Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 марта

 

Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483). Сщмч. Александра пресвитера (1919); сщмч. Виктора пресвитера (1942).

Мч. Марина.

 

Преподобный Алексий, человек Божий Прп. Алексий, человек Божий (411). Относится к числу самых любимых православный святых. Родился он в Риме от знатных и благочестивых родителей. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Женившись, он тайно покидает дом и плывет в Месопотамию в город Эдессу, где хранился нерукотворный образ Спасителя. Здесь, отдав все свое имущество нуждающимся, становится нищим, просящим подаяния. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду. Святой посещает храм Божий и каждое воскресенье причащается Св. Таин Господних. Всемилостивая Матерь Божия через сонное видение возвестила пономарю местной церкви, что на паперти сидит истинно Божий человек. Но св. Алексий не хотел никакой славы и бежал из Едессы на корабле в Рим. Не узнанный никем, семнадцать лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от других слуг своего же отца Евфимиана. Однажды в воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра от престола изошел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его. В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка. Император и Папа сами понесли тело святого и погребли его в храме во имя св. Вонифатия. Это было 17 марта 411 г. В 1268 г. были обретены мощи святого.

Макарий Калязинский Прп. Макарий, игумен Калязинский, чудотворец (1483). В миру Матфей, родился в 1402 г. в с. Грибково, ныне Кожино. Родители его: боярин Василий Кожа, известный своими ратными подвигами при вел. кн. Василии II Темном, и Ирина – до сих пор прославляются местно. С семи лет Матфея начали обучать грамоте, и он всю жизнь любил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу прочитанное. После женитьбы он условился с женой о том, что в случае смерти одного из них другой принимает монашество. Через год умерли родители, через два года – жена Елена Яхонтова. В двадцатипятилетнем возрасте молодой вдовец поступил в Николаевский Клобуковский монастырь и принял постриг с именем Макарий. Здесь, в свободное от послушания время, он продолжал изучать духовные книги, а затем, по благословению игумена, ушел в пустынножительство. Через некоторое время на место, где он подвизался, стали приходить старцы и иноки из других монастырей. Преподобный, уступив их просьбам, стал игуменом нового монастыря. Названа обитель была Калязинской по имени боярина Ивана Коляги, сначала врага монастыря, а затем раскаявшегося и ставшего его иноком. Во время своего игуменства св. Макарий исцелил множество людей, умел разговаривать со зверями, вел добродетельную строгую жизнь. Слух об этом разнесся по всем окрестностям. Но силы преподобного иссякали. Погребен святой был около построенной им деревянной церкви. Когда стали копать рвы для новой, каменной церкви, то обрели гроб, из которого исходили благоухания. Тело прп. Макария оказалось нетленным, сохранились даже его седые волосы. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Память его празднуется 17 марта в день представления, 26 мая в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и отдельно.

 

Сщмч. Александр (Поливанов) пресвитер (1919): Новомуч. Священномученик Александр служил священником в Троицком храме в селе Алтата Ачинского уезда Енисейской губернии. Он был расстрелян большевиками в четырех верстах от села Алтата 30 марта 1919 г. Тело пастыря-мученика было перевезено в город Ачинск и предано здесь торжественному погребению.

Сщмч. Виктор (Киранов) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 г. в селе Мануиловка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священника Михаила Киранова; его предки были болгарами, спасаясь от турок, они приехали в Россию в 1890 г. Родоначальник семьи Кирановых, священник Протасий, скончавшийся в 1773 г. в Турции и много претерпевший от гонителей-турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от священства, если будут призываемы к рукоположению. Виктор Михайлович окончил Таврическую Духовную семинарию и в 1903 г., избрав светскую карьеру, поступил в Юрьевский университет, однако через год все же оставил университет и по назначению епископа Таврического Николая (Зиорова) стал служить псаломщиком в Свято-Троицком храме в селе Новопрокофьевка Бердянского уезда. Виктор Михайлович женился на девице Антонине, выпускнице Симферопольского женского духовного училища, дочери священника Петра Троицкого.

30 октября 1905 г. епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. В 1906 г. о. Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу. В начале двадцатых годов он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 г. – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянского уезда. Покровская церковь в те годы была единственной в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем тем священникам, которые остались без приходов, но хотели служить Господу. Он завел кассу для поддержки малоимущего духовенства, откуда регулярно выдавались небольшие суммы денег, что спасало от голода семьи преследуемого духовенства.

Несколько раз в Бердянск приезжал архиепископ Днепропетровский Георгий (Делиев), к которому и о. Виктор ездил с докладами по делам благочиния. В 1936 г. архиепископ Георгий был арестован и по малодушию оговорил собратьев-епископов и подчиненное ему духовенство, показав о протоиерее Викторе и других священниках Бердянска, что все они были им завербованы во время «архиерейских поездок для шпионской и диверсионной работы».

В 1936 г. над Покровским храмом нависла угроза закрытия – власти собирались его разрушить, чтобы из кирпича сложить здание школы. Священники, здесь служившие,  – протоиереи Виктор Киранов и Михаил Богословский (сщмч., память его 15 марта) и священник Александр Ильенков (сщмч., память его 1 марта), – решили по возможности воспротивиться этому. Обойдя дома верующих, они пригласили их на приходское собрание. Собрание состоялось после Божественной литургии 8 января 1937 г., и пришло на него едва ли не четыре тысячи человек. С протестами против закрытия выступили многие прихожане храма.

Выступления верующих против закрытия храма не помогли – он вскоре после собрания был закрыт, а некоторое время спустя, летом 1937 г., священники Покровской церкви были арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.

Отцу Виктору предъявили показания лжесвидетелей, в которых говорилось, будто он поручил им в день выборов отравить колодцы и выдал даже для этого яд. Один из лжесвидетелей показал, что священник приходил к нему на квартиру и брал у него и давал сам шпионские сообщения, предназначенные для епископа Георгия (Делиева). Начальник Бердянского НКВД потребовал, чтобы священник подтвердил эти показания, но о. Виктор отказался. Последовала площадная ругань, и затем следователи беспощадно избили священника: били по лицу, по животу, по чему попало. Но поскольку это не подействовало, его стали допрашивать круглосуточно: следователи сменялись, а подследственный беспрестанно, в течение тринадцати суток допрашивался. Перерыв в допросах был сделан всего один раз на шесть часов.

Через месяц о. Виктор подписал против себя лжесвидетельства, и дело было отправлено на подпись прокурору. Тот, однако, нашел неудовлетворительным то, как велось дело, и неубедительными показания обвиняемого, и материалы следствия были отправлены в вышестоящую инстанцию – в Москву, откуда пришел ответ, чтобы во всем разбирались на месте.

Снова начались допросы, во время которых были представлены лжесвидетельства, обвиняющие о. Виктора в антисоветской агитации. К очной ставке был привлечен отрекшийся от сана священник, служивший ранее вместе с о. Виктором в Покровской церкви. Он заявил, что протоиерей Виктор говорил ему, что колхозное строительство вредно и коллективное хозяйство гибельно для крестьян. Лжесвидетель показал также, что о. Виктор являлся руководителем всей приходской жизни, инициатором и руководителем собрания, устроенного после праздника Рождества в защиту храма.

Собравшись с силами и увидев, какая беспощадно-жестокая и коварная машина работает на уничтожение его личности и всех плодов веры, которые были собраны им за предыдущую жизнь, о. Виктор занял твердую позицию, отказавшись от своей подписи под протоколами допросов с выдвинутыми против него обвинениями, и решительно отверг все, в чем его продолжали обвинять. Опасаясь обмана и подлога со стороны следователя, он 7 марта 1939 г. письменно отказался от первоначальных показаний, выбитых у него следователем.

Следствие было закончено, в ожидании приговора все обвиняемые были отправлены в тюрьму в город Запорожье.

29 октября 1939 г. тройка НКВД приговорила протоиерея Виктора к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был направлен в Новосибирскую область.

Весной 1940 г. протоиерей Виктор был отправлен в Темниковские лагеря, расположенные в месте бывшей Саровской пустыни.

С началом Великой Отечественной войны положение заключенных резко ухудшилось; многие стали умирать, оставшись без поддержки родных, которые сами в это время оказались в бедственном положении. Протоиерей Виктор Киранов скончался в Темниковском лагере 30 марта 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мч. Марин Кесарийский (Палестинский) (III). Марин, будучи христианином и видя, что язычники приносят в жертву своим кумирам не только бессловесных животных, но даже людей, воспламенился Божественною ревностью и во время языческого праздника отправился на место, где приносили жертвы, разрушил жертвенники, а бывшие в них жертвы потоптал ногами. При этом Марин обличил нечестивых жрецов и исповедал себя христианином.

За это язычники, схватив его, избили сначала палками, а потом стали бить камнями по устам, причем выбили ему зубы и волочили за волосы по земле. После всего этого св. мученик был связан и приведен к правителю области, по повелению которого после многочисленный мучений ему отсекли мечем голову. Бывший при кончине Марина сенатор Астерий, облеченный в белую дорогую одежду, взял на плечи тело мученика, унес его и с честью похоронил; язычники, видя это, убили и его.

Память его отмечается также 7 августа.

Прмч. Павел (ок. 767). Страдал за иконопочитание и, наконец, был сожжен на острове Кипре.

Сщмч. Гавриил Мцире (1802).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz