Краткие жития святых, православные праздники и события

30 августа / 12 сентября

 

Свтт. Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских. Прп. Александра Свирского (1533). Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652). Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724). Сщмч. Петра пресвитера (1918); сщмч. Павла пресвитера, прмч. Елисаветы и мч. Феодора (1937); прмч. Игнатия (1938); св. Петра исп., пресвитера (1972).

Прп. Христофора Римлянина (VI). Прп. Фантина чудотворца, в Солуни (IX-X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоаникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа.

 

Свтт. Александр (340), Иоанн (595) и Павел Новый (784), патриархи Константинопольские.

Александр Константинопольский Святой Александр был хорепископом (сельским епископом) при святейшем Митрофане (315-325), первом патриархе Константинопольском (память его 4 июня). Он был украшен всякими добродетелями. Когда был созван I Вселенский Собор в Никее, то свт. Александр был его участником, так как патриарх Митрофан не мог быть на Соборе по причине своей старости и телесных недугов. На Соборе свт. Александр ревностно защищал веру православную против нечестивого Ария. Когда заседания Собора закончились, и свт. Александр возвращался в Константинополь, блаженному Митрофану явился ангел Господень, который возвестил ему о близости его кончины и повелел назначить после себя патриархом свт. Александра.

Когда царь Константин Великий (324-337) пришел к святейшему патриарху Митрофану, лежавшему уже на одре смерти, и спросил его, кому бы он благословил передать патриарший престол после его смерти, то святой Митрофан назвал имя свт. Александра. Так и совершилось.

Св. патриарх Александр (325-340) с усердием пас словесное стадо Христово, отгоняя волков – еретиков и эллинских философов, с которыми ему пришлось вести великую борьбу. Одного такого философа, выбранного товарищами для публичного состязания с патриархом, свт. Александр именем Господа Иисуса Христа лишил дара речи, от чего все собрание философов пришло в страх и стыд, так что одни из них бежали с позором, а другие уверовали во Христа. Свт. Александр потом умертвил своею молитвой и нечестивого Ария, который обманом сумел восстановить к себе доверие императора и готовился вернуться в церковное общение с православными священнослужителями. Патриарх Александр молил Бога взять его душу, чтобы не видеть основателя зловредной ереси в храме Божием или истребить Ария из среды живых. И последовала ужасная гибель еретика – в отхожем месте у него разверзлось чрево, и вывалились наружу все его внутренности, как у предателя Иуды (Мф. XXVII, 1). После этого царь Константин Великий еще более укрепился в благочестивой вере и уже до самой кончины своей защищал догматы Собора Никейского.

Святой Григорий Богослов (память его 25 янв.) в своем слове к цареградцам отзывался с одобрением и похвалой об свт. Александре.

Свт. Александр пас Церковь Христову достаточное число лет, пока не достиг глубокой старости. Когда он был уже при смерти, его духовные овцы обступили одр своего пастыря и просили его назвать имя того, кто мог бы идти по стопам его.

Свт. Александр указал на двух честных мужей, Павла пресвитера и Македония диакона, и сказал: «Если вы желаете иметь пастыря разумного и украшенного добродетелями, то выберете себе Павла; если же хотите иметь пастыря благовидного, сияющего внешней красотой, то изберите Македония».

Сказав это, святейший патриарх Александр преставился ко Господу, имея от рождения своего девяносто восемь лет (†340).

После него престол принял святой Павел (память его 6 нояб.).

Иоанн Постник Царьградский Память святого Иоанна празднуется также 2 сентября (см. о нем там подробно).

Святой Павел, почитаемый ныне, – четвертый Константинопольский патриарх того же имени (780-784), был родом из Кипра. Престол патриарший он воспринял после Никиты I (766-780), еретика иконоборца, в царствование Льва IV (Хозара) (775-780). О св. Павле упоминается в жизнеописании св. Тарасия (память его 25 февр.).

Павел был муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный и боязливый. По смерти нечестивого царя он хотел восстановить благочестивый обычай поклонения святым иконам, но не мог этого сделать, ибо не имел помощника. Между тем иконоборчество сильно укрепилось во всем городе, а также и в окрестных странах.  По этой причине Павел был весьма опечален. Видя, что на успех надеяться трудно, он решил оставить престол патриаршества своего, на коем он пробыл не более 4-х лет. Заболев, он тайно ушел из дома патриаршего в монастырь святого Флора, где принял на себя схиму.

Царица Ирина (797-802) весьма опечалилась по сему случаю, пришла к нему со своим сыном царем Константином, и спросили его о причине такого поступка. Св. Павел ответил ей, что схиму он принял по болезни и в связи с ожиданием близкой смерти, но более всего его побудили оставить патриарший престол церковные смуты и раздоры, возбуждаемые ересью иконоборчества, которым он оказался не в силах противостоять.

Своим преемником на патриарший престол он рекомендовал поставить Тарасия, первого советника царского, который «сможет жезлом разума своего отогнать еретическое суесловие и упасти разумно словесное стадо Христово, собрав его за единой оградой правоверия».

Услышав такие слова от патриарха Павла, благочестивая царица Ирина и сын ее, царь Константин, отошли со скорбью.

Спустя несколько дней после этого, патриарх почил с миром (†784).

Александр Свирский Прп. Александр Свирский (1533). Преподобный Александр родился 15 мая 1448 г. в Приладожье на берегу Ояти, притока Свири. Назвали его Амосом. Родители его, Стефан и Васса, были небогатые благочестивые крестьяне, и детей своих они воспитали в христианском духе. Амос рос послушным и кротким отроком, избегая игр, смеха, сквернословия и не по-детски изнурял себя постом. Когда родители захотели женить его, он тайно ушел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 г. Местные жители карелы выдали отцу место его пребывания. Раздраженный отец пришел на Валаам. Однако Александр не только успокоил отца, но и убедил его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся в Островском Введенском монастыре с именем Сергий, а Васса – в местном женском с именем Варвара. Могилы их местно чтутся.

Александр продолжал подвизаться, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом перешел в безмолвие в пещере маленького острова, именуемого ныне Святым, и провел там 13 лет.

Однажды, стоя ночью на молитве, Александр услышал таинственный голос, который повелел ему идти на показанное ему место, где он сможет спастись. Великий свет указал ему место на северо-востоке, на берегу реки Свири, где стоял до наших дней его монастырь. Было это в 1485 г. Здесь он прожил следующие семь лет в полном одиночестве, питаясь лесными плодами, перенося голод, стужу, болезни и диавольские искушения. Однажды услышал преподобный с неба голос: «Александр, так как ты был усердным исполнителем Моих заповедей, то Я соберу к тебе множество людей. Ты не отвергай их, но прими с распростертыми объятиями и будь им наставником к спасению».

Вскоре после этого боярин Андрей Завалишин, ставший впоследствии прп. Адрианом Ондрусовским (память его 26 авг.), охотясь за оленем, нашел его келью и рассказал о нем другим. Первым пришел к преподобному родной брат его Иван, во всем схожий с ним, но скоро скончался. Потом стали приходить и другие.

Преподобный с братией стал заниматься земледелием и помогать бедным. Пост же свой он усилил. Тщетно старались бесы устрашить его своими страхованиями. И вот явился ему ангел и повелел устроить церковь во имя Пресвятой Троицы, собрать братию и устроить обитель.

Александр Свирский За подвиги, равные подвигам пустынников древности, прп. Александр в 23 год поселения в пустыни сподобился редчайшего дара – явления Пресвятой Троицы. Большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в белую одежду и освещены славою небесною «паче солнца».

На месте явления им был основан Троицкий монастырь, братия которого понудила преподобного принять настоятельство. Прп. Александр был посвящен архиепископом Серапионом Новгородским (память его 16 марта) в священники и поставлен в игумены. Тогда он поставил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. После этого преподобный задумал поставить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и трапезную. Основание их уже было положено, и раз ночью, когда он молился Пресвятой Богородице об основании обители, вдруг раздался голос: «Се Господь грядет и Рождшая Его!» Преподобный поспешно вышел из кельи и увидел над основанием Покровской церкви, над алтарным местом, на престоле, Пресвятую Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, окруженную множеством ангелов. Она сказала: «Вот Я пришла посетить тебя и посмотреть основание церкви Моей». При этом Она обещала Свою помощь и заступление обители.

Став игуменом, прп. Александр сделался еще смиреннее: спал на полу, готовил для всех пищу, тайно работал за других. Но при этом вел монастырь в строгости и накладывал суровые епитимии на иноков, уклонявшихся в суетность. Целый сонм учеников наставил и воспитал прп. Александр, многие из которых просияли в лике святых. Александро-Свирский монастырь был одним из значительнейших на севере в России, духовным центром Олонецкого края, пограничной твердыней державы.

Скончался он со словами: «Господи, прими дух мой», 30 августа 1533 г., будучи 85 лет от роду, и в 1547 г. был причислен к лику святых.

Прпп. Адриан Ондрусовский, Никифор и Геннадий Важеозерские, Александр Куштский, Иона Яшезерский и многие другие подвижники Северного края были его учениками, и значение его можно сравнить со значением прп. Сергия Радонежского.

Память прп. Александра отмечается также 17 апреля в день обретения мощей.

Святой Благоверный князь Даниил Московский Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652). Память его празднуется  4 марта в день представления (см. о нем там же). После того, как святые мощи его были обретены нетленными, св. князь Даниил был причислен к лику святых в 1652 г.

Святой благоверный князь Александр Невский Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724). Память его празднуется  23 ноября в день представления (см. о нем там же). 30 августа 1724 г. святые мощи благоверного вел. князя Александра были перенесены императором Петром I в созданную им в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру.

 

Сщмч. Петр (Решетников) пресвитер (1918): Новомуч. Священник села Ерши Пермской епархии Петр Решетников был расстрелян большевиками 29 августа в числе массовых жертв красного террора, развязанного против Православной Церкви.

Сщмч. Павел (Малиновский) пресвитер, прмч. Елисавета (Ярыгина) (1937): Новомуч.

Мч. Феодор (Иванов) (1937): Новомуч. Феодор Михайлович Иванов родился в 1895 г. в городе Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 г. отец умер, и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием.

С детства Феодор прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В тринадцать лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом – паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами они заставляли его кричать.

В 1916 г., во время торжественной канонизации свт. Иоанна Тобольского (память его 10 июня), Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившего наследника.

После осмотра доктор сказал: «Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно». Но сам взяться за лечение он не мог.

В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя.

Было много народа – архиереи, священники, паломники со всей России; во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли в его ногах прекратились.

За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале 30-х годов было арестовано почти все духовенство.

В 1937 г. Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один день было арестовано 136 человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи.

Вскоре к нему пришли с обыском – забрали книги и переписку, а вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем; Феодор был радостный и спокойный.

Через несколько дней за Федором пришли сотрудники НКВД, погрузили его на носилки и увезли в тюрьму. В камере его положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать.

В тюрьме Феодора ни о чем не спрашивали, на допросы не носили, и следователь в камеру не приходил. И никого из 136-ти арестованных в одно время с ним также не спрашивали о Феодоре. Все обвинение основывалось на справке, данной председателем Тобольского уездного совета. 11 сентября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребен.

После своей кончины св. Феодор не оставляет своим молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. До сего времени многие по его молитвам получают исцеление, особенно те, у кого болят ноги.

Прмч. схиархимандрит Игнатий (Лебедев) (1938): Новомуч. Александр Александрович Лебедев родился 28 мая 1884 г. в Духов день. Его родители, жители г. Чухломы Костромской губ., были глубоко верующими интеллигентными людьми. Отец происходил из звания «потомственных почетных граждан», всю жизнь проработал в должности секретаря съезда мировых судей. Мать была дочерью секретаря городского земского суда. Позднее, уже после смерти мужа, она приняла монашеский постриг с именем Авраамии. Саша был их единственным ребенком. Вместе с глубокой верой они смогли дать ему и достойное светское воспитание. Мальчик любил и тонко чувствовал музыку, играл на скрипке, увлекался астрономией.

Закончив Солигалическое духовное училище и Костромскую духовную семинарию, Александр Лебедев в 1903 г. поступил в Казанский ветеринарный институт. В Казани его встретила необыкновенно благоприятная духовная атмосфера. В центре духовной жизни города тогда был схиархимандрит Гавриил (Зырянов; †1915 г.), старец Седмиезерской пустыни, находившейся недалеко от Казани. К сосредоточенному вокруг него кружку церковной молодежи и примкнул юный студент ветеринарного института. Хотя к этому времени жизненный путь Александра Александровича еще не определился, он уже почувствовал «зов Божий», определивший всю его последующую жизнь.

 С этого момента все внимание он направлял на своего внутреннего человека. Александр начал вести дневник, по записям в котором было видно, что он поверял свое внутреннее устроение словом Евангелия и святых отцов, чтению творений которых уделял теперь много времени. В 1905 г. Александр открыл свое желание схиархимандриту Гавриилу и получил от него благословение на иноческий путь. В том же году он получил согласие на это и от своих родителей.

В этот же период Александр ездил в Зосимову пустынь, где просил игумена Германа (Гомзина) принять его в обитель.  17 января 1923 года скончался игумен Герман. В конце сентября того же года события, уже 6 лет потрясавшие страну, подступили к стенам и Зосимовой пустыни. Обитель была закрыта. О. Агафон по благословению старца Алексия переехал в Москву, в семью его духовных детей. В октябре 1923 г. он, вместе с несколькими бывшими зосимовцами, был приглашен епископом Варфоломеем (Ремовым), пострижеником их родной пустыни, в Высоко-Петровский монастырь, настоятелем которого тот был тогда назначен. Во вверенной ему обители владыка Варфоломей стремился создать монашескую общину строгой духовной жизни. Его ближайшим сотрудником в этом деле стал о. Агафон. Владыка поручил ему исповедь богомольцев Петровского монастыря, мирян и монашествующих. Вскоре он назначил его своим наместником, а 5 мая 1924 года возвел в сан архимандрита. С этого времени началась духовническая деятельность о. Агафона.

Смиренный послушник, он воспринял ее именно как архиерейское благословение и послушание, данное Богом. Он принялся за это дело с рвением и со временем полюбил его. Отношение к делу наставничества как к послушанию защищало его от нападок некоторых прихожан из числа братии, недоумевавших: не рано ли он начал старчествовать.

Духовное зрение о. Агафона, проникающее опыты светских наук и практический знаний, позволяло ему дать нужный совет при любом создавшемся положении. Вскоре вокруг о. Агафона складывается постоянный круг духовных детей, людей различного возраста и положения в обществе. От человека батюшка требовал не только честного, но даже ревностного отношения к гражданским и служебным обязанностям, вменяя их как святое послушание.

Шесть лет проходило в стенах Высоко-Петровского монастыря о. Агафона и других Зосимовских отцов. Летом 1929 г. Боголюбский собор – последняя церковь обители, которая оставалась в распоряжении братии – был закрыт, и община должна была перейти в храм прп. Сергия на Б. Дмитровке. Рождественским постом состояние здоровья о. Агафона ухудшилось, что привело его к мысли о возможной своей кончине. Это побудило его просить владыку Варфоломея о постриге его в великую схиму. Старец был пострижен в схиму с именем Игнатий 17 января 1930 г. Его небесным покровителем стал сщмч. Игнатий Богоносец, имя которого носил и другой русский подвижник – свт. Игнатий Брянчанинов, чьи труды новоявленный схимник так любил.

Сам старец считал схиму еще большим трудом по несению скорбей душ человеческих. Число его духовных чад достигло к этому времени почти 400 человек. Его искусство руководить душами поднялось до провидческих высот.

В октябре 1933 г. храм прп. Сергия был закрыт, и братия должна была перейти в храм Рождества Богородицы в Путинках. В феврале 1935 г. община Петровского монастыря фактически перестала существовать в связи с арестом владыки Варфоломея и с ним нескольких отцов и прихожан. Схиархимандрит Игнатий еще в октябре 1934 г. был удален на покой, а 11 апреля 1935 г., на 5-й неделе Великого поста, он также был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Месяцы заключения он провел в палате тюремного лазарета, здесь же он встретил Пасху 1935 года. 2 октября 1935 г., в день памяти блж. Андрея Христа ради юродивого, о. Игнатий был этапирован из Москвы. Первым местом его заключения был лагерь, размещенный в бывшей Саровской пустыни. Как больной, о. Игнатий находился в лагерном лазарете. Он нуждался в постоянной посторонней помощи, без которой не мог даже двигаться. Ее он получал от своих соседей по лазарету, чаще всего туберкулезный больных. Большие страдания ему причиняла сама атмосфера лагеря. Брань и издевательства уголовников, произвол лагерных властей – весь дух хулы. Их усугубляла оторванность от богослужений и духовное одиночество старца. Вскоре к его физическим немощам и внутренним мучениям прибавилось еще одно – голод и связанное с ним кишечное заболевание, приводившее к крайнему истощению.

При всем этом старец не оставлял заботы о своих духовных чадах. Его письма были полны необыкновенной любовью и заботой об их духовном возрастании и внешнем благополучии.

18 февраля 1936 г. о. Игнатий был этапирован из Сарова в лагерь на станции Сухобезводная, а 23 июля – перевезен в инвалидный лагерь близ станции Алатырь в Мордовской области. Это место стало его последним пристанищем на земле. В течение 1936 г. монахиня Евпраксия несколько раз посещала своего духовного отца, что приносило ему большое духовное утешение. В июле 1938 г. они увиделись в последний раз. К его хроническим болезням прибавилось еще и заболевание сердца. На рассвете воскресного дня 11 сентября 1938 г., в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, схиархимандрит Игнатий тихо отошел ко Господу.

 Св. Петр (Чельцов) исп., пресвитер (1972): Новомуч. Петр Алексеевич Чельцов родился 20. 08. 1888 г. в селе Шамихино Рыбинского района Рязанской области, в семье псаломщика, впоследствии ставшего священником. Отца звали Алексей Петрович, мать – Ольга Николаевна. По окончании Рязанского Духовного училища в 1910 г. Петр поступает в семинарию и, после успешного ее завершении, направляется в Киевскую Духовную Академию на казенный счет. После первого курса Академии он вступает в брак с Марией Ивановной Стародубровской, 1892 г. р., кончившей епархиальное женское училище, а затем курсы сестер милосердия.

16 октября 1911 г. Петр Чельцов был рукоположен во пресвитера епископом Рязанским Димитрием (Сперовским) и прикреплен к Георгиевской церкви села Уляхина Юрьева Городища, Касиловского уезда, а 11 ноября того же года назначается законоучителем местных церковно-приходской школы и школы грамоты.

В августе 1912 г. о. Петр возобновил учебу в Киевской Духовной Академии и в 1915 г. закончил ее со степенью кандидата богословия с правом получения магистерской степени. Учебным Комитетом при Святейшем Синоде он был назначен преподавателем Священного Писания в Смоленской Духовной семинарии, а также законоучителем и инспектором классов Смоленского епархиального 8-классного женского училища. 27 декабря 1915 г. епископом Смоленским Феодосием (Феодосиевым) он был награжден набедренником, а 6 мая 1916 г. – «за усердную и полезную службу» – скуфией.

В мае 1917 г. о. Петр участвовал во Всероссийском съезде педагогов и деятелей духовных школ в Москве. Но знаменательным стало избрание его от клира Смоленской епархии членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 – 1918 гг., где он трудился в комиссии по вопросам богослужения, проповедничества и храма.

За усердное служение епископ Феодосий вскоре награждает о. Петра камилавкой, а затем и золотым наперсным крестом, выдаваемым Святейшим Синодом. В 1918 г., к общей печали, духовные заведения в епархии закрылись. Осенью о. Петр, как не имеющий прихода, был призван в тыловое ополчение в качестве солдата. Вскоре, по ходатайству прихожан Ильинской церкви Смоленска, от ополчения его освободили, но в январе 1919 г. вновь призвали и освободили на этот раз только по ходатайству профессоров Государственного Смоленского университета.

В 1921 г. Смоленское Епархиальное начальство организовало пастырские курсы. О. Петр преподавал на них гомилетику и литургику, а также был экзаменатором кандидатов во диаконы и священники. С 1921 г. батюшка исполнял обязанности благочинного Смоленских градских церквей. 18 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея.

6 апреля 1922 г. протоиерей Петр был арестован по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Обвинения в ведении агитации против этого не подтвердились, и 5 июня 1922 г. дело против него было прекращено. В 1924 г. протоиерей Петр находился под арестом и следствием в течение 10 дней, в связи с проходившим в Смоленске съездом обновленческого духовенства – его, как ревностного последователя Святейшего Патриарха Тихона, сочли нужным изолировать.

В 1923 г. Святейший Патриарх Тихон наградил протоиерея Петра крестом с украшениями (до этого, 26.05.1921 г., приходской совет и прихожане Ильинской церкви также поднесли ему наперсный крест с украшениями), а в 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий, впоследствии Патриарх, наградил его митрой.

Матушка Мария Ивановна была достойной спутницей жизни своего супруга, отличалась особым благочестием. Они нежно любили друг друга, но не имели супружеских отношений, вместе с ними жила их приемная дочь Мария Сухорук. Они нередко бывали в Оптиной пустыни у старца Нектария.

20 июня 1927 г. протоиерей Петр был арестован во второй раз. При обыске у него конфисковали переписку и книги. 2 июля ему предъявили обвинение в групповой антисоветской деятельности, распространении контрреволюционной литературы. Батюшка вины своей не признал. 23 сентября Особым совещанием при Коллегии ОГПУ он был приговорен к 3 годам заключения в концлагере. Свой срок о. Петр отбывал на Соловках. В лагере он окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером.

По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 24.10.1929 г. о. Петра досрочно освободили из лагеря и сослали на 3 года в г. Кадников Вологодской обл., где он работал на дому сапожником. Матушка Мария Ивановна поехала вместе с ним.

7 марта 1932 г. о. Петр был арестован в третий раз, вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Сергием Мечевым. При обыске у него конфисковали переписку, книги, тетради. На допросе 7 мая 1932 г. он показал, что придерживается «Тихоновской» ориентации.

Отец Петр был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. На этот раз он отбывал срок в исправительно-трудовой колонии в Конюше. Работал фельдшером, в одном из лагерей какое-то время работал на лесоповале.

В апреле 1936 г. протоиерей Петр освободился из заключения, после чего архиепископ Владимирский Феодор (Яцковский) определяет его священником в Казанской церкви села Нарма, Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района Владимирской области. В 1941 г. храм в с Нарма был закрыт. 28 апреля 1941 г. о. Петр был арестован в четвертый раз, за неуплату налогов. Нарсудом Курловского района он был приговорен к одному году заключения в Угличском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ). После освобождения о. Петр вновь вернулся в с. Нарму.

16 апреля архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов), управляющий Владимирской епархией, назначил протоиерея Петра священником Христорождественского храма с. Заколпья – первого храма, открывшегося в Гусь-Хрустальном районе.

18 июня 1949 года о. Петр был арестован в пятый раз. В феврале 1950 г. он был приговорен к 10-ти годам заключения в ИТЛ. Батюшку этапировали под усиленным конвоем, как опасного преступника, в Минеральный лагерь поселка Инта близ станции Абезь, Печерской ж. д.

30 сентября 1955 г. начальник 10-го лаготделения издал постановление о его досрочном освобождении, как престарелого. А 5 октября 1955 г. комиссией центральной больницы лагеря он был признан инвалидом 2-й группы, но лишь только 28 ноября батюшка был освобожден и выехал в с. Заколпье под опеку матушки Марии Ивановны, у которой предварительно затребовали согласие взять на свое иждивение престарелого супруга-инвалида. Здесь о. Петр находился под гласным надзором органов МВД как ссыльный поселенец. С 10 декабря 1955 г. по 28 марта 1956 г. он состоял на учете в Курловской комендатуре, ежемесячно являясь на регистрацию. Переехав в с. Великодворье (Пятницу), он дал расписку о невыезде без разрешения органов МВД. После освобождения испод надзора, о. Петр поехал к Владимирскому епископу Онисиму за назначением. По пути он встретил старосту Пятницкого храма, который тоже ехал к епископу, чтобы просить назначить им священника. Им и стал протоиерей Петр.

Своим служением о. Петр снискал почитание к себе народа, что не нравилось советским властям, поэтому 13 мая 1957 г. архиепископ Онисим, по требованию уполномоченного по делам РПУ, предложил о. Петру переместиться в с. Устье Собинского района, но народ не позволил лишить его любимого пастыря.

В 1970 году, после коленопреклоненных молитв в День Святой Троицы, батюшка потерял сознание, упал в алтаре, повредил ногу и 3 месяца после этого не служил. Люди любили своего пастыря за необычайную простоту и приветливость, чувствовали силу его молитв. Летом 1972 года о. Петр тяжело заболел, но, превозмогая недуг, продолжал совершать богослужения. Последний раз он служил в день памяти Казанской иконы Божией Матери, 21 июля 1972 года.

Перед смертью о. Петр очень страдал, много дней проводил без пищи и сна. В полузабытье он молился, служил молебны, панихиды, отпевания. Особенно молился за Отечество. Скончался батюшка 12 сентября 1972 года в день памяти св. блгв. князя Александра Невского. Почил он мирно с молитвой на устах. Погребен был за алтарем Пятницкого храма.

 

Прп. Вриена Нисивийская (318).

Прмч. Сармат (357).

Прп. Христофор Римлянин (VI). Он подвизался монахом сначала в Палестине, а потом 50 лет на Синайской горе, где и скончался в VI веке. В творении св. Иоанна Мосха (память его 11 марта) «Луг Духовный» приведен рассказ самого прп. Христофора о своих подвижнических трудах, в посте и молитвах. Однажды во время «коленопреклоненного моления

Сделать бесплатный сайт с uCoz