Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 мая

 

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Сщмч. Петра пресвитера (1939).

Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

 

Мч. Исидор Хиосский (251). Св. Исидор пострадал в гонение Декия. Он служил в полку и был опционом, т.е. унтер-офицером. «Кто боги ваши, – сказал он своим языческим начальникам, – не бездушные ли идолы?» За это его велели бить воловьими жилами, потом отрезали язык и, наконец, обезглавили. Блаженная кончина его последовала в 251 г.

Блаженный Исидор Ростовский Блж. Исидор Твердислов, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец (1474). Св. блаженный Исидор был родом из Пруссии. Он в юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках.

Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и, полюбив его за красоту, остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения.

Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и, наконец, он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» – спросил он. «Раб Божий Исидор, помоги мне!» – с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил ее вслед за кораблем и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев его в своей среде, были объяты страхом и радостью, потому что поняли, что произошло чудо. Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, еще издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение. И купец всегда говорил, что был спасен от смерти Божественной силой.

Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. Во время свадебного пира блаженный Исидор вошел в палату и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: «Вот тебе и архиерейская шапка!» Все смутились, а блаженный уже убежал и шумел с детьми на улице. Но после рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скончалась, а неутешный вдовец постригся в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф и был с 1481 по 1489 годы архиепископом Ростовским. Он был духовным сыном прп. Мартиниана (см. о нем 12 янв.) и скончался на покое в Ферапонтовом монастыре.

За несколько дней до кончины блаженный Исидор затворился в своей хижине, молясь со слезами. В минуту его тихой и одинокой кончины чудное благоухание разлилось по всему городу; заглянув в хижину, один прохожий увидел его лежащим на земле, на спине, со сложенными на груди руками.

Погребли его в самой хижине, и почитатели его соорудили на могиле его церковь во имя Вознесения Господня. В XVI в. она была заменена каменной, а в XIX в. была устроена рака. Бесчисленны были чудеса, совершавшиеся на могиле его. Один священник, желавший раскопать могилу блаженного, был отброшен невидимой силой и лишился чувств. Придя в себя, он покаялся и получил исцеление.

Память блж. Исидора празднуется 14 мая в день представления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

 

Сщмч. Петр (Рождествин) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Петр родился 25 июня 1879 г. в селе Дмитриевский Погост Коробовской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Шатурский район Московской области) в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 г. Петр окончил Рязанскую Духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе. Намереваясь послужить Святой Церкви священником, Петр женился на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе. Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же, что и Петр школе.

По рукоположении во священника о. Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Новозыбскового уезда Черниговского уезда (ныне село Старый Вышков Новозыбскового района Брянской области), так как в родных местах свободных священнических вакансий не было. Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино в Егорьевском уезде, расположенном в восьми верстах от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему служить здесь. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень. Впоследствии ими же было построено небольшое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ленино стало процветающим богатым селом, и прихожане намеревались возвести храм из кирпича, для этого был предварительно выстроен кирпичный завод. Строительство продвигалось быстро, из своего кирпича были уже возведены стены, но начавшаяся война и последовавшая за ней безбожная революция остановили строительство. До тридцатых годов стояла недостроенная церковь в лесах.

Предшественник о. Петра построил для себя большой дом, который он впоследствии продал приходу, так что о. Петру не пришлось заботиться о жилье. Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, о. Петр был привычен к всякого рода крестьянской работе. Он никогда не нанимал крестьян на работы, живя с ними по правилам тогдашней крестьянской общины.

Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета, и, помолившись, выходил на свое ежедневное послушание. Живя тем же, что и крестьяне, трудом, он никогда не забывал, что он, прежде всего, пастырь Божий: в любое время дня и ночи в любую погоду, зимой и летом, оставляя все домашние хлопоты, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Притом он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы, а бывало, и сам помогал нуждающимся.

Служил о. Петр очень торжественно, на праздники всегда пело два клироса.

В 1921 г. в селе Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника – он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.

В 1924 г. о. Петр был награжден наперсным крестом, в 1926-м – возведен в сан протоиерея, в 1936-м – награжден наперсным крестом с украшениями.

Протоиерей Петр был в первый раз арестован в 1930 г. за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорен к пяти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он был судом оправдан и освобожден. Во второй раз он был арестован в период массовых гонений на Русскую Православную Церковь – 30 ноября 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Против него показали местный колхозник, сказавший, что протоиерей Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, Петр Суханов, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти. Мне неоднократно приходилось слышать, – сказал свидетель, – как он неодобрительно отзывался о политике советской власти, в частности, жаловался на налоги, которые налагает на него советская власть как на служителя культа; говорил, что советская власть религию притесняет, не дает ей развиваться. Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивает ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и затягивало полевые работы в колхозе».

1 декабря 1937 г. следователь допросил священника. На все обвинения, основанные на этих показаниях о. Петр ответил отрицанием и виновным себя не признал.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Мариинский лагерь, одно из отделений Сиблага, куда прибыл 31 декабря 1937 г.

8 июня 1938 г. о. Петр писал своей супруге, что болеет тифом и едва избежал смерти, благодаря врачам, получил осложнения, плохо стал слышать, опухоль ног, болезнь сердца…

Протоиерей Петр Рождествин скончался 27 мая 1939 г. в Баимском отделении Сиблага и был погребен в безвестной лагерной могиле.

 

Мч. Максим Азийский (ок. 250). Святой Максим пострадал в годы правления римского императора Декия. Он был мирянином, занимался торговлей и, являясь благочестивым христианином, многих язычников убеждал прийти к истинной вере и принять Крещение.

Однажды, когда язычники собрались для принесения жертвы своим богам, святой Максим возмутился и, не вынося такого зрелища, бросился к ним, громко обличая их нечестие и заблуждение, называя языческих идолов бездушными созданиями человеческих рук. За это рассвирепевшие язычники предали его мучительной смерти, побив камнями.

Мчч. Александр и Варвар (284-303). Скончались, усеченные мечом за исповедание имени Христова.

Прп. Серапион Синдонит (V). В Египетских странах был старец, по имени Серапион, прозванный Синдонитом, так как у него не было никакой одежды, кроме одного «синдона», т.е. куска полотна, которым он покрывал наготу свою. От юности он был монахом и не имел ни кельи, ни пристанища, но жил как птица небесная. Он никогда не отдыхал под кровом, но, прикрытый синдоном, с Евангелием в руках переходил с одного места на другое. Иногда видели его сидевшим при дороге и горько рыдавшим. Когда спрашивали его о причине слез, он отвечал: «Господин мой поручил мне свое богатство, а я его растратил; теперь ожидаю наказания». Сострадательные старались его утешить, бросали ему хлеб и монеты, не разумея того, что он оплакивал горькое падение рода человеческого. Один раз он увидел в Александрии нищего, который дрожал от холода. Тогда он снял с себя синдон и отдал нищему, а сам нагой сидел с одним Евангелием под рукой. Когда его спросили, кто его обнажил, он показал на Евангелие и сказал – вот, кто меня обнажил.

Встретив после этого человека, которого вели в темницу за долг, он из сострадания к нему продал свое Евангелие и уплатил долг его. Затем он пришел к ученику своему. «Где одежда твоя, отче?» – спросил его ученик. «Я предпослал ее туда, откуда лучшей ожидаем», – ответил старец. «А где Евангелие?» – «Оно мне всегда говорило, – сказал Серапион, – продай имение свое и раздай нищим. Я так и сделал».

Переходя с места на место, прп. Серапион пришел в Элладу и, зайдя в Афины, сильно страдал здесь от голода. Три дня никто не давал ему ни куска хлеба. Тогда, встав на площади, святой начал плакать и кричать: «Мужи Афинские! Помогите мне».

Окружили его начальники города и философы и стали спрашивать, в чем дело. Он им ответил, что должен был трем заимодавцам: двое (блудная страсть и сребролюбие) его оставили, а третий (чревоугодие) до сих пор его одолевает, так как вот уже четвертый день он ничего не ел, а чревоугодие все усиливается и требует пищи.

Тогда, чтобы испытать его, дали ему золотую монету. Серапион, приняв монету, пошел к продавцу хлеба и, взяв один хлеб, оставил монету и ушел. Тогда все уверились в его искренности.

Посетив Лакедемон, св. Серапион услышал об одном градоначальнике, человеке добродетельном, но придерживавшемся манихейской ереси. Тогда он пришел к градоначальнику, продался ему в рабство, а через два года, благодатью Христовой, обратил его в православие и присоединил к Церкви с женою и чадами. В глубокой старости он скончался в Египетской пустыне и наследовал жилище нетленное в Царстве Небесном.

Святитель Никита, епископ Новгородский Прп. Никита, затворник Печерский, еп. Новгородский (1108 или 1109). Память ему празднуется 31 января, на следующий день по представлению (см. о нем там же), 30 апреля в день обретения мощей, 14 мая и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных св. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.  

Свт. Леонтий, патриарх Иерусалимский (1175). Святой Леонтий, Патриарх Иерусалимский, по свидетельству святого Григория Паламы, был Патриархом в 1223 - 1261 годах. Житие его подробно описано Феодором, монахом Константинопольским. Это житие было переведено с сокращением с греческого на русский язык. Вторично и более полно оно было переведено преподобным Никодимом Святогорцем, который указывает кончину Патриарха в 1175 году.

Мч. Марк Критский (1643). Св. Марк, критянин по происхождению, за исповедание христианской веры был обезглавлен турками в Смирне.

Мч. Иоанн Болгарский (1802). Скончался в мучениях от турок.

Свтт. Иаков и Макарий епп.

 

Иконы Божией Матери:

Теребенская (1654). Время прославления этой чудотворной иконы относится к 1654 году. Подлинный Теребенский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Богородицы, находившаяся в мужской Теребенской Николаевской пустыни Тверской епархии, на берегу реки Мологи, является только списком с подлинной иконы. На этой иконе Богоматерь изображена с поднятыми руками, а руки Предвечного Младенца представлены распростертыми.

Ярославская (Печерская) (1823). О месте и времени явления этой чудотворной иконы Пресвятой Богородицы известно следующее. В Ярославле некая мещанка  Александра Добычкина семнадцать лет страдала весьма жестокой болезнью – сначала душевной тоской, потом ломотой в руках и во всех суставах. В 1823 году она видела во сне храм с изображением иконы Богоматери, стала ходить по всем церквам в городе, чтобы найти тот храм, и пришла, наконец, в архиерейский дом. Здесь под колокольней увидела она церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и узнала виденный ею во сне храм. С радостным предчувствием она вошла в храм и тут увидела написанную на стене Печерскую икону Божией Матери, которая представилась ей во сне. Женщина была повержена на пол, и начались с нею страшные корчи всего тела, но скоро пришла в себя. Тогда явилась к ней несомненная надежда, что она получит исцеление от иконы Богоматери. На другой день опять пришла в эту церковь и, усердно помолившись перед иконою, мгновенно получила совершенное исцеление. С того времени от этой иконы Богоматери начали совершаться чудеса всем с верою к ней притекающим. В настоящее время икона утрачена. Церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Ярославле не сохранилась. В Ярославле сейчас почитается старинный список Ярославской иконы Божией Матери, который был подарен городу в 2003 г. санкт-петербургским храмом Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского монастыря).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz