Краткие жития святых, православные праздники и события

27 октября / 9 ноября

 

Мч. Нестора Солунского (306). Прмч. Сергия (1942).

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марк и иже с ним.

 

Нестор Солунский Мч. Нестор Солунский (306). Мученик Нестор был учеником св. Димитрия Солунского. Получив от него благословение, св. Нестор вступил в гладиаторский поединок с любимым силачом императора – германцем Лием. Обычно Лий сбрасывал побежденных с помоста – на копья воинов, но с Нестором произошло все наоборот. Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император повелел немедленно казнить святого.

 

Прмч. Сергий (Чернухин) (1942): Новомуч. Преподобномученик Сергий родился 3 февраля 1879 году в селе Семеновка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьянина Савелия Чернухина и в крещении был наречен Симеоном. В 1900 году Симеон поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве; 10 января 1907 года он был определен в него послушником, 15 мая 1910 года – пострижен в мантию с именем Сергий и был поставлен на клиросное послушание. В 1911 году монах Сергий был рукоположен во иеродиакона и в 1915 году – во иеромонаха. В 1920 году иеромонах Сергий был награжден наперсным крестом, в 1923 году – возведен в сан игумена и служил в Троицком соборе и церкви Покрова Божией Матери Данилова монастыря, а после их закрытия – в храме Воскресения Словущего рядом с обителью.

В декабре 1930 года в Москве прошли массовые аресты духовенства и монашествующих. 28 декабря сотрудники ОГПУ провели обыск в квартире, где жил игумен Сергий. 13 января 1931 года о. Сергий был допрошен. Основной вопрос следователя был об отношении священника к советской власти. Не отрицая того, что в «настоящее время Церковь переживает большие гонения», о. Сергий, однако, заметил, что все это посылается за наши грехи, а насчет власти – то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться. Однако следователи не были удовлетворены данным им религиозным объяснением происходящих в стране событий, и 8 февраля 1931 года игумен Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Сначала он был отправлен этапом в Архангельск, из Архангельска – в небольшой городок Пинегу, а оттуда – в село Кулой Пинежского района, где прожил до окончания срока ссылки.

28 февраля 1934 года игумен Сергий возвратился в Москву, но здесь ему жить, как бывшему в ссылке, не разрешили, и он поселился в Кашире, а затем, после того, как был назначен служить в Никольскую церковь в селе Никольское-­Головинское Шаховского района, переехал туда. В Никольской церкви о. Сергий служил до наступления массовых арестов в 1937 года.

Свидетелями обвинения против него 24-го и 25 ноября 1937 года выступили председатели сельсовета: бывший и к тому времени сменивший его. Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел».

1 декабря 1937 года о. Сергий был арестован, заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию. Эти обвинения священник отверг.

В тот же день допросы были закончены, и на следующий день, 3 декабря 1937 года, тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 5 февраля 1938 года о. Сергий прибыл с этапом в исправительно-трудовой лагерь в Амурской области, 30 декабря 1940 года он был этапирован в Бушуйский лагерь в той же области, 1 марта 1941 года – в Свободненский лагерь.

Игумен Сергий (Чернухин) скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости № 11-12 за 2008 год]

 

Мцц. Капитолина и Еротиида Мцц. Капитолина и Еротиида, рабыня ее, Каппадокийские (304). Они жили при императоре Диоклетиане и правителе Каппадокии Зеликинтие. Св. Капитолина происходила из богатого и знатного рода, но все имущество свое раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу, а затем, не согласившись принести жертву идолам, усечена мечом. Служанка ее Еротиида была подвержена истязанию палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимой, она также была усечена мечом.

Свт. Кириак, патриарх Константинопольский (ок. 606).

Преподобный Нестор Летописец Прп. Нестор Летописец Печерский (ок. 1114). Родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерский монастырь в 1073 г. при игумене прп. Феодосии (память его 10 июля), когда прп. Антоний безмолвствовал в пещере. Игумен Стефан постриг его, и при нем он был возведен в сан иеродиакона. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя, память его 31 янв.), прельщенного в иудейское мудрствование. Прп. Нестор принимал участие в открытии мощей прп. Феодосия в 1091 г. и сам описал это.

Ему принадлежат жития свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и прп. Феодосия, которые дошли до нас. Главный же труд прп. Нестора – его Летопись, которую он от древних времен доводит до 1100 г. Закончил свою Летопись он в 1112 г. Она называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Эта Летопись свидетельствует о том, что прп. Нестор принадлежал к образованнейшим людям своего времени – знал греческий язык, историю, философию.

Прп. Нестор скончался в 1114 г. Летопись его продолжали прп. Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря (память его 2 янв.), игумен Моисей Выдубицкий, игумен Лаврентий. Она вошла в состав Летописных сводов: Лаврентьевского (XIV) и Ипатьевского (XV).

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Нестор, некнижный, Печерский (XIV). Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины.

Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Св. благоверный князь Андрей Смоленский тайно оставил свое княжество в 1360 г., уклоняясь от раздоров, возникших среди его братьев, дабы не быть вынужденным оружием защищать свои права.

Он поселился в Переславле-Залесском и в течение 30 лет был пономарем Свято-Никольской церкви. Должность эту тогда предоставляли людям чистой и благочестивой жизни.

Жизнь свою и подвиги он тщательно скрывал от взоров человеческих. Но когда он умер, нашли его княжескую золотую цепь и кольцо, выдававшие его происхождение. Нашли и грамоту, в которой он писал: «Я, Андрей, из смоленских князей. Я оставил княжество мое и дом мой ради зависти братьев». Были найдены и железные его вериги.

Гробницу блгв. кн. Андрея сограждане окружили благоговейным почитанием. Приходившие с верой к ней получали исцеление. Лик его писался на святых иконах. Ему была составлена особая служба.

Но в XVI в. память его была забыта, и тщетно старался прп. Даниил Переяславский добиться его прославления.

Св. блгв. князь Андрей был причислен к лику святых лишь в 1749 г. Он покоился до нашего времени под спудом в Свято-Никольской церкви. Вначале церковь эта была деревянная, и во время пожара она сгорела, но гробница святого с покровом, лежащим на ней, икона его и находившаяся над ней икона Пресвятой Богородицы остались невредимыми. Чудеса при гробнице св. блгв. князя Андрея продолжали совершаться.

Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Мчч. Марк, Сотерих и Валентин.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz