Краткие жития святых, православные праздники и события

8/21 марта

 

Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842-845). Сщмч. Иоанна пресвитера (1923); мч. Владимира (1942).

Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманские, Олонецких. Ап. Ерма (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (361-363). Прп. Дометия (363).

Иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (1898).

 

Святитель Феофилакт Никомидийский Прп. Феофилакт исп., еп. Никомидийский (842-845). Был учеником св. Тарасия патриарха (память его 25 февр.), который посвятил его в епископа. Он правил церковью 9 лет. В сане епископа он был добрым пастырем: усердно заботился о своей пастве и подавал собою пример всем. Он создал храмы, больницы и странноприимные дома, где сам прислуживал больным и прокаженным, своими руками обмывал их раны. В это время взошел на престол Лев Армянин, который возобновил иконоборческую ересь, осужденную на VII Вселенском Соборе. Вместе с патриархом Никифором св. Феофилакт безбоязненно увещевал Льва Армянина не восставать на почитание икон, за что император заточил его в Стровиль (в Карии), где Феофилакт томился в заключении и страданиях 30 лет. Скончался около 845 г. Благочестивая императрица Феодора (память ее 11 февр.) перенесла святые мощи его в Никомидию, где они и почивают.

 

Сщмч. Иоанн (Знаменский), пресвитер (1923): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 8 марта 1868 г. в селе Владыкино Санкт-Петербургской губернии в семье священника Василия Знаменского. В 1882 г. он окончил Белоезерское духовное училище Новгородской епархии и в 1887 г. был определен псаломщиком к Троицкой церкви в селе Варнакушки той же епархии. В 1898 г. Иван Васильевич переехал в Туркестанскую епархию и был назначен в Покровский храм в селе Покровка Пржевальского уезда. В 1902 г. он был переведен в Георгиевский храм в село Токмак Пишпекского уезда.

В 1903 г. Иван Васильевич был рукоположен во священника ко храму в селе Георгиевка Пишпекского уезда и назначен законоучителем церковноприходской школы. Через год отец Иоанн был переведен в храм Михаила Архангела в станицу Голубевскую Джаркентского уезда и назначен законоучителем в церковноприходской школе станицы. В 1906 г. он был переведен в село Георгиевка Пишпекского уезда.

Священник Иоанн Знаменский был расстрелян безбожниками-большевиками в 1923 г. в городе Талды-Кургане и погребен в безвестной могиле.

Мч. Владимир (Ушков), псаломщик (1942): Новомуч. Мученик Владимир родился в 1885 г. в селе Конобеево Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Егора Ушкова. В свое время Владимир окончил сельскую школу и, придя в возраст, женился; у них с женой родилось четверо детей. Имея большую семью, Владимир Егорович кроме работы в сельском хозяйстве занимался извозом. Призванный в 1914 г. на Первую мировую войну, он был тяжело ранен, потерял руку и был демобилизован. После революции Владимир Егорович в поисках средств к существованию завел мастерскую по выделке пуговиц. В двадцатых годах он был избран старостой в Троицкой церкви в родном селе Конобеево.

В 1930 г. все его имущество было описано и отобрано властями. Вслед за этим ему предложили уплатить налоги, но поскольку налоги ему платить стало нечем, то 2 февраля 1930 г. он был арестован и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и к пяти годам ссылки. Владимир Егорович обжаловал приговор, и в апреле 1930 г. было принято решение о его освобождении на том основании, что если он и занимался торговлей, то «не систематически, а лишь потому, чтобы иметь средства к существованию, так как обременен многочисленным семейством; сам же Ушков, инвалид империалистической войны, работать на постоянной работе не может». 25 апреля 1930 г. Владимир Егорович был освобожден из коломенской тюрьмы, вернулся в село и приступил к исполнению обязанностей церковного старосты, а со второй половины тридцатых годов он стал служить в храме псаломщиком.

19 января 1938 г., во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь, Владимир Егорович был арестован и после непродолжительных допросов, произведенных в районной тюрьме, заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетеля следователь допросил председателя местного колхоза, который показал, что Ушков хотя и состоит в колхозе, но на работу не ходит, говорит, что работать в колхозе грех, ведет религиозную агитацию, говорит, что в церковные праздники на колхозных полях работать нельзя, это великий грех. Указал он и на то, что Владимир Егорович служит в церкви.

Все обвинения и свидетельства о якобы имевшей место быть его контрреволюционной деятельности Владимир Егорович отверг.

9 июля 1938 г. следствие было закончено, и 19 сентября Особое Совещание при НКВД приговорило Владимира Егоровича к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Псаломщик Владимир Ушков скончался в заключении в Онеглаге 21 марта 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Ап. Ерм (I). Апостол от 70-ти, сотрудник св. ап. Павла в деле благовествования Христова. Был епископом в г. Филлипополе и скончался мученически (см. 4 янв.). Память его отмечается также 31 мая и 5 ноября.

Прмч. Дометий Персиянин (363). Был великим подвижником; силой молитвы совершал чудеса; обратил ко Христу много язычников; гонителями христиан живым был зарыт в пещере, где и скончался в 363 г.

Сщмч. Феодорит, пресвитер Антиохийский (361-363). Был пресвитером и хранителем церковных сосудов соборной церкви в Антиохии. Император Юлиан Отступник, заняв престол Византийской империи, начал гонения на христианство и повелел изымать церковные ценности в императорскую сокровищницу. Святой Феодорит бесстрашно обличал императора и его дядю – правителя Антиохии – предсказывая им скорую смерть за святотатство. Он был подвергнут жестоким пыткам, однако бесстрашно защищал веру Христову и был за это обезглавлен.

Предсказание святого вскоре сбылось: правитель в муках скончался от тяжелой болезни, а император Юлиан погиб в походе против персов.

Мчч. 1000 при Савории (310-384).

Прпп. Лазарь (1391) и Афанасий (XV) Мурманские, Олонецкие. Прп. Лазарь был грек. Родился он в Константинополе. Преподобный был учеником старца Афанасия и архиепископа Василия Великого (Кесарийского, †379), который послал его в Россию просить у святителя Василия Новгородского подобие новгородской иконы Софии Премудрости Божией. Сначала несколько лет он жил в Новгороде при своем покровителе архиепископе Василии (память его 10 февр.), а после его кончины удалился на Мурманский остров на Онежском озере, где жили дикие язычники-лапландцы. Однажды толпа разъяренных язычников окружила хижину преподобного, чтобы убить его, но не нашли его и подожгли хижину. Преподобный вовремя успел скрыться в ископанной им пещере; более всего он скорбел об оставленной им в хижине иконе Успение Божией Матери, которой его благословили при постриге. Вдруг луч света осиял его. Подняв глаза, он увидел святую икону на дереве и услышал от нее голос: «Призрю на смиренных рабов Моих и на место сие и не оставлю его. Повелеваю тебе: воздвигни на месте сем церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы!» Преподобный в ужасе упал на землю и не мог говорить. Придя в себя, он стал молиться: «Матерь Божия, Владычица всех, слава православных, Ты уничтожаешь еретические шатания, Ты сокрушаешь не чтущих Твои святые иконы!» Голос послышался опять: «Неверные станут верными, и будет одно стадо и один Пастырь». И святая икона спустилась над головой преподобного. Он взял ее и отнес в пещеру.

В другой раз он увидел в воздухе дивную Жену и светозарных мужей, поклоняющихся Ей. На этом месте он воздвиг крест. После этого он исцелил слепого ребенка – сына вождя одного племени, и вся эта семья крестилась, а отец этого ребенка стал впоследствии иноком. Тогда к преподобному стали сходиться люди, и он основал монастырь в память Воскрешения Лазаря. В Новгороде его с любовью принял святитель Моисей (память его 20 янв.). Он получил не только бумаги на вечное владение островом, но ему вернули деньги, которые он за него некогда уплатил. Перед кончиною прп. Лазарь поставил по просьбе братии вместо себя инока Феодосия, бывшего пришельцем с горы Афонской. Скончался прп. Лазарь 8 марта 1391 г. и был погребен там, где он поставил крест. В XV веке настоятелем его обители был прп. Афанасий, причисленный в XVIII в. к лику святых. Он почивает в особой часовне, и на его гробнице лежат его вериги. В последнее время Свято-Лазаревский монастырь был обращен в женский, и в нем призревались престарелые и убогие.

Из Константинополя пришли к прп. Лазарю иноки Елезар (память его 14 июня), Евмений и Назарий. Они основали, потом, в Олонецком краю Предтеченский монастырь и были причтены к лику святых.

Память их празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Феодосий. Скончался мирно.

Мч. Дион. Скончался после истязаний от секиры.

 

Икона Божией Матери ''Знамение'' Курская Коренная Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная (1898). Явление этой чудотворной иконы произошло более 700 лет назад – 8 сентября 1295 г. Во времена нашествия Батыя Курск с прилегающими землями был разорен и зарос лесом. Один житель г. Рыльска, охотясь в тех местах, на берегу р. Тускары, в глухом лесу увидел лежащую при корне дерева икону «Знамение» (почему она и получила название «Коренной»). При явлении образа случилось первое чудо: на месте, где его подняли с земли, забил чистый и многоводный источник. Весть о чуде дошла до Рыльского князя Василия Шемяки, и он повелел принести святыню в город. Толпы народа устремились к ней навстречу, лишь князь Василий уклонился от участия в торжестве, за что тут же был наказан слепотой. Раскаявшись и припав с молитвой к иконе, он прозрел и в благодарность соорудил церковь Рождества Пресвятой Богородицы – в этот день был обретен образ – и тогда же установил празднование ей. Но поставленная в храме икона не раз возвращалась на место обретения. Тогда здесь построили часовню и назначили священника для отправления молебнов. В 1383 г. напавшие на курскую область татары взяли в плен встреченного в лесу священника, а часовню решили сжечь. Однако не смогли этого сделать, пока там находилась икона. Тогда варвары разрубили образ, одну половину кинули в огонь, а другую забросили подальше в лес.

Когда выкупленный царскими послами из крымского плена иерей Боголюб вернулся на место своего служения, он нашел часть иконы несгоревшею, в лесу отыскал и другую. Сложенные половики тут же срослись, только на месте разруба показалась «аки роса». В 1597 г. царь Феодор Иоаннович велел принести чудотворный образ в Москву, царица Ирина украсила икону богатой ризой с драгоценными камнями и шитыми золотом пеленами; в том же году икона была возвращена и усердием царя Феодора Иоанновича на месте часовни построили монастырь – Коренную пустынь.

При нашествии крымских татар святыню перенесли в Курск, а в пустыни оставили список с нее. Царь Борис Годунов, из благоговения к святыне, защитившей Курск от голода, принес ей от своего усердия много пожертвований. При самозванце Лжедимитрие она была вторично взята в Москву и осталась в царских чертогах. В 1612 г. курским гражданам была явлена особенная помощь Божией Матери при осаде города многочисленным войском поляков. В благодарность Заступнице в Курске был построен монастырь во имя иконы «Знамение». В 1618 г. икону перенесли в Знаменский монастырь и ежегодно в пятницу 9-й недели после Пасхи крестным ходом препровождали в Коренную пустынь, где она оставалась до конца сентября.

В марте месяце 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решили ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно подложили к подножью иконы Богоматери страшной силы разрывной снаряд, снабженный часовым механизмом. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли в собор, то перед ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся перед иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выгнута наружу, причем, повреждена была и сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе, даже в верхнем куполе, были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения св. икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целой и невредимой. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить икону, послужили только к большему ее прославлению.

12 апреля 1918 г. святыня была украдена из собора Знаменского монастыря и ограблена, но 2 мая найдена и вернулась на свое место. Наконец, в 1919 г. в сопровождении  епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких братий Знаменского монастыря святая икона отправилась в Сербию. В 1944 г. образ вместе с Архиерейским Синодом был отправлен в Мюнхен, где находился при митрополите Анастасии до 1951 г., затем владыка переехал в Америку. С 1957 г. российская святыня пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке (один месяц в году проводит в Новой Коренной пустыни). Празднование в честь иконы установлено в память ее обретения 8 (21) сентября и 27 ноября (10 декабря), в память чудесного сохранения при взрыве – 8 (21) марта и в пятницу 9-й недели по Пасхе.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz