Краткие жития святых, православные праздники и события

25 марта /7 апреля

 

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948).

Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).

 

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из Великих и древнейших Богородичных праздников христианской церкви, посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лк. I, 26-38), но подробно, что соответствует важности его.

Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Девы, – с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет.

Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира. Так благая весть (отсюда – Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена людям.

 

Патриарх Тихон Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925): Новомуч. Святейший патриарх Московский и всея Руси Тихон прославлен в лике святых за чистоту жизни, коей он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией; за служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в его словах: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза»; за мужественное стояние за веру, в котором святитель перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа; за исповедничество свое, которым он противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание; за миссионерскую деятельность, в которой раскрылись апостольские труды его и подвиги.

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии (ныне Тверской) Иоанна Белавина. В миру он носил имя Василий. Детство и юность его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством, в близости к сельскому труду. Василий имел особую религиозную настроенность и был кроток и смирен. Господь даровал ему трудолюбие и мудрость, восприняв которые Василий предал себя в волю Божию.

Духовное образование будущий святитель получил в Псковской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии. В годы учения он отличался блестящими успехами в науках, религиозным рвением и постоянной готовностью помочь товарищам.

В 1888 году после окончания академии Василий Белавин направлен был преподавателем в Псковскую семинарию. Три года спустя он принимает монашество. Ему, всегда отличавшемуся кротостью и смирением, было наречено имя Тихон, в четь святителя Тихона Задонского (память ему 13 августа). Будущий Патриарх и исповедник начал свое святительское служение в Холмской епархии.

В 1898 году святитель Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию, в сане епископа Алеутского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много преуспел в великом деле распространения православия.

В Америке архиепископ Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность, он возглавлял богослужения, совершавшиеся на нескольких языках, и был избран почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 году святитель Тихон был переведен на Ярославскую кафедру, в 1913 году возглавил Виленскую епархию. Для верного своему архиерейскому долгу владыки Тихона Церковь и ее интересы всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь, активно участвовал в преобразовании церковного управления в год русских революций. В 1917 году после открытия Поместного Собора архиепископ Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран Председателем Собора, цель которого была восстановление жизни Русской Церкви на строго канонических началах. Патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви, и соборным решением было его восстановление в России после 200-летнего перерыва. Из трех кандидатов в патриархи было предоставлено воле Божией, посредством жребия, указать избранника, и на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России был призван высокопреосвященный митрополит Тихон.

Интронизация его была совершена в Успенском соборе Московского Кремля «среди орудий и орудийной смертоносной пальбы» на праздник Введения 21 ноября (4 декабря н.с.) 1917 г. Новый патриарх был олицетворением кротости, доброты, сердечности, но при этом был непреклонно тверд в делах церковных. В годы разрухи, гонений, расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Святитель призывал паству уклоняться от разрушительной политической деятельности, но обратиться к созидательной – искоренению греха и восстановлению единства с Богом. Патриарх Тихон первым должен был установить отношения Церкви с новой богоборческой властью, стремившейся к полному уничтожению Православия. Пришлось претерпеть ему и клевету, и нападки, и покушения, и заключение. Он был воистину народным молитвенником, печальником всея России. В праздник Благовещения Господь призвал Своего служителя (25.03/07.04.1925 г.). Тело его было погребено в малом соборе Донского монастыря и чудесно обретено уже после прославления свт. Тихона в лике святых.

Память свт. Тихону празднуется также 26 сентября в день прославления и в ближайшее воскресенье к 25 января вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских.

 

Прп. Савва Новый, иеромонах (1948).

 

Благовещение Пресвятой Богородицы Икона Благовещения Божией Матери (XVI). Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, изображающие это событие, появились в христианской Церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице св. Прискиллы, мы находим стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь безкрылый ангел преклонил колена пред Девою; одну руку он простер к Ней, а в другой держит свиток. Пресвятая Дева изображена сидящею, а на лице Ее ясно выражены удивление и страх.

В нашей Церкви теперь архангел Гавриил обычно изображается с крыльями, причем в руках его райская ветвь, как символ радостного приветствия, а Богоматерь – сидящею или стоящею в храмине и читающею книгу, на которой иногда видна надпись: «Се Дева во чреве приимет…».

«Благовещение» (Киевская или «Прядущая»). На древнерусских иконах, каковы, например, мозаичное изображение в Киево-Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено или початок и прядет.

«Благовещение» (Московская). До революции в Кремле, кроме Благовещенского собора, существовала и другая церковь во имя Благовещения Божией Матери, ныне почти забытая. Она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля, возле южной башни – Благовещенской, на так называемом Житном дворе. Однако свое имя башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой и был построен этот храм.

Икона прославилась в царствование Иоанна Васильевича Грозного явлением одному узнику в Кремлевской башне – оклеветанному воеводе. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот, однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решился, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала свою помощь. После этого воевода послал доложить о себе царю. Скоро за узником пришли и увидели, что на стене  чудесным образом (самописно) изобразилась икона Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1731 г. соорудила храм во имя Благовещения в честь этой чудотворной иконы так, чтобы та часть башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви. Страшный пожар 1737 г. повредил Благовещенский храм, но чудотворная икона осталась нетронутой. В 1891 г. началась реставрация церкви, так как опасались вредного воздействия сырости от Москвы-реки. Потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались неподвластными времени.

В этом же кремлевском Благовещенском храме до революции пребывала самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остроженке (празднование ее 1 мая и 9 декабря).

В 1932 г. церковь Благовещения снесли, и ее придел в башне уничтожили. Вместо креста над кремлевской башней-колокольней появился флажок.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz