Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 мая

 

Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942); сщмч. Николая диакона (1943).

Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

 

Пелагия Тарсийская Мц. Пелагия, дева Тарсийская (ок. 290). Пелагия была дочерью богатой и знатной Тарсийской язычницы. Утехи мира были в ее руках. Но, услышав от слуг своих о христианской религии, исповедников которой тогда преследовали и предавали смерти, она почувствовала влечение к другим, нетленным утехам и стала искать человека, который мог бы раскрыть перед ней Христово учение.

В Тарсе в то время епископом был Клинон – усердный проповедник Христовой веры. Он скрывался тогда в окрестностях города, в месте, известном одним лишь христианам. Пелагия решила повидаться с ним и, отпросившись у матери к кормилице, в великолепной колеснице, в сопровождении многочисленных слуг, выехала за город и возле одной покрытой лесом горы встретилась со стариком, который оказался Клиноном.

Она спросила его, что нужно сделать для того, чтобы соединиться с Богом христианским. Он ответил ей, что главнее всего святое крещение во оставление грехов и в жизнь вечную. Она пожелала принять святое крещение.

Помолившись Богу, Клинон тут же в источнике преподал Пелагии святое крещение и приобщил ее Святых Таин, которые имел при себе. Затем Пелагия, сняв с себя все украшения свои, отдала их Клинону с просьбой продать их и раздать вырученные за них деньги бедным. Слугам своим она приказала никому не рассказывать о происшедшем и отправилась к кормилице. Кормилица удивилась, не видя на ней никаких украшений и заметив резкую перемену в душе ее.

Не менее кормилицы была поражена и мать Пелагии, от которой святая не скрыла, что стала христианкой. Гнев язычницы не имел пределов, и она сама выдала властям дочь свою. Пелагия была осуждена на сожжение внутри раскаленного медного быка. Мученица перекрестилась и со словами: «Слава Тебе, Господи, Единородный Сын Бога Вышнего, укрепивший меня немощную на подвиг ради имени Твоего!» - безбоязненно вошла в него и тотчас предала Богу дух свой. Тело ее быстро исчезло, как бы растаяло подобно воску, а кости были выброшены на гору Литатон. Здесь они были обретены Клиноном, который положил их на этой же горе под камнем с соответствующей надписью.

Св. Пелагия пострадала в 287 году в гонение царя Диоклетиана. При Константине Копрониме (741-775) святые останки мученицы были перенесены в Константинополь и положены в особом, в честь ее устроенном, храме, откуда и источали множество чудес во славу Христа Бога нашего и в прославление доблестной невесты Его.

Память ее празднуется также 7 октября.

 

Сщмч. Иоанн (Васильев) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1886 г. в деревне Черные Грузди Осташковского уезда Тверской губернии в семье  крестьянина Иакова Васильева. Образование получил в Осташковском Духовном училище. В 1915 г. Иван Яковлевич был мобилизован на военную службу и до 1917 г. служил в армии рядовым. С 1917 по 1928 г. он работал в сельскохозяйственной артели на Северном Кавказе. Будучи глубоко верующим человеком, он часто посещал храм и пел на клиросе; в конце концов, он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению святой Церкви. Он был женат, но с женой Марфой Степановной у них детей не было. В 1928 г. Иван Яковлевич поступил в один из храмов Владимирской епархии псаломщиком, и все свое свободное время стал посвящать самообразованию. Один из местных священников согласился подготовить его к принятию священного сана.

В марте 1929 г. Иван Яковлевич был рукоположен во диакона, а 12 июля того же года – во священника ко храму в селе Рогозино Владимирской епархии. Служил в селе Прохорово Подольского района, в селе Юркино Истринского района, в селе Чаплыгино Воскресенского района и в Георгиевской церкви в селе Предельцах Краснопахорского района. В 1936 г. о. Иоанн был награжден наперсным крестом.

В феврале 1937 г. скончалась казначея Георгиевского храма, и казначеем пришлось быть супруге о. Иоанна. Власти, однако, предупредили священника, что они с супругой не имеют права касаться церковного ящика. После того, как все дела были сданы женщине, согласившейся быть казначеем, та отказалась, и никто из верующих не согласился пойти на эту должность. Власти тогда предупредили священника, что поскольку у прихода нет казначея, то он должен службу прекратить.

6 сентября 1937 г. о. Иоанн отправил прошение архиерею, где писал, что, поскольку в Георгиевском храме власти запрещают служить, он просит дать ему другой приход. Архиерей направил его в один из храмов Виноградовского района, и он поселился рядом с храмом в селе Усадищи. Отцу Иоанну пришлось прослужить здесь чуть более месяца, потому что в это время уже повсеместно шли гонения на Русскую Православную Церковь. Он был арестован 26 ноября 1937 г. и заключен в тюрьму в городе Коломне.

Спросив о. Иоанна о его деятельности в качестве священника и убедившись, что выбор его служить Церкви был принципиальным, следователь счел это достаточным для осуждения священника и задал ему всего лишь один вопрос: «Проживая в деревне Усадищах, вы проводили контрреволюционную деятельность? Признаете себя в этом виновным?» – «Нет, виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю», – ответил священник.

На этом допросы и следствие были закончены и дело передано на решение тройки НКВД, а сам священник переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Иоанна к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Васильев скончался в заключении 17 мая 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

 Сщмч. Николай (Тохтуев) диакон (1943): Новомуч. Священномученик Николай родился 9 мая 1903 г. в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии (ныне село Бым Кунгурского района Пермской области) в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещенных татар, которые поселились здесь в первой половине XVIII века. У его родителей, Василия Николаевича и Марии Матвеевны, родилось шесть детей. Василий Николаевич бы трудолюбивым земледельцем и четыре раза в течение 12 лет избирался волостным старшиной, а в 1906 г. – в 1-ю Государственную Думу от Осинского уезда. После ее роспуска он уехал домой, стал известным человеком в уезде и был избран в члены Осинской уездной управы, где подвизался 11 лет, ведая делами строительства народных школ, библиотек и больниц.

После Февральской революции в 1917 г. в стране началась анархия, и многие распропагандированные большевиками солдаты стали собираться под лозунгами социалистических идей в разбойничьи шайки; одна из таких шаек организовалась и в Быму. Василий Николаевич был заочно приговорен ею как контрреволюционер к расстрелу, но смог скрыться. Потом началась гражданская война, и он вернулся домой. Несколько раз большевистские власти его арестовывали, но всякий раз ему удавалось доказать свою невиновность, и его отпускали.

Огромное влияние на воспитание Николая оказала его мать, Мария Матвеевна. Ее глубокая вера в Бога руководила всеми ее поступками. В глазах окружающих она была настоящей подвижницей.

Благочестие родителей, близость подвижнического миссионерского Белогорского монастыря и частое присутствие на монастырских службах оказали на Николая Тохтуева огромное влияние. В 1916 г. он окончил двухклассное училище в Быму, и на следующий год поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. По окончании в 1919 г. училища, Николай был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа. 14 мая 1922 г. он был рукоположен во диакона к этой церкви, в 1923 г. направлен служить в Петропавловскую церковь села Уинского, в 1924 г. переведен в Николаевскую церковь в селе Кыласово. В это время у диакона Николая открылся красивый и мощный бас, и 26 января 1925 г. епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) (сщмч., память его 21 окт.) позвал его служить в градо-Кунгурский Успенский кафедральный собор. Владыка полюбил диакона Николая за его простоту, добродушие и нестяжательность. В 1925 г. в Неделю Православия диакон Николай был возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем.

Все 20-е и последующие годы сотрудники ОГПУ вели наблюдение за священнослужителями: одних арестовывали, других склоняли к сотрудничеству, третьих принуждали к оставлению служения в храме.

Протодиакон Николай был вызван в ОГПУ, и ему под угрозой ареста было предложено дать подписку о сотрудничестве с органами ОГПУ в качестве секретного осведомителя и сообщать обо всем, что происходит среди церковно- и священнослужителей. Подписку протодиакон дал, но сотрудничать не стал.

В 1931 г. Василия Николаевича лишили избирательных прав как бывшего члена Государственной Думы, и двое его сыновей, один из которых протодиакон Николай, как дети лишенца, были отправлены в тыловое ополчение, условия жизни в котором мало чем отличались от лагерных. Большую часть времени тылополченцы выполняли тяжелую работу часто в трудновыносимых условиях – рыли котлованы и возводили корпуса заводов. Протодиакон Николай был отправлен на работу в Екатеринбург.

В декабре 1932 г. сотрудник ОГПУ, «рассмотрев агентурную разработку “труженики”…», нашел, что некоторые священники и миряне, «будучи недовольны советской властью и ее мероприятиями на селе, ведут активную антисоветскую деятельность среди населения, предсказывая скорую гибель советской власти, кончину мира, пришествие Страшного Суда и распространяют разного рода “святые письма”. Особенно активную деятельность фигуранты разработки развернули за последнее время, поэтому… – постановил он, – фигурантов разработки “труженики”… оперативно изъять и привлечь к ответственности».

Были произведены аресты, всего по делу было арестовано двадцать семь человек. Протодиакон Николай был арестован 19 января 1933 г. и помещен в кунгурскую тюрьму. Его посадили в подвальную камеру, рассчитанную на десять человек, в которую поместили пятьдесят. В камере стояли сырость, духота и табачный смрад, она не проветривалась, и в ней нечем было дышать. Некоторые умирали, не выдержав этих условий.

В этой камере о. Николай пробыл полгода; укрепляемый Господом, он остался тверд в вере и, вызванный на допрос, заявил, что является убежденным верующим человеком, что он верит, что будет приход на землю антихриста, второе пришествие Христа, Страшный Суд и кончина мира. «…Существование советской власти несовместимо с религией и моими убеждениями, так как советская власть проповедует атеизм, безверие…», – сказал он.

31 января следователь снова допросил протодиакона, поинтересовавшись, давал ли тот подписку о сотрудничестве с ОГПУ. Отец Николай на это ответил утвердительно и добавил: «Но я не только не выполнял эту подписку, а сам вел антисоветскую деятельность. С советской властью я считаюсь и признаю ее постольку, поскольку это не вредит вере. От дальнейших показаний отказываюсь».

Все арестованные были обвинены в развале хозяйственных планов коммунистического правительства. 28 мая Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протодиакона Николая к трем годам ссылки на Урал.

Находясь в кунгурской тюрьме, протодиакон заболел тифом и после вынесения приговора был освобожден, чтобы следовать на место ссылки вольным порядком, но тиф дал осложнения, и до ноября он не смог стронуться с места. Выздоровев, о. Николай по совету близких поехал вместо ссылки в Москву и с конца 1933 г. стал служить в одном из храмов Калужской епархии. В 1934 г. он перевелся служить в храм в городе Наро-Фоминске Московской области.

Настоятелем храма был Сергей Павлович Павлов, благочинный Наро-Фоминского района; он состоял на службе в НКВД в качестве секретного осведомителя и занимался сбором сведений о священнослужителях и верующих. Он потребовал, чтобы протодиакон Николай дал показания в НКВД как лжесвидетель. И когда о. Николай отказался, протоиерей пригрозил, что посадит его за это в тюрьму, одновременно пообещав, что если протодиакон согласится, он его от НКВД защитит.

Поразмыслив над этим, протодиакон Николай в 1935 г. перешел служить в Покровский храм села Петровское. Но, так как этот храм находился в том же благочинии, о. Николай не чувствовал себя в безопасности от преследований осведомителя и в январе 1938 г. перешел служить в храм бессребреников Космы и Дамиана в поселке Болшево. Поселившись в Болшево, он стал брать уроки пения у руководителя ансамбля песни и пляски Александрова; его пригласили в ансамбль певцом, предложили место в Большом театре, но протодиакон остался служить в храме Божием.

В декабре 1939 г. была арестована группа православных мирян, с одним из которых, Тимофеем Князевым, был знаком протодиакон Николай, так как тот был прихожанином Космодамианского храма и подрабатывал тем, что пилил дрова для храма.

Тимофей Князев показал, что хорошо знаком с протодиаконом Николаем Тохтуевым и у него с ним были беседы о том, нужно ли ходить голосовать за кандидатов в местные советы. Мнения их разошлись. Тимофей Князев считал, что голосовать не нужно, протодиакон – что нужно.

В Великую Пятницу Страстной седмицы 26 апреля 1940 г. о. Николай был вызван в районное отделение НКВД, где сразу же состоялся допрос. Следователь спросил, знает ли он об антисоветской деятельности Тимофея Князева, на что о. Николай ответил утвердительно. На вопрос, признает ли он себя виновным в том, что, зная об антисоветской деятельности Тимофея Князева, он не сообщил об этом органам советской власти, он также ответил утвердительно.

На этом допрос был закончен. После того как протодиакон подписал протокол, следователь, пригрозив, что загонит его самого на восемь лет в лагерь, предложил ему сотрудничать с органами НКВД, выявляя всех антисоветски настроенных лиц. Протодиакон согласился и вторично дал подписку о сотрудничестве. Прощаясь, сотрудник НКВД приказал ему явиться в районное отделение НКВД на следующий день после Пасхи, 29 апреля.

Отец Николай, предполагая, что домой он уже не вернется, предупредил старосту храма, что его вызывают в НКВД и поэтому ему придется пропустить службу. Перед тем как идти, он собрал сумку со всем необходимым в заключении и простился с семьей. У него было написано краткое заявление с отказом от сотрудничества, которое он сразу же по приходе вручил начальнику районного отделения НКВД.

Начальник, прочитав заявление, предложил все же подумать и не отказываться и отпустил о. Николая домой. Но о. Николай остался твердым в своем решении, приготовившись пострадать за Христа. В объяснение своей позиции он составил пространное заявление на имя начальника районного отделения НКВД.

4 июля 1940 г. была выписана справка на арест протодиакона Николая; он обвинялся в том, что, «являясь враждебно настроенным к существующему в СССР политическому строю, был тесно связан с отдельными участниками группы… существовавшей в Мытищинском районе, Князевым и другими (арестованы в 1939 году и осуждены в 1940-м)… Зная об открытых высказываниях Князевым… антисоветских настроений… укрывал его и не довел об этом до сведения органов советской власти…».

В ночь с 5-го на 6 июля о. Николай был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Малой Лубянке. Сразу же после ареста следователь допросил его.

25 июля 1940 г. следствие было закончено, и протодиакона ознакомили с материалами дела. 2 сентября 1940 г. Особое Совещание при НКВД приговорило протодиакона Николая к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Севжелдорлаг в Коми области. Последнее письмо он написал своим родным из поселка Кожва в начале 1943 г. Протодиакон Николай Тохтуев скончался в заключении 17 мая 1943 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Сщмч. Еразм, еп. Формийский (303) и с ним 20 000 мучеников. Священномученик Еразм жил в царствование Диоклетиана, 7 лет скрывался он в горе Ливане, куда вороны носили ему пищу. По повелению Божию пришел он в Антиохию, совершил здесь много чудес и через это обратил ко Христу много язычников. Тогда Диоклетиан после разных мучений сослал его в заточение в отдаленный город. И здесь Еразм творил чудеса и обращал многих ко Христу. Тогда по приказанию императора Максимиана  св. Еразм был одет  в медную раскаленную рубашку и брошен в раскаленный котел с горючими веществами. Чудесно освобожденный архангелом Михаилом отсюда, он ушел из своего родного города Антиохии в Кампанию, где и скончался в Формии в 303 году. Уверовавшие ради него 20 000 человек были посечены мечом. 

Священномученик Альвиан и мученик Акакий Каппадокиянин Сщмч. Альвиан, еп. Анейский, и ученики его (304). Святой Альвиан был епископом города Анеи, Асийской области, пострадал за Христа около 304 года в гонение на христиан императоров Диоклитиана и соправителя его - Максимиана. Святому Альвиану было приказано принести жертву идолам под страхом смерти, но святой с твердостью исповедал свою веру во Христа и отказался служить идолам. Его пытали раскаленным железом, нещадно били, но он остался непоколебимым. Вместе с ним мучили и его ученика, который тоже остался верен Господу Иисусу Христу. Оба святых мученика были приговорены к смерти и брошены в раскаленную печь, в которой и скончались, восприняв мученические венцы.

После мук они были сожжены в царствование Максимиана в 304 году за отказ принести жертву богу Юноне.

Сщмч. Сильван, еп. Газский, и с ним 40 мучеников (311). Святой Сильван происходил из окрестностей города Газы. В миру Сильван был воином. Желая служить Царю Небесному, он принял священство, а потом был рукоположен во епископа Газского. Святой Сильван многих язычников обратил к вере во Христа. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана он был приведен на суд в город Кесарию, подвергнут пытке, мужественно перенес ее и был приговорен к тяжелым работам в медных рудниках. На этой работе святой епископ дошел до крайнего изнеможения, но, всегда бодрый духом, неустанно проповедовал Христа всем окружающим. Это вызвало ненависть язычников, которые отрубили ему голову. Такую же смерть приняли с ним и еще 40 святых мучеников, которые по слову епископа уверовали во Христа. Смерть их последовала в 311 году.

Прп. Никифор, игумен Мидикийский (814). Мидийская обитель, где он был игуменом, находилась близ Прусы. Скончался мирно.

Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Киттийского, и равноап. Марии Магдалины в Константинополь, обновление храма их (890-898).

Свт. Афанасий, еп. Коринфский (X-XI). Скончался в царствование Василия (975-1025) и Константина (979-1028).

Прп. Никифор Афонский, учитель свт. Григория Паламы (XIV). Писал о способе умной молитвы.

Прпп. Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий, братья Алфановы (Сокольницкие) в Новгороде (XIV-XV). Свв. братья Алфановы были новгородскими посадниками, строителями и ктиторами Сокольницкого монастыря, что был за валом. Жили они, согласно преданию, при архиепископе Иоанне Новгородском (память его 7 сент.). Скончались они ранее 1162 г. и были погребены в Сокольницком монастыре. В этом году святые мощи их трижды являлись. Тогда архиепископ Иоанн велел более не погребать их, а устроить для них раку. Гораздо позже они явились одному расслабленному боярину в Москве, исцелили его и приказали устроить над их ракой часовню, что он с благодарностью исполнил. Между тем исцеления и чудеса от мощей этих ведомых Единому Богу угодников начались в самом Новгороде. В 1775 г. Сокольницкий монастырь сгорел, и святые мощи их были перенесены в монастырь прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.) и погребены под спудом в пределе, посвященном св. апостолу Иоанну Богослову.

Память их празднуется 4 мая в день перенесения мощей, 17 июня специальная служба, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мчч. Афродисий, Леонтий, Антоний, Мел, Валериан, Макровий и 60 Палестинских.

 

Старорусская икона Божией Матери Старорусская икона Божией Матери (1570). По преданию, Старорусская икона была принесена в г. Старая Русса греками из Ольвиополя (древнегреческого города в районе Херсона) еще в первые времена христианства на Руси. Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1570 г., в Новгородской области, когда ходил для «умирения» на Новгород царь и вел. кн. Иоанн Васильевич.

Чудотворная сила образа была явлена во время свирепствовавшего в 1655 г. мора. Одному благочестивому жителю Тихвина было откровение, что моровое поветрие прекратится и в Старой Руссе, если туда будет принесен образ Тихвинской Богоматери, и в Тихвине, если туда принесут образ Старорусской Богоматери. Как только это было исполнено, эпидемия закончилась. После этого икону оставили в Тихвине и лишь в 1788 г. разрешили снять с нее точный список, который 4 (17) мая был привезен в старорусский Спасо-Преображенский монастырь, в память о чем установили празднование. 

Многие годы между двумя городами шел спор, где храниться подлинной иконе, и, наконец, в 1888 г. дело было решено окончательно в пользу Старой Руссы. Тогда 17 сентября чудотворная икона была внесена торжественным образом в город, встречена с восторгом всем народом и поставлена в соборном храме мужского Старорусского Спасо-Преображенского монастыря (впоследствии закрытого), в память об этом была установлена вторая праздничная дата – 18 сентября (в Тихвине осталась новая точная копия этой иконы, с украшениями). В честь возвращения святыни в Старую Руссу был сооружен храм Старорусской иконы Божией Матери, на его освящении в 1892 г. присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский. На Старорусской иконе Богородица изображена так же, как и на Тихвинской, отличаются они, главным образом, размером – образ Старорусской Богоматери 2 м 75 см длиной и 2 м 4 см шириной.

С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 г., во время оккупации, она исчезла и до сих пор не найдена. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, имеющей несколько иной иконографический вариант. Этот чудотворный образ находится в Георгиевской церкви в Старой Руссе (ее прихожанином был Ф.М. Достоевский). Икона имеет богатый серебряный оклад середины XIX в. с большими вставками XVIII столетия.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz