Краткие жития святых, православные праздники и события

3/16 мая

 

Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394) Московских. Сщмч. Николая пресвитера (1941).

Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (1288).

 

Мч. Тимофей и мц. Мавра жена его, Фиваидские (ок. 286). Во время гонения на христиан, учиненного Диоклетианом, к Ариану, Фиваидскому правителю, приведен был муж, по имени Тимофей, бывший чтецом в церкви. Он недавно, всего лишь 20 дней, как вступил в брак с 17-летней девицей Маврою. На вопрос, кто он и чем занимается, Тимофей ответил, что он христианин и чтец Божией церкви. Ариан спросил его: «Разве ты не слышал царского повеления, чтобы всякого, не приносящего жертв великим богам предавать смерти?» На это Тимофей ответил: «Дух Христа пребывает во мне, а потому я и не приношу жертвы вашим богам».

Тогда правитель велел принести два острых железных орудия, разжечь их и вложить в уши мученика. И тот час от лютой боли вытекли глаза его. После этого в уста святому вложили кусок дерева и, привесив тяжелый камень на шею его, повесили его вниз головой, и весьма тяжела была эта мука для него. Но вот Ариан узнает, что Тимофей всего  20 дней, как вступил в брак, и призвал совсем еще юную жену его Мавру. Велел ей одеться в самые лучшие одежды и склонить Тимофея принести жертвы идолам. Мавра послушалась правителя и стала со слезами упрашивать Тимофея исполнить приказание правителя. Тогда Тимофей обратился к находившемуся здесь же своему отцу, пресвитеру, чтобы он взял какую-нибудь тряпку и закрыл ею ему лицо, чтобы он не мог ощущать ароматов от «этой женщины».

Тяжело было слышать эти его слова Мавре. И она ему сказала, что когда шла сюда, сердце ее было преисполнено мирского пристрастия, но, когда Тимофей стал говорить, Дух Божий вошел в нее, и она охотно присоединится к нему. «Если так, то пойди и обличи нечестие правителя!» - сказал Тимофей.

Тогда мученица, подвинутая Духом Святым, смело идет к правителю и говорит ему: «Нечестивый правитель! Ты мне обещал серебро и золото, чтобы ввести душу мою в погибель. Не одолеешь меня твоими приманками, ибо я облеклась в оружие Господа моего Иисуса Христа».

Правитель велел мучить ее – вырваны были волосы у святой, потом отсечены пальцы. Наконец, он повелел Марфу и Тимофея распять на крестах, лицом друг к другу. В таких страданиях, укрепляя друг друга, они пробыли 9 суток и только на 10-й день предали свои святые души в руки Божие. 

Преподобный Феодосий Печерский Прп. Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074). Прп. Феодосий родился  в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, – пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удалась ему попытка уйти со странниками в Святую Землю. Однажды мать обнаружила, что он носит железный пояс, который врезался в его тело. Она избила его и заставила снять пояс.

Наконец он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братий, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

Прп. Феодосий носил старую одежду, а под ней колючую власяницу. Ночи проводил он без сна в молитве, лишь изредка засыпая сидя, но, услышав стук и голос будильщика, всегда притворялся спящим и не сразу открывал. Великим постом он питался похлебкой и хлебом и пил всегда одну воду. До пятницы 6-й недели он затворялся для тайных подвигов в пещере: была у него другая пещера, о которой никто не знал. Сначала бесы поднимали великий шум, когда он становился на молитву, но он приобрел над ними такую власть, что они стали бояться и бегать от него. Братию он учил, как побеждать их. По ночам он часто уходил в еврейскую часть города проповедовать Христа.

Прп. Феодосий отличался большой силой; он любил разделять труды братии: часто, чтобы не отрывать их от дел, он сам рубил дрова. В келье он прял нитки для сшивания священных книг, тихо напевая псалмы. Переписывал их живший с ним инок Иларион, а когда вернулся в Печерский монастырь прп. Никон, то он поселился с ними и сшивал книги. Прп. Феодосий заботился о нем, как об отце, а перед прп. Антонием благоговел и без его благословения никогда ничего не делал.

Каждую неделю прп. Феодосий посылал в тюрьмы воз провизии, а около монастыря он устроил странноприимницу для нищих и убогих и давал на содержание ее десятую часть монастырских доходов. Ни одного бедного не отпускал он, не угостив его и не дав ему хлеба из монастырских запасов. Однажды князь спросил его, отчего монастырская трапеза вкуснее, чем все то, что подают у него во дворце. «Оттого, – ответил преподобный, – что в монастыре пища приготовляется с благословения и с молитвой, а сам огонь для изготовления ее берется от алтаря запрестольной лампады святой трапезы». Если кто-либо из братии уходил из монастыря, он со слезами молился за него, пока ушедший не возвращался.

Прп. Феодосий учил братию не заботиться о завтрашнем дне и не иметь ничего лишнего в келье, все же лишнее приказывал сжигать или выбрасывать. Когда же в монастыре оскудевали запасы, он приказывал потерпеть и молиться. И всякий раз им христолюбцы присылали недостающее, а амбары оказывались чудесно наполненными. Таких случаев было множество.

Прп. Феодосий пережил старца своего, прп. Антония, всего на один год. В последний год своей жизни он перенес монастырь на новое место и заложил там новую церковь во имя Успения Божией Матери. Закладка и основание этой церкви, называемой Великой лаврской церковью, сопровождались многими чудесами. До последнего времени сохранялась еще часть этой церкви, но во время Второй мировой войны она была взорвана.

Затем прп. Феодосий тяжело заболел. Зная, что это его предсмертная болезнь, он призвал братий и монастырских слуг и долго поучал их доброй жизни, страху Божию, любви друг к другу и послушанию. После этого он так ослабел, что три дня не мог говорить и даже открыть глаза, затем по указанию Божию прп. Феодосий предложил братии избрать себе преемника – избран был уставщик о. Стефан (память его 27 апр.). Прп. Феодосию было откровение, что он скончается в субботу, после восхода солнца. В этот день и час собрались к нему опять огорченные братия. Благословив всех, он обещал им пребыть душою с ними навсегда. Затем он велел всем уйти. Но один брат остался в соседней келье. Он слышал, как в последний час своей жизни преподобный молился Пресвятой Богородице, поручая Ей свою душу и всю обитель. Потом громко и радостно произнес свои последние слова: «Благословен Бог, если это так, то я уже не боюсь, но еще с большей радостью отхожу от этого мира!»

И так он тихо скончался 3 мая 1074 г., в субботу, после восхода солнца. Братия погребли преподобного в его пещере, и, согласно его желанию, никого из мирян на его погребении не было. В год его кончины было много чудес и явлений. Прп. Федосий оставил много молитв и поучений, написанных простым и ясным языком.

Память его празднуется также 14 авг. в день перенесения мощей, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, 2 сент. специальной службой вместе с прп. Антонием и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Петр чудотворец, еп. Аргосский (X). Происходил из благочестивой семьи: его родители, три брата, а затем и он сам приняли монашество. Зная его иноческие подвиги, ему неоднократно предлагали стать епископом, но святой Петр по своему смирению отказывался. Лишь после долгих просьб жителей города Аргоса он дал согласие быть их епископом.

На Аргосской кафедре святой Петр усердно трудился, управляя своей паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, особенно о сиротах и вдовах. В неурожайный год святитель кормил голодающих, и по его молитвам пища никогда не оскудевала. Он обладал благодатным даром прозрения, исцелял больных и одержимых.

Святитель Петр отошел ко Господу в X веке в возрасте 70-ти лет. Мощи его и поныне источают миро, совершая чудеса и исцеления.

Прпп. Иулиания (1393) и Евпраксия (1394) Московские. По плоти они были родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского (†1378; память его 12 февраля), и происходили из знатного рода бояр черниговских.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей – в 1300 году Ульяну, в 1302 году Иулию. Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, любви к Богу и ближним.

Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Отличаясь знатностью рода, благочестивые девицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручиться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата-инока Алексия (отец их к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания (в честь мученицы Иулиании Никомидийской, память ее 21 декабря), а Иулия с именем Евпраксия (в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской, память ее 12 января).

Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату-митрополиту внушила им мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя их брата (память его 17 марта). Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело. Так недалеко от Кремля близ Москвы-реки в урочище Остожьем в 1360 году был основан первый женский монастырь на Москве. Для обители со всех концов земли Российской было отобрано тридцать инокинь, во главе которых была поставлена родная сестра святителя – игумения Иулиания. Казначеей монастыря стала вторая сестра святителя – монахиня Евпраксия.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским; по престолу во имя Алексия человека Божия – Алексеевским; а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями на Москве – стародевичьим.

Игумения Иулиания следовала в управлении обители опыту древних подвижников. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Ее душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян. Верной помощницей ей была ее сестра Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата-святителя.

В скором времени количество сестер в монастыре возросло до девяноста – числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство; вклады в пользу святой обители от людей всех сословий способствовали развитию и укреплению монастыря.

Заботясь о благоукрашении обители, святитель Алексий постоянно посещал ее, для чего в монастыре была выстроена сводчатая белокаменная митрополичья келия.

Преподобные матушки имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы прийти на помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих.

Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении преподобные сестры соделывали свое спасение. Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Шел 1393 г. В ночь на 3 мая спокойствие обители было нарушено троекратным ударом колокола, возвещавшем о кончине досточтимой матушки игумении. Плач и стенания наполнили монастырь. Соединив слезы дочерней любви с радостным пением «Христос воскресе» (была суббота четвертой недели по Пасхе), сестры простились со своей духовной матерью и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня, позднее, в 1766 году, был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшиеся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 г. была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни, возобновилась и запись чудес, совершавшихся у мощей угодниц Божиих. В житии преподобных, изданном сестрами Зачатьевского монастыря, можно найти более 70 страниц описаний явлений, чудес и исцелений.

 

Сщмч. Николай (Беневоленский) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Николай родился 30 марта 1877 г. в городе Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских. Отец Владимир служил в храме в честь преподобного Симеона Столпника, сменив здесь своего тестя, священника Алексея Петровича Соловьева, отца будущего старца иеросхимонаха Алексия (прп. Алексий Зосимовский, память его 19 сент.). Николай стал впоследствии его любимым племянником и в свою очередь очень любил о. Алексия и во время учебы в Московской Духовной академии едва ли не каждое воскресенье посещал его. Летом 1897 г. старец, тогда еще протоиерей Феодор, ездил вместе с ним выбирать себе место для жизни в монашестве.

Промысл Божий направил пути старца в Смоленскую Зосимову пустынь Владимирской губернии. Но он сохранил любовь к племяннику, ставшему впоследствии весьма уважаемым пастырем, так что после смерти иеросхимонаха Алексия, последовавшей в 1928 г., многие из его духовных детей стали окормляться у о. Николая.

В 1892 г. Николай окончил духовное училище, в 1898-м – Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию. Общаясь с о. Алексием, посещая Зосимову пустынь и храмы Троице-Сергиевой Лавры, Николай стал склоняться к тому, чтобы посвятить себя всецело Господу в монашеском звании, и, проходя IV курс академии, в 1901 г. направил прошение ректору, епископу Арсению (Стадницкому), в котором выразил свое стремление к иноческой жизни.

Епископ Арсений дал прекрасную характеристику своему студенту, и митрополит Московский Владимир (Богоявленский) (сщмч., память его 25 янв.) благословил постричь Николая в монашество. Но, решившись на принятие монашества, Николай стал сомневаться в посильности этого пути для себя и вскоре отказался от благого намерения.

Окончив в 1902 г. Московскую Духовную академию, он был направлен преподавателем богословия в Орловскую Духовную семинарию. В 1909 г. Николай Владимирович женился на девице Агнии, дочери священника Владимира Андреевича Воскресенского, служившего в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленской площади в Москве. В том же году Николай Владимирович направил прошение митрополиту Московскому Владимиру с просьбой принять его в Московскую епархию и 27 августа 1909 г. был назначен священником к Николаевской, что в Новой слободе, церкви в Москве и в том же году рукоположен во священника к этой церкви.

Став священником, о. Николай сразу же определил свое отношение к пастырской деятельности, что это, прежде всего, служение верующему народу. Многие из его прихожан были небогаты, и им о. Николай помогал материально, он никогда не брал плату за требы, когда видел, что люди ограничены в средствах.

В 1917 г. о. Николай был назначен в храм преподобного Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец, и затем был настоятелем этого храма до его закрытия. Несколько раз он служил здесь с Патриархом Тихоном, который приезжал в храм на престольные праздники.

В 1921 г. о. Николай был награжден наперсным крестом, в 1923-м – возведен в сан протоиерея, в 1926-м – награжден крестом с украшениями, в 1929-м – палицей. В 1929 г. храм преподобного Симеона Столпника был безбожниками закрыт, и о. Николай перешел служить в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

Протоиерей Николай, служа в храме преподобного Симеона Столпника и затем в Покровском, жил с семьей в квартире на Николоямской улице, где находился храм. В 1918 г. у священника отобрали часть комнат, вселив в квартиру семью рабочих; семье священника были оставлены только две комнаты. В начале тридцатых годов к рабочим приехал погостить их родственник из деревни, который донес властям, что в квартире живет священник и занимает две комнаты, и потребовал выселения его семьи как людей, идейно чуждых установкам советской власти. Суд принял сторону жалобщика и потребовал от священника выехать из квартиры вместе с семьей в десятидневный срок.

Отцу Николаю пришлось ехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали как родственника старца Алексия. Но и здесь ему не сразу удалось найти квартиру: он ходил по городу в рясе, и хозяева отказывались сдавать священнику комнату. Наконец кто-то посоветовал пойти к старосте храма святых апостолов Петра и Павла, где служили в то время лаврские монахи. Здесь семью священника приняли, а затем их пригласил к себе староста Ильинского храма, у которого был двухэтажный дом, и нижний этаж, где было три комнаты, пустовал. Из Сергиева Посада о. Николай ездил на службы в Покровский храм. Иногда он ночевал у брата, иногда – у кого-нибудь из прихожан.

В 1932 г. в квартиру, которую о. Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде, пришли с обыском, но ничего интересного для себя не нашли.

В 1933 г. власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет приход, но о. Николай все же перешел служить в Вознесенский храм, потому что поездки из Посада в Москву становились для него все опаснее из-за отсутствия необходимых документов.

В 1934 г. протоиерей Николай был награжден митрой. Во все время своего служения о. Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти. Он постоянно читал духовную литературу и считал своим долгом донести слово правды и знания до своих прихожан. Время было лихое, и со дня на день можно было ожидать ареста

В 1939 г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу в Можайске. К о. Николаю на исповедь подошла тогда женщина и сообщила, что она специально приехала его предупредить, что этот священник чрезвычайно опасен и церковным людям уже принес много зла в Можайске. Это известие весьма опечалило о. Николая, и он стал думать, как ему избыть очередную беду. А новый настоятель – секретный осведомитель НКВД по кличке Лебедев – сразу же принялся «за работу».

В результате доносов этого осведомителя о. Николая в августе 1939 г. вызвали в Загорское отделение НКВД, и один из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать, о налогах, которые приходится платить. В конце разговора он предложил священнику дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены контрреволюционно. Отец Николай категорически отказался; тот стал уговаривать, но уговоры не подействовали; тогда сотрудник НКВД заявил, что если священник даст подписку, то он меньше будет платить налогов, а если не даст – ему придется платить все налоги и, в конце концов, он может оказаться в тюрьме.

 Дьявольское искушение почти всегда застает человека врасплох, чтобы человек не успел помолиться, воззвать за помощью к Господу, и о. Николай по малодушию дал подписку с обязательствами сообщать в НКВД обо всех контрреволюционно настроенных лицах под данной ему в НКВД  кличкой «Схимник».

Однако память о старце и молитва дяди не оставили его. Выйдя из здания НКВД, он до глубины души осознал всю антихристианскую сущность принятого им предложения, совершенно для него невозможного, так как каждый шаг в эту сторону – это путь в неизбывную бездну, шествие вслед за Иудой к погибели.

Неделю отвел себе о. Николай пожить на свободе, а затем, собрав все необходимое для жизни в тюрьме, явился в некую московскую квартиру, назначенную ему сотрудником НКВД для конспиративных встреч, и заявил, что сообщать в НКВД о лицах, контрреволюционно настроенных, противно его убеждениям, этого он делать не будет. Отца Николая тогда не арестовали.

Чувствуя, что обстановка сгущается и может привести к аресту, о. Николай все чаще стал раздумывать над тем, как избавиться от опасного соседства с осведомителем. В 1939 г. арестовали второго священника Ильинского храма, и о. Николай решил проситься туда. Придя к настоятелю Ильинского храма, он попросил взять его к себе в причт, напрямую назвав причину, не зная тогда, что и тот является таким же осведомителем.

С октября 1939 г. о. Николай стал служить в Ильинской церкви. Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием, и стал заходить к нему домой.

В конце концов, на основании его донесений 9 января 1940 г. было выписано постановление на арест протоиерея Николая Беневоленского, в котором вкратце были повторены формулировки доносчика.

11 января в шесть часов утра в дом, где жил священник с семьей, постучали сотрудники НКВД и предъявили ордер на его арест, но о. Николай уже ушел служить в церковь. Обыск проводился в присутствии его супруги Агнии Владимировны. Забрав найденные при обыске письма, сотрудники НКВД отправились к храму. Когда священник вышел из храма, сотрудники НКВД подошли к нему и заявили, что он арестован, и ему необходимо возвратиться домой для продолжения обыска.

Обыск закончился в третьем часу дня. Перед тем как уйти, о. Николай благословил всех домашних иконами и попрощался. Сначала его отправили в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД, а затем в Таганскую.

После ареста он сразу же был допрошен, а затем допросы начинались во второй половине дня, заканчиваясь глубокой ночью, что было довольно мучительно, так как днем в тюрьме не давали спать, а после допроса, не всегда возможно было сразу уснуть.

Располагая показаниями осведомителя, следователь понуждал священника их подтвердить, но о. Николай отвечал, что антисоветских разговоров при встречах не велось. Но сам он антисоветские взгляды высказывал, потому что недоволен советской властью, но не помнит, в чем они заключались и когда были высказаны.

В Таганской тюрьме в камеру к о. Николаю был помещен осведомитель, старавшийся вывести священника на откровенный разговор.

Допросы продолжались около месяца, в течение которого следователь всячески старался запутать священника.

3 июня 1940 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая Беневоленского к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 июля 1940 г. о. Николай прибыл в Карлаг на станцию Карабас в Казахстан, и 2 августа 1940 г. был отправлен в Спасское отделение Карлага.

19 апреля 1941 г. о. Николай послал свое последнее, десятое, письмо родным. «Поздравляю вас с торжественным праздником, – писал он, поздравляя их с Пасхой. – Я сейчас лежу в больнице… Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию, и ты тоже не унывай…».

Протоиерей Николай Беневоленский скончался 16 мая 1941 г. в Спасском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле.

 

Свт. Феофан Перифеорийский (после 1353).

 

Иконы Божией Матери:

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы Успения Киево-Печерская, принесенная из Царьграда (1073). История этой иконы   относит нас к временам, когда прпп. отцы русского монашества Антоний и Феодосий Киево-Печеские собирали в пещерах рать иноков, а Богоматерь, избравшая их монастырь, как свою земную обитель, несказанными чудесами свидетельствовала о своем благоволении к этому месту и о желании воздвигнуть в нем Свой дивный храм.

Храм этот был проречен. Варяжский князь Шимон, пришедший на службу к блгв. кн. Ярославу, избавленный силою Богоматери от смерти на поле сражения, рассказывал Антонию и Феодосию, что Христос приказал ему отнести в их обитель и повесить над жертвенником драгоценный венец и пояс, украшавшие раньше распятие, устроенное отцом Шимона. В бурю на море последовало Шимону чудесное явление дивной церкви, и послышался голос, что «это – образ церкви, созидаемой преподобными во имя Богоматери». Через несколько лет, найдя в Киеве прп. Антония, Шимон передал им золотой пояс, говоря: «Вот мера основания будущей церкви». Вместе с тем он вручил и венец, прося повесить его над будущим святым жертвенником.

Прп. Антоний передал эти предметы прп. Феодосию, предсказав ему, что он будет строить церковь. Много жертвовал Шимон, в иночестве Симон, на построение церкви. В 1075 г. пришли из Царьграда четыре очень богатых, искусных церковных зодчих в монастырь к прпп. Антонию и Феодосию и спросили, где они хотят начать строить церковь? Те им ответили, что там, где укажет место Господь.

Удивились зодчие, что они им заранее дали много золота и денег для работы, предузнали время своей кончины, а место для строительства им даже еще неизвестно. На вопрос, что значат эти слова, зодчие затем рассказали о том, как их чудесным образом по зову Царицы благообразные юноши собрали из разных мест вместе во Влахерне – храме в окрестностях Константинополя. И там Царица Небесная сказала им: «Я хочу в России, в Киеве, воздвигнуть себе церковь; приказываю вам взять с собою золота на три года и идти ее строить». Но, чтобы они могли дойти в чужую незнакомую им страну, Царица посылает вместе с ними предстоящих здесь же Антония и Феодосия. Так они впервые увидели преподобных. Потом Царица сказала: «Стоящий здесь Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год; возьмите же золота до избытка и идите спокойно в путь. Никто не в силах наградить вас так, как Я…и Я Сама приду в церковь и буду жить в ней». Владычица дала им и мощи мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора и велела положить их в основании будущего храма. Тогда они спросили Ее о величине церкви. На это Она ответила: «В меру Я послала пояс Сына Моего по Его повелению. Но идите на открытое место, и вы увидите размеры будущего храма». Они спросили Царицу: «Госпожа, в чье же имя желаешь Ты воздвигнуть храм?» И отвечала Она: «Хочу назвать его в Мое имя…Церковь будет Богородичной». И вручила им вот эту святую икону Успения со словами: «Икона эта да будет наместницей».

Тогда прп. Антоний сказал им: «Чада! Христос сподобил вас великой благодати. Юноши, являвшиеся вам, были пресветлые ангелы, а Царица во Влахерне – это Сама Пречистая Богородица Приснодева Мария, окруженная бесплотными силами ангельскими. Как Она показала зрак нашего лица, об этом знает один Бог. Благословен приход ваш и добрая с вами спутница – честная икона Госпожи Богородицы».

Таково чудное происхождение этого бесценного сокровища Киево-Печерской лавры – чудной иконы Успения Богоматери.

Великие чудеса сопровождали все дело построения Киевской церкви, получившей имя «Великой». Чудотворная икона Успения пребывает доселе в ней. Она утверждена на шелковых шнурах над царскими вратами главного иконостаса, и после службы опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ри

Сделать бесплатный сайт с uCoz