Краткие жития святых, православные праздники и события

1/14 августа

 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937).

Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей (III).

 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник установлен в Греции Константинопольским Патриархом Лукой (1156-1169) при царе Мануиле (1143-1180), а в России – митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при святом вел. князе Андрее Боголюбском (память его 4 июля). Причиной установления праздника стало следующее. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, а второму – из Ростова на болгар (так называли в то время язычников, обитавших в низовьях Волги). Господь даровал им полную победу над врагами. Когда князь Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собой икону Пресвятой Богородицы и изображение Честного Креста Господня, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Своих воинов он также приобщал к тому же.

После усердной молитвы все лобзали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силой Креста, и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Не изменил этой традиции св. князь Андрей и перед выступлением против болгар. Болгары были побеждены. Когда же возвратились они после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осеняющие все войско.

Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел подобное же чудо – истечение от находившейся среди войска вместе с Честным Крестом иконы Пресвятой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк. И в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили особыми посланиями друг другу об одержанных ими победах и о чудесных сияниях, исходивших от икон. Посовещавшись со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику  из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освещение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесение Честного Креста, потому что Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Празднование осуществляется в память о победе  русских и греков над врагами в 1164 г. в день 1 августа при чудесной помощи им от святых икон Спасителя и Богоматери, находившихся в войсках.

Мученики Маккавеи Семь мучеников братьев Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, учитель их Елеазар и матерь их Соломония  (166 до Р.Х.). Во времена царя сирийского Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), язычника, захватившего престол после смерти своего брата, началось очередное гонение на евреев, исповедующих веру в единого Бога Саваофа и исполняющих Закон Моисея. Антиох разослал по всему царству указ, чтобы все его подданные без различия племени исповедовали вместе с ним одни и те же греческие законы. Многие из иудеев повиновались: они принесли жертвы идолам и осквернили субботу. Спустя немного дней после издания указа, царь послал из Антиохии в Иерусалим одного из своих советников – старца, родом афинянина, с поручением принудить всех евреев отречься от отеческих законов, поклониться идолам и вкусить от идоложертвенного мяса; он дал особое повеление заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное законом. Вместе с тем Антиох приказал храм Господень превратить в идольское капище: поставить в нем идола Юпитера и назвать его храмом Юпитера Олимпийского. Во время исполнения этого указа многие из евреев, не имевших твердости душевной, поспешили принести жертвы идолам. Те же из них, которые отличались твердостью в вере, бежали в горы и пустыни и здесь, спасаясь от мук и охраняя себя от скверн языческого служения, скрывались в пещерах и пропастях. Оставшиеся в городе были схвачены и принуждались к принесению жертв идолам, а не желавшие этого делать подвергались мучениям (2 Маккавеев VI, 1-9). Все жители Иерусалима были объяты великим страхом. Многие из верных, знатных и простолюдин, книжников и неученых, были после жестоких мучений публично казнены лютыми способами.

Были также схвачены вместе с матерью семь названых здесь братьев. Так как они принадлежали к знатному роду, то их для испытания отправили к самому царю в Антиохию. Здесь, вопреки прямому запрещению закона, царь заставлял их есть свиное мясо, что почиталось явным знаком отступления от Господа Саваофа, в Которого верили евреи. Упомянутые семь братьев, ученики пострадавшего ранее священника и учителя иерусалимского Елеазара, хорошо помнили его наставления и были непоколебимы в своем благочестии и не соглашались преступить закон. За это их подвергли долгим мучениям, избиению бичами и воловьими жилами. Затем царь приказал разжечь сковороды и котлы. Старшему из братьев, на виду его братьев и матери, по его приказу отрезали язык, содрали с него кожу, отсекли все члены тела. Лишенного всех членов, но еще живого мученика, царь велел отнести к костру и жечь на сковороде.

Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть свиное мясо, прежде чем начнут его мучить. Но он ответил отрицательно. Поэтом и он принял мучения таким же образом, как и его старший брат. После смерти второго брата то же самое произошло и со всеми остальными пятью юношами.

Достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей один за другим были умерщвлены в течение одного дня, стойко переносила это в надежде на Господа. После этого блаженная Соломия, исполнившись неизреченной радости, что предпослала Господу детей своих непорочными, стала над телами их, простерла вверх руки свои и, помолившись, предала дух свой в руки Божии.

Взирая на пролитие крови рабов Своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем. С воинской силой Иуда оказал мужественное сопротивление нечестивому Антиоху, и, после победы, заставил удалиться его военачальников. Затем он предал смерти всех, уклонившихся в эллинское нечестие, и очистил храм от идолов, о чем пространно повествуют книги Маккавеев.

 

 Сщмч. Димитрий (Павский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий Павский, протоиерей родился в 1874 году в потомственной священнической семье, проживавшей в Тверской губернии. По окончании Казанской Духовной Академии в 1903 году принял священный сан и являлся наблюдателем церковно-приходских школ Минской епархии.

В 1911 году отец Димитрий назначается настоятелем Минского собора святых Апостолов Петра и Павла, одновременно являясь преподавателем Минской Духовной Семинарии. После революции батюшка становится настоятелем храма Святого Духа в Острошицком Городке Минского уезда.

Впервые его арестовали в 1931 году за то, что он не пожелал отречься от сана священнослужителя. После пребывания в концлагере батюшка переехал Тверскую губернию и служил настоятелем церкви села Ульяново Погорельского района. В июне 1937 года по случаю сильной засухи батюшка отслужил молебен и вскоре пошёл дождь. Верующие со слезами говорили: «Помолились, и Господь дал дождя». Власти отреагировали быстро: в июле батюшка был арестован. Допрашивали его один раз, и держался он очень спокойно. В силу предвзятости вопросов он отказался давать показания; виновным себя не признал и никого не оговорил. Протоиерея Димитрия расстреляли 1/14 августа 1937 года.

 

Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей (III). Эти святые мученики жили в царствование императора Диоклетиана (284-305) в памфилийском городе Пергии в то время, когда Памфилией (римская провинция в Малой Азии) управлял игемон Флавиан. Все упомянутые мученики происходили от христианских предков и, предназначив себя к мученическому подвигу, они оставили свои житейские занятия, пришли ночью в храм Артемиды (или Дианы – дочери Зевса) и разрушили в нем все предметы почитания. За это они были схвачены и повергнуты допросу, после чего их беспощадно стали бить и при этом огнем опаляли им раны, а потом железными когтями содрали почти до костей тела их, обожгли им зажженными свечами плечи и выкололи гвоздями глаза. После всех этих мучений они были брошены в темницу, где, по повелению мучителя, им не давали ни пищи, ни воды. Затем их отдали на растерзание зверям, но святые мученики укротили зверей, так что все, бывшие при этом, пришли в ужас.

Тотчас же разразилась гроза с громом и молнией, при чем на землю падал дождь вместе с огнем и градом. В то же время послышался некий голос, призывавший святых, и они, услышав этот сладостный голос, пришли в великую радость. Тогда по повелению игемона им отсекли мечем головы.

Свт. Тимофей, еп. Проконесский (VI). Чудотворец. Жил при императоре Иустиниане Великом.

Воспоминание Крещения Руси (968).

Прп. София Суздальская Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Память ее 16 декабря.

Мчч. Папа Новый, Елеазар, Китик, Феодор и Полиевкт.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz