Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 августа

 

Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937); сщмч. Василия пресвитера (1938).

Прп. Пимен Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних Пещерах (XII). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Прп. Феодосия Нового (IX-X). Свт. Иерофея Венгерский (X). Св. Стефана I, короля Венгрии (1038).

 

Попразднство Преображения Господня.

Священномученик Дометий Персиянин Прмч. Дометий Персянин и два ученика его (363). Св. Дометий жил в царствование Константина Великого. Родиной его была Персия, где он и был обращен из язычества в христианство неким Уаром. Оставив родственников и отечество, полное языческого нечестия, святой Дометий удалился к пределам греческого государства, к городу Низибии (в Месопотамии). Войдя здесь в один монастырь, он принял святое крещение, а затем облекся в иноческий образ, беспорочно проходя подвиг иноческой жизни. Но из-за возбужденной бесом  к нему ненависти обитавших в том монастыре иноков св. Дометий вынужден был бежать оттуда в монастырь святых мучеников Сергия и Вакха, в городе Феодосиполе (на восточном берегу Евфрата). Тут он подражал житию архимандрита Нурвела, о котором повествуется, что в течение шестидесяти лет он не вкушал ничего вареного, спал чрезвычайно мало, да и то не лежа и сидя, а стоя – наклонившись на жезл. Архимандрит Нувел поставил преподобного Дометия в диаконы, но когда святой узнал, что архимандрит хочет принудить его сделаться священником, он удалился и оттуда с двумя учениками. Уединившись на одной пустынной горе (в Сирии), святой Дометий проводил здесь жизнь по Боге, терпя зной, мороз и все изменения погоды. Потом, войдя в один вертеп, он жил уже там, совершая множество чудес именем Христовым: многих он исцелял от болезней, приводя от идолопоклонства к вере Христовой. Когда же в эту местность пришел император Юлиан Отступник (361-363), то, узнав все о святом Дометии, он велел побить его камнями. Вместе с ним были побиты до смерти и два ученика святого.

Святитель Митрофан Воронежский Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Память его празднуется 23 ноября в день представления. Святые мощи святителя были обретены нетленными в 1717 году. В 1832 году он был причислен к лику святых, причем совершилось много чудес, которые не прекращались до нашего времени.

Прп. Антоний Оптинский (1865). Преподобный Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 г. в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Родители его, Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы, были люди благочестивые и богобоязненные. Когда Александру было всего 10 лет, его старшие братья ушли в Саровскую пустынь, после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. Во время Отечественной войны 1812 г. юноша попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. В 1816 г. он тайно оставил мир, удалившись в ярославские леса, где подвизался его старший брат Тимофей, будущий оптинский игумен преподобный Моисей (память его 16 июня), и в 1816 г. стал послушником. Служил будильщиком братии, рубил дрова, трудился на огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. Выдержав четырехлетний искус, в 1820 г. Александр был пострижен в монашество с именем Антоний.

В июне 1821 г. Моисей был назначен настоятелем скита, созданном при Оптиной пустыне епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым). Вместе с братом Антоний принимал участие в строительстве скита. Расчистив место от леса, пустынники построили небольшие кельи и церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пустыни, прп. Антоний (Путилов) стал скитоначальником в сане иеромонаха. Преподобный отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения игумена Моисея, из-за малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе. Совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири. Антоний читал псалмы наряду с братией, а также в то время, когда все иноки отдыхали. Братья всемерно содействовали развитию в Оптиной пустыни старчества, приглашая опытных старцев из других монастырей России.

В 1836 г. у прп. Антония открылась тяжелая болезнь ног, которая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины. В 1839 г. епископ Калужский Николай неожиданно поставил его игуменом малоярославецкого Черноостровского монастыря. Антонию было очень тяжело расставаться с созданным его руками скитом и со своим старцем, но он со смирением принял новое назначение. Преподобный управлял обителью, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу братии. Прп. Антоний (Путилов) пользовался любовью и уважением святителя Филарета (Дроздова) (память его 19 нояб.), который часто приглашал его к сослужению.  Преподобный неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 г. по ходатайству святителя эта просьба была выполнена, и старец вернулся в Оптинский скит.

Несмотря на ухудшение здоровья (ноги до колен покрывались ранами и порой сильно истекали кровью), Антоний посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Невзирая на любовь к уединению, старец никогда не отказывал приходящим к нему за духовной помощью и советом, однако на исповедь принимал в исключительных случаях, число его постоянных духовных детей было ограничено. Как духовник преподобный был снисходителен к человеческим немощам; успокаивая, а не обличая, людей, он незаметно приводил их к искреннему покаянию. От духовных детей прп. Антоний получал множество писем, на которые регулярно отвечал сам, несмотря на болезнь. Кончина брата, преподобного Моисея (†1862) стала для него тяжелой потерей, сорок дней прп. Антоний провел в затворе, читая Псалтирь по новопредставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве. В 1865 г. старец был келейно пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. После пострижения прп. Антоний перестал принимать мирских лиц, братию скита принимал изредка, погрузившись в непрестанную молитву. После кончины он был погребен в оптинском Казанском соборе рядом с братом.

Память его празднуется также 11 октября вместе с Собором Оптинских старцев.

 

Священномученик протпресвитер Александр Хотовицкий Сщмч. Александр (Хотовицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Протопресвитер Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 г. в городе Кременце, в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра. Родители дали отроку доброе христианское воспитание и привили ему любовь к Православной Церкви.

Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, по окончании которой был направлен на миссионерское служение в Нью-Йорк, в Алеутскую и Северо-Американскую епархию. В 24 года о. Александр был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем прихода.

Благодаря его подвижническому труду в этой должности на месте малого приходского храма было построен грандиозный собор святителя Николая.

Святитель Московский Тихон (Беллавин) (память его 25 марта), бывший в ту пору епископом Алеутским и Северо-Американским, очень высоко ценил сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность о. Александра. Поле деятельности в Соединенных Штатах было весьма широким и многолюдным: он с успехом совершал миссионерское служение, главным образом, среди эмигрантов-униатов, выходцев из Галиции и Карпатской Руси; был одним из ближайших помощников архипастырей православной Америки, представляя Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами о. Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Активное участие он принимал в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», которое оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях. Под редакцией о. Александра на русском и английском языках выходил «Американский Православный вестник». Восемнадцать лет продолжалось его самоотверженное пастырское служение в Америке.

В 1914 году о. Александр был переведен в Гельсингфорс (Хельсинки), в Финляндию, где служил на протяжении трех лет. Здесь, на окраине Российской империи, он был верным и деятельным помощником архиепископа Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха.

По возвращении в Россию протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального храма Христа Спасителя в Москве. Активное участие он принимал в деятельности Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество в Русской Православной Церкви. В эти трудные годы о. Александр был одним из ближайших помощников свт. Тихона по управлению Московской епархией.

Пастырское служение начала XX века было сопряжено со многими скорбями и опасностями, и в 1920-х годах о. Александр 5 раз подвергался арестам.

«За сопротивление изъятию церковных ценностей» на скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Они обвинялись в том, что «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди главных организаторов был назван председатель совета общин протоиерей Александр Хотовицкий. На допросе о. Александр держался спокойно, старался выгородить других обвиняемых, виновным себя не признавал, заявляя: «Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующим металлом». Его приговорили к 10 годам лишения свободы.

Вскоре о. Александр был амнистирован, но через год ревностного пастыря подвергли административной ссылке в Туруханский край сроком на 3 года.

По возвращении с Крайнего Севера протоиерей Александр был удостоен сана протопресвитера и вновь оказался одним из ближайших помощников заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия.

Последним местом служения протопресвитера Александра стал московский храм Ризоположения на Донской улице, настоятелем которого он являлся в 1930-е годы.

В 1937 году новомученик Александр был вновь арестован и 7/20 августа расстрелян. Место его погребения осталось неизвестным.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г. протопресвитер Александр Хотовицкий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Сщмч. Петр (Токарев) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Михаил (Плышевский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Михаил Плышевский, протоиерей родился в 1862 году в сели Вороничи Игуменского уезда Минской губернии в семье потомственных священнослужителей. После окончания Минской Духовной Семинарии он был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма святого пророка Илии села Шацк Игуменского уезда. С приходом к власти большевиков отец Михаил арестовывался неоднократно. Ему предлагали отказаться от сана, но не могли запугать его. В 1937 году батюшку вновь арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в Червенскую тюрьму НКВД. Там, в праздник Преображения Господня, он был расстрелян.

Сщмч. Иоанн (Воронец) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн Воронец, протоиерей родился 20 июня 1864 года в семье священника села Холопеничи Борисовского уезда. Закончил Минскую Духовную Семинарию. В 1888 году был рукоположен в священники. Служил батюшка в местечке Смиловичи Минской губернии.

В 1930 году он в проповедях высказывался против политики ограбления крестьян, проводимой властями. Это и стало причиной его ареста в апреле 1930 года. После ссылки, которую он отбывал в Чернигове, отец Иоанн вернулся в Смиловичи и снова стал служить в Георгиевской церкви. Его стали часто вызывать на ночные допросы в НКВД, как правило, накануне какого-нибудь церковного праздника.

В 1935 году церковь в Смиловичах закрыли. Батюшка стал служить тайно. Когда началась Всесоюзная перепись населения, он призывал, чтобы люди в анкетах записывались верующими, исповедуя таким образом Иисуса Христа. В июле 1937 года батюшку арестовали. Во время допросов он никого не назвал, виновным себя не признал. Протоиерей Иоанн был расстрелян в праздник Преображения Господня 1937 года.

Сщмч. Димитрий (Миловидов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 14 октября 1879 г. в селе Троицкие Борки Луховицкого уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в семье священника Василия Миловидова. В 1903 году Дмитрий Васильевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и вскоре обвенчался с Антониной, дочерью священника Алексия Хитрова, служившего в селе Княжево неподалеку от города Егорьевска. Впоследствии у них с женой родилось девять детей; из них четверо умерли в младенческом возрасте, а двое сыновей были убиты во время Великой Отечественной войны. После рукоположения в сан священника, в 1911 г. отец Димитрий был назначен в Троицкий храм в село Троицкие Борки, где прослужил до мученической кончины в 1937 г.

Троицкий храм во все воскресные дни был полон молящихся, а на большие праздники люди съезжались из самых дальних деревень. Отец Димитрий служил с большой сосредоточенностью, и богослужения проходили очень торжественно.

В общении с народом священник был прост, но отчетливо и ясно объяснял верующим прочитанное из Евангелия. Во время исповеди он для каждого был любящим отцом, переживая нужды и горести каждого, как свои собственные.

В большие праздники, когда в храм сходилось много народа, отец Димитрий давал в своем доме приют всем, кто оставался без ночлега, а неимущим никогда не отказывал в милостыне. В селе священник обучал детей Закону Божию, а тех, кто проявлял музыкальную одаренность, – церковному пению. Кроме того, Господь наделил его врачебными талантами, и он собирал травы и пользовал приготовленными из них лекарствами больных.

В первый раз священник был арестован в 1930 г. по обвинению в неисполнении государственных повинностей и приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, несмотря на то, что по закону он мог быть приговорен к сроку, не превышающему двух лет. Отец Димитрий был выслан в Красноярский край, но власти все же разобрались в незаконности его осуждения на столь длительный срок, и в 1933 г. он был освобожден и вернулся в родное село, где снова стал служить в Троицком храме.

К этому времени обстановка в селе изменилась – устрашенные угрозами преследования, люди стали бояться приходить в храм, и за службой, бывало, молилось лишь несколько человек, а иногда никого не было.

Иногда священника вызывали в НКВД и здесь, запугивая и угрожая, принуждали отказаться от служения в храме.

Во второй раз отец Димитрий был арестован 8 августа 1937 г. и заключен в тюрьму в городе Рязани, где его сразу же начали допрашивать, требуя, чтобы он согласился с обвинениями в контрреволюционной работе и террористических настроениях. Отец Димитрий виновным себя не признал и все выдвинутые против него обвинения отверг.

19 августа 1937 г. тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Димитрий Миловидов был расстрелян 20 августа 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

 Сщмч. Алексий (Воробьев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 г. в деревне Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 г. у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия.

В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 г. Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание кановарха и прислуживал в монастырской гостинице.

В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение.

В 1911 г. Алексея призвали на военную службу, и до 1914 г. он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 г. – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 г. Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 г. Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве.

26 июня 1921 г. он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.

В мае 1922 г. возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления. Обновленцы предлагали о. Алексею присоединиться к ним, но он твердо стоял в православии и преданности законному главе Русской Православной Церкви – святейшему Патриарху Тихону.

13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении отца Алексия и запрещении его в священнослужении, а в Преображенский храм в село Селинское был назначен другой священник.

До ухода обновленцев из Преображенского храма о. Алексий непродолжительное время служил в Виннице и Астрахани. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.

В конце сентября 1924 г. священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов (сщмч., память его 16 окт.) были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

О. Алексий был перевезен для допросов в комендатуру ОГПУ на Большую Лубянку в Москву. 16 октября о. Алексия допросили. Следователь обвинил его в ведении среди прихожан храма агитации против советской власти.

До вынесения приговора о. Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказание его отправили на Соловки.

7 мая 1927 г. о. Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле о. Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда.

В ноябре 1930 г. о. Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1935 г. – назначен благочинным Павлово-Посадского округа.

27 марта 1935 г. Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело о. Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 г. – в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами о. Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви о. Алексием был организован церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 г. протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне для памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города  Ногинска.

Ему вновь предъявили обвинение в систематическом ведении антисоветской агитации. Виновным себя в этом священник не признал.

19 августа 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

 Сщмч. Елисей (Штольдер) диакон (1937): Новомуч. Священномученик Елисей родился 14 июня 1883 г. в городе Смоленске в благочестивой семье помощника ревизора контрольной палаты Федора Штольдера. В связи со служебной деятельностью отца семья переехала из Смоленска в Ташкент, а затем в Москву. Елисей Федорович в 1902 г. окончил Ташкентское училище, а по приезде в Москву стал работать бухгалтером в отделе сборов в управлении Александровской железной дороги.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь Елисей Федорович решил посвятить свою жизнь служению Церкви. 20 октября 1920 г. он был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в поселке Немчиновка, а через несколько дней, 25 октября, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) рукоположил его во диакона к этому храму.

Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 г. начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его. В 1934 г. власти закрыли храм в поселке Немчиновка, и настоятель храма Алексий Соколов вместе с диаконом Елисеем Штольдером перешли служить в Никольский храм в селе Ромашкове. Здесь отец Елисей прослужил до своего ареста в 1937 г.

В это время власти стали собирать сведения обо всех священно-церковнослужителях для их последующего ареста. Осведомители по требованию НКВД донесли, что Елисей Штольдер служит диаконом в ромашковской церкви, занимается просветительской деятельностью и ведет среди верующих антисоветскую агитацию. Верующих он вербует среди населения окружающих сел.

В июле 1937 г. были вызваны на допрос лжесвидетели. Один из них показал, что, когда в 1933 г. было решено закрыть церковь в Немчиновке, Штольдер вел агитацию среди жителей, чтобы они воспрепятствовали закрытию церкви; что диакон Елисей не простым был служителем, а убежденным церковником. Другой лжесвидетель сказал, что диакон Елисей перед праздником 1 мая в 1936 г. посоветовал им этот праздник не отмечать, а лучше сходить в церковь.

8 августа 1937 г. власти арестовали отца Елисея, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Во время допросов отец Елисей отверг все показания лжесвидетелей и, в ответ на обвинения, не признал своей вины в ведении контрреволюционной деятельности.

19 августа 1937 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Елисей Штольдер был расстрелян 20 августа 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмч. Афанасий (Егоров) игумен (1937): Новомуч. Преподобномученик Афанасий (в миру Алексей) родился 7 марта 1884 г. в селе Сурушино Новоторжского уезда Тверской губернии в семье крестьян Егора Илларионовича и Агафьи Ефремовны Егоровых. Окончил церковноприходскую школу.

18 января 1908 г. Алексей поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1911 г. он был зачислен в послушники обители, а 21 февраля 1914 г. – пострижен в мантию с именем Афанасий. Послушание он проходил на монастырском подворье в Петрограде, при иконно-книжной лавке. С 1917 г. он нес послушание на Валаамском подворье в Москве.

В 1921 г. митрополит Сергий (Страгородский) пригласил монаха Афанасия к себе в качестве келейника, так как хорошо знал его еще с 1913 г., когда был архиепископом Финлядским, а тот был заведующим архиерейскими комнатами Валаамского монастыря в Финляндии. Монах Афанасий пробыл келейником митрополита Сергия до своего ареста, и владыка всегда относился к нему с исключительным доверием.

24 апреля 1921 г. монах Афанасий был рукоположен в сан иеродиакона и вскоре после этого – во иеромонаха. Через некоторое время он был возведен митрополитом Сергием в сан игумена. Служил игумен Афанасий в храме села Измайлово Реутовского района Московской области.

26 июня 1937 г. игумен Афанасий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Его обвинили в террористической агитации и оказании материальной помощи находящемуся в заключении за антисоветскую деятельность духовенству.

13 августа следствие было закончено. Поскольку делу придавалось чрезвычайное значение, его разбирала Военная Коллегия Верховного Суда Союза СССР в составе трех судей и секретаря. Заседание проходило 19 августа. После краткого рассмотрения дела судьи вышли для совещания и вскоре вернулись с написанным приговором – «к расстрелу с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. Приговор окончательный и на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. в исполнение приводится немедленно». В тот же день, 19 августа 1937 г., игумен Афанасий (Егоров) был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

 Сщмч. Василий (Аменицкий) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Василий Алексеевич Аменицкий родился 19 февраля 1872 года в селе Мошок Судогодского уезда Владимирской губернии. Из семьи священника-поляка. После окончания 4 классов Владимирской Духовной Семинарии служил регентом в храме в Вязниковском уезде Владимирской губернии. Женился, в 1902 году был рукоположен во диакона, в феврале 1909 года – во иерея. Первоначально служил в храме в Ковровском уезде, затем – в селе Бибереве Переславского уезда Владимирской губернии. В феврале 1930 года семья священника была раскулачена. Отец Василий в течение месяца содержался в тюрьме в Переславле-Залесском. С апреля 1930 года входил в причт Троицкой церкви в селе Ефимьеве Переславского района. 17 октября 1937 года арестован, заключен в тюрьму Ярославля, обвинен в «создании церковно­монархической организации... развале колхозов». Виновным себя не признал. Постановлением тройки УНКВД по Ярославской области от 28 октября 1937 года приговорен к 10 годам исправительных работ, срок отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где скончался 20 августа 1938 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 

Свт. Наркисс, патриарх Иерусалимский (ок. 212).

Мчч. Марин и Астерий (260). В дни языческих царей Валериана (253-259) и сына его Галлиена (260-268) жил честный и добродетельный вельможа Астерий. Он был знатный и богатый человек, пользовавшийся расположением царей. При гонениях, постигших в то время церковь Христову, Астерий строго соблюдал благочестие, нисколько не скрывал этом своей веры в Господа Иисуса.

В Кесарии, Палестинской, жил в то же время знатный и богатый воин Марин, но он был еще более богат добрыми делами и честен верою во Христа. Будучи христианином и видя, что язычники приносят в жертву своим кумирам не только бессловесных животных, но даже людей, он воспламенился Божественною ревностью и во время языческого праздника отправился на место, где приносили жертвы, разрушил жертвенники, а бывшие в них жертвы потоптал ногами. При этом Марин обличил нечестивых жрецов и исповедал себя христианином.

За это язычники, схватив его, избили сначала палками, а потом стали бить камнями по устам, причем выбили ему зубы и волочили за волосы по земле. После всего этого св. мученик был связан и приведен к правителю области, по повелению которого после многочисленный мучений ему отсекли мечем голову. Бывший при кончине Марина сенатор Астерий, облеченный в белую дорогую одежду, взял на плечи тело мученика, унес его и с честью похоронил; язычники, видя это, убили и его.

Память их празднуется также 17 марта.

Прп. Ор Фиваидский, пустынник (ок. 390). В Фиваиде Египетской, стране, смежной с Ефиопией (страна к югу от Египта), среди монашествующих находился чудный муж по имени Ор, основавший множество монастырей, иноки которых, числом до тысячи, были под его властью. Это был девяностолетний, украшенный сединою, старик-схимонах, обладавший чрезвычайно благолепной наружностью. Свою подвижническую жизнь прп. Ор начал в дальней пустыне, где прожил много лет в совершенном одиночестве, соблюдая строжайший пост. Затем, по повелению Божию, он переселился отсюда и устроил близ одного города монастырь. Чтобы братия не имели нужды ходить далеко за дровами, он своими руками насадил около него рощу, до его прихода здесь не было ни одного дерева. Когда же сам он жил в дальней пустыне, то питался там лишь зеленью и кореньями, казавшимися ему очень вкусной пищей. Воду он пил лишь в том случае, когда находил ее. Большую часть дня и ночи прп. Ор посвящал усердной молитве. Такой образ жизни он вел до глубокой старости, и вот однажды ему явился во сне ангел Господень, говоря: «Ты будешь отцом многих, ибо тебе вверится много людей, и многие тысячи ты наставишь на путь спасения… для удовлетворен

Сделать бесплатный сайт с uCoz