Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 мая

 

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303).

Прп. Нила Сорского (1508). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткобского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцмидского, Исе (Иссея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирр Бретского, Стефана Хирского, Шио Мгвинского (VI) (Груз.). Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815).

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

 

Воспоминание явления на небе знамения Честного Креста Господня во граде Иерусалиме (351). Это чудесное явление Креста Христова на небе было во дни Пятидесятницы, т.е. между Пасхой и Пятидесятницей, 7 мая, около 3-го часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофой, горой распятия Христова, до горы Елеонской, где было Вознесение, – около двух верст. Крест был виден всем жителям города в течение дня, и свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял на целые двадцать лет после Константина Великого Церкви от императоров Констанция Арианина и Юлиана Отступника.

Священномученик Альвиан и мученик Акакий Каппадокиянин (Сщмч. Альвиан и мч. Акакий). Мч. Акакий сотник Каппадокиянин, Византийский (303). Святой мученик Акакий, живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305-311) началось гонение на христиан. Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность святого Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и святой Акакий изнемогал на пути от ран, тяжких оков, голода и жажды. Когда же, наконец, остановились на ночлег, святой Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: "Мужайся, Акакий, и крепись!". Этот голос слышали и другие узники, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере.

В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: "Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны". Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году. При Константине Великом (324-337, память его 21 мая) мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию.

13 Ассирийских отцов Прпп. Иоанн Зедазнийский и его ученики: Авив, еп. Некресский  (память его также 29 нояб.), Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцмидский, Исе (Иссей), еп. Цилканский  (память его также 2 дек.), Иосиф, еп. Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвинский (см. 9 мая) и Илия диакон (VI) (Груз.). Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника (память 1 сентября) и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению.

Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего  (память 24 мая), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542 - 557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552 - 560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом, славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии - Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор).

"Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность..."

Святой Зенон, "столп сладкого послушания", завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в Икалто, где и был, после великих подвигов, погребен в соборном храме в честь Нерукотворенного образа Спаса.

Сбятой Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхета, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна, святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана (память 27 декабря) в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи святого Фаддея, "образа чистой правды и веры".

Святой Исидор, "вертоград добродетели", после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые мощи.

Святой Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи.

Святой Пирр, "Божественный образ плача", основал обитель на левом берегу реки Дванисцхали, близ местечка Брети. В храме обители были положены его честные мощи.

Святой Стефан, "венчанный силою и ведением", после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии, основал обитель близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника.

Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги.

Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Тайн, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553 - 569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе.

Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В Х веке при Католикосе - Архиепископе Клименте (908 - 923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней.

 

Нил Сорский Прп. Нил Сорский (1508). Прп. Нил, в миру Николай Майков, происходил из дворянского рода и в молодости был на государственной службе. Он рано поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, где духовно сблизился с настоятелем его, старцем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьей кафедры. Дружба их продолжалась до самой их кончины.

Чтобы лучше изучить монашеский подвиг, он с учеником своим, прп. Иннокентием (память его 19 марта), посетил Восток, Афон и Константинополь и был там в общении с подвижниками, учениками прпп. Григория Синаита и Григория Паламы. По возвращении он основал в 15 верстах от Кириллова монастыря, на реке Соре, первый в России скит и дал ему устав.

Место, избранное им, полюбилось ему потому, что оно было, по его словам, «мирским маловходно».

Оно было низко и так окружено болотистыми мхами, что для сооружения скита пришлось нанести целую гору земли. «Было оно, – по словам посетившего его царя Иоанна Васильевича IV, – уныло и плачевно всем». То же впечатление вынес от Ниловой пустыни исследователь старины XIX в. С.П. Шевелев.

Настоятелем этого скита по общему желанию братии стал прп. Нил. Сам он не хотел этого. Но с самой глубокой древности, по словам святоотеческих книг, избирались настоятели опытные в духовной жизни. Это было необходимое условие для духовного процветания монастырей.

Устав, составленный прп. Нилом своим ученикам, имеет глубокое значение и для нашего времени.

Устав получил название «Предание», в нем прп. Нил учит, что истинный монах должен образовать себя через жизнь по евангельским заповедям, духовное чтение и молитву. Начав с обыкновенной усердной устной молитвы, монах приобретает, если на то есть воля Божия, непрестанную внутреннюю молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это и есть память Божия. С ней вместе даруется Богом сердце сокрушенное и смиренное, то есть покаяние. Но добиваться самому, без помощи благодати Божией, такой высокой молитвы не следует. Она есть плод той же усердной молитвы, но устной. Она есть дар Божий. Также не следует самовольно стремиться к отшельнической жизни. Надо всеми силами подражать святым отцам. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотеческим учением. Это давало словам его особую силу.

«Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае, прп. Нил разрешает принимать подаяния от мирян, но только умеренное. Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самыми простыми. Скитяне, числом 12, жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь.

Всенощное бдение продолжалось всю ночь. Пения не было, только читали. Даже на Божественной литургии пели только Трисвятое, Херувимскую песнь и «Достойно есть». По совершении ее скитяне расходились по кельям на безмолвное житие. Лучшие из учеников прп. Нила по жизни и образованию были иноки Иосифо-Волоколамского монастыря – Дионисий и Нил, оба из княжеского рода.

Прп. Нил со старцем своим Паисием принимал участие в соборах 1490 и 1503 гг., когда разбирались вопросы о еретиках – «жидовствующих» – и о монастырских землях. Прп. Нил настаивал на милосердии к еретикам и на отнятии у монастырей земель во исполнение обета нестяжания. Но он понят не был, и в обоих случаях восторжествовало обратное мнение прп. Иосифа Волоколамского (память его 9 сент.).

Прп. Нил скончался 7 мая 1508 г. Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мч. Пахомий Русский, Афонский (1730 или 1780). Св. Пахомий, в миру Прокопий, малоросс родом, был взят в рабство к туркам. 17 лет прожил он в неволе, кротко перенося все поругания за веру. Наконец хозяин полюбил его и хотел выдать за него свою дочь, но он отказался и получил свободу. Тогда же на него был сделан ложный донос, что он во время болезни обещал стать мусульманином, и он ушел на Афон к старцу Иосифу и принял постриг с наречением ему имени Пахомий, а затем жил в скиту у замечательного подвижника старца Акакия. Но, опасаясь, что он в бессознательном состоянии действительно обещал стать мусульманином, преподобномученик Пахомий с благословения старцев решил искупить свой невольный грех и пошел в Константинополь. Там его узнали и посадили в тюрьму. На суде он объявил себя христианином и был обезглавлен. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос. Житие его было составлено иеродиаконом Макарием, основателем Патмосской академии. В день его кончины на Патмосе совершается ему служба.

Нил Мироточивый Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815). Память прп. Нила празднуется 12 ноября (см. о нем там же). Его святые мощи были обретены в 1812 году, когда кавсокаливийские отцы в благодарность за чудесные исцеления по молитвам к святому решили устроить храм в его честь внутри самой пещеры, где подвизался при земной жизни св. Нил. Обретенные при строительстве храма мощи святого были перенесены в Великую лавру, где они были торжественно встречены Константинопольским патриархом Григорием, будущим священномучеником (память его 10 апр.).

Мч. Илиократ.

Мч. Никома.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Любечская икона Божией Матери Любечская (XI). Эта чудотворная икона получила свое наименование от местечка Любеч, Черниговской губернии, где она находилась. По преданию явление ее относится к XI веку. С давних пор она прославилась своими чудесами, о которых говорит св. Димитрий Ростовский (память его 28 окт.). В половине XVII столетия, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, эта чудотворная икона была отправлена в Киев, так как около 1653 года ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году она была обновлена в Киеве, а потом возвращена в Любеч, по просьбе его жителей, и поставлена во вновь устроенном храме Воскресения Господня. Икона находится в драгоценном киоте и украшена серебряной ризой весьма художественной работы.

В Киевском Софийском соборе вплоть до революции у второго южного столпа хранился чтимый список образа (сейчас в Киевской Софии, превращенной в музей, остались лишь иконы в иконостасе).

Жировицкая икона Божией Матери Жировицкая (1470). Жировицкая икона Богоматери примечательна тем, что изображена рельефом на яшмовом камне размером 43×57 мм.

Явление ее произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гроднецкой губернии. Как-то пастухи, пасущие стадо недалеко от леса увидели в лесу необыкновенно яркий свет в виде пламени. Они подошли ближе и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Долго они не могли подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину, Александру Солтану. Он взял образ, запер его в ларец и пожелал сообщить о чудесном его явлении знакомым, для чего поспешно и пригласил их. Все с удивлением слушали его рассказ о явлении иконы и пожелали видеть саму икону. Александр пошел за нею, но иконы в ларце не оказалось. Это очень изумило его, потому что незадолго перед тем он сам положил ее туда.

Спустя некоторое время те же пастухи и на том же месте опять нашли икону Богоматери и принесли ее к своему господину. Александр, почитая себя недостойным иметь явленную икону в своем доме, дал обет на месте явления ее соорудить храм во имя Пресвятой Богородицы, и скоро был основан деревянный храм, и икона Богоматери была поставлена в нем. Через десять лет в этой церкви случился пожар и обратил ее в пепел. Сколько ни употребляли стараний спасти чудотворную икону Богоматери из огня, не могли. Казалось, что она погибла в пламени, и все сокрушались о ее потере. Однажды малолетние дети были на той горе, у подножия которой стоял сгоревший храм. Вдруг видят они вдали, что некая Дева в лучезарном сиянии сидит на камне; дети не осмелились подойти к ней, но поспешили известить своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и издали увидели на камне горящую свечу. Когда же подошли к самому камню, то нашли на нем икону Богоматери Жировицкую, нисколько не потерпевшую от пожара. Священник и жители Жировиц несказанно обрадовались обретению иконы, взяли ее и поставили в доме первого, после чего приступили к сооружению нового храма в честь Богоматери. Спустя сто лет после этих событий около этого храма возник Свято-Успенский Жировицкий мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1613 г. монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 г., когда был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Военные действия 1914 г. нанесли монастырю огромный урон. Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили. Самая главная святыня – Жировицкая чудотворная икона – была перевезена в Москву и нашла убежище в соборе Василия Блаженного на Красной площади. В начале 20-х годов, при настоятеле архимандрите Тихоне (Шарапове), образ был возвращен из Москвы в Жировичи. Архимандрит Тихон привез ее из Москвы в банке с вареньем. В 1921 г. Жировицкий монастырь оказался на территории Польши. Несмотря на лихолетье двух мировых и гражданской войн, православные отстояли святую обитель и чудотворную икону Божией Матери. Ныне святая икона пребывает в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря. Под спудом собора находится чудотворный источник, открывшийся с явлением иконы в 1470 г. В алтаре Явленской церкви сохранился престол-камень, на котором Пресвятая Дева явилась после пожара в XVI в.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz