Краткие жития святых, православные праздники и события

16/29 мая

 

Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545).

Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (III). Мчч. Вита, Модеста и мц. Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы Римляныни (V). Прмчч. отцов, в лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX).

 

Феодор Освященный Прп. Феодор Освященный (368). Прп. Феодор происходил из богатой христианской семьи Египта. Родился он около 316 г. В 14-летнем возрасте он тайно ушел из дома и поселился в Тавеннисской обители Пахомия Великого (память ему 15 мая). Уже в 20-летнем возрасте прп. Пахомий доверял ему говорить поучения братии от Божественного Писания. Святой Феодор первым из своей братии был рукоположен во священника, поэтому мы и именуем его Освященным.

До последних лет земной жизни прп. Феодор продолжал с любовью заботиться о своем святом наставнике. После его кончины прп. Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а затем стал во главе всех Фиваидских обителей. Он прославился святостью жизни и почил в глубокой старости в 368 году.

Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545). Прп. Ефрем, в миру Евстафий, родился в 1412 г. Родителей его звали Стефан и Анна. Иноческая жизнь рано стала привлекать кроткого, духовно одаренного юношу, и он в юности ушел в Калязинский монастырь еще при жизни его основателя прп. Макария (память его 17 марта). Огорченных родителей своих ему удалось уговорить последовать его примеру. В самом начале его подвига ему было видение его будущей жизни. Повинуясь ему, он перешел в Савво-Вишерский монастырь, принял там постриг и немедленно ушел на пустынное Ильменское озеро. Здесь он основал Перекомский монастырь, принял священный сан и в 1450 г. стал настоятелем. Скончался он 26 сентября 1492 г. Ученик его Роман написал его житие. Так как Перекомскую обитель во время наводнения заливало водой, то она была перенесена на другое, более безопасное место, на берегу того же озера. 16 мая туда же были перенесены мощи прп. Ефрема.

Память его празднуется 16 мая в день перенесения мощей, 26 сентября в день представления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апп. Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

 

Сщмч. Александр Иерусалимский Сщмч. Александр, еп. Иерусалимский (III). Память его празднуется также 12 декабря (см. о нем там же).

Св. мученик Вит Мчч. Вит, Модест и мц. Крискентия (ок. 303). Память их празднуется также 15 июня (см. о них там же).

Мчч. Авда, Авдиисус еп. и с ними 16 иереев, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев (ок. 418). По политическим мотивам христианская церковь в Персии около 12-ти лет пользовалась покоем. Гонения на нее начались затем по следующему поводу. Епископ Каскарской области в Вавилонии Авдиисус имел племянника диакона, которого за развратную жизнь лишил сана. Тот отправился в Сузу к царю и донес, что в провинции Каскарской живет глава христиан по имени Авдиисус и при нем священник Авделай. Они не признают за богов солнце, луну, а также огонь и воду, и имеют сношения с римскими соглядатаями. Злоба имела успех, и царь приказал правителю Адиабены Ардширу схватить мнимых изменников и вынудить у них пытками своей вины. В одном населенном месте, близ Бет-Лапета, Авдиисус и Авделай подвергнуты были допросу. Они подтвердили, что являются христианами, и этого было достаточно. Каждого из них связали тремя веревками, – одна обхватывала ребра их, другая голени и третья ноги. Подложив под веревки колья, палачи постепенно закручивали их, так что у мучеников трещали кости и разрывались жилы. Семь раз повторялись эти страшные пытки. Каждый раз при этом повелевалось мученикам почитать солнце и выдать тайны Римского императора. Святые терпеливо переносили мучения и твердо пребывали в исповедании Иисуса Христа. Полумертвых отнесли их в темницу с приказанием давать им только хлеб и воду. Шесть дней пребывали мученики в голоде. Наконец, одна вдова спустила им в окошко немного более пригодной пищи, и они, подкрепившись, возблагодарили Господа. Царю было донесено, что обвиняемые не сознаются. Тогда было приказано схватить других подозрительных, как думалось царю, христиан: епископа Каскарского Авду с его священниками и диаконами. Авда, ничего не подозревая, вышел в это время из города и занимался вместе со своим клиром церковными делами. Воины внезапно окружили их и, связав, привели в оковах в Леду к царю, который и приказал расследовать дело одному чиновнику и двум магам. Всех схваченных было 28 человек, среди которых было 7 дев, посвятивших себя Богу. Они демонстрировали верность своим убеждениям. Тогда приказано было бросить их на землю и дать по 100 ударов. Но мученики по-прежнему отказывались признавать языческих богов. Маги пришли в ярость и стали бить Авда по лицу кулаками. Затем святые были казнены.

Между тем Авдиисус и Авделай находились в темнице. О них, казалось, забыли. Царь первый вспомнил о них и приказал их казнить. Святые не могли уже ходить, и их принесли к месту казни. Вид их был ужасен. Им еще раз предложили отречься от веры, но они отказались и были обезглавлены 16-го мая. Св. девы пострадали 22 мая.

Муза Римляныня Блж. отроковица Муза Римляныня (V). Блаженная Муза спаслась еще в отроческом возрасте. Она отличалась благонравием, и однажды во сне явилась ей Пресвятая Богородица, окруженная отроковицами, и спросила ее: «Хочешь ли следовать за Мной и жить вместе с этими отроковицами?» – «Хочу», – отвечала Муза. «Не делай же, – сказала Музе Богородица, – ничего непристойного, воздерживайся от смеха и игр; на тридцатый день Я приду за тобой, и ты будешь с нами». И с этого времени Муза сделалась еще благонравнее и весьма серьезной. Родители дивились перемене своей дочери; когда же Муза рассказала им о своем видении, то они не могли не поверить ей. Действительно, на двадцать пятый день после видения Муза заболела, а на тридцатый снова увидела прежнее видение и со словами: «Иду, иду, Госпожа моя!» ­– скончалась.

Прмчч. отцы, в лавре св. Саввы избиенные (614). Пострадали от влеммитов.

Мчч. Петр Влахернский (761) и Папилин. Пострадали за иконопочитание при Копрониме. Первый был избит жилами, а второй усечен мечом.

Свт. Георгий II, еп. Митиленский (IX). Получил епископство в 842 г. на соборе, восстановившем иконопочитание.

Свт. Николай Мистик, Патриарх Константинопольский (925). Николай служил при дворе Греческих императоров и был старшим членом тайного совета, от чего и получил прозвание мистика. Оставив мир и сделавшись монахом, св. Николай за строгую жизнь возведен был в 895 году в сан патриарха. Когда император Лев вступил в 901 году в четвертый брак с Зоей, он безбоязненно обличил царя за этот поступок и воспретил ему вход в храм, а священника, освятившего противозаконный брак, лишил священного сана. За это он был лишен патриаршей кафедры и сослан в заточение. Только уже по смерти императора Льва (911 г.) он опять возвращен был на кафедру и в 925-930 году скончался.

Прпп. Кассиан (1537) и Лаврентий (1548) Комельские. Они были учениками прп. Корнилия (память его 19 мая), основателя Корнилиево-Комельской обители, а также в разное время ее игуменами.

Прп. Кассиан управлял Комельским монастырем во время пребывания прп. Корнилия на Сурском озере. Он во всем старался следовать своему учителю и строго соблюдал его устав. Он наставлял иноков со страхом Божиим пребывать в молитве, трезвиться мыслью, бодрствовать душою и сокрушаться сердцем. По возвращении прп. Корнилия в обитель св. Кассиан с радостью встретил своего учителя, отказался от игуменства и остался в послушании у старца. Представился преподобный в 1537 г.

Другой ученик прп. Корнилия – св. Лаврентий был, по совету учителя, избран братией в игумены в 1538 г. Преподобный продолжал пользоваться советами и наставлениями аввы Корнилия. Он управлял обителью в течение 10 лет, постоянно заботясь о ее благоустройстве. Среди многочисленных забот преподобный не оставлял своего любимого занятия – переписывания священных и душеполезных книг. Представился преподобный 16 мая 1548 г.

Мч. Николай Мечевский (1617). Происходил из города Мецова в Греческом Эпире. Сначала отрекся от Христа в г. Триккалах, где служил у пекаря, потом раскаялся и был сожжен турками в 1617 г. Глава святого чудодействует на полях, прогоняя саранчу, и врачует неисцелимые болезни. Она находилась в Валаамском монастыре в Метеорах.

Свт. Ниадий чудотворец, еп. Митиленский.

Мч. Аркадий и дружина его.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz