Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 марта

 

Мч. Агапия и с ним 7 мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Алексия пресвитера (1938); сщмч. Михаила пресвитера (1940).

Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270-275).  Мч. Никандра (ок. 302).

 

Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай Мч. Агапий и с ним 7 мчч.: Пуплий, Тимолай, Ромил, два Александра и два Дионисия Кесарийские (Палестинские) (303). В Кесарии во время языческого праздника было устроено торжественное зрелище, во время которого один христианин после пыток был сожжен, а другие два брошены на съедение зверям. Видя это шесть мужей: Пуплий, Тимолай, Ромил, два Александра и Дионисий из ревности по вере, связав свои руки, изъявили готовность пострадать за Христа и, представ пред правителем Урбаном, громогласно сказали: «Мы христиане!»

Правитель сначала попытался, было, побудить их к отречению, но, видя не успешность своих стремлений, повелел всех исповедников заключить в темницу. Через несколько дней к ним присоединился и Агапий, еще прежде запечатлевший свое исповедание муками за Христа со своим слугой Дионисием. Мученики содержались с самого августа по март в заключении и, наконец, в 15 день марта обезглавлены.

 

Сщмч. Алексий (Виноградов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 28 декабря 1871 г. в городе Москве в семье чиновника Святейшего Синода Петра Виноградова, впоследствии ставшего священником. По окончании в 1897 г. Духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем, а затем в 1900 г. о. Алексий был назначен благочинным и в 1932 г. возведен в сан протоиерея.

В 1937 г. он служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии. 27 ноября 1937 г. о. Алексий был арестован и на следующий день допрошен. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, но виновным себя в этом священник не признал.

На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 г. о. Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве.

9 февраля 1938 г. один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 г. он был переведен в камеру №9, где находилось 57 человек осужденных по 58-й статье, и среди них Алексий Виноградов, который «до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас… Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы от нее нет никому».

В тот же день было начато новое следствие, и на следующий день следователь допросил о. Алексия. Свою вину в проведении «контрреволюционной пропаганды среди заключенных» он отверг. Были допрошены лжесвидетели, которые оклеветали священника.

10 февраля 1938 г. следствие было закончено. 25 марта тройка НКВД приговорила о. Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Виноградов был расстрелян 28 марта 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.

Сщмчч. Михаил (Богословский) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Михаил родился 5 сентября 1883 г. в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Константина Богословского. В 1905 г. Михаил Константинович окончил Тамбовскую Духовную семинарию, в 1909-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавателем нравственного и догматического богословия в Таврическую Духовную семинарию в Симферополь.

В 1921 г. с приходом в Крым большевиков семинария была закрыта. Николай Мезенцев (сщмч., память его 1 февр.), с которым Михаил Константинович, живя в Симферополе, подружился, устроил его преподавателем логики и педагогики в женскую гимназию Станишевской. Здесь он познакомился со своей будущей супругой. Однако светская карьера не прельщала его, и в 1921 г., исполняя горячее желание Михаила Константиновича, архиепископ Таврический Никодим (Кротков) рукоположил его во священника к Вознесенскому собору в городе Бердянске.

В двадцатых годах власти часто инициировали религиозные диспуты, давая возможность выступить на них и православным. Отец Михаил был активным участником таких диспутов и, будучи весьма образованным человеком, всегда побеждал своих безбожных противников. Этот было отмечено властями, и в 1924 г. священник был арестован. Однако следователям не удалось доказать его вину, и после непродолжительного пребывания в тюрьме он был освобожден. Вскоре о. Михаил был возведен в сан протоиерея.

К середине тридцатых годов все храмы в Бердянске были или закрыты, или захвачены обновленцами, за исключением Покровского, где настоятелем был протоиерей Виктор Киранов, и о. Михаил стал его верным и активным помощником. Когда в 1936 г. стало известно, что власти приняли твердое намерение закрыть и этот храм, о. Михаил помог настоятелю организовать собрание прихожан, которые 8 января 1937 г. единодушно постановили храма не отдавать. Однако, несмотря на это, храм вскоре был закрыт, а священники Михаил Богословский, Виктор Киранов (сщмч., память его 17 марта) и Александр Ильенков (сщмч., память его 1 марта) – арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.

В тюрьме следователи жестоко пытали о. Михаила. Священник во время допросов сосредоточенно молился, осеняя, время от времени, себя крестным знамением. Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом о. Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое». На все вопросы следователя о. Михаил отвечал, что виновным себя не признает, и никогда и никакой антисоветской работы не вел.

29 октября 1939 г. тройка НКВД приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Новосибирскую область. В заключении о. Михаилу пришлось нелегко. Еще находясь в тюрьме, он тяжело заболел, так что всякий прием пищи вызывал у него труднопереносимую боль, а в лагере эта болезнь усилилась. Кроме того, некий преступник выбрал священника в качестве своей жертвы. Улучив удобный момент, он стал вырывать у него по волоску брови, ресницы и волосы. Надзиратель, увидев обезображенное лицо священника, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя, – он пришел к о. Михаилу и, упав на колени, просил прощения.

Протоиерей Михаил Богословский скончался 28 марта 1940 г. в заключении и был погребен в безвестной могиле.

 

Священномученик Александр Сидский Сщмч. Александр, иерей в Сиде (Памфилийский) (270-275). В царствование Аврелиана он был священником в городе Сиде, в Памфилии. Правитель Антонин, узнав, что он распространяет веру Христову между язычниками, требовал его отречения от Христа. Когда же Александр вместо отречения обличил безумие язычников, его подвергли страшным мукам, и потом обезглавили мечом.

 Мч. Никандр Египтянин (ок. 302). Святой Никандр пострадал в Египте в период гонений римского императора Диоклетиана. Он был врачом, и поэтому посещал заключенных в темницах христиан, оказывал им помощь, приносил пищу, а умерших погребал.

Однажды он пришел к месту, где были брошены на съедение зверям тала убитых мучеников. Опасаясь хоронить их днем, он дождался темноты и под покровом ночи совершил погребение. Святого Никандра заметили и подвергли страшным истязаниям, а затем обезглавили.

Прп. Никандр Городноезерский (XVI). Прп. Никандр основал свой небольшой монастырь на берегу озера Городно в нынешнем (XX в.) Валдайском уезде Новгородской области. В нем было лишь 10 человек братии. Святые мощи его почивали под спудом до наших дней в бывшей монастырской церкви в честь Воскресения Господня, ставшей приходской.

Память его празднуется также 4 ноября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мч. Мануил Критский (1792). Родился на острове Крите. В детстве был взят в плен турками и обращен ими в магометанство. Впоследствии он бежал из плена и укрылся на о. Миконе. Здесь Мануил рассказал священнику о своем отступлении от веры Христовой и снова присоединен был к обществу верующих. Будучи уже отцом шестерых детей, Мануил разошелся со своей недостойной женой, но сделал это негласно во избежание позора детей. Брат отвергнутой им женщины решил отомстить за сестру. Случай к этому представился. Однажды этот злой человек, случайно сойдясь с Мануилом на одном корабле, сделал на него донос капитану, что он был турок, а теперь выдает себя за христианина. Мануил подтвердил пред турками свою принадлежность к последователям Христа, был задержан на корабле и подвергся от турецких солдат всяким истязаниям. Корабль направлял свой путь в Хиос, и Мануил, зная об ожидавшей его участи, просил одного христианина, своего спутника, позвать по прибытии в Хиос священника для напутствия его Св. Таинами. Но священник не пришел к Мануилу и только передал через посланника слова утешения пленнику. В Хиосе Мануил предстал на суде перед капитаном-пашою, который велел обезглавить его. Придя в судилище, Мануил воскликнул: «Слава Тебе, Боже!» Радостная надежда окрылила его сердце: его взору представлялся уже мученический венец, но здесь произошло нечто неожиданное: подошедший к Манулу палач почувствовал страх и трепет и отступил от него. Тогда «пашийский чауш» выхватил ятаган и начал наносить им удары по шее мученика. Затем он опрокинул Мануила на землю и, схватив его за голову, отрезал ее. Христиане, узнавшие о казни, собрались на другой день для погребения убиенного, но правитель приказал бросить тело Мануила в море.

Ап. Никандр.

Св. Еварест, эконом. Был экономом в церкви в Иерусалиме.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz