Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 августа

 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12 пророков) (VIII до Р.Х.). Перенесение мощей прп. Федосия Печерского (1091). Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея и мч. Алексия (1918); сщмч. Владимира пресвитера (1920); сщмчч. Владимира и Николая пресвитеров, прмч. Елевферия, прмцц. Евы игумении, Евдокии и мч. Феодора (1937); прп. Александра исп. (1961).

Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389).

 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Святой пророк Михей Прор. Михей Морасфитянин (из 12 пророков) (VIII до Р.Х.). Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, был уроженцем Иудеи, происходил из города Морасфи к югу от Иерусалима, почему его и прозвали Морасфитянином. Он начал свое служение около 778 года до Р.Х., продолжая пророчествовать почти 50 лет при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и благочестивом Езекии. Михей был современником пророка Исайи.

Святой пророк предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении, и Иудее – при нашествии ассирийского царя Сеннахерима. Именно святому пророку Михею принадлежит пророчество о месте рождения Христа: за восемь столетий до этого он предсказал, что Спаситель мира родится в Вифлееме.

По особому Божественному откровению мощи пророка Михея были обретены в IV веке по Рождестве Христовом по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.

Преподобный Феодосий Печерский Перенесение мощей прп. Федосия Печерского (1091). Память его празднуется 3 мая (см. о нем там же). О перенесении его мощей повествует Нестор Летописец (память его 27 окт.), который «сам был начальником сего дела». Как он пишет: «…приклонившись, мы увидели мощи его, лежавшие светолепно: целы были составы и непричастны тлению, лицо светло, очи сомкнуты, губы соединены, волосы присохли к голове; и так, возложив на одр честные мощи его, мы вынесли их пред пещеру».

В это время в Кловском монастыре около Киева находился святитель Стефан Волынский (память его 27 апр.), ученик и преемник прп. Феодосия по игуменству. Когда нашли мощи преподобного, ему сейчас же дали об этом знать. Ночью он увидел зарю над пещерой, точно от множества зажженных свечей. Думая, что святые мощи переносят, он поспешил туда, но когда достиг пещеры, то увидел, что они лежат перед нею на носилках, а света никакого нет, и понял, что это был свет благодатный от святых мощей.

На другой день их перенесли в Великую лаврскую церковь, и состоялось ее освящение. Причем, когда открыли запертую до того церковь, то оказалось, что в ней уже был поставлен неизвестно кем и как каменный престол. В этих торжествах приняли участие многие епископы, будучи оповещены о них таинственно, весь сонм иноков и множество народа.

 

Сщмч. Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский, и с ним прмч. Матфей (Померанцев) и мч. Алексий (Зверев) (1918): Новомуч.

 (Мч. Алексий Зверев).

Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в феврале 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.

В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».

В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.

В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.

Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь для расследования ареста и убийства священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).

После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сщмч. Владимир (Цедринский) пресвитер (1920): Новомуч.

Сщмч. Владимир (Смирнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир Константинович Смирнов родился 18 февраля 1885 года в Москве в семье почтового служащего. Окончил Духовную семинарию и юридический факультет Московского университета. В 1911 году рукоположен во иерея. В 1924 году являлся консультантом по юридическим вопросам при Патриархе Московском и всея России св. Тихоне. В том же году Владимир Константинович Смирнов был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и около 3 месяцев провел в Бутырской тюрьме. Вскоре после освобождения возведен в сан протоиерея. Отец Владимир подвергался арестам также в 1930 и 1931 годах.

В 1932 году священник вновь был арестован в Москве, приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Свирьлаг. Через 11 месяцев в связи с его болезнью заключение заменили на ссылку в Чимкент.

23 июня 1937 года отец Владимир был арестован, заключен в тюрьму Чимкента, обвинен в проведении «пораженческой агитации, в которой возлагал надежды на фашистские страны, могущие покончить с коммунизмом в СССР, вел контрреволюционную агитацию против займов, клеветал на советскую печать... активно проводил антиоборонную деятельность». Священномученик виновным себя не признал. Расстрелян 27 августа 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 23 августа. Погребен в общей безвестной могиле в пригороде Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 Сщмч. Николай (Толгский) пресвитер, прмч. Елевферий (Печенников), прмцц. Ева (Павлова) игумения, Евдокия (Перевозникова) и мч. Феодор (Захаров) (1937): Новомуч.

 Прп. Александр (Уродов) исп. (1961): Новомуч.

 

Мч. Урсикий Иллирийский (305-313). Пострадал при Максимиане.

Святитель Маркелл Апамейский Сщмч. Маркелл, еп. Апамейский (ок. 389). Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога.

Мч. Симеон Трапезундский (1653). Повешен турками в Константинополе.

Преподобный Аркадий Вяземский Переложение мощей прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (1798). Память его 13 декабря. Он был учеником Ефрема Новоторжского (память его 28 янв.).

Мч. Лукий воин.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери Беседная «Беседная» (1383). Икона так называется потому, что на ней изображена Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием. Иконография этого чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» рассказывается о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, третьего по счету деревянного храма на реке Тихвинке, где явилась икона. Пономать Георгий был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение и возвращаясь обратно, в 3 верстах от храма он вдруг ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела пономарю Георгию сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храмом в Тихвине поставили деревянный крест, а не железный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». На месте этого явления была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз. В 1515 году, по повелению великого князя Василия Ивановича, на месте часовни был основан Никольский Беседный монастырь (Новгородская губерния Тихвинского уезда). В монастырской часовне хранились чтимый крест и икона Господа Саваофа, написанная на доске из колоды, на которой сидела Божия Матерь при явлении Георгию.

Сначала сюжет о явлении Богородицы Георгию изображался на иконах Тихвинской Богоматери с клеймами сказания, с XVII века получил распространение как самостоятельная композиция.

После революции Николо-Беседный монастырь был разрушен. Сейчас на его месте возведена деревянная часовня. Недавно сооружена часовня в честь Беседной иконы Богоматери в г. Тихвине.

Нарвская (1558). Прославилась икона при осаде русскими войсками Нарвы в 1558 году. Некоторые из немцев, находясь в одном доме, где жили русские купцы, и, увидев здесь на стене икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, надругались над нею и бросили ее в огонь под котлы, где варилось пиво. Внезапно весь огонь поднялся кверху, и загорелся дом. В то же время в одно мгновенье сделалась страшная буря, и пожар охватил почти весь город. Русские воспользовались смятением, произошедшим в городе, и пошли на приступ. Немецкое же войско, находившееся близ города, было удержано какой-то невидимой силой, так что не дало помощи осажденным, и Нарва была взята. Икона же Богоматери и с нею образ святителя Николая Чудотворца, брошенные в огонь, были найдены в пепле совершенно неповрежденными. По повелению царя Иоанна Васильевича иконы были препровождены в Москву.

После благоговейного поклонения в Москве образы были отправлены в русскую крепость Ивангород и поставлены в Успенской церкви, где Нарвская Одигитрия, как ее называет летопись, находилась до 1940 г., когда после закрытия крепости икону перенесли в храм Ивангородской Иверской женской общины. В ходе эвакуации немецким командованием всех жителей фронтовых городов Нарвы и Ивангорода икона Нарвской Богородицы бесследно исчезла. Послевоенные поиски ее благочестивыми христианами не принесли результата.

В исторических свидетельствах есть указание на то, что Иван Грозный имел намерение соорудить в Нарве церковь в честь чудотворного Нарвского образа. Его благочестивое желание исполнили далекие потомки. В 2004 г. в Нарве построен храм во имя Нарвской иконы Одигитрии.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz