Краткие жития святых, православные праздники и события

26 марта /8 апреля

 

Собор Архангела Гавриила. Мц. Параскевы (1939).

Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива (Авипа), Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мимики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Гофтской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового, (ок. 944).

 

Гавриил Архангел Собор Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а вместе с ней всем людям, радостную весть о грядущем Воплощении Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после праздника Благовещения Церковь установила ему особое празднование.

Еще в Ветхом Завете (в Книге Товита) имеется свидетельство о семи высших ангелах (архангелах), равных по достоинству и чести. Если их исчисление начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн, касающихся дела спасения человеческого рода.

На иконах архангел Гавриил изображается обычно с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в руке и зеркалом – в другой.

Собор Архангела Гавриила празднуется также 13 июля (см. о нем там подробнее).

 

 Мц. Параскева (Кочнева) (1939): Новомуч. Мученица Параскева родилась в 1890 г. в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила с родителями и во время гонений на Русскую Православную Церковь прислуживала при храме в родном селе. В 1932 г. власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области, где устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, однако, у нее вышла размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, и она уехала в село Вознесенское, где стала помогать в Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и ее избрали членом церковной двадцатки.

В 1937 г. власти арестовали священника Александро-Невского храма, и верующие стали искать другого священника, но всех, кого ни находили они, отказывались регистрировать местные власти, и Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 г., она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на прием к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить в храм Александра Невского сидевшего в приемной и просившего места священника. Из Патриархии они сразу же направились на Казанский вокзал, где купили билеты, 30 декабря собираясь выехать в Миасс.

Священник был родом из Бессарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители и все родственники, и он имел намерение переехать из советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести справки, нет ли ответа на его прошение о выезде в Румынию. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал – здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве и  в тот же день допрошены.

На вопросы следователя Параскева подтвердила, что она является активной церковницей и членом церковной двадцатки, организовавшей подписи под заявлением, которое она передала во ВЦИК. Причастность свою к «контрреволюционной агитации и распространению провокационных слухов о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа» она отрицала.

14 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Параскева Кочнева была раздавлена во время работы и скончалась в лагерном лазарете от ран 8 апреля 1939 г.

 

Сщмч. Евсевий, еп. Кивалский (257-258).

Мч. Пуллий чтец (304). После долгих мучений и убеждений поклониться идолам был сожжен на костре в городе Кивалисе при Диоклетиане. Здесь же в одно из прежних гонений пострадал также св. епископ Кивальский Евсевий.

Мч. Кодрат и с ним 40 мчч. (304). Пострадали в царствование Диоклетиана. Были из дружины святых мучеников Мануила и Феодосия (память их 27 марта).

Мчч. Вафусий и Верк пресвитеры, Арпила монах, миряне: Авив (Авип), Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сил, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (Фирг), Констатанс, Агафон царевич и мцц. Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мимика, Уирко (Вирко), Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Гофтская, и Дуклида, царевна Гофтская (ок. 375). Пострадали за веру во Христа в Готии, в царствовании Валентина и Грациана, от Унгериха, царя готского, по приказанию коего были сожжены в храме во время церковной службы. Вдовствующая Гаафа христианка, супруга другого готского царя, собрала мощи святых мучеников и удалилась с ними и с дочерью Дуклидой в Кизик. Оставив в этом городе мощи и свою дочь, она возвратилась в Готию и там была побита камнями неверными. Св. Дуклида скончалась мирно в Кизике. 

Прп. Малх Сирийский (IV). В юности Малх был земледельцем села Маронийского в Антиохии Сирийской. Родители хотели женить своего единственного сына, желая иметь в его лице наследника и продолжателя рода. Но он хотел стать иноком и, наконец, убежал от своих родителей в местность, находившуюся между Иммой и Вирией, где нашел монастырь, иноки которого проводили благочестивую жизнь. Малх остался жить у них и начал совершенствоваться в иноческих подвигах. Спустя много лет пришла Малху мысль отправиться в свое отечество, чтобы увидеть и утешить свою мать, овдовевшую уже к этому времени. Оставшееся же после отца имущество он решил продать и вырученные деньги раздать нищим и монастырям, небольшую часть взять себе.

Игумен Малха, узнав об этом его намерении, начал убеждать его отогнать от себя это вражеское искушение, скрывавшееся под образом доброго дела. Однако Малх не послушал игумена и ушел из монастыря.

Недалеко от пустыни, где находился монастырь Малха, лежал общенародный путь из Вирии в Эдессу; на этой дороге на путников часто нападали сарацины. Поэтому путники, отправляясь в дорогу, обычно собирались в одну толпу, чтобы иметь возможность сопротивляться разбойникам и избежать плена. Малх присоединился к такой толпе путешественников, достигавшей числом до семидесяти человек, среди которых было и несколько женщин. Однако на пути они были окружены множеством полунагих вооруженных измаильтян, которые увели всех в плен. Малх стал каяться в том, что не послушал игумена, но уже тщетно. Когда пленники были поделены между варварами, инок Малх вместе с некой женщиной достался одному арабу, который, посадив их на одного верблюда, скоро отправился с ними в путь. Так как верблюд шел очень быстро, то Малх с женщиной той, сидя на нем, должны были крепко держаться друг за друга, чтобы не упасть. Пищей им служило недоваренное мясо и верблюжье молоко.

Совершив продолжительный путь через Аравийскую пустыню, сарацины пришли в свою страну. Сначала Малх был приставлен выполнять домашнюю работу в семье своего господина, потом ему велели пасти овец в пустыне. Здесь Малх имел, при своем бедственном положении, отраду и утешение лишь в том, что редко видел своих господ и соработников и, в уединении, вспоминал святого патриарха Иакова и пророка Моисея, также некогда пасших стада овец в пустыне. Он усердно молился Богу, воспевая псалмы, коим научился в монастыре и благодарил Бога за то, что монашеское житие, утраченное им в отечестве, он снова обрел теперь в пустыне.

Но злокозненный дьявол нашел Малха и в новом его житии: сарацин, в награду за верное и усердное служение своего раба, решил женить его на той самой женщине, которая была привезена вместе с ним на одном верблюде. В ответ Малх стал противиться, ссылаясь на то, что он, будучи христианином, не может по закону вступить в брак с женой, муж которой жив, но был лишь уведен в плен другим сарацином. Тогда сарацин пришел в ярость и, выхватив меч, хотел умертвить Малха, но тот в знак своего согласия обнял шею той женщины. Когда наступила ночь, монах взял с собою ту женщину в свою пещеру. Они гнушались друг другом. Малх горько каялся в своих грехах и скорбел о своем иночестве, столь неожиданно губимом. Наконец он извлек из ножен меч и обратил его острым концом к своей груди со словами: «Живи себе жена! И лучше я буду для тебя мертвым мучеником, нежели живым мужем». Но она упала к его ногам, умоляя не проливать своей крови ради ее жизни, предлагая между собою духовное общение, а не телесное, как духовные брат и сестра, создавая для господ своих видимость плотского супружества.

В таком духовном супружестве Малх прожил у своего господина долгое время. Иногда он по целому месяцу не был в его доме, как верный пастух его стад. Однажды, находясь в уединении, он начал вспоминать свое прежнее совместное пребывание в монастыре с монахами, и особенно с отцом своим игуменом, которым он был научен Божественному Писанию и иноческому житию. На глаза ему попался муравейник, в котором жизнь его обитателей показалась ему подобной монастырской, где все вместе работают, и никто ничего собственного не имеет, но все общее, и начал сильно скорбеть о своем пленении.

Когда он возвращался к своей хижине, его встретила жена, которая, заметив его печаль и смущение, спросила об их причине. Малх рассказал ей о своих помышлениях. Она же стала уговаривать его бежать и при этом просила, чтобы он не оставлял ее, но взял бы ее с собою и отдал бы после в какой-нибудь женский монастырь.

Во время их бегства сарацин со своим рабом почти настиг их, но они вбежали в пещеру и затаились у входа, так как в таких пещерах часто обитали дикие звери. Сначала в пещеру вошел раб, но внезапно из глубины ее выбежала разъяренная львица, схватила того за горло и увлекла в свое логово. Сарацин, не видя снаружи своего раба, подумал, что он подвергся нападению беглецов и в ярости ворвался в пещеру, но тоже стал жертвой львицы, которая после этого взяла в зубы своего детеныша и вышла из пещеры.

Видя такую нечаянную и чудесную Божию помощь и заступничество, преподобный Малх с блаженной той женщиной возблагодарили Бога за Его превеликое милосердие. Выйдя из пещеры, они заметили стоявших близ нее верблюдов с запасом пищи и воды; подкрепились и насытились, затем сели на верблюдов и радостно отправились в путь, благодаря Бога за свое спасение.

По возвращении на родину Малх отдал свою спутницу в женский монастырь, а сам вернулся в свою обитель, из которой некогда ушел. Игумена, его бывшего духовного наставника уже не было в живых. Малх поведал братии все случившееся с ним и поселился в монастыре безысходно, увещевая прочих иноков никогда не ослушиваться игумена и не выходить из монастыря. Богоугодно прожив остальное время своей жизни, Малх представился ко Господу, оставив в своем лице образец целомудрия, чтобы последующие поколения видели, что девственная чистота не побеждается ни мечем, ни пустыней, ни зверями.

Прп. Василий Новый, Константинопольский (ок. 944). Был с юности иноком, скитался, служа Господу, в безмолвии и уединении. Однажды царские чиновники встретили его и, приняв за шпиона, подвергли пыткам, а затем бросили ко льву. Но дикий зверь, увидев святого, затрепетал, потом покорно подошел и лег у его ног. Василий погладил льва, а затем, взяв за ухо, вывел вон. Связанного, его бросили в море, но исповедник снова остался жив. Когда один из патрициев замыслил заговор против императора Константина Багрянородного, Василий вышел на дорогу и прилюдно обличил его, за что его вновь подвергли пыткам. Даже молодой и сильный человек умер бы от таких истязаний, но святой исцелился от ран. Прославился он даром пророчества и исцеления недугов молитвою. Сотни жителей Константинополя приходили к нему. Одни искали его совета и утешения, другие приводили к святому бесноватых и недужных, и он исцелял их, по примеру апостолов возлагая на них руки. Скончался мирно в возрасте 100 лет.

Прп. Стефан Древодел.

Св. Авраам Латрийский.

 

Мелетинская икона Божией Матери. Судя по названию, можно думать, что этот образ явился в известном городе Мелетине, в Армении. Город этот был прославлен многими мучениками, и около него являлась другая икона Миасинская (см. под 1 сентября), несходная по изображению с первой. Мелетинская икона Божией Матери некоторыми ошибочно отождествляется с Мальтийскою.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz