Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 мая

 

Сщмч. Мокия Амфипольского (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870). Сщмч. Михаила пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325).

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 

Священномученик Мокий Амфипольский Сщмч. Мокий Амфипольский (ок. 295). В царствование Диоклетиана, во время страшного гонения на христиан, в городе Амфиполе в Македонии был пресвитер по имени Мокий. Не будучи в состоянии смотреть на заблуждения язычников, Мокий во время всенародного праздника в честь языческого бога Диониса открыто выступил впереди народа и стал говорить: «До каких пор вы будете блуждать во тьме язычества? Познайте истинного Бога, открытого нам Единородным Сыном Его Господом нашим Иисусом Христом!» Но язычники не слушали слов ревностного проповедника и продолжали свое празднование. Из города Аполлонии прибыл на торжество областной судья и присоединился к празднующим. Ему донесли о Мокии. Призван был Мокий на допрос к судье. Святой стал безбоязненно увещевать судью познать Бога истинного. Тогда по приказанию судьи Мокия повесили на мучилищном дереве и стали строгать железными когтями тело его от ног до головы. Он же взывал ко Господу, моля Его показать силу Своего Божества. Когда после этого мученика бросили в разожженную печь,  то пламя сожгло самого мучителя, а мученик вышел из огня невредимым. Вместо погибшего прибыл другой, и мучения святого продолжались, но Господь сохранил его невредимым. Тогда святого отдали на растерзание зверям. Два голодных льва, выпущенные на него, приблизились к нему, легли около него и стали лизать ноги его. Народ стал требовать, чтобы мученика освободили. Тогда мученик отправлен был в Византию и осужден на усечение мечом. Св. Константин Равноапостольный на месте кончины сщмч. Мокия устроил церковь, в которой и положены были святые мощи его.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские Равноапп. Мефодий (885) и Кирилл (869), учители Словенские. Свв. Кирилл (Константин) (память 14 февр.) и Мефодий (память 6 апр.) Моравские были родными братьями, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в городе Солуне (современные Салоники в Греции) (подробно о них см. в дни празднования их памяти).

В 862 г., по просьбе московского князя Ростислава, император Михаил послал Кирилла и его брата Мефодия на проповедь христианства среди славян. Братья с Божией помощью составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Деяния Апостолов, Псалтирь и некоторые богослужебные книги. Труды святых братьев вызвали сопротивление немецких епископов, не допускавших богослужения на «варварском» языке. Защиту от них братьям пришлось искать в Риме. Папа Адриан благословил совершать богослужения по-славянски.

Равноап. Ростислав, князь Великоморавский (870). Во время правления св. Ростислава на Великой Мораве (846 – 850 гг.) было ознаменовано постоянными военными конфликтами с Франкской  империей за полную свободу Великой Моравии от притязаний франкских баронов. Дальновидный князь Ростислав, желая иметь у себя в государстве самостоятельную церковную организацию, обратился сначала в Рим к папе Николаю I, но не получил просимого. Тогда в 862 г. моравский князь обратился в Византию к царю Михаилу III с посланием, в котором просил послать им епископа и учителя, поскольку они держатся христианского закона и хотят учиться истине на своем языке.

Царь Михаил созвал собор (тогда патриархом был свт. Фотий, память его 6 февр.), на котором было постановлено выслать на Великую Мораву Миссию, тем самым удовлетворив просьбу Моравского князя. Царь послал к нему свв. Кирилла и Мефодия.

В 866 г. свв. братья Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Святой князь Ростислав вместе с множеством ликующего народа вышел навстречу святым учителям Словенским перед воротами столицы, где их торжественно приветствовали как представителей императора Михаила, и получил от них письмо и богатые дары от императора. По всей вероятности, это происходило на территории современного города Зноймо в Южной Моравии, который в то время был столицей государства Ростислава.

До 870 г. св. Ростислав успешно оборонял свою землю от притязаний франкских баронов, а свв. братья Кирилл и Мефодий пользовались неограниченной поддержкой святого князя. Но в 870 г. он был предан князем Святополком и выдан в руки франкийского короля. Святой под конвоем был доставлен в Рим, где в присутствии папы и короля Людовика был приговорен к смерти. Святой был ослеплен и брошен в одну из баварских темниц, где и скончался в муках. Пункты обвинения не носили исключительно политического характера. В вину св. Ростиславу ставился и его труд на ниве духовной, в частности, что он позволил совершать богослужения на «поганском» славянском языке и, более того, переводить на этот язык тексты Священного Писания.

К этому времени уже почил в Бозе св. Кирилл, а св. Мефодий также томился в одной из темниц франкской империи.

Святой благоверный князь Ростислав трудился на ниве Христовой вместе со свв. Кириллом и Мефодием, мучился в темнице и умер за свой народ и за дело Христово. Ученики св. Мефодия после смерти учителя были изгнаны из страны и проданы в рабство, но Господь сохранил их жизни для благословенного апостольского служения у южных и восточных славян. Результатом деятельности св. Ростислава стал расцвет Православных Церквей и культуры славянских народов Болгарии, Сербии и России.

Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии определением от 12 июня 1994 г. причислил князя Ростислава к лику святых. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 ноября 1994 г. имя св. равноапостольного князя Ростислава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Его память празднуется в тот же день, что и память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, – 11/24 мая. Чехословацкая церковь празднует память святого 28 октября.

 

Сщмч. Михаил (Белороссов) пресвитер (1920): Новомуч. Священномученик Михаил родился 11 мая 1869 г. в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии (ныне город Тутаев Ярославской области) в семье диакона Павла Белороссова. В 1890 г. Михаил окончил Ярославскую Духовную семинарию и служил псаломщиком в церкви Николы на Меленках в Ярославле. В январе 1893 г. он был рукоположен во священника ко храму села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда и назначен заведующим и законоучителем Кардинской школы грамоты, а также катехизатором при церкви.

В августе 1896 г. о. Михаил был переведен в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске, где прослужил более двадцати лет, исполняя многие послушания на педагогическом поприще – он был законоучителем городского земского начального училища, низшей ремесленной школы, начального училища при льняной мануфактуре, воскресной школы при том же училище, законоучителем на уроках для взрослых при земском начальном училище, катехизатором при Воскресенской церкви; кроме того, он был постоянным членом и казначеем Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания города Романова-Борисоглебска и уезда.

После прихода к власти безбожников, в 1919 г. Воскресенский храм был закрыт, и в 1920 г. священник с семьей решил переехать в Ярославль к родственникам. Сначала уехала супруга с детьми, затем отправился о. Михаил. Между Романовом-Борисоглебском и Ярославлем он был арестован местными коммунистами как священник, обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.

 Сщмч. Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (1940): Новомуч. Священномученик Александр родился 23 августа 1851 г. в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 г. он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковноприходской школы в селе Конягино Дубенского уезда (ныне Дубновский район Ровенской области, Украина), а в 1897 г., оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе.

Отец к тому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стали вести вольный образ жизни, приходя, иной раз, домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь».

Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 г. он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 г. он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря.

15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушание учителя и законоучителя.

16 января 1901 г. о. Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 г. он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.

1 февраля 1903 г. иеромонах Александр был переведен служить в Туркестанскую епархию и 6 мая того же года назначен экономом Туркестанского архиерейского дома; в Туркестанской епархии он нес послушание члена Духовной консистории, Училищного совета и миссионерского общества. 7 апреля 1905 г. он был награжден наперсным крестом.

Здешний климат неблагоприятно сказался на его здоровье, и 20 февраля 1906 г. он был освобожден от послушаний в Туркестанской епархии с правом поступления в один из монастырей в Европейской части России и 16 марта того же года был включен в число братии Жировицкого Успенского монастыря Гродненской епархии. 8 августа 1907 г. он был утвержден в должности казначея монастыря, неся, кроме того, послушание заведующего Жировицкой двухклассной церковноприходской школой.

8 января 1908 г. иеромонах Александр был перемещен в братство Донского монастыря в Москве, и с 8 февраля того года исполнял должность наместника монастыря. 4 декабря 1909 г. он был утвержден в должности наместника Донского монастыря и 6 мая 1910 г. возведен в сан игумена. В том же году он был назначен настоятелем Любенского Спасо-Преображенского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1911 г., когда был торжественно прославлен святитель Иоасаф Белгородский, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором, несмотря на дальность расстояния, участвовало несколько сот человек.

В 1917 г. архимандрит Александр был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. Через год он переехал в Полтаву, где некоторое время жил при епископе Феофане (Быстрове). После того как епископ Феофан покинул Полтаву, архимандрит Александр поселился в Козельшанском Рождество-Богородичном монастыре, который в то время не был еще разорен большевиками-революционерами, – в нем были прекрасные храмы, своя типография и иконописные мастерские. Здесь, в обители, собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей.

В 1919 г. архимандрит Александр был назначен настоятелем скитской церкви Козельшанского монастыря. В 1929 г. монастырь был закрыт, закрыты и все церкви в окрестности, кроме храма в скиту, и сюда стало стекаться множество верующих. Отец Александр организовал здесь общенародное пение во время богослужений.

В 1932 г. храм в скиту был закрыт, архимандрит Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 г. был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.

В августе 1933 г. епископ Александр был назначен на Винницкую кафедру, а в мае 1937 г. переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа.

Храмы в то время закрывались один за другим, и к приезду архиепископа Александра в Харьков здесь остался один Никольский храм на Холодной Горе; ближайшие церкви были в Екатеринославе и Луганске. Обстановка в городе была такова, что никто из людей, проживавших неподалеку от храма, не решился сдать комнату архиерею, и владыка снимал ее в другом конце города.

В 1937 г. власти стали настаивать на том, чтобы архиепископ Александр разрешил служить в том же храме живоцерковникам, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православными, в другое – живоцерковники. Народ был категорически против этого и, настроенный весьма воинственно, готов был кольями отгонять от храма раскольников – ярых врагов Церкви. Чтобы избежать столкновения, архиепископ Александр предложил народу разделить храм: отдать живоцерковникам один из приделов, но с условием, что он будет отделен от основного храма стеной. Приход живоцерковников состоял из сорока человек, и кроме них, в храм никто не ходил.

В то же время в православной части храма, где служил владыка, было столько народа, что причащение продолжалось по нескольку часов.

28 июля 1938 г. архиепископ Александр был арестован и заключен в тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы. Услышав, в чем его обвиняют, владыка заявил, что виновным себя не признает. Были зачитаны показания свидетелей, а затем следователь стал жестко избивать архиепископа, требуя, чтобы он признал себя виновным. Под воздействием пыток архиепископ сказал, что, отрицательно воспринял закрытие церквей, стал непримиримым врагом советской власти, но шпионской деятельностью, в которой его обвиняют, не занимался.

15 марта 1939 г. дело архиепископа Александра было заслушано в закрытом судебном заседании военного трибунала. Здесь владыка заявил, что ни в какой шпионской организации он не участвовал и шпионской деятельностью не занимался,  а также не вел среди прихожан антисоветской агитации. Под показаниями на предварительном следствии он подписался только потому, что следователь бил его, – под физическим воздействием он дал ложные показания, от которых сейчас отказывается.

В тот же день был зачитан приговор военного трибунала Харьковского военного округа, который приговорил архиепископа Александра к десяти годам тюремного заключения и к пяти годам лишения прав. Владыке было тогда восемьдесят восемь лет.

5 января 1940 г. приговор был отменен и «дело» было возвращено на доследование. Архиепископ Александр скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 г. Тело владыки удалось вывезти из тюрьмы, и ночью монахи и близкие ему люди облачили его в архиерейские одежды, и было совершено отпевание. Святитель был похоронен на Залютинском кладбище на окраине Харькова.

 

Память обновления (основания) Константинополя  (330). Это день освящения новой столицы Римской империи Царьграда, или Константинополя. Император Константин Великий вместо Рима избрал себе столицей Византию. Он распространил этот город, оградил стенами, построил в нем здания и храмы и из Византии переименовал по своему имени в Константинополь, т.е. городом Константина. 11 мая новая столица была торжественно освящена.

Память обновления (освящения) храма Святой Софии в Киеве (960).

Прп. Софроний, затворник Печерский (XIII). Память его празднуется также 11 марта (см. о нем там же).

Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский (1671). Сщмч. Иосиф родился в г. Астрахани в 1579 г., впоследствии он стал первым митрополитом Астраханским. Скорби и страдания сопровождали святого с юных лет до мученической кончины. Когда ему было 7 лет, во время смуты, произведенной сторонниками самозванца Лжедмитрия I, в дом его родителей ворвались казаки, и один из них ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал всю жизнь. Приняв постриг, св. Иосиф на 52-м году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 г. он находился в Москве, после чего был возведен в сан митрополита Астраханского.

11 мая 1672 г. [так в первоисточниках], когда казаки Стеньки Разина, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы митрополит вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собрать все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства пошел в круг. Казаки сказали: «Почему ты пришел с крестом? Мы тоже христиане, а ты приходишь, как будто мы еретики!» Его обвинили в сношениях с казаками, отложившимися от Разина, но он отвечал, что это ложь. Они потребовали, чтобы он разоблачился; он же понял, что его ждет, и сказал протодиакону с полным спокойствием: «Отчего ты не разоблачишь меня? Уже пришел час мой». И когда его разоблачили, казаки взяли его, повели на пытку и бросили на раскаленные угли. Ряса его загорелась. Казаки сорвали ее и стали его пытать. Митрополит же молчал и молился. Потом его повели на крышу собора (на скат) и поставили на край, и он упал и сейчас же убился. Когда он был уже на земле, раздался страшный шум и стук, и великий страх напал на всех, и долгое время, минут 20, разбойники стояли, повесив головы, не смея взглянуть один на другого, так они испугались. Но когда сбежалось в слезах духовенство, они разогнали его. Через час все же отдали им тело священномученика. Священники же перенесли его в собор, омыли раны и облачили в святительские одежды. Все было сделано по уставу и церковным правилам. В 6 часов начался погребальный звон, а в 10 часов святитель был уже погребен внутри собора. Отставной стрелец Иван Глухой показал, что у него была больна нога. В ночь, когда св. Иосиф упал с крыши, он почувствовал, что его тянут за ногу. Он встал и увидел, что на крыше собора горят три большие свечи, а  посредине – огромное пламя с искрами поднимается к небу. Он в эту ночь вставал 9 раз, и всякий раз видел это чудо. К утру же нога его исцелилась. И другие люди видели в эту ночь то же чудо.

Свт. Никодим, архиеп. Сербский (1325). Сначала он подвизался на Афоне, был игуменом Халандарской обители, а потом в 1317 году был возведен в сан Сербского архиепископа. Он описал жизнь св. Саввы (память его 12 янв.). В 1319 году он перевел с греческого языка на славянский язык и ввел в употребление в Сербии «Типикон» (Устав) Саввы Иерусалимского.

Мч. Аргир Солунский (1806).

Мч. Диоскор Новый. Пострадал в Смирне в Малой Азии.

Мч. Армодий и иже с ним.

 

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz