Краткие жития святых, православные праздники и события

28 октября / 10 ноября

 

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249-250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).

Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (587) (Груз). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).

 

Параскева Пятница Вмц. Параскева, нареченная Пятница (III). Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии (теперь Турция). Это имя святая Параскева носила не случайно. Ее родители, христиане, прося Бога о разрешении их от бесплодия, особо чтили день пятницы, вспоминая крестные страдания Господа, проводили его в посте, молитве и милостыне. За это Бог послал им в этот день дочь, которую они и назвали Пятницей, или, по-гречески, Параскевой. В то время еще не существовало монашества как такового. Став сиротой, Параскева приняла обет девства и свою жизнь посвятила распространению христианской веры среди язычников.

В 300 г. в Иконии началось гонение на христиан при императоре Диоклетиане. Параскева отказалась принести жертву идолам, за что была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями, а потом бросили в темницу. Бог не оставил святую и чудесно исцелил ее. Ее долго пытали, а потом отсекли мечом голову.

На месте погребения св. Параскевы Пятницы начали совершаться исцеления. Мощи св. Параскевы покоятся в кафедральном соборе города Яссы в Румынии с 1641 г. и по сей день.

Мчч. Терентий и Неонилла Сирийские и чада их Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия (249-250). Блаженный Терентий и его супруга Неонилла были христианами, воспитавшие своих детей в благочестии. Когда в царствование Декия их всех схватили и представили на незаконное судилище нечестивцы, они исповедали Христа и хулили идолов. За это их вешали и мучили строганием, причем раны мучеников поливали уксусом и прижигали огнем. Святые же с усердием молились и утешали друг друга. Бог не презрел их моления и послал святых своих ангелов, которые освободили их от оков и исцелили их язвы. Видя это, нечестивцы ужасались. После этого святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, ибо звери, по Божьему повелению, были кротки как овцы. Тогда они были брошены в котел с кипящей смолой, но тотчас огонь угас и котел охладился, а смола стала похожа на холодную воду. Видя, что муки вовсе не наносят вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы.

Прп. Стефан Савваит, творец канонов (после 807). Подвизался в лавре св. Саввы в Палестине и написал несколько канонов церковных.

Святитель Арсений  I Сербский Свт. Арсений I, архиеп. Сербский (1266). Святитель Арсений был славянин. Подвизался в Жичском монастыре, который находился тогда под управлением св. Саввы Сербского. Савва полюбил Арсения за ум и благочестие, и когда оставлял кафедру, то не нашел преемника достойнее его. Святой Арсений тридцать лет мудро управлял сербской паствой. Скончался он мирно в 1266 г. Мощи его почивали в основанном им Пекском храме.

Прп. Иов Почаевский Прп. Иов, игумен Почаевский (1651). Преподобный Иов жил в тяжелые времена, когда, по попущению Божию, Юго-Западная Русь, почти обезлюдевшая после татарского нашествия, была занята литовскими войсками. В конце XV в. Польша с Литвой соединились, была провозглашена Люблинская уния, и коренное русское православное население подверглось угнетению.

Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что двенадцатилетним был уже пострижен в мантию с наречением ему имени Иов, по достижении совершенного возраста – возведен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Но к лику святых он был причислен с именем Иов.

По просьбе князя Острожского прп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. Однако же жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру; ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.

Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по кончине преподобного его преемником по игуменству: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг осиял его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев это, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

В обители прп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще 6 меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа игумена Почаевского властною его рукою написанная». В 1880 г. она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография прп. Иова, возобновленная в начале XX в. архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес прп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной Почаевской иконой Божией Матери (празднование ее 23 июля). Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло, за кощунство над иконой, Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В свободное время прп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.

В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившем унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо игумен Почаевский».

Скончался прп. Иов 28 октября 1651 г. Мощи его были открыты в 1659 г. после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в монастырь приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и, к своему ужасу, увидела, что церковные врата открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии прп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

Память его празднуется также 28 августа в день обретения мощей и 10 октября вместе с Собором Волынских святых.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Свт. Димитрий, митр. Ростовский (1709). Память его празднуется также 21 сентября (обретение мощей, см. о нем там же).

 

Сщмч. Иоанн (Виленский) пресвитер (1918): Новомуч.

 

Мчч. Африкан, Терентий, Максим, Помпий и иные 36 (III). Память их празднуется также 10 апреля (см. о них там же) и 13 марта.

Прпп. Фирмилиан, архиеп. Кесарийский, и Мелхион пресвитер (ок. 250).

Святитель Кириак Иерусалимский Сщмч. Кириак, патриарх Иерусалимский, и матерь его, мц. Анна (363). Святой Кириак, уверовавший во Христа и крестившийся после обретения честного и животворящего Креста Господня, был епископом Иерусалимским. Он прожил до царствования Юлиана Отступника. Император, во время похода на Персов, прибыл в Иерусалим и здесь потребовал святого Кириака на суд, где принуждал того принести жертву идолам, но святой решительно отказался сделать это. Тогда император приказал отрубить ему правую руку: «Много посланий написал ты этой рукой, – сказал он, – и многих отклонил от почитания богов».

Потом он велел лить святому в рот расплавленное олово и положить его на раскаленное медное ложе. Мать святого Анна, пришедшая на место мучений, была схвачена, повешена за волосы и строгана железом. После ее мученической кончины скончался и святой Кириак, брошенный в кипящий котел и пронзенный копьем.

Сщмч. Неофит, еп. Урбнисский (587) (Груз). Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них старца - святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком. Через некоторое время он действительно вернулся в Шиомгвимский монастырь, принял святое Крещение и постригся с именем Неофит, что значит "новообращенный".

С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Самуил IV (582-591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру.

Язычники и огнепоклонники, чьи ложные учения святой Неофит ревностно искоренял, решили погубить его. Ворвавшись в епископский дом, где они застали преосвященного Неофита на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями, подобно тому, как в свое время побили язычники камнями первомученика Стефана. Это произошло в 587 году. Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма. Грузинская Церковь празднует память священномученика Неофита, епископа Урбнисского, 28 октября.

Прп. Иоанн Хозевит, еп. Кесарийский (VI). Память его празднуется также 3 октября (см. о нем там же).

Св. Феврония, дочерь царя Ираклия (632). Проводила жизнь в пустынном уединении.

Мчч. Ангелий, Мануил, Георгий и Николай Критские (1824).

Прп. Феофил Киевский, Христа ради юродивый (1853).

Св. Нафанаил.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz