Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 марта

 

Прп. Феофана исп., Сигрианский (818). Св. Александра исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938); сщмч. Сергия пресвитера (1943).

Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

 

Преподобный Феофан Сигрианский Прп. Феофан исп., Сигрианский, Летописец (818). Был уроженцем Константинополя. По воле императора Льва Хазара вступил в брак. Но в первый же день супружества взял слово с жены хранить целомудрие. По смерти императора он отослал жену в монастырь на остров Питий, а сам ушел в Полихрониев монастырь, где предался молитве, чтению и списыванию книг. Потом он устроил на свои средства два монастыря, в одном из которых – Сигрианском – был игуменом. Лев Армянин требовал от Феофана согласия с решением нечестивого собора 815 года, отменившего почитание икон, но Феофан не дал его. Тогда Феофана и его монастырь постигло гонение. Преподобного заключили в темницу, где держали два года, а обитель его предали огню. Скончался он в Самофракии в заточении в 818 году. От него осталась богатая по содержанию хронография, или церковная летопись с 285 по 813 годы.

 

Св. Александр (Державин) исп., пресвитер (1933): Новомуч. Священноисповедник Александр родился в 1864 г. в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии.

После окончания в 1887 г. Духовной семинарии он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму села Александрово Звенигородского уезда. В 1897 г. его перевели в село Троицкое того же уезда, где он служил в Троицком храме до самого ареста.

С приходом в 1917 г. новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Тяжелое, порой бедственное положение духовенства, которое было вынуждено платить большие налоги, терпеть различные запреты и социальную несправедливость по отношению к себе и своим семьям, усугублялось еще и тем, что власти, создавая новые экономические отношения, в своих неудачах и промахах нередко винили священников и верующих. Церковная жизнь в стране не могла развиваться спокойно. Каждый год приносил новые запреты, штрафы и лишения. Повсеместно арестовывалось духовенство и активные миряне. Очередная волна беспощадных широкомасштабных гонений на Церковь началась в 1929 г.

С 1 на 2 января 1930 г. в 10 часов ночи в доме отца Александра был произведен обыск. Затем, без предъявления священнику какой-либо вины, его арестовали и отвезли на поезде в Москву, где прямо с вокзала доставили на Лубянку в ОГПУ. 3 января 1930 г. отец Александр был допрошен. Свою вину в ведении антисоветской агитации он не признал.

5-го января отца Александра перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. 15 января ему предъявили обвинение в том, что совместно с активом церкви «…в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью и партией мероприятий в деревне…»

Следователь приступил к опросу свидетелей, высказавшихся за «необходимость изоляции таковых». Один крестьянин рассказал следователю, как священник говорил, что «мы должны власть поминать только исходящую от Бога и Церкви. Бог сотворил мир, и мы должны Ему повиноваться».

31 января 1930 г. следствие было закончено. 13 февраля тройка ОГПУ приговорила выслать священника Александра Державина на три года ссылки в Северный край.

После приговора отец Александр еще месяц просидел в тюрьме и уже 15 марта был отправлен этапом в Архангельск. Там всем священникам дали паспорта и вид на жительство в Часовенском сельском совете на реке Лодьме в 25 верстах от Архангельска.

Отец Александр вместе с другими ссыльными священниками, Николаем Златоустовым и Федором Воскресенским, 23 марта прибыли в Часовенский сельский совет. 24 марта они поселились на жительство в деревне Кондратьево в доме крестьянина. Поскольку, по возрасту, отец Александр уже не мог устроиться на физически тяжелую работу, а другой не было, пришлось жить только посылками и деньгами, которые присылали дети. Посылки часто задерживались, разворовывались. Приходилось голодать, терпеть лишения.

Храма в Кондратьеве не было, это очень сильно угнетало.

Летом от властей пришло распоряжение – ехать ему в Архангельск, поскольку власть решила изменить место отбывание ссылки тем из духовенства, кто не был задействован на физически тяжелых работах.

10 июля 1930 г. место высылки было заменено Коми АССР, Усть-Цилемский район. Вместе с отцом Федором и отцом Николаем они 14 дней прожили в Архангельске и 14 дней добирались до Усть-Цильмы. Здесь начали искать квартиру. И, наконец, нашли клоповник на два лица. Здесь 14 августа впервые за многие месяцы сходили в храм.

22 августа отец Александр в очередной пошел отмечаться в ОГПУ, где ему сказали, что из Усть-Цильмы он должен ехать на жительство в деревню Усть (верст 35 от Усть-Цильмы).

По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники старообрядцы беглопоповского толка. Здоровье священника стало еще более расстраиваться. Он начал понимать, что два года в таких условиях он вряд ли проживет. Отец Александр стал проживать в одном доме со священниками Алексеем Никольским (сщмч., память его 23 февр.) и Георгием Троицким (св. исп., память его 16 окт.), тоже ссыльными.

29 октября 1931 г. от брюшного тифа умер священник Георгий Троицкий. Чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Отец Александр отпевал его, в девятый, двадцатый и сороковой дни поминовения ходил служить панихиду на его могилу.

В конце марта все ссыльное духовенство в округе было вновь собрано в Усть-Цильму и направлено на жительство в другие места. Вместе с отцом Алексеем Никольским они просили остаться в Усть-Цильме. Им разрешили. Из-за дороговизны квартир, сдаваемых внаем, пришлось поселиться в 4-х км от Усть-Цильмы в селении Коровий Ручей.

31 мая 1932 г. пришло распоряжение из ОГПУ, чтобы отец Александр явился в Усть-Цильму с вещами. В ОГПУ ему объявили, что он должен отправляться в местечко Зигрнь.

Сын отца Александра Петр написал письмо в ОГПУ, что согласен взять отца на иждивение. Срок наказания подходил к завершению и 2 января 1933 г. истек. Однако никто в округе не получал разрешения выбыть домой. Не получил его и отец Александр.

25 марта 1933 г. священник Александр Державин умер после тяжелой болезни. На похороны отца поехал сын Виктор. Погребен отец Александр, вероятно, в селе Зигрнь. Точное нахождение могилы неизвестно.

6 апреля 1933 г. постановлением тройки ОГПУ отцу Александру было разрешено свободное проживание.

Сщмч. Иоанн (Плеханов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 11 сентября 1879 г. в деревне Филипково Переяславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Гавриила Плеханова. Окончив церковноприходскую школу, Иван в 1892 г. уехал в Москву. От нравственной и физической гибели в большом городе его спасали вера в Бога и благочестивые навыки, приобретенные в родительском доме. Он выучился на повара и сначала работал в ресторане Тестова на Воскресенской площади, потом в чайной; при советской власти Иван стал заведующим столовой, а затем поваром к Патриарху Тихону.

В 1920 г. в Троицкой церкви на Троицком подворье Патриарх Тихон рукоположил Ивана Гавриловича во диакона к Троицкой церкви, при которой он одновременно состоял членом церковноприходского совета. Здесь он служил до ареста Патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения Патриарха из заточения сотрудники ОГПУ с особенным тщанием стали собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению Патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям, и особенно среди круга ближайших к нему лиц.

24 июля 1923 г. ОГПУ арестовало диакона Иоанна и его жену, и они были заключены в Бутырскую тюрьму. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев.

За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 г. диакона Иоанна освободить.

Во все время служения диаконом о. Иоанн нес послушание повара у Патриарха, а после его кончины, у Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) (сщмч., память его 27 сент.).

В 1925 г. епископ Бронницкий, викарий Московской епархии Иоанн (Васильевский), в Воскресенском храме в поселке Вешняки рукоположил диакона Иоанна во священника. До ноября 1936 г. о. Иоанн служил в Москве, но с закрытием в Москве многих храмов и сокращением числа приходов он был вынужден уйти за штат. Тогда же, как священнослужителя, его выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске; вскоре о. Иоанн получил назначение в храм Димитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупать необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. В двадцатых числах января 1938 г. о. Иоанн приехал в Москву и собирался остаться на венчание племянницы, которое было назначено на 2 февраля, но в тот же день вечером он был арестован и заключен в одну из тюрем Москвы.

Были допрошены два дежурных свидетеля – священнослужители московских храмов Толузаков и Марков, которые дали показания об антисоветской будто бы деятельности священника, и после этого был допрошен о. Иоанн. Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности священник себя не признал.

13 марта следствие было закончено, и 15 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу, после чего он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Константин (Соколов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Константин родился 3 мая 1875 г. в селе Люберцы Московского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Соколова. В 1896 г. Константин окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположены во священника. До 1936 г. он служил в Преображенском храме в селе Люберцы, а с 18 июня 1936 г. стал служить в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолино Верейского района.

В октябре 1937 г. сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, и те показали, что священник Константин Соколов агитирует за Церковь, призывая к вере во Христа и праведной жизни, ставя в пример Марию Египетскую. Двадцатого сентября, после всенощной, он сообщил верующим, что обращался в НКВД за разрешением ходить по приходу с молебнами, но такого разрешения не получил, и потому просит прихожан приходить служить молебны в храм. Он тогда же сказал, что обращался к председателю сельсовета, чтобы тот разрешил служить молебны, не ставя в известность районные власти, но тот отказал. Посылал он и членов церковного совета собирать подписи колхозников под ходатайством на разрешение идти с крестным ходом, но тоже безуспешно.

17 ноября 1937 г. о. Константин был арестован. Первое время он содержался в Можайской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

25 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Константина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 9 января 1938 г. священник прибыл в Сусловское отделение Сиблага НКВД. Священник Константин Соколов скончался в заключении от голода и непосильной работы 25 марта 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

Прмч. Владимир (Волков) архимандрит (1938): Новомуч. Преподобномученик Владимир родился 21 апреля 1878 года в селе Малые Палатки Смоленской губернии в семье крестьянина Нила Волкова.

До 21 года юноша воспитывался в семье родителей, помогал отцу по хозяйству. В 1899 году Владимира призвали в армию, он был зачислен в канцелярию Гжатского уездного воинского начальника писарем, где и прослужил до 15 февраля 1905 года. Перед увольнением в запас он выдержал экзамен на звание военного чиновника в военное время.

В 1906 году юноша поступил в приписанную Свято-Троицкой Сергиевой Лавре пустынь Параклит, пробыв в ней послушником до 1909 года. Приняв в 1909 году монашеский постриг, он до 1912 года продолжал подвизаться в пустыни.

В 1912 году монаха Владимира перевели в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где он пробыл до ее закрытия в 1921 году. В 1920 году монах Владимир был рукоположен во иеродиакона.

После закрытия Лавры иеродиакон Владимир был определен на служение в церковь села Клушина Смоленской губернии. В начале 1921 года власти закрыли этот храм, и в апреле иеродиакон Владимир был назначен в храм великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области.

В 1930 году иеродиакон Владимир был рукоположен во иеромонаха.

В 1931 году, одновременно с назначением по просьбе прихожан священником Спасской церкви в селе Иславское Звенигородского уезда Московской области, отец Владимир был принят техническим сотрудником в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Власти запретили издание журнала в 1935 году, и отца Владимира назначили счетоводом Московской Патриархии. Он отвечал за продажу крестиков, погребальных молитв и венчиков, ладана и прочих обиходных церковных предметов.

9 июля 1931 года иеромонах Владимир был возведен в сан игумена с возложением палицы, а с 14 апреля 1932 года – в сан архимандрита. 2 апреля 1936 года ему было преподано благословение совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни.

В 1936 году он был уволен с должности счетовода и служил в храме вплоть до ареста. Со времени назначения на этот приход архимандрит Владимир проживал в церковной сторожке.

Архимандрит Владимир был арестован 27 февраля 1938 года и во время следствия содержался в Можайской тюрьме. На первом допросе, состоявшемся 2 марта, следователь подробно расспросил отца Владимира о его жизни до, и после революции 1917 года. Следователя интересовало, какие отношения отец Владимир имел с арестованными в 1937 году служащими Московской Патриархии: управляющим делами протоиереем Александром Лебедевым (сщмч., память его 22 окт.), келейником митрополита Сергия архимандритом Афанасием (Егоровым) (сщмч., память его 7 авг.) и архимандритом Гавриилом (Яциком) (сщмч., память его 10 сент.).

На следующий день ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности путем высказывания клеветы к руководителям партии и советской власти. Виновным в предъявленных обвинениях отец Владимир себя не признал.

7 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Архимандрит Владимир (Волков) был расстрелян 25 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

 Сщмч. Сергий (Скворцов) иерей (1943): Новомуч. Священномученик Сергий родился 4 июля 1896 года в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье Иосифа и Екатерины Скворцовых. Отец Сергия был печником. В 1914 году Сергей Иосифович окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Николаевне Михайловой, дочери служащего железной дороги; впоследствии у них родилось трое детей – Лидия, Николай и Александр.

В 1918 году в самом начале безбожных гонений, когда Русская Православная Церковь была поставлена большевиками вне закона, Сергей Иосифович был рукоположен в сан диакона, а в 1926 году – с сан священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал приходу и для всех неимущих требы совершал бесплатно. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были очень сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от их захвата. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял в это время деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт в 1953 году.

Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету и написал, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение.

30 апреля 1937 года скончалась его жена Клавдия Николаевна, оставив троих детей: четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом Сергием и с бабушкой.

Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован друг отца Сергия, протоиерей Василий Максимов (сщмч. – память ему 10 сентября), он вернулся домой. Глубокой ночью в дом вошли трое сотрудников НКВД, все перерыли, но, ничего не найдя, увели отца Сергия с собой.

Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Вскоре священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели, которые утверждали, что священник Сергий Скворцов проводил антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников.

Выслушав лжесвидетельства, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал.

3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника, принуждая дать показания о «контрреволюционных высказываниях священника Максимова», а также о своем ведении среди верующих поселка Дрезна антисоветской агитации. Отец Сергий не признал предъявляемых в свой адрес обвинений и не дал требуемых от него показаний в отношении отца Василия Максимова.

На этом допросы были прекращены, и 5 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы священник был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенного в Биробиджане. Оттуда он через некоторое время был отправлен в Южлаг, в город Улан-Уде, а затем в Безымянлаг Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой, им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы и прихожане. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он писал, что дела его плохи из-за болезни.

Священник Сергей Скворцов умер в Безымянлаге 12 (25) марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Прав. Финеес (ок. 1500 до Р.Х.). Ветхозаветный первосвященник Израильский, праведный Финеес, был сыном второго еврейского первосвященника Елеазара и внуком первого, преосвященного Аарона. Однажды, когда евреи были уже близки к земле Ханаанской, моавитяне под видом дружбы вовлекли их в беззаконный брак со своими дочерьми, а вместе с тем и в идолопоклонство. Господь поразил народ язвой. Тогда Моисей, для предотвращения всеобщей погибели, повелел убивать всех, кто принимал участие в идолопоклонстве и пороке беззакония. Несмотря на это, некто Замврий на глазах всего общества ввел в свою палатку бесчестную моавитянку. Тогда Финеес поразил их обоих копьем и тем приобрел народу помилование, а себе – потомственное священство.

Святитель Григорий Великий, Двоеслов, папа Римский Свт. Григорий Великий, Двоеслов, папа Римский (604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов. Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и, если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.

Преподобный Симеон Новый Богослов Прп. Симеон Новый Богослов (1021). Симеон свою взрослую жизнь начал при Константинопольском дворе, но вскоре оставил придворную суету и вступил в Студийский монастырь. Здесь он вел такую строгую жизнь, что она вызвала зависть и недовольство братии, поэтому по совету своего старца Симеон перешел в другую обитель. Там он со временем стал игуменом, но, обустроив монастырь и найдя себе преемника, принял подвиг безмолвия. Однако бури столичной жизни докатывались и до монастыря. Чтобы не оставлять подвига, преподобный Симеон ушел из города и в одном из предместий устроил обитель, где прожил до смерти в совершенном безмолвии около 30-ти лет. В подвиге священнобезмолвия (исихии) он удостоился видения Божественного света. Свой опыт боговидения Симеон описал в гимнах, явившись основоположником учения о зримости взаимоотношений энергий Бога и человека, за что и был прозван Новым Богословом. Именно это учение развил в XIV веке свт. Григорий Палама.

Блгв. царь мч. Димитрий Самопожертвователь, Грузинский (1289).

Прп. Феоктист, бывший Драгутин, король Сербский (XIV). Память его отмечается также 30 октября.

Мч. 9 в огне.

Мчч., погубленные воинами.

 

Лиддская нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери (I). Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим необычным способом. Свв. апп. Петр и Иоанн Богослов прежде путешествия своего по отдаленным странам для проповеди Слова Божия благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Пришедши затем в Иерусалим, они просили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить этот храм, посвященный Ее имени. Пречистая Дева ответила им: «Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду». Когда пришли в Лидду и вошли в созданный ими храм, свв. апостолы увидели на одном столбе образ Богоматери, видимо, изображенный нечеловеческой рукой, но силою Божией и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Богородицы. Они с благоговением поклонились нерукотворному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богородица посетила Лиддский храм и даровала образу Своему силу чудотворения.

В IV в. по приказу римского императора Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, – но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. Весть об этом чуде быстро распространилась, и отовсюду в Лидду стали стекаться паломники. В честь явления этого образа с древних времен установлено ему празднование 12 марта.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz