Краткие жития святых, православные праздники и события

27 августа / 9 сентября

 

Прп. Пимена Великого (ок. 450). Сщмч. Михаила пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); сщмч. Стефана пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия (1937); сщмч. Александра пресвитера (1939); сщмч. Владимира пресвитера (1940); св. Димитрия исп., пресвитера (1952).

Прпп. сщмч. Кукши и Пимена Постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Прп. Саввы. Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в воскресенье после 26 августа).

 

Преподобный Пимен Великий Прп. Пимен Великий (ок. 450). Преподобный Пимен родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями ушел он в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Стремясь к безмолвию и уединению, братья не согласились встретиться даже с матерью, передав ей, что если она желает видеть их в вечной жизни, то пусть не ищет встреч с ними в этом мире. Утешенная таким обетованием, мать смиренно вернулась домой. Слава о подвижничестве прп. Пимена распространилась по всему Египту. Правитель области пожелал встретиться со святым, но тот отказал ему. Придумывая уловки, при помощи которых он мог бы увидеть прп. Пимена, правитель повелел заключить в тюрьму его племянника. На это старец написал письмо правителю, в котором советовал рассмотреть преступление юноши и при наличии вины – наказать того. Правитель, поняв, что его хитрости видны святому, приказал отпустить невиновного. Для многих иноков прп. Пимен был наставником в духовном подвиге. Он оставил после себя множество изречений, которые были им испытаны многолетними упражнениями в посте и молитве. Святой говорил своим ученикам: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло – сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Одному согрешившему иноку, который желал провести в покаянии три года, старец сказал: «Если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». Скончался святой в возрасте 110 лет.

 

Сщмч. Михаил (Воскресенский) пресвитер и с ним 28 мучеников (1918): Новомуч. Священномученик Михаил родился в 1883 г. в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед о. Михаила был настоятелем в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть о. Михаила Иван Данилович. Однажды, уже после смерти, о. Дмитрий явился ему. Иван Данилович почел это явление за особое предзнаменование, и когда, много лет спустя, внук о. Дмитрия – Михаил попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился.

В селе Бортсурманы Нижегородской епархии о. Михаил служил с 1910 г. Прихожане любили его за доброту, благочестие и за безупречное исполнение пастырских обязанностей.

Пришел 1917 г. – начало открытого гонения на Церковь. За полгода своего жестокого правления большевики враждебно настроили против себя население страны. Повсюду поднимались восстания. Летом 1918 г. по реке Суре отступала группа войск Колчака. Жители города Курмыша подняли восстание, чтобы или освободиться от большевистского плена, или присоединиться к отступающим войскам.

Горожане разоружили стоявшую в городе красноармейскую роту, посадили солдат под замок, но почти ни в чем их не стесняли – кормили и поили.

Карательный отряд, выступивший на подавление сопротивления, почти весь состоял из латышей. Возглавлял его некий Гарин, выходец из дворян Нижегородской губернии. Где бы не проходил он, повсюду мучили и убивали священников.

По Бортсурманам пронесся слух, что каратели всех истребят. Поплыл, как призыв, как погребальный звон, голос колокола. С тревогой слушали люди безвременный звон.

Каратели той же ночью въехали в село и приступили к арестам.

Вскоре пришли арестовать и о. Михаила.

Решение уже было принято – всех арестованных казнить; всю ночь их избивали. С особенной жестокостью мучили о. Михаила. Вины за ним не было, и мучители обвиняли его в том, что он велел звонить в колокол, и ждал с радостью отряд Колчака.

Вместе со священником был арестован чтец Евлампий Павлович Николаев. Он приходился родственником о. Михаилу. Среди крестьян были арестованы Николай Мигунов и Николай Небасов. Чтобы не вызвать среди жителей села возмущение, палачи объявили, что все арестованные будут отправлены в Курмыш для суда. Но страстотерпцы знали об уготованной им участи и готовились к смерти, каясь и исповедуясь.

27 августа / 9 сентября перед полуднем колонна из тридцати человек в сопровождении карателей двинулась по Курмышской дороге. Отец Михаил шел впереди и пел погребальные песнопения, а вместе с ним прихожане.

Так прошли пять километров и дошли до овражного места, называвшегося Степанихой. Здесь всех заставили выстроиться в один ряд, палачи встали напротив.

Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Богу. Ни одна из шестнадцати попавших в него пуль не могла оборвать его жизнь. Это было явным чудом, тогда один из палачей подошел к священнику и заколол его в сердце штыком.

Из тридцати человек только один остался в живых – Иван Петрович Курепин. Он и рассказал о подробностях мученической кончины священника, церковного чтеца и двадцати семи крестьян.

После убийства каратели послали одного из местных жителей в Бортсурманы сказать, чтобы забирали тела или закапывали здесь. Крестьяне приехали на подводах и забрали всех, а на месте расстрела поставили крест с надписью.

Вечером все убитые был похоронены в пяти братских могилах. У трех из них не было в селе родственников, и гробы сделать им не успели. Это – сщмч. Михаил, чтец Евлампий и волостной писарь. Гробом о. Михаилу послужили окружающие гробы.

Дом священника был карателями разграблен. Вскоре после мученической кончины мужа матушка написала властям в Москву, спрашивая, за что убили ее мужа-священника. Из Москвы пришел ответ, что муж ее пострадал безвинно.

Сщмч. Стефан (Немков) пресвитер и с ним 18 мучеников (1918): Новомуч. Не насытившись убийством о. Михаила Воскресенского и с ним 28 мучеников каратели Гарина жаждали новых жертв. Остановившись в селе Деяново неподалеку от Бортсурман, они избирали жертвы, хотя и не было здесь участников крестьянского сопротивления.

Священник Стефан Немков, друг сщмч. Михаила, служил в селе Деяново.

За день до мученической кончины о. Стефана  к нему в дом явились двое красноармейцев. Священник принял их с любовью и накормил обедом.

Во время обеда они стали уговаривать священника: «Батюшка, скройся куда-нибудь, а то вас всех расстреляют».

Ничто не дрогнуло в душе священника. С просветленным лицом он встал из-за стола и, широким жестом показав на пятиглавый храм Святой Троицы, сказал: «Вон, видите, Троица. Я от нее никуда не пойду. Господь наш Иисус Христос не прятался и не скрывался, и я не буду.

К вечеру он был арестован, а с ним восемнадцать крестьян. Матушка его, Анна, собрала в дорогу котомку, но он ничего не взял.

Арестованных привели в здание школы и долго били. Особенно жестоко избивали и глумились над священником, которому перед казнью остригли волосы.

В воскресенье после полудня крестьян и священника вывели из Деянова и повели в сторону села Мальцева.

Дойдя до оврага, палачи приказали арестованным выстроиться в ряд и затем расстреляли из пулемета.

Отца Серафима казнили отдельно – выстрелом в голову. Но он не был убит, и убийца заколол его штыком.

Все страстотерпцы были похоронены в общих могилах, кроме священника, который был погребен отдельно в центре кладбища.

На третий день Евгения Федоровна Хорина собрала верующих девушек, и они, взяв короб, пошли на место расстрела, чтобы собрать мученическую кровь и частицы. Затем сложили все найденное в короб, вырыли на месте убиения яму и вложили туда короб с останками.

Впоследствии на этом месте был поставлен крест, и служились панихиды.

Начальник отряда Гарин вскоре был убит самими карателями.

Сщмчч. Иоанн (Смирнов), Иоанн (Лебедев) пресвитеры и прмч. Мефодий (Иванов) (1937): Новомуч.

Священномученик Иоанн Смирнов родился 20 марта 1873 г. в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками.

Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 г. был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске о. Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года о. Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 г. митрой.

В 1922 г. из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения – часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные печатные книги были переданы на хранение в краеведческий музей.

В 1928 г. по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь. Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе, и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника представили в обвинительном заключении, связав с распространением среди населения города «контрреволюционных слухов о скорой гибели советской власти» и с подготовкой массовых выступлений против закрытия собора.

В феврале 1930 г. сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Иоанна Смирнова и вместе с ним членов церковной общины, всего одиннадцать человек. Все они были заключены в тюрьму в городе Коломне. На допросе следователи стали спрашивать о. Иоанна о его отношении к советской власти и к закрытию ею собора. Священник отвечал уклончиво, так как вопросы задавались так, что конкретные ответы в любой форме могли быть использованы против подследственного. Вину свою он ни в чем не признал.

30 апреля 1930 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к трем годам ссылки в Северный край.

После ареста священника власти в Никольском соборе сначала поместили музейную экспозицию, но затем бесценная церковная утварь и древние рукописи были вывезены, и в храме разместился архив НКВД.

Иоанно-Предтеченская церковь была обращена в кинотеатр.

Жена священника, Зинаида Ивановна, с пятью детьми была выселена из церковного дома. Первое время они скитались по городу, находя лишь временное пристанище. Она просила милостыню, а дети, чтобы выжить, выполняли самые разные работы. Однажды утром Зинаида Ивановна открыла дверь и увидела на пороге узелок с продуктами, к которому не было приложено никакой записки. То же самое повторялось во все последующие дни, пока одной из дочерей не удалось получить постоянную работу. Так и не узнав имя благодетеля, Зинаида Ивановна считала, что это была помощь угодника Божия святителя Николая.

По возвращении из ссылки отец Иоанн был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в Зарайске. В 1937 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь. По требованию властей секретные осведомители стали собирать сведения о возвратившихся из ссылки священниках. Один из них доносил властям о якобы слышанных им от о. Иоанна высказываниях антисоветского содержания.

В середине 1937 г. следователь допросил лжесвидетелей, которые подписали показания, им составленные. 20 августа сотрудники НКВД арестовали о. Иоанна, и он был заключен в одну из тюрем Коломенского района. Его обвинили в том, что он «высказывает гнусную контрреволюционного характера клевету на советскую власть, призывает население при выборах в советы голосовать против коммунистов, высказывает пораженческие настроения против советской власти, террористические настроения против коммунистов». Священник виновным себя в этом не признал.

На этом допросы были окончены, и священник был перевезен в Москву в одну из тюрем НКВД. 8 сентября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Смирнов был расстрелян на следующий день, 9 сентября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Иоанн Лебедев родился 9 октября 1869 г. в селе Воронцово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье  псаломщика Федора Лебедева.

После окончания в 1892 г. Рязанской Духовной семинарии он был назначен законоучителем в Пажинскую церковноприходскую школу Егорьевского уезда. В 1896 г. Иван Федорович женился на дочери бывшего настоятеля храма в честь Рождества Христова села Поповичи (впоследствии Пронюхлово) Зарайского уезда Рязанской губернии священника Мартина Сампсоновича Липягова Надежде. Вскоре епископ Михайловский Полиевкт рукоположил Иоанна Лебедева во священника к этому храму.

В селе Пронюхлово о. Иоанн преподавал Закон Божий в церковноприходской школе, а также в Секиринском и затем Мендюкинском земских училищах.

В 1910 г. зарайское духовенство избрало отца Иоанна членом Правления Зарайского Духовного училища. За усердное многолетнее служение Церкви отец Иоанн был удостоен сана протоиерея.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Русскую Православную Церковь. Предчувствуя надвигающиеся тяжелые испытания для верующих, отец Иоанн часто повторял своим духовным чадам: «Только не отрекайтесь!»

Безбожная власть обложила его большим налогом. Денег у общины не было. Чтобы храм не закрыли, отец Иоанн ходил по селу и сам собирал пожертвования верующих для уплаты налога. 31 декабря 1929 г. помощник прокурора Коломенского округа «за производство сборов с граждан» предложил начать уголовное дело в отношении отца Иоанна. Вызванные свидетели подтвердили факт сбора. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили священника в проводимой им антисоветской агитации.

Священник Селезнев, вызванный в качестве свидетеля, показал, что относит о. Иоанна к числу реакционно-монархического духовенства, последователя Рязанского епископа Бориса, долго и упорно боровшегося с советской властью.

Вместе с другими священниками Зарайского района протоиерей Иоанн Лебедев был арестован и заключен в тюрьму в Коломне. 4 января 1930 г. он был допрошен, но в своих взаимоотношениях с другими священниками какую-либо антисоветскую деятельность отрицал.

3 февраля 1930 г. ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к трем годам ссылки в Северный край. По отбытии ссылки о. Иоанн снова стал служить в храме в селе Пронюхлово. 30 ноября 1933 г. протоиерей Иоанн был назначен исполнить священнические обязанности в храме Рождества Богородицы в селе Радушино, где до него служил его друг протоиерей Петр Успенский (сщмч., память его 10 января, †1930). Таким образом, он стал окормлять приходы двух храмов.

Накануне Рождества Христова в декабре 1936 г. о. Иоанн обратился к председателю сельсовета за разрешением совершить по просьбам верующих в праздник Рождества молебны в домах колхозников, но получил отказ. В августе 1937 г. председатель сельсовета был допрошен в качестве свидетеля следователем НКВД и на допросе рассказал, что священник в ответ на этот отказ говорил о формальности советского закона о свободе вероисповедания, когда он произвольно нарушается запретами на отправление церковных треб. Священник предрекал, якобы, неизбежный конец антихристовой власти, притесняющей народ и держащийся только за счет насилия.

В разгар очередных гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Иоанн Лебедев был арестован и 20 августа 1937 г. заключен в одну из тюрем Коломенского района, а через несколько дней он был переведен в одну из московских тюрем. На допросах от него требовали дать признательные показания в ведении среди населения контрреволюционной агитации и призывах к гражданам организоваться и выступить против советской власти.

8 сентября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Протоиерей Иоанн Лебедев был расстрелян 9 сентября 1937 на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Преподобномученик Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов) родился в 1899 г. в городе Симбирске в семье священника. Окончил церковноприходскую школу. По окончании духовного училища в городе Алатыре он поступил в Симбирскую Духовную семинарию, окончить которую не успел из-за государственного переворота, произошедшего в России. Завершил образование он уже в советской школе. С 1920 г. Николай Михайлович стал работать преподавателем в городе Саранске, а с 1921 года – в городе Пензе, в художественно-техническом училище.

В том же году он переехал в Москву и стал здесь преподавать в одной из высших школ. Однако преподавание в советской школе по программе, одним из главных и обязательных предметов было безбожие, было несовместимо с религиозными убеждениями глубоко верующего человека. Поэтому в 1923 г. он ушел из школы и поступил послушником в Покровский монастырь в Москве, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий и рукоположен в сан иеродиакона. Здесь он познакомился с епископом Алатырским, викарием Симбирской епархии, Гурием (Степановым), который когда-то был настоятелем этого монастыря, а ныне жил в нем, так как ему был запрещен выезд из Москвы. С ним отец Мефодий поддерживал отношения до конца своей жизни.

В 1925 г. иеродиакон Мефодий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1929 г. монастырь был закрыт, и иеромонах Мефодий перешел служить в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.

В 1929 г. власти арестовали его, обвинив в контрреволюционной деятельности. На вопрос следователя об его отношении к советской власти он ответил: «Я не доволен советской властью по причине закрытия ею учебных духовных заведений, запрещения духовной литературы, закрытия церквей и вообще сурового отношения к духовенству и верующим».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Мефодия к трем годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в Пинежский район Архангельской области.

Вернувшись из ссылки в 1933 г., он поселился в городе Кашире, так как в Москве ему жить запретили. Из Каширы о. Мефодий переехал в село Суково Каширского района, где стал служить в храме. Здесь вокруг него собралась небольшая монашеская община.

В 1936 г. иеромонах Мефодий был возведен в сан игумена, о чем он сообщил епископу Гурию, находившемуся в то время в ссылке.

Начиная новое беспощадное гонение, Сталин 3 июля 1937 г. распорядился, чтобы главы областей в течение пяти дней представили ему списки всех подлежащих аресту и расстрелу «в порядке административного проведения их дел через Тройки».

Одними из первых, кто подлежал уничтожению, стали священнослужители. 26 июля руководство НКВД по Московской области отправило распоряжение начальнику Каширского районного отделения НКВД, требуя немедленного ареста игумена Мефодия. Причем предполагалось только во время следствия доказать его контрреволюционную деятельность, а также его связи «с антисоветским элементом из числа церковников».

28 июля власти арестовали о. Мефодия и стали допрашивать о его знакомствах. Отец Мефодий назвал монахинь, с которыми он познакомился в ссылке, и которые теперь прислуживали при храме. И монахиню, у которой он жил некоторое время, когда вернулся из ссылки, а также сказал, что знаком с диаконом, служившим в Кашире. На вопрос, вели ли они антисоветские разговоры, о. Мефодий ответил отрицательно.

10 августа была допрошена монахиня, хозяйка дома в Кашире, где он некоторое время жил, которая свидетельствовала, что о. Мефодий «устроил в доме монастырские порядки», и диакон, который, помимо прочего, рассказал о контрреволюционных и антисоветских высказываниях игумена.

 После этих показаний следователь еще раз допросил о. Мефодия и спросил, какая антисоветская деятельность проводится группой монашек, которых знает игумен. «Мне ничего об этом не известно», – ответил о. Мефодий.

Допросы продолжались в течение месяца. На последнем допросе 31 августа следователь предъявил ему обвинение в контрреволюционном враждебном отношении к руководителям ВКП(б) и членам советского правительства и в террористической настроенности. Отец Мефодий этого не признал.

8 сентября 1037 г. тройка НКВД приговорила отца Мефодия к расстрелу, и он был перевезен в Москву в тюрьму НКВД. Игумен Мефодий (Иванов) был расстрелян 9 сентября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Александр (Цицеров) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Александр родился 25 августа 1884 года в селе Поводимово Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина Михаила Цицерова. В 1903 году Александр окончил Апшаровскую церковно-учительскую семинарию и до 1908 года был учителем в церковноприходской школе в селе Ольховка Симбирской губернии.

Как многие учителя тех лет, Александр Михайлович принимал участие в модной в то время революционной деятельности и даже вступил в 1904 году в партию социал-демократов. В его обязанности входило распространение прокламаций среди солдат стоявшей в этих местах воинской части. В 1906 году социал-­демократическая партия была разгромлена, и в домах многих ее участников, в частности и Александра Михайловича, были проведены обыски; некоторые члены партии были привлечены к судебной ответственности и высланы, а некоторые и казнены. Александр Михайлович, как не принимавший активного участия в деятельности партии, арестован не был. Революционные события, которых он был участником, и тот накал страстей, которыми они сопровождались, разгул безбожия и связанная с ним безнравственность – все это заставило его глубже задуматься о причинах происходящего и сделать, в конце концов, однозначные выводы.

В 1908 году Александр Михайлович поступил учителем-регентом в двухклассную Княжухинскую церковноприходскую школу в Симбирской губернии. В 1913–1914 годах он учился на пастырско-миссионерских курсах в Москве, и 20 апреля 1914 года был рукоположен во священника к Владимирской церкви села Осташева Бронницкого уезда Московской губернии и назначен миссионером. В том же году о. Александр организовал религиозно-нравственные чтения для рабочих Садковской мануфактуры, а в селе Осташево – кооперативное общество, председателем которого он затем состоял в течение двух лет.

25 ноября 1916 года о. Александр был переведен служить в Николаевскую церковь в селе Никольское Звенигородского уезда Московской губернии. В 1926 году он был награжден наперсным крестом, в 1932-м – возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Звенигородского округа.

Протоиерей Александр был выдающимся проповедником; послушать его проповеди приходили из самых дальних деревень. Будучи человеком образованным, памятуя уроки, полученные в свое время на миссионерских курсах, и наставления их великого основателя – протоиерея Иоанна Восторгова, о. Александр к проповедям готовился тщательно, посвящая этому иногда по три-четыре часа.

Отец Александр любил свой приход, любил свою паству, и паства в ответ любила его. Все знали, что их священника можно позвать соборовать и причастить больного в любое время и в любую погоду. Он был готов, посвятив свою жизнь Господу, самоотверженно служить народу, никогда не ожидая и не требуя платы за совершенные требы, и когда мог, то сам помогал нуждающимся не только советом, но и материально, а если человек был болен, – лекарством.

Большое значение о. Александр придавал труду, он не любил праздности, которую считал причиной многих пороков. Занимаясь кроме исполнения священнических обязанностей крестьянским трудом, он летом вставал в четыре часа утра и шел вместе с сыновьями косить. С детьми о. Александр был ласков и внимателен, но был строг ко всяким отступлениям от христианских заповедей. Придавая большое значение молитве, он в наставление детям говорил: «Если будете усердно молиться Господу Богу и Его святым, то всегда получите помощь от них. Надо искренне верить, соблюдать заповеди Божии, и тогда получите помощь». И в этом дети убеждались на опыте. Одному из сыновей супруга священника, прежде его ухода на фронт во время Великой Отечественной войны, дала крестик о. Александра; перед каждым фронтовым заданием он усердно молился; ему пришлось участвовать в горячих боях, когда шинель оказывалась разорванной в клочья осколками снарядов и мин, но ни один осколок по его горячей вере и по молитвам мученика-отца его не задел.

26 января 1937 года протоиерей Александр был назначен настоятелем Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского района. Меньше года он прослужил в этом храме, когда поднявшийся вихрь безбожных гонений принялся уничтожать до конца православие.

24 ноября 1937 года сотрудниками НКВД была составлена справка на арест священника, и на следующий день дано разрешение на арест. 27 ноября о. Александр был арестован и после нескольких дней допросов в звенигородской тюрьме переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

Поскольку священник в селе Большие Вяземы служил недолго, местные безбожники его не знали, допрошенные дежурные свидетели мало что могли рассказать, то следователь предложил им подписать то, что он сам написал. Следствие по делу отца Александра длилось всего один день.

Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности священник не признал. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила о. Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Свободный Хабаровского края и заключен в Амурский железнодорожный лагерь НКВД.

1 сентября 1939 года супруга священника и его дети направили письмо начальнику НКВД Берии с просьбой пересмотреть дело отца Александра. Со своей стороны, еще раньше, отец Александр подал заявление о пересмотре дела. Снова были допрошены те же свидетели; от некоторых, ранее данных ими показаний, они отказались, и следователь 10 ноября 1939 года предложил приговор отменить и священника освободить. Другой следователь, рассмотрев дело 26 декабря 1939 года, предложил приговор всего лишь изменить. 13 февраля 1940 года следственная часть управления НКВД по Московской области постановила заменить наказание на пять лет ссылки в Красноярский край. Но это уже не могло состояться.

Протоиерей Александр Цицеров скончался 9 сентября 1939 года в Буреинском исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Известковая и был погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Владимир (Соколов) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Владимир родился 12 октября 1883 года в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Георгиевича Соколова. В 1898 году Владимир окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году – Московскую Духовную семинарию и в течение многих лет служил псаломщиком в Пименовской церкви, что в Сущеве в Москве. В 1924 году он был рукоположен во священника к этой церкви и служил здесь до времени захвата ее обновленцами. За время служения здесь о. Владимир был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями. После того, как храм к немалой скорби всех православных был захвачен обновленцами, протоиерей Владимир был назначен священником ко храму Петра и Павла, что у Яузских ворот, а 26 февраля 1937 года был переведен служить в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

Прихожане и священники Пименовской церкви не примирились с захватом храма обновленцами и стали ходатайствовать перед властями о его возвращении. 11 марта 1937 года перед Пименовским храмом собралось множество православных, требовавших возвращения храма, что было с раздражением отмечено властями, и 20 апреля 1937 года о. Владимир был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

 В ответ на предъявленное следователем в ходе допроса обвинение священник ответил: «Признаю то, что действительно вокруг меня группировались церковники, но эту группировку церковников контрреволюционной я не считаю. В антисоветской деятельности виновным себя не признаю».

Вызванный в качестве свидетеля клирик Пименовской церкви Михаил Толузаков показал, что священник Владимир Соколов «по отношению к советской власти настроен крайне враждебно... По своим политическим убеждениям Соколов является заядлым монархистом. Наиболее заметной его антисоветской деятельностью была деятельность среди детей школьного возраста... Дело доходило до того, что перед началом каждого учебного года Соколов собирал учеников в церковь и служил специальные молебны. Кроме того, мне лично известно, что Соколов ходил по квартирам и тайно преподавал ученикам Закон Божий… В выступлении церковников, … Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz