Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 марта

 

Мч. Кодрата и иже с ним мчч.: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938).

Мч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Прп. Анастасии (567-568).

 

Мученики Клавдий, Диодор, Виктор, Викторин, Никифор Мч. Кодрат Коринфский и иже с ним мчч.: Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент, Дионисий (другой), Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид и мцц. Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора и иные многие (250-258). Все они мученически скончались за веру Христову. Мученик Кодрат новорожденным младенцем в обнаженном виде был найден в пустыне, близ города Коринфа. Руфина, жена коринфского гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонений на христиан в III веке, родила его тут и умерла. Когда вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней; но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Иногда он все же посещал город для врачевания болезней. Когда Декий воздвиг гонение на христиан, то Ясон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями: Киприаном, Дионисием, Анектом, Павлом, Крискентом, – и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, а потом отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровью мучеников, вдруг явился источник чистой воды. Вскоре были замучены и другие верующие из дружины Кодрата.

Память мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия отмечается также 31 января, а мч. Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и Ирины – 16 апреля (см. о них там же).

 

Сщмч. Димитрий (Легейдо) пресвитера (1938): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 26 октября 1880 г. в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье казака Константина Легейдо. Успешно занимаясь торговлей, Константин Легейдо приумножал земное имущество. Но Дмитрия не привлекала торговля, и он выбрал служение Богу. В 1904 г. Дмитрий окончил Тифлисскую Духовную семинарию и был рукоположен во диакона ко храму в селе Нины Ставропольской губернии, а затем – во священника и служил в храме в станице Неберджаевской неподалеку от Крымска Кубанской области. В 1918 г. Кубань стала ареной ожесточенных боев гражданской войны, развязанной большевиками против русского народа и народов России. В 1918 г. во время пребывания в станице Неберджаевской белых, был арестован и осужден на смерть один из красногвардейцев; когда же его повели на площадь, чтобы казнить, о. Димитрий вступился за него и спас ему жизнь. При власти белых священник регулярно передавал продукты заключенным красногвардейцам.

В августе 1931 г. о. Димитрий был назначен служить в Вознесенскую церковь в городе Геленжике Краснодарского края. Своей активной пастырской деятельностью и проповедями он вскоре привлек внимание ОГПУ, и о нем стали собираться соответствующие сведения. 21 апреля 1932 г. священник был арестован по обвинению в антисоветской религиозной деятельности, которую он направлял против мероприятий советской власти. В мае 1932 г. сотрудники ОГПУ допросили местных жителей, после чего были устроены очные ставки свидетелей со священником. Предвзятые их свидетельства священник отрицал. После очных ставок следователь вновь допросил его, и о. Димитрий сказал, что виновность свою в предъявленном ему обвинении он отрицает, преднамеренной антисоветской агитации против власти он не вел и о том, что нужно выходить из колхозов, что коммунисты будут стоять перед Страшным Судом, он не говорил.

28 ноября 1932 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Димитрия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был сослан в Чимкент, где ему пришлось работать инкассатором-счетоводом.

11 сентября 1937 г. власти арестовали священника, и он был заключен в Чимкентскую тюрьму. 14 сентября о. Димитрий был допрошен и на вопрос следователя, участвовал ли он в контрреволюционной деятельности и признает ли себя виновным, ответил отрицательно.

19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в концлагерь, и 21 января 1938 г. он прибыл с алма-атинским этапом в 10-е отделение Бамлага.

13 марта начальник 1-й колонны, к которой был приписан о. Димитрий, и его помощники составили на священника характеристику, в которой написали, что со дня своего прибытия в лагерь тот не выходил на работу, является злостным отказчиком и воспитанию не поддается.

15 марта был допрошен лжесвидетель, который к этому добавил, что о. Димитрий вел также антисоветскую агитацию. Самого священника при этом ни разу не допросили.

31 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Димитрия к расстрелу, но расстрелять его уже не могли – 23 марта 1938 г. священник Димитрий Легейдо скончался и был погребен в безвестной могиле.

 

Мч. Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие (253-259). В царствование Римского императора Декия возникло самое ужасное из всех бывших гонений на христиан. Церковь Божия стонала под ударами гонителя. В обществе последователей Христовых нашлось в период этих гонений не мало людей, только именующихся христианами. Многие из них отреклись от своей веры и переходили в язычество. Участь гонений испытала и Никомидия. И вот, в то время, когда многие из малодушных убежали в пустыни и в горы, некоторые из верующих сгруппировались около молодого христианина Кодрата. Он заботливо относился к своим единоверцам, посещал заключенных в темницы и всеми мерами укреплял колеблющихся.

Когда Перенний судья приехал в Никомидию и позвал христиан для расследования их имени, звания и отчества, Кодрат сам поспешил вперед и один от имени всех верующих ответил ему: «Имя наше – христиане; звание и благородство быть рабами Христа; отечество наше – небо, где Бог вселит надеющихся на Него. Я сам произвольно являюсь пред тобой, чтобы свидетельствовать от имени всех братьев моих. Делай скорее то, зачем пришел, и убедись, что мы – мужественные воины Христовы».

Перенний отдал уже приказ истязать Кодрата, но, узнав о знатном его происхождении, попытался склонить мягкими мерами к отречению от Христа. Но, видя его твердость в вере, начал истязать его и приказал привести изменников веры Христовой в надежде, что их пример побудит мученика к отречению. Но Кодрат, увидев неверных последователей Христа, начал укорять их и напомнил слова Господние: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. X, 18).

И вот, ободренные, воодушевленные любовью брата во Христе, отрекшиеся безбоязненно исповедовали вновь свою веру и все были осуждены на смерть. Кодрата же Перенний взял с собой и возил по городам, предавая мучениям, для отвращения верующих от истины евангельской. Наконец в Кесарии, где св. Кодрат своим мужеством привлек многих ко Христу, Перенний приказал обезглавить его.

Прп. Георгий Арсельский (IV).

Анастасия Патрикия Прп. Анастасия Патрикия (567-568). Св. Анастасия по рождению происходила из высшей дворянской фамилии Царьграда и была замужем за первым сановником империи. Овдовев, она проводила жизнь строго христианскую. Император Юстиниан оказывал особое внимание молодой вдове. Но Анастасия решила бежать от искушений придворного блеска и тайно ушла в Египет. Недалеко от Александрии она построила монастырь, где предалась непрестанной молитве. В свободное от подвигов время она занималась рукоделием, читала назидательные книги и пела в храме псалмы.

Вскоре преподобную постигло искушение. Юстиниан, овдовев, приказал искать Анастасию и пригласить ее ко двору. Узнав об этом, Анастасия сильно встревожилась и, боясь искушений, бежала в пустыню, где она отыскала авву Даниила. Анастасия рассказала ему обо всем, и авва умилосердился над ней. Он дал ей мужскую одежду и повелел жить в одной пещере под именем евнуха Анастасия. Условием подвижничества для нее авва поставил – прежде всего, никогда не покидать пещеры, а затем никого не принимать к себе. Пищу Анастасии доставлял один из иноков раз в неделю, причем ставил хлеб и воду вне пещеры и безмолвно удалялся. Анастасия прожила в таком положении 17 лет. Господь открыл ей день кончины, и она, взяв черепок, начертала на нем: «Честный отец, возьми с собой ученика, приносившего мне хлеб и воду; принесите орудия, чтобы предать земле чадо твое, евнуха Анастасия».

Близость кончины Анастасии открыта была и Богом и авве. Старец послал своего ученика за исписанным черепком, а когда он прочитал написанное, прослезился и, захватив все необходимое для погребения, отправился с учеником в пещеру. Открыв ее они нашли Анастасию в горячке. Благословив их, она попросила старца не снимать с нее одежды при погребении, чтобы не обнаружился ее пол. Причастившись вслед за этим Пречистых Таин и помолившись, она предала свой дух Господу.

При погребении ученик случайно заметил, что перед ними было тело женщины. Старцу пришлось поведать ему историю евнуха Анастасия, которую узнали потом и другие.

Прп. Георгий Арселаит, Синайский, брат прп. Иоанна Лествичника (VII). Подвизался в Арселаитской пустыне; он был величайший подвижник и чудотворец.

Прп. Иоанн Хахульский (X-XI).

Мч. Михаил Маврудис (или Маврусид) Солунский (1544). Отечеством его была Граница в округе Аграфа. По достижении возраста он сочетался браком и отправился в Солоники, где открыл торговлю хлебом. Здесь за посрамление магометанской религии после истязаний святой был сожжен турками.

Прп. Марк монах.

Мч. Маркиан.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz