Краткие жития святых, православные праздники и события

24 октября / 6 ноября

 

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918); прп. Арефы исп. (1932); сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937); сщмч. Петра пресвитера (1938).

Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царь Ефиопского (ок. 553-555). Мц. Синклитикии Негранская и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959).

 

Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость'' Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Икона прославилась чудотворением в XVII в. Подлинник чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с 1643 г. находился в московском храме Преображения Господня на Ордынке. Прославился образ в 1688 г. Родная сестра патриарха Московского Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображение Сына Моего; там есть образ, именуемый “Всех скорбящих радость”. Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы – и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 г. С того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, кто с верою к ней притекает, обильно приемлет исцеление: слепые прозревают, немые начинают говорить, глухие слышать, расслабленные ходить, бесные целомудрие, неплодные жены чадородие; и сосущие младенцы, и малые отроки, притекающие, здравие приемлют, многие же страхования и различные привидения вознесением сего чудесного образа устраняются и во всех печалях помощь получают. В 1770 г. для иконы был устроен придел.

В 1922 г. власти изъяли церковные украшения и утварь – более 4 пудов золота и серебра. В 1933 г. храм был закрыт, колокола сняты, но внутреннее убранство сохранилось. Во время Великой Отечественной войны здесь были запасники Третьяковской галереи. В 1948 г. богослужения возобновились, и верующие вновь получили доступ к чудотворной иконе.

Многочисленные списки с явленного образа, разошедшиеся по всей России, также прославились чудотворениями. Вел. княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711 г., с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла его и поставила в дворцовой церкви. В царствование императрицы Елизаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта икона также ознаменовала себя чудесами. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметьевым и др.

В 1928 г. церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была закрыта. Чудотворную икону перенесли в Спасо-Преображенский собор, где она пребывает и поныне. А в открытом в 1995 г. Скорбященском храме на Шпалерной ныне находится другая икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», копия XVII в.

Кроме них есть еще во многих городах и селах чудотворные списки с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Один список с иконы прославился исцелениями в середине XIX в. в селе Ивановском Московской губернии. Крестьянка Ирина Петрова, семь лет страдавшая неизлечимой болезнью, по откровению во сне нашла в приходском храме старую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и после молебна перед ней получила исцеление. Сейчас село Ивановское вошло в черту Москвы (метро «Новогиреево»), и этот образ находится в местном храме.

В 1888 г., 23 июля, прославилась другая икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в Санкт-Петербурге, в  часовне у стеклянного завода (см. о ней в день ее празднования 23 июля).

Мученик Арефа Мч. Арефа Негранский и с ним 4299 мучеников (523). Мученик Арефа был правителем города Неграна в Аравии. Этот город находился под властью омиритского царя Дунаана. Дунаан исповедовал иудаизм. Он ненавидел христиан и хотел уничтожить христианство, а в своем царстве ввести иудейскую веру, и издал об этом указ. Город Негран был уже христианским, и поэтому царский указ оставался здесь без действия. Узнав об этом, Дунаан осадил Негран. Он не смог бы быстро захватить хорошо укрепленный город, если бы не обманул граждан. Он заверил их, что никто не будет принуждать их к переходу в иудаизм, а пришел за обычной данью. Жители Неграна поверили и впустили царя в город. Но он нарушил свою клятву: многих из граждан заключил в темницу, а священников, клириков, монахов, монахинь и дев, посвятивших себя на служение Богу, всего 427 человек, сжег на костре. Затем разослал своих проповедников по городу, чтобы обращать всех в иудаизм, сам же призвал граждан из темницы и начал беседовать с ними, особенно с Арефой. «Что за безумие веровать в Распятого как в Бога? – говорил Арефе Дунаан – Может ли быть бит не имеющий тела, и умирать бессмертный?» – «Мы верим, – отвечал Арефа, – что во Христе пострадало человечество за наши человеческие грехи». Дунаан приказал привести жен и детей святых мучеников, бывших в темнице с Арефой, и начал уговаривать их принять иудаизм. Но и они все твердо держались веры во Христа. Тогда Дунаан предал их всех смертной казни и затем снова обратился к Арефе, склоняя его к отречению от Христа; но Арефа укорил царя в нарушении клятвы и предсказал ему низвержение с престола, отвечал: «Я считаю себя блаженным, что Господь посылает мне, 95-летнему старцу, венец мученический». Затем обратился к народу со словами: «Вам, мои братья, предстоит выбирать одно из двух: или повиноваться царю и сохранить жизнь, или воспротивиться ему и претерпеть смерть». Народ отвечал: «Мы все желаем умереть за Христа». Разгневанный царь осудил всех, в том числе и Арефу, на усечение мечом. Это происходило в 523 г.

Прп. Зосима Верховский Прп. Зосима Верховской (1833). В 1786 г. сын смоленского вице-губернатора, потомок славного рода, 19-летний Захар Васильевич Верховской удалился в Брянские леса под начало прославленного старца Адриана. Через некоторое время Санкт-Петербургский митрополит Гавриил благословил им переселиться в Коневецкий монастырь, который располагается на острове Коневец в Ладожском озере. Суровость климата и строгость устава стали хорошей школой иноческой жизни для начинающего подвижника.

Ревностно и смиренно исполняя все поручаемые ему послушания, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий постриг от руки старца Адриана, получив новое имя Зосима.

В 1789 г. Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском, которого полюбил еще в Брянских лесах, удалился в пустынный скит неподалеку от Коневецкого монастыря, однако раз в год он должен был ездить в Петербург для нужд монастыря. Зосиме было тогда всего лишь 25 лет и весьма естественно, что нечистые помыслы и страстные чувства смущали сердце молодого подвижника. Три года носил он по нагому телу острую власяницу, грубо сотканную из грив и хвостов лошадиных, раны от которой долго не заживали на его теле. Бдением всенощным и трудными работами он немилосердно изнурял юную плоть свою, горя духом к бесстрастию бесплотных Ангелов. Пребывая по месяцу в Петербурге, изо всех сил своих Зосима старался хранить зрение, дабы через него не допустить соблазна в сердце свое; при виде женского пола он не только не приближался к нему, но, бывало, так сильно зажмуривался, что и в глазах его темнело. Через восемь лет такой брани Господь избавил Зосиму от всех страстных ощущений и нечистых помыслов.

Следующим испытанием для него стали помыслы недоверия, и даже осуждения горячо им любимого старца Василиска: как следствие этого смущения явились охлаждение к молитве, расстройство в мыслях, уныние, досада, томление и тягота совести, отчуждение от наставника. Придя в сильное отчаяние от такого своего падения, Зосима познал, наконец, свое заблуждение и, глубоко раскаявшись, был прощен Богом и любящим старцем.

Вскоре, однако, богоугодная жизнь коневецких отшельников стала известной в округе, и к ним потекло множество людей из разных мест искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в далекую Сибирь. После различных мытарств, чуть не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной, тяжелой для человеческого обитания местности, где всецело предались монашеским подвигам и непрестанной молитве. Но и здесь враг рода человеческого воздвиг в душе отца Зосимы лютую бурю хульных помыслов. Более года боролся с этим тяжелым искушением преподобный, пользуя свою душу творениями святителя Иоанна Златоуста, особенно же его беседами на Послания апостола Павла.

Но не долго отшельники наслаждались своим уединением: через некоторое время и сюда устремились люди за словом утешения и поддержки. Несколько человек присоединились к ним; тогда Зосима построил себе другую келью на расстоянии пяти верст от своего старца. Здесь его постигло новое испытание: три года Зосиме видимым образом являлись бесы, не давая покоя и наводя на него невыносимый ужас, производя страшный грохот, шум, выдергивая из его руки ложку во время трапезы и т.д. Поначалу такие страхования приводили преподобного в сильное смущение, но, укрепляясь молитвой Иисусовой, по прошествии некоторого времени он вовсе перестал обращать на них внимание. Через три года Господь совершенно избавил его от этого искушения.

24 года отцы Василиск и Зосима прожили в уединении. В 1820 г. несколько женщин с благословения старцев устроили в ближайшей деревне, находящейся в 30 вестах от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено в окрестности города Туринска, на место основанного в 1624 г. мужского монастыря. В 8 верстах от него старцы построили себе келью, а отец Зосима написал для сестер устав, основанный на общежительных правилах, и имел попечение об их душевном спасении и нуждах житейских. Но через некоторое время из-за распространившейся клеветы отец Зосима был отстранен от попечения над монастырем и, покинув его вместе со своими племянницами и несколькими преданными сестрами, навсегда удалился из Сибири и прибыл в Москву. В это время скончался его кроткий и смиренный, великий старец Василиск.

Митрополит Филарет (Дроздов) (память его 19 нояб.) предоставил отцу Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.

На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле о. Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил ее в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.

Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населения делали жизнь сестер и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жительства места. Под управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам о. Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором. При всех трудностях устройства обители о. Зосима не только не упускал из виду внутреннего, духовного устройства своих учениц, но даже более имел о нем попечение. Он побуждал их неукоснительно совершать назначенное молитвенное правило и часто пользовал их своими назиданиями. Три года он трудился над возведением обители и ездил в Москву к благотворителям. Незадолго до кончины он сподобился келейно принять великий ангельский образ (схиму).

24 октября 1833 г. прп. Зосима скончался. Рукотворным памятником старцу стала его обитель, получившая название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, открытая, однако, только через девять лет после кончины старца. В 1838 г. на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над гробом преподобного был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Память его празднуется также 20 сентября вместе с Собором Брянских святых и в воскресенье перед 26 августа вместе с Собором Московских святых.

 

Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский, Алексий (Порфирьев) пресвитер и мч. Алексий (Нейдгардт) (1918): Новомуч.

 Епископ Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 г. в городе Кашире. Происходил из духовного звания. Окончил Тульскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1902 г. на Валааме был пострижен в монашество. В 1912 г. назначен на должность ректора Литовской Духовной семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. В 1917 г. хиротонисан во еп. Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

Епископ Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом Оптинских старцев.

В Нижнем Новгороде владыка благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни. Святитель остался один в это тяжелое время управлять всей Нижегородской епархией, так как правящий архиеп. Иоаким (Левицкий) принял мученический венец (был повешен в Крыму бандитами).

Когда в епархии начались аресты священников, владыка посещал их в тюрьме.

В конце августа 1918 г. чекисты арестовали еп. Лаврентия и отказались выпускать его, даже когда верующие собрали залог (16 тысяч рублей).

В 1918 г. государство постановило отобрать у Церкви земли и церковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг, так как это было ничем иным, как открытым гонением на церковь.

7 июня 1918 г. состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии. Съезд принял постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено соответствующее воззвание к пастве, которое подписали еп. Лаврентий как председатель съезда, настоятель собора протоиерей Алексей Порфирьев как секретарь собрания и бывший губернский предводитель дворянства Алексей Борисович Нейдгард.

Когда обвинение было найдено, власти арестовали о. Алексия Порфирьева.

 Отец Алексий родился в многодетной семье крестьянина Симбирской губернии и избрал священство по влечению сердца. Был большим молитвенником. Из всех икон Божией Матери более всех почитал образ «Всех скорбящих радости».

Вечером 24 октября / 5 ноября владыку Лаврентия перевели в тюрьму в ЧК. На другой день ему и о. Алексию было сказано, что их расстреляют, и предложено помилование, если они откажутся от сана. Такой отказ был немыслим, чекисты объявили приговор – расстрел. Святыми Дарами, которые епископ Лаврентий имел с собой, он причастил себя и священника Алексия Порфирьева. Вскоре к ним присоединили Алексея Нейдгардта. Утром их вывели в сад, где уже была вырыта могила. Владыка стоял напротив палачей и молился с воздетыми вверх руками. Русские солдаты отказались их расстреливать. Согласились латыши.

Тела еп. Лаврентия и священника Алексия отвезли на Молчальный остров и выбросили в Волгу.

Прп. Арефа (Митренин) исп. (1932): Новомуч. Священномученик Арефа Валаамский (в миру Митренин Александр Фёдорович) родился 21 ноября 1879 года, в городе Кронштадт. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Зачислен в послушники 20 марта 1906 года. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года. Посвящён в сан иеромонаха — 28 апреля 1921 года. С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Финляндию, в Валаамский монастырь, откуда 22 октября был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю.

С 1927 года проживал в часовне Валаамского монастыря в Ленинграде, на Васильевском острове. Арестован 18 февраля 1932 года. Из протокола допроса: «...Против Сов. власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так как нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают; вообще сов. властью везде гонение на религию».

Приговор последовал такой: «Выслать в Казахстан сроком на 3 года с 17/02.1932 г.»

Скончался в ссылке в ноябре 1932 г., погребён в городе Ташкенте, 53-х лет.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания (память 25 января).

Сщмчч. Иоанн (Смирнов) и Николай (Никольский) пресвитеры (1937): Новомуч.

Сщмч. Петр (Богородский) пресвитер (1938): Новомуч.

 

Мч. Акакий пресвитер (303). Усечен в 303 г.

Свт. Папа, еп. Скифрский (IV).

Блаженный Елезвой, царь Ефиопский Блж. Елезвой (Калеба), царь Ефиопский (ок. 553-555). Современник святого мученика Арефы. Блаженный Елезвой, царь Ефиопский, жил в то время, когда Аравией управлял гонитель христиан иудей Дунаан. Благочестивый Елезвой не мог равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, и объявил Дунаану войну. Но поход его был неудачен. Желая узнать причину поражения, Елезвой, по указанию свыше, обратился к некоему затворнику, и тот открыл царю, что он поступил неправедно, решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: "Мне отмщение, Я воздам!" (Евр. 10, 30). Затворник посоветовал блаженному Елезвою посвятить Богу последние дни жизни, чтобы избежать гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана. Святой Елезвой дал обет Господу и, отправившись с войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После победы святой оставил царство, затворился в монастырской келлии и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах († ок. 553-555).

Мц. Синклитикия Негранская и две дщери ее (VI). Святая мученица Синклитикия и две ее дочери (VI) пострадали от Аравийского царя Дунаана. Святая Синклитикия происходила из знатной семьи, была сенаторшей. Овдовев еще в молодости, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей и сама вела жизнь целомудренную и добродетельную. Замыслив уничтожить христиан в своей стране, иудей Дунаан начал гонение. Вызвав святую Синклитикию с дочерьми к себе, Дунаан пытался убедить ее оставить "безумие" и обещал за это взять в свиту своей жены. "Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и жизнь?" - отвечала святая мученица.

Дунаан приказал водить мученицу Синклитикию и ее дочерей по городу как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, а она говорила им, что этот "позор" для нее дороже всякой земной почести.

Мученицу опять привели к Дунаану, и он сказал: "Хочешь остаться живой, отрекись от Христа". "Если я отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной смерти?" - ответила святая. Разгневанный мучитель повелел сначала умертвить дочерей святой Синклитикии и их кровью напоить ее, а потом отсечь голову матери.

Прп. Арефа Печерский (не позднее 1190). Прп. Арефа тайно хранил в своей келье большое богатство и никогда не помогал бедным. Но Господь, желавший по милости Своей привести его к покаянию, попустил ворам украсть все его имущество. Тогда Арефа страшно ожесточился, стал роптать, и даже тяжкая болезнь не вразумила его. Он лежал уже в беспамятстве, как вдруг воскликнул: «Господи, помилуй! Господи, прости! Все Твое, не жалею о сем». Придя в себя, он рассказал братии свое видение: «Пришли ко мне ангелы, пришел и полк бесовский, и начали они рассуждать об украденном у меня богатстве. Наш он, говорили бесы, потому что он хулил и роптал, вместо того, чтобы благодарить Бога. Ангелы же сказали мне: “Если бы ты прославил Бога, потерянное богатство вменилось бы тебе в милостыню. Благодарение заменяет благое произволение”. Услышав это, я возопил слова, которые вы слышали. Бесы исчезли, а ангелы возрадовались, вменили мне потерянное серебро в милостыню и удалились».

С тех пор блаженный Арефа совершенно изменился, стал вести подвижническую жизнь и всегда благодарил Бога, говоря: «Господь дал, Господь взял, да будет благословенно Имя Господне».

Нетленные чудотворные мощи его свидетельствуют о том, что он угодил Богу.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прпп. Сисой (XIII) и Феофил (XII-XIII), затворники Печерские. Память их празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Свт. Афанасий, патриарх Константинопольский (ок. 1315). Святой Афанасий происходил от благородных и благочестивых родителей. В детстве он не любил предаваться играм, а занимался молитвой и чтением. Когда стал старше, дружил только с такими товарищами, от которых мог научиться доброму. Вняв словам Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. X, 37), он тайно удалился из дома и обошел афонские обители, поучаясь подвижнической жизни. Затем подвизался в разных обителях и везде приобретал любовь и уважение братии. В монастыре святого Лазаря св. Афанасий принял схиму и возведен был в сан священника. Здесь однажды он слышал голос от лика Спасителя: «За то, что ты любишь Меня, Афанасий, будешь пасти народ Мой». Слух о святой жизни Афанасия дошел до благочестивого царя Иоанна Кантакузена, и он пожелал возвести святого на кафедру патриарха. Долго отказывался св. Афанасий, считая себя недостойным такого сана; но когда сказали ему: «Церковь зовет тебя на помощь против врагов ее, и если ты не послушаешь ее, то дашь ответ Богу в день Суда», – согласился. Став архипастырем, св. Афанасий ревностно служил Богу. Он обличал всех, уклоняющихся от правого пути, не щадя ни вельмож, ни богатых, ни даже самого царя; ослушников наказывал епитимиями, и потому вскоре нажил себе много врагов. Стали просить у царя другого патриарха, более снисходительного. Сначала император оставил без внимания желание противников Афанасия, но потом, чтобы не нарушить мира, сказал патриарху, что он увольняет его. «Государь, – отвечал Афанасий, – я не по своей воле и не для того принял высокое достоинство, чтобы потворствовать человеческим страстям, но – чтобы обличать и исправлять. Страшному осуждению подлежит всякий пастырь, который не обличает согрешающих». Место св. Афанасия заступил добродетельный Иоанн. Но он по своей кротости и простоте не в силах был бороться с врагами Церкви, и потому, не стерпев упреков совести за слабость правления, сам сложил с себя сан, и тогда св. Афанасия насильно взяли из монастыря и с великой честью опять вручили ему патриарший жезл. Но враги св. Афанасия и теперь не переставали строить козни против него. Тогда св. Афанасий уже сам оставил патриаршескую кафедру и посвятил себя уединенной жизни. «Для чего ты оставил овец без пастыря? – сказал ему однажды Господь во время молитвы. – Я Сам с любовью распялся для спасения мира, а ты, как боязливый воин, оставил Церковь Мою!» Св. Афанасий с плачем просил у Господа прощения за свое малодушие и начал вести еще более строгую жизнь. Он еще при жизни был удостоен дара чудотворения. Скончался в возрасте 100 лет.

Прп. Иоанн, затворник Псковский (1616). Св. Иоанн подвизался в келье в крепостных стенах города Пскова с 1594 г. до 24 октября 1616 г. – дня своей кончины. Все 22 года затворничества он прожил в совершенном безмолвии. Питался он одной рыбой и никогда не вкушал хлеба.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Прп. Георгий (Карслидис) (1959).

Прмч. Раза.

Мч. Нердон. Сожжен на костре.

Мч. Ираклий.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz