Краткие жития святых, православные праздники и события

19 марта /1 апреля

 

Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитер и Мариана диакона Римские. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Св. Иоанна исп. (1932); прмц. Матроны (1938).

Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария (ок. 302). Прпп. Вассы (ок. 1473) и Симеона (прославление 2003) Псково-Печерских.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

 

Мученики Хрисанф и Дария Мчч. Хрисанф и Дария (283) и с ними мчч. Клавдий трибун, Илария, жена его, Иасон и Мавр, сыновья их, Диодор пресвитер и Мариан диакон Римские. Св. Хрисанф был сыном знаменитого и богатого сенатора Полемия, прибывшего из Александрии в Рим. Последний старался дать своему сыну образование в языческом духе. Богато одаренный, Хрисанф учился у языческих философов, быстро успевал в науках и пристрастился к чтению книг. Однажды случайно ему попали в руки священные книги Нового Завета. Чтение их так подействовало на него, что он отверг суету языческой мудрости и принял крещение от престарелого пресвитера Карпофора, скрывавшегося по случаю гонений в горах. Через 7 дней по принятию крещения Хрисанф начал открыто исповедовать веру Христову, несмотря на бывшее тогда гонение на верующих в Сына Божия. Отец его, узнав, что он христианин и уничижает богов, сильно встревожился и старался всеми мерами отвратить его от веры во Христа. Но все усилия его остались тщетными. Родственники Хрисанфа, видя отчаянное положение его отца, посоветовали ему сочетать сына браком с молодой, образованной и красивой девицей Дарией, жившей при храме богини Афины.

Хрисанф, повинуясь отцу, сочетался с нею браком, но жил с супругой целомудренно и скоро обратил ее в христианство. При этом супруги устроили в своем доме церковь.

Трибуну Клавдию донесли, что Хрисанф и Дария обращают язычников в христианство. Клавдий потребовал супругов к себе и, услышав от них исповедание христианской веры, приказал предать их всевозможным мучениям. Мученика привязали к дереву и стали бить его суковатой палкой; но здесь произошло чудо: в руках палачей палки были тверды и тяжелы, а на теле святого мягки, как прутья. Пораженный проявлением Божественной силы, Клавдий приказал прекратить бичевание, отвязал Хрисанфа от дерева, надел на него одежды и обратился к воинам с призывом пасть к ногам святого человека, просить у него прощения,  примирения с всесильным Богом, Который творит такие чудеса и умолять, чтобы он обратил их к Нему.

И действительно, Клавдий обратился в христианство с женой своей Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со своими воинами.

Царствовавший тогда в Риме Нумериан, узнав об этом, приказал утопить Клавдия с камнем на шее, а сыновей его и всех воинов казнить мечем. Жена Клавдия, похоронив близких сердцу ее, приходила часто на место погребения сыновей своих и здесь плакала. Неверные хотели вести ее на мучение, но она испросила у них время для молитвы на гробе детей своих, после чего здесь же скончалась.

Хрисанфа же и Дарию подвергли ужасным мукам. Наконец, Нумериан приказал ввергнуть их в ров и живых засыпать землею. Впоследствии, в день памяти святых мучеников, многие христиане собирались на молитву в пещеру, находившуюся вблизи места их погребения.

Нумериан, проведав об этом, велел засыпать вход в пещеру и завалить его камнем. Все бывшие тут благоговейные почитатели святых Хрисанфа и Дарии умерли мучительной смертью. Среди них известны имена пресвитера Диодора и диакона Мариана.

София Слуцкая Прав. София, кн. Слуцкая (1612). Княгиня София Юрьевна происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке. Отец ее – Юрий Юрьевич II, несмотря на притеснение Православия, твердо держался веры предков. Ее мать умерла после родов, а через год умер и отец. Опеку над девочкой приняла семья Ходкевичей. Они заключили сделку, что София по достижении совершеннолетия выйдет замуж за Несвижского князя Януша Радзивилла, католика. Княжна отказалась переходить в католичество и настояла, чтобы ее будущие дети были крещены в Православии. Свадьба состоялась 1 октября 1600 года. Уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 г., сопровождалась ужасающими насилиями над православными, и юная княгиня стала защитницей веры. Св. София скончалась в 26 лет 19 марта и была погребена в Слуцком Свято-Троицком монастыре. После революции мощи ее изъяли из монастыря и отправили в Минский музей. Ныне они почивают в Свято-Духовом соборе Минска.

Память ее празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.

 

Св. Иоанн (Блинов) исповедник (1932): Новомуч. Исповедник Иоанн (Иоанн Михайлович Блинов) родился в 1874 году в селе Красном Владимирской губернии. В 1886 г. Иван окончил школу в селе Красном, а затем вместе с отцом занимался крестьянским хозяйством. После смерти в 1889 г. отца он в летнее время крестьянствовал, а зимой вместе с братом уходил на заработки в Оренбургскую губернию. С 1915 г. Иван Михайлович занимался исключительно крестьянством и уже никуда не выезжал из села. В 1920 г. он поступил псаломщиком в Знаменскую церковь в селе Красном.

10 февраля 1930 г. сотрудники ОГПУ арестовали священников, служивших в храмах сел Красного и Палеха, и псаломщика Иоанна, обвинив их в антисоветской деятельности, в том, что они противодействовали организации колхозов, используя для этого религиозные чувства верующих, и заключили их в Шуйскую тюрьму. Обвинения строились на показаниях коммунистов и комсомольцев Палеха и Красного, а также председателей колхозов и сельсоветов, которые сводили счеты со всеми, к кому они недоброжелательно тогда относились. Все они о псаломщике Иване Блинове показали, что он был глубоко верующим человеком.

После ареста Ивана Михайловича крестьяне села Красного направили властям прошение об освобождении псаломщика, о котором они готовы свидетельствовать, что он никакой антисоветской агитации не вел. Под прошением поставили свои подписи более пятидесяти жителей села.

После окончания следствия сотрудники ОГПУ потребовали для части обвиняемых, в том числе и для  Ивана Михайловича, три года заключения в концлагере. Но затем предложили некоторым обвиняемым стать осведомителями в обмен на освобождение. Сделано было такое предложение и Ивану Михайловичу, он дал согласие, но фактически никаких сведений в ОГПУ не давал, и его решили вновь арестовать.

Были допрошены свидетели, которые показали, что Иван Михайлович является активным религиозным человеком и ведет среди крестьян агитацию за укрепление Христовой веры, призывает крестьян стойко держаться за веру и не позволять советской власти издеваться на ней.

21 января 1931 года Иван Михайлович был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. 2 февраля следователь допросил псаломщика. В предъявленном ему обвинении виновным себя он не признал.

3 июля 1931 г. тройка ОГПУ приговорила псаломщика к трем годам ссылки в Казахстан. И он был сослан в Семипалатинскую область. Псаломщик Иван Михайлович Блинов скончался в ссылке 1 апреля 1933 г. и был погребен в безвестной могиле.

Прмц. Матрона (Алексеева) (1938): Новомуч. Преподобномученица Матрона родилась в 1862 г. в деревне Замятино Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Алексеева. Поступив в Новодевичий монастырь в Москве, она прожила в нем до его закрытия при советской власти. Но и когда монастырь был закрыт, она осталась жить в одной из келий, превращенных к тому времени в коммунальные квартиры. В конце тридцатых годов безбожные власти стали арестовывать последних монахинь, и 21 марта 1938 г. монахиня Матрона была арестована и заключена в тюрьму. Почти сразу же после ареста она тяжело заболела и была помещена в больницу при Бутырской тюрьме, но и здесь она пробыла недолго. Монахиня Матрона (Алексеева) скончалась 1 апреля 1938 г. в тюремной больнице и была погребена в безвестной могиле.

 

Мученик Панхарий Римский Мч. Панхарий Римский (ок. 302). Был сановником римского императора Максимиана. Оставив христианство, он стал язычником. Мать и сестра, узнав об этом, прислали ему письмо, в котором убеждали отступника от веры исполниться страха Божия и помнить о будущем суде Господнем.

Раскаявшись в своем заблуждении, святой Панхарий открыто исповедал себя христианином перед императором, за что претерпел в Риме мучения, а затем был отправлен в Никомидию и там обезглавлен.

Прпп. Васса (ок. 1473) и Симеон (прославление 2003) Псково-Печерские. Святая Васса была супругой священника Иоанна (в иночестве Ионы) и вместе с ним и с прп. Марком почитается как родоначальница Псково-Печерского монастыря.

Память их празднуется 29 марта (см. их жития) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Иннокентий Комельский Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский (1521). Прп. Иннокентий (в миру князь Охлябинин) был пострижен в Кирилло-Белоезерском монастыре. Потом он стал учеником прп. Нила Сорского (†1508, память его 7 мая), подвизался в его скиту и сопровождал его во время его путешествия на Восток, где они посетили Константинополь, Афон и Святую Землю.

После кончины своего старца прп. Иннокентий основал, согласно его предсказанию, общежительный монастырь в Комельском лесу, в 55 верстах от Вологды. Скончался он в 1521 г. Святые мощи его покоятся в церкви его упраздненного монастыря. Житие его сгорело в 1538 г., во время татарского набега. Сохранялась до наших дней его икона, являющаяся его портретом. Сохранилось и завещание его инокам его монастыря. Кроме того, прп. Иннокентий составил Предисловие и Послесловие к «Преданию» прп. Нила Сорского о «жизни скитской», где он говорит об трех образах жизни иноческой: общежительной, скитской – или совместной жизни двух или трех братий, которую он предпочитает прочим, – и жизни пустыннической, то есть пути немногих избранников. Он советует не придавать излишнего значения постам, но соблюдать их согласно силам каждого. «Предание» прп. Нила занимает видное место в русской аскетической литературе.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мч. Димитрий Торнарас (Торн) (1564). По ложному доносу, за оскорбление магометанской религии и непринятие ислама после тяжких истязаний обезглавлен турками 19 марта 1564 г.

Мчч. Кромит и Мартирий.

 

Икона Божией Матери 'Умиление' Икона Божией Матери, именуемая «Умиление», Смоленская (1103). Эта чудотворная икона явилась в Смоленске в 1103 году. Икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рачевском предместье Смоленска (разрушен в советский период).  Богоматерь на ней изображена с умилением взирающею на Богомладенца, Который возлежит на Ее одежде и держит в правой руке державу. Чудотворная икона привлекала в храм множество паломников из центра Смоленска и окрестностей. После революции образ был утрачен. Другая икона «Умиление», хранившаяся в Окопном храме, была принесена из Грузии и, по преданию, находилась во время осады Смоленска поляками в лагере русских войск воеводы Шеина, удерживавшего польских захватчиков от разграбления города в течение  20 месяцев (1611-1613). Каменный кладбищенский Окопный (Окопский) храм в честь Спаса Нерукотворного Образа устроен в 1767 г. дворянином Матвеем Борисовичем Пискаревым на месте земляных укреплений – «Шеина острога», – созданных отрядами воеводы Шеина. Придел во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» пристроен в 1855 г. Храм пострадал в 1941-1943 гг. Богослужение в нем было возобновлено в конце 1940-х годов.

28 августа 2003 г. в Смоленске торжественно праздновали 900-летие обретения Смоленской иконы «Умиление». Чтимый образ из Спасо-Окопной церкви был перенесен в главный храм епархии – Свято-Успенский кафедральный собор. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию, после которой многолюдный крестный ход с иконой «Умиление» отправился к Окопной церкви, где владыка отслужил перед образом молебен.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz