Краткие жития святых, православные праздники и события

25 мая / 7 июня

 

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Прмц. Елены (1938); прмч. Тавриона (1939).

Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV).

 

Третье обретение главы Иоанна Предтечи Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Честная глава св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна после второго обретения (см. 24 февр.) была перенесена в Константинополь и с великою честью положена здесь в церкви св. Иоанна Предтечи, где и была сохраняема с великим благоговением на особом богато украшенном месте. В седьмом веке в Константинополе было воздвигнуто гонение на святые иконы, а также было запрещено почитание и святых мощей. Причем святые иконы и мощи сжигались еретиками и подвергались от них всякому бесчестию. Тогда многие из православных бежали из Константинополя, унося вместе с собою и честные иконы и мощи, чтобы спасти их от поругания. В это время и честная глава Иоанна Крестителя была тайно перенесена из Константинополя в город Команы, где в начале четвертого века скончался Иоанн Златоуст. Здесь она была положена в серебряный сосуд и снова скрыта в землю на все время иконоборческих волнений. Только после окончательной победы над еретиками при императоре Михаиле и матери его Феодоре честная глава Крестителя Господня Иоанна, по его чудесному указанию, была снова извлечена из недр земли и перенесена в Константинополь для благоговейного почитания и поклонения православных.

 

Прмц. Елена (Коробова) (1938): Новомуч.

Прмч. Таврион (Толоконцев) монах (1939): Новомуч. Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 г. в Никольском уезде Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем.

26 августа 1908 г. он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 г. был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 г. на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.

После закрытия в 1925 г. подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря.

7 октября 1930 г. в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. На вопросы следователя монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении.

Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священнического сана, спросил его, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей», – ответил тот.

13 ноября 1930 г. следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 г. московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом… присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь»; монахи «распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении».

23 ноября 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область. По окончании ссылки он остался жить в Вологодской области, и в 1937 г. архиепископ Велико-Устюжский Питирим (Крылов) пригласил его приехать в Великий Устюг, и он поселился в сторожке при храме Иоанна Предтечи.

Тем временем храмы один за другим закрывались, священники арестовывались; бывало, что храм и не был официально властями закрыт, но уже не было священника и, соответственно, не было и богослужения. Монах Таврион, по просьбам монахинь, пытался похлопотать в столице за храм и получить назначение служить в нем священником, но хлопоты эти не увенчались успехом. В это время стали арестовывать всех еще остававшихся на свободе священников и монахов и наиболее активных мирян. 3 декабря 1937 г. монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен. Он не признал своей вины в ведении контрреволюционной деятельности. На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден в вологодскую тюрьму.

10 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 г.  он был отправлен в тюрьму в город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, располагавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря. Монах Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Сщмч. Ферапонт, еп. Кипрский (IV). Св. Ферапонт был епископом на острове Кипре при императоре Диоклетиане, который в конце своего царствования воздвиг страшное гонение против христиан. Гонение распространилось и на паству св. Ферапонта. Как пастырь и вождь Кипрской церкви, святитель мужественно исповедал пред языческими властями имя Господа Иисуса Христа, за что и принял мученическую кончину.

Честные мощи св. Ферапонта долгое время почивали на острове Кипре, источая обильные чудеса по молитвам священномученика всем почитающим его память. В 806 году, в царствование греческого императора Никифора I-го, напали на Византийскую империю злейшие враги креста Христова нечестивые сарацины (последователи Магомета). Они, предавали огню и мечу все, что им попадалось на пути, опустошили малоазиатские провинции империи и, наконец, стали угрожать нападением и острову Кипру. Св. Ферапонт явился пономарю той церкви, в которой почивали его мощи, и повелел ему предупредить кипрских христиан об угрожавшей им опасности, а также перенести мощи его в Константинополь. Тотчас же пономарь передал всем христианам волю святого, и они в скором времени приготовились к путешествию на корабле. Они положили в специально приготовленную для этого раку честные мощи св. Ферапонта и, взяв их с собою на корабль, отправились в путешествие, избегнув, таким образом, меча сарацин.

Во время этого путешествия от мощей сщмч. Ферапонта совершилось много чудес. Святые мощи обильно источали благоухание и миро, помазавшись которым больные исцелялись.

По прибытии в Константинополь, мощи священномученика были положены в храме Пресвятой Богородицы Милостивой. Чудеса, обильно истекавшие от них в Константинополе, привлекли к святому сердца жителей этого города. В благодарность за оказанные милости они построили в честь св. Ферапонта особый великолепный храм, куда и были перенесены честные мощи его.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский (1857). Святой Иннокентий (в миру Иоанн Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 г. в городе Ельце в семье священника. С детства проявился в нем Божий дар слова, воспитывались и умножались такие редкие добродетели, как молитва и непрестанная духовная бодрость. В 1810 г. Иоанн Борисов поступил в Воронежское епархиальное училище, которое окончил экстерном, а затем в Орловскую Духовную семинарию. В числе лучших выпускников семинарии в 1819 г. он был принят в Киевскую Духовную академию. В академии талант юноши окреп и развился во всей своей силе. Иоанн упражнялся не только во внешних, но и в духовных науках благочестия, стремясь подражать жизни самого Спасителя.

В 1823 г. он окончил академический курс со степенью магистра богословия и был направлен в Санкт-Петербург профессором церковной истории и греческого языка Александро-Невского Духовного училища. Став в том же году ректором училища, он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. Следующим местом его служения стала Санкт-Петербургская Духовная академия, где иеромонах Иннокентий был сначала преподавателем, а затем инспектором и экстраординарным профессором. Вскоре будущий святитель был возведен в сан архимандрита. В то время его проповеди появились на страницах многих церковных журналов, а в дальнейшем стали выходить первые научно-литературные труды, за которые в 1828 г. он был удостоен степени доктора богословия, получил докторский наперсный крест и орден святой Анны 2-й степени.

В 1830 г. архимандрит Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом, был переведен в Киев на должность ректора Духовной академии и назначен настоятелем Киево-Братского монастыря. В течение десяти лет своего ректорства в Киевской Духовной академии архимандрит, а затем епископ Иннокентий предпринял ряд важных и полезных преобразований. Прежде всего, он отменил преподавание на латинском языке, создававшем рабскую зависимость православного духовного образования от католического богословия и схоластического мышления. 21 декабря 1836 г. состоялась хиротония его в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии с оставлением в должности ректора. Нравственное влияние свт. Иннокентия на своих сослуживцев было настолько велико и продолжительно, что любовь к нему они сохранили до конца своей жизни. Господь, Который «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. IV, 6), вознаградил раба Своего благодатными дарами, среди которых современники упоминают прозорливость.

В 1840 г. владыка Иннокентий назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год пребывания становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей. 1 марта 1841 г. епископ Иннокентий переводится на Харьковскую кафедру. Здесь он многое сделал и многое полюбил. Его трудами были восстановлены Святогорский, Успенский и Ахтырский Свято-Троицкий монастыри. Он, ревнитель монашества, основал Верхне-Харьковский Николаевский женский монастырь. Святитель заботился о нравственности духовенства, благолепии церковном, всюду требуя совершения уставного богослужения. Он был очень милостив и скор на поддержку всех, искавших его помощи. Управляя епархией, преосвященный заботился о процветании проповедничества среди духовенства, а лучшим образом являлись его собственные проповеди. В Харькове свт. Иннокентий продолжал свои литературные и богословско-исторические труды, занимался гимнографией. Определением Святейшего Синода от 15 апреля 1845 г. владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1апреля 1847 г. он являлся членом Святейшего Синода.

24 февраля 1848 г. последовал указ о назначении его на кафедру Херсонскую и Таврическую, что было промыслительно. Церковная нива этой эпархии была не возделана. Свт. Иннокентий первое время служения своего в Одессе посвятил внешнему устройству епархии, воспитанию духовенства, укреплению Духовной семинарии. При архиеп. Иннокентии был построен Спасо-Преображенский кафедральный собор, установлены особые молитвословия и крестные ходы в день основания Одессы и в день ежегодного перенесения из Херсона в Одессу чудотворного Касперовского образа Божией Матери. При нем началось восстановление крымских церковно-исторических памятников и создание иноческих обителей по образу Афонских на Крымском полуострове и в Херсоне.

Благодать и сила его молитв особенно проявились при осаде Одессы неприятелем  в 1854 г. Враг дважды осаждал Одессу и дважды вынужден был удалиться. Когда же врагу был открыт путь в Симферополь, свт. Иннокентий без сопровождающих с иконой Божией Матери прибыл сначала в Симферополь, а затем в осажденный Севастополь. Во время военных действий свт. Иннокентий не переставал совершать литургии и молебны.

Святитель всегда, до самозабвения, отдавал себя на служение Богу и ближним. Чувствуя приближение своей кончины, он в конце апреля – начале мая 1857 г. совершил поездку по епархии, прощаясь с ней навсегда. Скончался святитель 25 мая 1857 г. 29 мая после Божественной литургии и тожественного чина отпевания, архиеп. Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас нетленные мощи святителя почивают в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Прп. Олвиан и мч. Келестин. Первый скончался мирно, второй представился мученически от ударов жезлом по пятам.

Прп. Созонт.

Прп. Коронат.

Св. Феодор.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz