в гробовой пещере. Единственной пищей святому служила растущая около пещеры трава. Господь внял покаянию Иакова и простил ему грех, знаком чего был возвращенный преподобному дар чудотворения. Однажды область, где жил Иаков, постигли бездождие и засуха, так что жителям угрожал голод. И вот епископ города получил откровение, что живущий в гробнице человек может своею молитвою предотвратить бедствие. Жители и епископ отправились к Иакову, и молитва святого низвела на землю благодатный дождь. До самой смерти Иаков оставался в своей гробнице, в ней же был и похоронен. Со временем на месте пещеры епископ основал церковь, куда впоследствии перенесены были и останки святого.

Святой Вячеслав, князь Чешский Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Его мощи были перенесены из Болеславля в Прагу и положены в церкви св. Вита 4 марта.

Память его отмечается 28 сентября в день представления (935) (см. о нем там же).

Свт. Григория, еп. Асский (1150). Асса – город Анатолийский, принадлежащий к Эфесской митрополии. Свт. Григорий представился мирно.

Блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский (1238). Св. блгв. князь Василий (или, как его называют в летописи Василько) был старшим сыном вел. кн. Константина Всеволодовича владимирского и внуком князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он родился в 1209 г. Отец его был просвещеннейшим князем своего времени. Он собрал большую греческую и славянскую библиотеку и давал переводить с греческого. Вся душа его вылилась в предсмертном его завещании к детям: «Любезные дети, живите в любви между собой. Бога бойтесь всей душой, заповеди Его соблюдайте во всем. Живите, как я жил: нищих и убогих не презирайте, не уклоняйтесь от Церкви, чтите и иноческий чин, внимайте учению книжному, будьте в любви между собой, и Бог мира да будет в вами; слушайтесь старших – они учат вас добру, вы еще молоды. Вижу, дети мои, что приблизился конец мой. Поручаю вас Богу, Пресвятой Богородице и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня». Еще при жизни он дал сыновьям своим уделы: Васильку – Ростов, Всеволоду – Ярославль (убит в 1237 г. на р. Сити) и Владимиру (см. 3 февр. житие св. кн. Романа) – Углич.

Вел. князь Георгий Всеволодович (память его 4 февр.) свято исполнил предсмертную волю своего брата и всю свою жизнь заботился о его осиротелых детях. В 1224 г. он был послан с войском на помощь южным князьям, когда на них напали татары. Но весть о поражении русских на реке Калке заставила князя Василько возвратиться обратно, так как татары не стали преследовать побежденных и ушли в степь. В 1237 г. князь Василько принимал участие в битве на р. Сити, где дядя его вел. кн. Георгий и брат Всеволод сложили головы, а сам он был взят в плен. Татары предложили ему перейти к ним на службу и, получив решительный отказ, убили его, после жестоких мучений, в Шеринском лесу (в 25 верстах от г. Кашина Тверской губ.). Свидетельницей его мученической кончины была одна женщина, скрывавшаяся в лесу. Она и ее муж известили епископа Ростовского Кирилла (память его 21 мая) и вдову св. князя, княгиню Марию Михайловну (дочь св. мученика князя Михаила Черниговского; память его 20 сент.).

С горькими слезами погребли ростовцы своего князя. Он оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, прозванного «Печальником (т.е. заступником перед татарами) земли Русской», ради которой он почти всю свою жизнь прожил в Орде, и Глеба, князя белоезерского, основателя Каменного монастыря на Кубенском озере (см. 10 сент., житие прп. Иосафа Вологодского, память его чтится местно).

«Был князь Василько, – пишет о нем летописец, – выше меры храбр и красив лицом, боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим – кормитель, о неимущих имел непрерывное попечение, печальным подавал утешение; любовно и ласково он поступал со своими вельможами и со служащими ему, и кто из бояр ни служил ему, никогда не оставлял его для другого князя. В нем обитали мужество и ум. Истина и правда были его спутниками. Посему хвалим был князь Василько от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетления от Христа Бога». Святые мощи св. князя Василько почивали в ростовском Успенском соборе под спудом.

Память его празднуется 4 марта в день гибели и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. 

Блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский (1189 – 04.03.1238). Сын и приемник вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. В нем замечательно сочетались воинская доблесть с христианским благочестием. В 1237 г. началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгий отправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале 1238 г. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и Отечество. После битвы епископ Ростовский Кирилл долго искал его останки и, наконец, обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в Успенский собор г. Владимира.

Память его празднуется 4 марта в день тезоименитства с прп. Герасимом, иже на Иордане (†475), и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице во время службы всем прпп. отцам Вологодским.

Прмчч. Иоасаф Снетногорский, Василий Мирожский, Псковские и дружина их (1299). В 1299 г. немцы осадили Псков. Все мужское население, способное носить оружие, вышло из города и под предводительством князя Довмонта-Тимофея (1266-1299) (память его 20 мая) изгнало врага и освободило город. Но немцы успели поджечь Спасо-Мирожский (основан в 1156 г.) и Снетогорский монастыри (Снетная, или Снежная гора), находившиеся рядом с городом. В пламене погибли игумены Василий Спасо-Мирожского и Иосаф Снетогорского монастырей и 27 иноков, между которыми сохранились имена иеромонахов Иосифа и Константина; погибло и множество женщин и детей, укрывшихся от врага за монастырскими стенами. Мученические останки, которые можно было собрать, были погребены в обоих монастырях. К лику святых они были причислены в XVII в. Прп. Иоасаф был возобновителем своего монастыря; он дал ему строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал его лучшим монастырем своего времени.

Память его празднуется 4 марта в день гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Свт. Григорий, еп. Констанции Кипрской. Скончался в мире.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz