Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 октября

 

Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787). Св. Иоанна исп. (1930); прмч. Лаврентия (1937); сщмч. Александра пресвитера (1940); Свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (1955).

Прпп. Амфилохий, игумен Глушицкий (1452). Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799).

Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.

 

Мученики Андроник, Пров, Тарах Мчч. Пров, Тарах и Андроник Аназарвские (304). Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он принесет жертву Единому Истинному Богу в чистом сердце.

Видя твердость святых в исповедании веры Христовой, проконсул предал их пыткам. «Когда мое тело страдает, – говорил язычникам святой Пров, – тогда душа моя исцеляется и оживляется».

Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела мучеников на части. Христиане тайно взяли тела мучеников и похоронили их.

Прп. Косма, еп. Маиумский, творец канонов (ок. 787). Родители св. Иоанна Дамаскина (память его 4 дек.), проживая в городе Дамаске, приняли к себе в дом некоего христианского сироту, по имени Косма, происходившего родом из  Иерусалима. Они приняли его как родного сына и воспитали вместе и наравне с родным сыном Иоанном. Купив у агарян в качестве раба одного инока, по имени также Косма, они отдали ему в обучение обоих отроков Иоанна и Косму. Косма, обучившись у этого образованного инока всей премудрости христианского ведения и достигнув совершенного разума и возраста, оставил суетный мир, и, удалившись в монастырь св. Саввы Освященного (в Палестине, недалеко от Иерусалима), возложил там на себя бремя иноческого пострига и добро подвизался в нем.

Когда настало в Церкви иконоборство, прп. Косма побудил св. Иоанна Дамаскина выступить в защиту святых икон и написать для православных исследование о поклонении иконам, разделив с ним этот труд. Он же украсил церковное богослужение прекрасными, вдохновенными тропарями и канонами. Он почтил песнопениями Лазарево воскрешение, вольные страдания Христовы и некоторые Господни праздники.

Впоследствии св. Косма был поставлен во епископа Маиумского, в сане коего много и Богоугодно потрудился. Почил он мирно в глубокой старости.

 

Св. Иоанн (Летников) исп. (1930): Новомуч. Исповедник Иоанн (Иван Леонтьевич Летников) родился в 1860 г. в селе Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Вместе с тестем Андреем Сытниковым, во владении у которого было несколько барж и пароходов на реке Оке, Иван Летников занимался покупкой ржи, которую перемалывали затем в муку и отвозили в Москву на продажу. Впоследствии Иван стал лесопромышленником, имел свой лесопильный завод и мельницу. В 1918 г. он добровольно отдал государству лесопильный завод и занялся крестьянским трудом.

Троицкая церковь в селе Протопопово была перестроена Андреем Салтыковым. В 1897 г. были отстроены приделы во имя Святогорской иконы Божией Матери и во имя прп. Андрея Критского. С 1904 по 1929 г. Иван Леонтьевич был старостой этого храма.

Иван Леонтьевич был арестован 5 октября 1929 г. Будучи допрошен, Иван Леонтьевич не признал себя виновным и не согласился оговорить священника Иоанна Калабухина (память его 13 февраля). 12 октября следователь зачитал ему постановление о предъявленном обвинении, подписывать которое Иван Леонтьевич отказался. 17 октября состоялся дополнительный допрос, и в тот же день ему было объявлено об окончании предварительного следствия. Виновным себя в предъявленном обвинении он не признал.

Все время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме. 23 декабря 1929 г. тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна к трем годам заключения в концлагерь, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года.

Тяжелые условия заключения, этапа и жизни на Крайнем Севере подорвали здоровье Ивана Леонтьевича, которому исполнилось тогда 70 лет. 25 октября 1930 г. он умер в городе Архангельске и был погребен в неизвестной могиле.

Прмч. Лаврентий (Левченко) (1937): Новомуч. Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 г. в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме Стефана в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария. Все они вступили на путь спасения души и посвятили свои жизни Господу Иисусу Христу. В 1891 г. в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через 4 года в Шамордино поступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 г. – сестра Мария. В 1910 г. в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь, мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 г. и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан.

В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия Оптиной Пустыни безбожниками в 1923 г. архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме.

После того как в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске, где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин); здесь и стал служить архидиакон Лаврентий. Само служение и пение было по-прежнему оптинским, и сюда потянулись православные русские люди. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) (прмч., память его 26 дек./ 8 янв., †1938) и иноки, поселившиеся в ближайших деревнях, и в эти дни пели на два клироса.

Впоследствии по просьбе прихожан храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска, архиепископ Калужский Сильвестр (Братановский) рукоположил полюбившегося им благочестивого архидиакона Лаврентия в иеромонаха. В Ивановское к нему переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием.

Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин в колхозе.

В 1935 г. сотрудники НКВД принялись собирать об отце Лаврентии сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить с верующими беседы об отце Лаврентии. Из таких бесед с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. Также осведомитель узнал, что иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов.

В апреле 1936 г. сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его ареста и осуждения. Но свидетели дали показания столь путанные, что арест иеромонаха Лаврентия был тогда отложен. Однако в конце лета 1937 г. вышел приказ Сталина о массовых арестах, и тогда протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священника.

Иеромонах Лаврентий был арестован 6 сентября 1937 г. и заключен в камеру предварительного заключения при козельской милиции. В тот же день его допросил начальник козельского районного отделения НКВД и предъявил обвинение в проведении им контрреволюционной агитации среди колхозников. Виновным себя в этом о. Лаврентий не признал.

22 сентября 1937 г. начальник козельского отделения НКВД составил обвинительное заключение и направил его на решение тройки. 5-6 октября 1937 г. состоялось заседание тройки НКВД, и о. Лаврентий был приговорен к расстрелу. Иеромонах Лаврентий (Левченко) был расстрелян 25 октября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле.

Сщмч. Александр (Поздеевский) пресвитер (1940): Новомуч.

 Свт. Николай (Могилевский) исп., митр. Алма-Атинский (1955): Новомуч. Священноисповедник Николай родился в день Светлого праздника Пасхи 9 апреля 1877 г. в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии Могилевских в селе Комиссаровке Верхне-Днепровского уезда, Екатеринославской губернии. Назвали его Феодосием в честь святого мученика Феодосия. Семья была набожная, большое влияние в воспитании Феодосия имела также его бабушка Пелагия, часто вспоминал Владыка и своего дедушку, который был священником.

В 1904 г. исполнилась заветная мечта Феодосия: в канун праздника святителя Николая Чудотворца, в Нило-Столобенской Пустыни Феодосий был пострижен в мантию с именем Николай. В мае 1905 г. монаха Николая рукоположили в сан иеродиакона, а 9 октября того же года – в иеромонаха. По настоянию братии в 1907 г. о. Николай поступил в Московскую Духовную академию, которую через 4 года успешно закончил.

В октябре 1919 г. в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Дальнейшее служение епископа Николая проходило под благодатным покровительством свт. Феодосия Черниговского (память его 5 февр.), которого Владыка очень почитал.

В 1923 г. преосвященный Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, в которой в то время было очень тяжелое положение. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов Православия. Исходом этой борьбы был арест владыки, последовавший 8 мая 1925 г.

Проведя в заключении более двух лет и освободившись, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле владыка служил до следующего своего ареста 27 июля 1932 г. Следствие велось в Воронеже, после чего владыка был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Вспоминая свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время. Саровская обитель была преобразована в исправительно-трудовой лагерь. В те времена была еще цела келья прп. Серафима, и владыка все время своего нахождения в лагере ощущал себя как бы на послушании у великого святого.

В 1941 г. владыка Николай был возведен в сан архиепископа, а 27 июня 1941 г., вслед за вестью о начале Великой Отечественной войны, архиепископа Николая постигло новое испытание – он был арестован и помещен в тюрьму города Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области.

Владыка ехал на вольную ссылку, но в арестантском вагоне. На станцию Челкар поезд прибыл ночью. Охранники вытолкали владыку на перрон в нижнем белье и в рваном ватнике. В руках у владыки было только удостоверение, с которым он должен был два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку. Оставшуюся часть ночи владыка пересидел на вокзале. Идти было некуда. Утром владыке пришлось обратиться за помощью к старушкам, и на его просьбу откликнулись добрые женские сердца. Старушки подали ему: кто – телогрейку, кто – шапку, кто – залатанные валенки. Одна старушка приютила его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Владыке в то время шел уже 65-й год. Голова его была бела, и вид его невольно вызывал сострадание. Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду.

До глубокой осени 1942 г. владыка продолжал влачить свое нищенское существование. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, все тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Силы покидали его не по дням, а по часам. И вот пришел момент, когда иссякли последние силы, и владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково «Дедушка». Но только один молодой врач знал трагедию этого «дедушки», знал, что выпиши его из больницы, и опять он пойдет просить милостыню и жить с коровой и свиньей.

И вот настал день, когда врачу предложили выписать «дедушку» из больницы. Владыка Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю. И вот, когда все собрались проститься с добрым «дедушкой», вошла нянечка и сказала: «Дедушка, за вами приехали!» Это оказался татарин, который подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу, а потом приносил ему через каждые десять дней по нескольку татарских лепешек, яиц, сахара. Вышли на улицу, татарин посадил владыку в сани, сел сам, и они поехали. Был конец зимы 1943 г. «Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете», – спросил владыка. «Надо помогать друг другу, – ответил татарин, – …Бог сказал мне: “Возьми этого старика, его нужно спасти”».

Для владыки началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная дочь, которая также была сослана, но в другую местность. Вера Афанасьевна не стала скрывать от окружающих, кто такой тот «дедушка», которого заботливо выходили челкарцы.

10 октября 1944 г. владыка сам направил в НКВД «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода». Постановлением Особого совещания при НКВД от 19 мая 1945 г. владыка Николай был освобожден досрочно. 5 июля 1945 г. постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).

Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 г. в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Необыкновенная ревность была у владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил.

Усердный молитвенник, особенно любил и почитал владыка Божию Матерь. К большому духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы.

Молитвенное настроение не покидало владыку и во все дни его болезни. 25 октября 1955 г., в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох.

28 октября 1955 г. епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел владыку Николая в кафедральном соборе Алма-Аты. [Православный церковный календарь 2010. – Изд. Московской Патриархии. Стр. 19-22. ]

 

Сщмч. Максимилиан, еп. Норичский, славянин (282).

Мученица Домника Мц. Домника (Домнина) Аназарвская (286). Святая Домника подвизалась при императоре Диоклетиане. Приведенная за исповедание Христа на суд к Лизию, игемону Аназарва Киликийского, она сначала была бита воловьими жилами, ноги же ее были обожжены раскаленным железом. Затем ее столь жестоко терзали палками, что перебили ей суставы. Брошенная, наконец, в темницу, она предала дух свой Господу.

Мартин Милостивый Турский Свт. Мартин Милостивый, еп. Турский (ок. 400). Святой Мартин происходил из города Сабарии области Паннонии в Римской империи. Родился он в первой половине IV в. Родители его были язычники. Отец его усердной военной службой поднялся до звания трибуна и занял высокое положение. Детские годы Мартина прошли в Тицине (ныне город Павия на севере Италии). Еще в самом раннем возрасте святой своею кротостью, милосердием и душевной чистотой являл в себе признаки призвания свыше. В то время христианская вера повсюду быстро и открыто распространялась в пределах Римской империи. Воспламенившись любовью к добродетелям, отрок на десятом году жизни, против желания своих родителей, сделался оглашенным. Он не обучался наукам, довольствуясь лишь одним учением Христовым. Будучи двенадцати лет он возымел желание сделаться отшельником. Но Бог судил иначе. Когда Мартин достиг пятнадцатилетнего возраста и, на основании императорского указа, он, как сын ветерана, должен был поступить в войско, отец силой принудил его принять воинскую присягу. Как сын трибуна и как сильный и видный юноша, Мартин стал конным офицером и приобрел большое доверие со стороны начальников.

Новое видное положение не изменило его смиренного и благочестивого образа жизни. Даже будучи солдатом, Мартин всецело отдавался делам милосердия христианского. Службу свою он нес в Галлии (ныне Франция). Зимовало войско в Амьене. Зима была чрезвычайно суровой. Однажды, проходя через ворота города, Мартин встретил полуобнаженного нищего, закоченевшего от стужи. Он не мог дать нищему никакой милостыни, так как накануне роздал все свои деньги. Тогда он снял с себя воинский пояс и плащ и, разделив их пополам, отдал одну половину нищему, а сам закутался в другую половину одеяния. Многие видели этот поступок и смеялись. Но Господь утешил его за это небесным видением. Ночью, во время сна, Мартин увидел Господа Иисуса Христа, Который явился ему одетым частью плаща того.

После этого Мартин, не колеблясь, принял святое крещение в возрасте 18-ти лет. После крещения он еще более стал стремиться оставить военную службу, которая была чужда его благочестивым наклонностям. Но еще в течение двух лет он продолжал воинское служение, принимая участие в трудных походах царя Констанция против диких германских племен. Наконец, оставив службу, он отправился к знаменитому святостью жизни и христианской образованностью Иларию, епископу города Пуатье, чтобы отдать себя под его духовное руководство. Иларий принял юношу с сердечной любовью.

Пробыв недолго в должности заклинателя (чтеца особых молитв над одержимыми злыми духами), Мартин стал беспокоиться при мысли, что его родители еще язычники, и отправился к себе на родину для обращения их ко Христу.

Достигнув родного дома, Мартин застал родителей живыми. Отец его отнесся к нему недружелюбно и остался непреклонным к его проповеди. Но мать склонилась на его убеждения и была просвещена светом Евангелия, равно как и многие жители его родного города. В это время, вследствие покровительства нечестивого царя Констанция арианам, ересь их распространилась по всей Паннонии. Мартин стал бороться против нее, и за это подвергнулся преследованиям. После телесных истязаний он был изгнан из города и поселился на одном безлюдном острове, чтобы вести отшельническую жизнь с одним сотоварищем. Узнав о судьбе своего учителя Илария, Мартин отправился к нему в Пуатье, и они, после пятилетней разлуки, с радостью обняли друг друга. Иларий дозволил ему основать иноческую обитель недалеко от Пуатье. Вокруг благочестивого юноши быстро собрались друзья и ученики. Мартин всех с любовью принимал и служил для всех образцом подвижнической Богоугодной жизни. Обитель святого Мартина в короткое время процвела и прославилась, явившись первым монастырем в Галлии и сделавшись знаменитым рассадником в этой стране иночества.

Не получив практически никакого образования, он, тем не менее, вразумлял и наставлял силою Христовой благодати и глубоко просвещенных лиц. Однажды он воскресил умершего в его отсутствие оглашенного, который после этого немедленно принял святое крещение. С того времени о Мартине разнеслась слава, как о святом муже, облеченном силою свыше. Он сам ясно видел истину Христову и твердо был убежден в ней. С той же ясностью, живостью, простотой и убедительностью он разъяснял ее верующим и неверующим.

Видя великие подвиги св. Мартина, исконный враг рода человеческого дьявол воздвиг на него злокозненную брань, являясь ему и всячески искушая его. Но вместе с тем святому были и утешительные и благодатные явления ангелов и святых Божиих. Благодать Божия явно почивала на нем. Всем становилось ясно, что Бог избрал его не для безмолвных лишь подвигов в уединении и тишине монастырской кельи. И вот, когда епископская кафедра в городе Туре стала свободной, народ пожелал иметь своим святителем св. Мартина.

Став епископом, св. Мартин нисколько не переменился. Он по-прежнему был образцом глубокого смирения, довольствовался простой одеждой и самою скудною пищей. Большую часть времени он посвящал иноческим подвигам. Недалеко от города он избрал себе дикое, уединенное место для своих иноческих подвигов. Здесь он построил деревянную келью. Возле него стали селиться и другие подвижники, искавшие пустынной жизни. Таким образом, около него собралось до 80 человек братии, и образовалась новая иноческая обитель. Она называлась монастырем Мартина, а впоследствии Мармутье, приобретшем громкую славу и великое значение в истории монашества на всем Западе. Иноки этой обители приняли устав Мартина и подвизались в подвигах поста и молитвы под его опытным руководством. Из этой обители вышло много епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди язычников.

Сам св. Мартин ревностно трудился над обращением язычников и ниспровергал идолопоклонство в большей части Галлии. Евангельская проповедь св. Мартина имела тем больший успех, что сопровождалась нередко знамениями и чудесами. По его молитвам разрушались идольские храмы и жертвенники, воскресали мертвые, исцелялись больные. Подвиги милосердия и любви христианской к несчастным и убогим были неисчислимы в св. Мартине, за что он и стяжал себе наименование «Милостивого». Кротость, какою отличался Мартин, заставляла даже язычников любить его. У него едва ли были вообще какие-либо враги. Мартин никого не осуждал, никому не воздавал злом за зло. Часто он плакал о грехах даже тех из своих поносителей, которые при нем, или в его отсутствие, нападали на него со змеиными устами и ядовитыми языками.

Предсказания св. Мартина всегда сбывались. Так он предсказал будущее епископство одному молодому человеку по имени Брикций, который, возбуждаемый злым духом, поносил св. Мартина, но, столкнувшись с его смирением и кротостью, помнился и раскаялся в своих грехах. После смерти св. Мартина он действительно стал его преемником на епископской кафедре.

Неотразимо и сильно было влияние св. Мартина на самых надменных и жестокосердных людей, даже на сильных мира сего. Так он смирил известного своей свирепостью начальника области Авициана и принудил его отпустить всех узников, которых он готовился публично казнить для устрашения жителей города Тура. Св. Мартин без всякого страха обличал за злодеяния и царственных особ.

К концу своей жизни св. Мартин, узнав, что между духовенством в округе Канда возникла ожесточенная распря, поспешил туда, чтобы примирить сорившихся клириков. Созвав своих иноков, он предсказал им о приближении своей кончины, и отправился в путь, напутствуемый слезами и воплями. Восстановив мир в Кандах, святой заболел горячкой и почил. Окружавшие его братия были поражены блеском и красотою его лица, когда он лежал уже мертвым. При великом стечении народа он был предан торжественному погребению. По блаженной кончине Своего великого угодника и чудотворца, Бог сподобил его нетлением тала, и при гробе его совершались великие и многочисленные чудеса.

Прпп. Амфилохий, (1452) и Тарасий (1440) игумены Глушицкие. 

Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие Однажды пришел к прп. Дионисию (память его 1 июня) иеромонах Амфилохий из Великого Устюга и сказал ему: «Отче, спаси меня!» – «Брат мой, зачем ты подъял столь великий труд, чтобы прийти сюда?» – спросил его прп. Дионисий. Амфилохий отвечал: «Я пришел, прежде всего, помолиться Пречистой Богородице, а потом припасть к твоим стопам и живущей с тобою братии, дабы вы за меня молились!»

Преподобный пригласил его в келью, и после молитвы они сели. Тогда настоятель послал за иноком Макарием и сказал ему: «Пришел к нам в монастырь Богом вразумляемый инок Амфилохий и хочет с нами приносить Богу молитвы!» Макарий отвечал: «Прости меня, невежду, честный отче, не знаю, что говорить!» – «Говори, послушник, что тебе Бог положит в разум», – повелел настоятель. И Макарий сказал: «Благословен Бог, “Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”» (1 Тим. II, 4). Тогда Амфилохий понял, что здесь живут истинные рабы Божии, и, упав к ногам преподобного, со слезами сказал: «Ныне узнал я, отче, пути твои и как ищешь ты славы только единого Бога!» Преподобный же поднял его, говоря: «Благословен Бог, направивший к нам стопы твои, ибо Он один может спасти тебя и меня!» Амфилохий в слезах продолжал: «Поелику всеведущий Бог привел меня в святые твои руки, с помощью Божией буду исполнять все, что ты велишь!»

Тогда прп. Дионисий преподал ему устав своей пустыни. И Амфилохий сказал: «Апостол велит повиноваться наставникам, которые бодрствуют о душах наших (Евр. XIII, 17). Поверь мне, честный отче, что я принял заповедь сию, как от Самого Бога!» Тогда они сотворили завет между собой не разлучаться никогда в этой жизни. Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал, что он много молился об этом, но Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил перед кончиной стадо свое.

Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и приемник – в 1452 г. Оба преподобных почивали в Соловецком монастыре.

Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего, подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»

В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.

Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном.

Раз прп. Дионисий был в Ростове в доме одного благочестивого горожанина. У него был двенадцатилетний сын по имени Матфей. Преподобный прозрел в нем будущего инока и вступил с ним в беседу. Начал он слов Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин меня!» (Мф. X, 37), затем он стал изъяснять, что слова Спасителя: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю я вам, но разделение!» (Лк. XII, 51) – означают отсечение всех мирских пристрастий и любви к житейскому. И Сам Он поступил так, сказав: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. XII, 50), и тем показал нам образ нового духовного жительства. К этому жительству и призывал прп. Дионисий юного своего собеседника. Отрок отвечал ему: «Как ты мне говоришь, так и я сего желаю, лишь бы мне иметь тебя учителем». – «Я буду иметь тебя учеником», – отвечал преподобный. Он привел его в монастырь, постриг его с наречением имени Макарий, поселил в своей келье и непрестанно молился о нем.

Юный инок подвизался в совершенном послушании, привыкая к монастырскому уставу, авва же его любил ради его добродетельности и доброго произволения. И когда настало время, по его просьбе архиеп. Ростовский Дионисий рукоположил его во пресвитера.

Впоследствии прп. Макарий был игуменом в Глушицком монастыре. Там же он был и погребен, рядом с прп. Тарасием.

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799). В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня (см. 6 марта) св. царицей Еленой (память ее 21 мая). Вскоре после этого был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем этой великой святыни. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира.

Точно также и святая Русь в тысячелетний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну же из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена Иоаннитов. Этот орден возник в 1047 г., благодаря тому, что некоторые из западных христиан добились у египетского халифа разрешение построить в Иерусалиме для паломников убежище и церковь. Название ордена связано с наименованием имеющейся у него церкви при госпитале, посвященной святому Иоанну Крестителю. Будучи сначала учреждением, преследовавшим только цели благотворительности, орден впоследствии получил новый устав, по которому целью его деятельности была уже и вооруженная защита паломников на пути их в Иерусалим. Семисотлетняя борьба с неверными в защиту христианства покрыли Иоаннитов вечною славою. В награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящего Креста Господня, которую и

Сделать бесплатный сайт с uCoz