Краткие жития святых, православные праздники и события

3/16 марта

 

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прмц. Марфы, мч. Михаила (1938).

Прп. Пиамы девы Александрийской (337). Свв. Зинона и Зоила.

Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

 

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Мчч. Евтропий, Клеоник Амасийские и Василиск Команский (ок. 308). Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.

Братья Евтропий и Клеоник и Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля), были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.

Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: "Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси". В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: "Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни".

Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином.

Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: "Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу". Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: "Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан".

Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.

Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.

Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении, но тоже принял мученический венец: в 308 году, при Максимиане, он был усечен мечом в Команах (память его отмечается также 22 мая, см. о нем там подробнее).

 

Прмц. Марфа (Коврова) (1938): Новомуч.

Мч. Михаил (Строев) (1938): Новомуч. Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 г. в городе Истре (тогда Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. Отец его Степан Строев был крепостным живописцем, приписанным к Ново-Иерусалимскому монастырю.

Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил стал в последствии иконописцем.

В 1902 г. Михаил Строев женился на работнице текстильной фабрики Анне Григорьевне Григорьевой. В 1904 г. для повышения образования Михаил Степанович поступил на вечерние курсы Строгановского училища живописи и ваяния.

В 1916 г. Михаила Степановича призвали в армию. Он служил солдатом в Астраханском запасном полку. После революции в октябре 1917 г. он вернулся к семье, которая состояла из тринадцати человек.

Чтобы прокормить семью, Михаилу Степановичу и Анне Григорьевне пришлось много трудиться. Детям и внукам Михаил Строев любил повторять: «Труд кормит, а лень – портит».

Многие годы Михаил Строев являлся церковным старостой в Троицком храме в селе Троицкое на Истре. Однажды, это было в 1937 г., Михаил Степанович шел вместе со священником Александром Машковым, служившим в том же храме, после службы домой. Разговор шел о колхозах. Оба они сошлись в том мнении, что крестьяне из колхозов бегут в город, потому что жизнь в колхозе плохая.

Летом 1937 г. сотрудники НКВД приступили к массовым арестам священнослужителей и активных верующих. 7 ноября 1937 г. был арестован священник Александр Машков. Во время допросов он оговорил себя, духовенство и церковного старосту Троицкого храма Михаила Строева в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу для борьбы с советской властью. Все они были арестованы 18 ноября.

Михаилу Строеву следователь сразу же объявил, что он арестован как участник контрреволюционной группы и потребовал дать показания по этому поводу. Свою причастность к таковой арестованный не подтвердил. На вопрос, что знает он о священнике Александре Машкове, он ответил, что знаком с ним примерно с 1912 года и рассказал о том разговоре, который был у них в отношении колхозной жизни, каких-либо фактов контрреволюционной деятельности священника Александра Машкова он не знает.

Тогда следователь потребовал от Михаила Степановича рассказать, кто разделял контрреволюционные взгляды Машкова. Михаил Степанович ответил, что «взгляды на советскую жизнь разделял я, а кто их разделял помимо меня, мне не известно».

Следователь зачитал ему показания Машкова и объявил, что на их основании он уличается как участник контрреволюционной группы. Михаил Степанович эти показания и свое участие в контрреволюционной группе отверг.

На вопрос следователя, знает ли он священника Ивана Орлова (сщмч., память его 22 февр.) и диакона Петра Троицкого (сщмч., память его 15 июля) и какие у него с ними взаимоотношения, Михаил Степанович ответил, что знает, а взаимоотношения с ними у него хорошие.

После допросов Михаила Строева перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Михаил Строев умер 16 марта 1938 г., отбывая наказание на Алтае, в Сусловском отделении Сиблага, где работал на свиноферме. Место погребения неизвестно.

 

Прп. Пиама дева Александрийская (337). Св. Иоанн Златоуст говорит, что в его время было много спасавшихся девственниц. Одной из таких подвижниц была св. Пиама. По словам Палладия свое затворничество она проводила в родительском доме. За подвижническую жизнь Господь удостоил ее дара прозрения, который проявился при таких обстоятельствах. В Египте, как известно, разлив Нила служит единственным средством орошения полей, поэтому люди на своих полях устраивали различные искусственные загороди, стараясь удержать влагу. Не обходилось при этом без споров между обитателями различных селений. И вот жители соседней с поселением Пиамы общины решили истребить население небольшого поселения, где она жила. Но Пиама получила об этом откровение и сообщила о грозящей опасности старшинам города. Они просили ее воздействовать на мятежников уговорами и,  таким образом, предотвратить бедствие. Но Пиама отказалась, не желая нарушать свое затворничество. Она удалилась в свой домик и обратилась там с горячей молитвой к Богу о предотвращении несчастья. Молитва ее была услышана, и Господнее наказание постигло мятежников: неподалеку от селения преподобной они были пригвождены к земле невидимой силой и не могли стронуться с места. Когда же они узнали, что их задерживает молитва Пиамы, то послали послов в селение просить мира. Так могущественно было молитвенное предстательство преподобной перед престолом Всевышнего. 

Мч. Савин.

Мч. Севастиан.

Свв. Зинон и Зоил. Скончались мирно, но где и когда – неизвестно.

 

Волоколамская икона Божией Матери Волоколамская икона Божией Матери (1572). Волоколамская икона Пресвятой Богородицы – список со знаменитой чудотворной Владимирской иконы. Она была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г., на 2-й Неделе Великого поста, и торжественно встречена игуменом и братией. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана и Геронтия, митрополитов Московских. [Малоизвестен факт, что Волоколамская икона подарена обители тестем Бориса Годунова Малютой Скуратовым, который через год погиб в бою и был похоронен в Волоцком монастыре.]

В 1588 г. Волоколамской иконе посвятили надвратную церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Однако в конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В монастырском обиходнике 1578 г. эта икона отмечена как чудотворная.

Закрытая в 20-е годы Иосифо-Волоколамская обитель не была разрушена, в ней разместили краеведческий музей. В 1989 г. здесь возрождена монашеская жизнь. В соборном храме почивают мощи прп. Иосифа Волоцкого (память его 18 окт.). А чудотворная Волоколамская икона, которая в 1954 г. была перенесена в музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, по-прежнему остается достоянием музея.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz