Краткие жития святых, православные праздники и события

21 октября / 3 ноября

 

Прп. Илариона Великого (371-372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Сщмч. Павлина, архиеп. Могилёвского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов, прмчч. Софрония и Неофита (1937); прмц. Пелагии (1944).

Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).

 

Иларион Великий Прп. Иларион Великий (371-372). Преподобный Иларион родился в 291 г. в палестинском селении Тавафа. Родители отдали его для изучения наук в школу Александрии, где он познакомился с христианами и принял таинство Крещения, которое совершил епископ Александрийский Петр. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память его 17 янв.), пятнадцатилетний Иларион отправился к нему, став одним из первых учеников подвижника. После кончины родителей Иларион вернулся на родину, раздал имущество родственникам и нищим, а сам поселился в пустыне около газского города Маиума. Здесь преподобный устроил себе маленькую келью, напоминавшую гроб. Нечистые плотские помыслы он побеждал тяжелым трудом и непрестанным бдением. Ел он не более 15 смокв в день, носил власяницу и короткую кожаную мантию – дар Антония. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдания женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводит нечистый, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердных трудов: плел корзины, копал до изнеможения землю.

Однажды ночью на Илариона напали разбойники, но он силой своего слова – «Нагой не боится разбоя, я всегда готов к смерти» – поразил их и убедил оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Господь через обоняние открывал святому страсти того или иного человека. Избегая людской славы, около 365 г. подвижник поселился на Кипре, где сначала подвизался близ приморского города Пифа, а затем, вместе с учеником Исихием, переселился в более пустынное место среди гор. Последние годы он жил в хижине у заброшенного языческого храма. Перед кончиной святой Иларион оставил иноку Исихию переписанное своею рукою Евангелие, власяницу и куколь, а также написал завещание палестинской братии. После смерти великий подвижник был погребен на месте своих подвигов, у Пифы. Множество киприотов получали исцеления на его гробнице. Но спустя 10 месяцев Исихий, в тайне от местных жителей, открыл гроб своего учителя, обрел его мощи и перенес их в палестинский монастырь близ Маниума. С тех пор жители Палестины и Кипра спорили между собою, первые говорили: «У нас тело святого Илариона», на что другие отвечали: «У нас его дух».

Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Болгарский царь Калоиоанн, брат царя Асеня, овладел греческими землями – Фракией, Македонией, Неадой и Элладой и взял город Меглину. Здесь он нашел раку прп. Илариона, еп. Меглинского и, побуждаемый благочестивой ревностью, пожелал перенести мощи святого в свою столицу Тернов и взял их собой. Когда патриарх Болгарский узнал о приближении святого, то вышел навстречу святым мощам со свечами и благоуханными каждениями вместе с епископами и со всем клиром своим, с вельможами и всем народом. Мощи святого были внесены и положены в Богохранимом городе Тернове 21 октября.

Когда воцарился Иоанн Асен II, далеко расширивший пределы своего царства, была выстроена, по народному желанию, в Тернове церковь во имя 40 мучеников, в которой и положены были мощи святого Илариона.

Преподобный Иларион происходил от богатых и знатных родителей. Получив христианское воспитание, он на 18 году оставил мир и удалился в монастырь, где вскоре за свою строгую жизнь он был сделан настоятелем. Заботливый о спасении порученных ему душ, он побуждал их не терять дорогого времени, назначенного для спасения. Особенно он не терпел нетрезвости. В 1134 г. он был посвящен Евстафием, архиепископом Болгарским, в епископа Меглинского. В это время в Болгарии была распространена богомильская ересь, разделявшая дуалистическое учение, по которому зло и добро представляют собою два самостоятельных начала, между коими происходит борьба. Святой Иларион вооружился апостольской ревностью и усердными молитвами, чтобы отвратить жителей от этого лжеучения. Предводители ереси отважились вступить в открытый спор со святителем Илларионом, но он опровергнул их возражения. Также боролся св. Иларион и с Армянами, придерживающимися монофизитства, признающими во Христе одну природу – Божественную. Блаженный Иларион мирно почил в 1164 г.

 

Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилёвский (1937): Новомуч.

Священномученик Павлин (в миру Крошечкин Пётр Кузьмич) родился 19 декабря 1879 года в Пензенской губернии в крестьянской семье. Он рано лишился отца и был воспитан благочестивой матерью. Их дом был приютом для странников. После посещения вместе с родительницей Саровской пустыни, в сердце мальчика возгорелось желание иноческой жизни. И в 1895 году 16-летний Пётр поступает в Саровскую обитель. Затем он перешёл в Николо-Бабаевский монастырь.

Однако тяга к знаниям привела юношу в Москву. Он поступает в число братии Новоспасского монастыря и в течение одного года кончает курс Духовной Семинарии. А в 1916 году послушник Пётр окончил курс Московской Духовной Академии. В Новоспасском монастыре он прожил 17 лет и там принял постриг с именем Павлин. В 1920-1921 годах он являлся наместником Новоспасского монастыря.

2 мая 1921 года отец Павлин был хиротонисан в епископа Рыльского, викария Курской епархии. Владыка неустанно объезжал Курскую епархию, укрепляя позиции Православия в борьбе с обновленчеством.

С 1926 по 1933 годы Владыка занимал сначала Пермскую, а затем Калужскую кафедры. Владыка всегда был прост в общении и доступен. Он любил петь церковные песнопения вместе с народом, приучая паству к сознательному произношению слов молитвенных. Его очень любил простой русский народ. Владыка был незлобив как дитя. Никогда его не видели гневающимся, и терпение его было удивительно, а смирение и кротость достойны преклонения. Если он видел, что кто-то раздражался на него, то не мог успокоиться, пока не испросит прощения у этого человека. Имел Святитель «сердце милующее ко всякой твари…» Так, в своём садике он построил мостик через дорожку по которой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них.

Когда осенью 1926 года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха, Владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова, память 7 ноября) Патриархом.

Находясь тайно с этой миссией в Москве, Владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в ГПУ., последовала волна арестов тех епископов, кто поставил свои подписи под актом избрания Патриарха. Год Владыка пробыл в одиночной камере. Впоследствии он называл тюрьму своей «второй Академией». 9 апреля 1927 года Владыка был освобождён, вслед за освобождением митрополита Сергия (Страгородского), который вскоре издал свою печально известную «Декларацию».

В 1933 году Владыка был назначен на Могилёвскую кафедру. 11 (24) октября 1936 года Владыка был арестован и приговорён к десяти годам заключения.

Святитель был расстрелян 21 октября (3 ноября н. ст.) 1937 года вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Екатеринбургский (1937): Новомуч. Священномученик епископ Аркадий (в миру Ершов Александр Павлович) родился 15 сентября 1879 г. в семье священника. В 1902 году он был рукоположен во священника. С 1920 года был настоятелем Всесвятской церкви в Кунгуре. С 1924 – епископ Кунгурский, викарий Пермской епархии. С 28 июля 1924 года – временно управляющий Екатеринбургской епархией. С 23 января 1929 года – епископ Омский. С 1930 года – епископ Чебоксарский. В 1931 году владыка Аркадий был арестован и приговорен к трем годам ссылки. В 1935 году он был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Епископ Аркадий был арестован в 1935 и приговорен к 5 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Расстрелян.

Сщмчч. Анатолий (Левицкий) и Никандр (Чернелевский) пресвитеры и мч. Киприан (Анников) (1937): Новомуч.

 Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (1937): Новомуч.

Сщмч. Константин (Чекалов) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Сергий (Смирнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 15 июня 1893 г. в селе Борок Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Иоанна Смирнова. Окончил Рыбинское училище и получил место учителя в родном селе; проработал здесь два года. Отец Иоанн настаивал, чтобы сын стал священником и посвятил свою жизнь служению Богу и народу Божьему. Сергей Иванович согласился с отцом и, напутствуемый его благословением, поступил в Ярославскую Духовную семинарию. Окончив ее, он женился на благочестивой крестьянской девушке Надежде, певшей на клиросе. В 1919 г. он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Санниково, расположенного в сорока километрах от Борка. Приход был бедным, при церкви не было дома притча, и отец Надежды Матвеевны помог им купить дом. Здесь о. Сергий прослужил до 1935 г. К этому времени у супругов родилось четверо детей. Отец Сергий проявил себя ревностным пастырем. Он был милостив к нищим и делился последним куском хлеба с неимущими.

В 1935 г. власти потребовали от священника уплаты налога, который он за отсутствием денег не мог заплатить. Власти описали все его имущество и выгнали о. Сергия с семьей из дома, и им пришлось скитаться, снимая квартиры. Как ни хорошо относились крестьяне к своему приходскому священнику, но страх был сильнее, и из-за этого хозяева боялись оставлять его у себя в доме на продолжительное время. У одних хозяев была ступа, и кто-то из прихожан подарил о. Сергию три килограмма ржи. Он взял ступу, чтобы истолочь зерно. Некто донес, что священник занимается помолом, и о. Сергий был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь за неуплату налога. В то время, когда он был в заключении, из села Санниково были выселены все жители, а само село затоплено Рыбинским водохранилищем.

Вернувшись через год из заключения, о. Сергий поехал в Тверь к архиепископу Фаддею, чтобы получить приход, и был направлен в Воздвиженский храм села Теблиши. Восемь месяцев о. Сергий жил на приходе один, но затем ему дали небольшой домик, и в апреле 1937 г. он перевез в Теблиши семью.

Отца Сергия арестовали на третий день после Сергиева дня, 11 октября 1937 г. Из дома при обыске взяли все, включая старенький, уже ветхий подрясник. Дом их отобрали, и семья оказалась на улице, но молитвами исповедника не осталась без Божиего призрения. Директор льнозавода, хотя сам был коммунистом, но, узнав, какую нужду терпит семья арестованного священника, вызвал Надежду Матвеевну к себе и предложил ей работу повара в столовой и комнату.

Отца Сергия через несколько дней вызвал к себе в кабинет начальник местного НКВД и предложил ему отказаться от сана священника в обмен на работу учителем в Теблишах. Отец Сергий наотрез отказался.

Неделю о. Сергия продержали в Кеверичах, а затем перевели в Бежецкую тюрьму, и сразу же начались допросы. Его обвинили в антисоветской и контрреволюционной деятельности, в проведении агитации против колхозов, восхвалении прежней жизни при царизме. Священник не признал свою виновность в этом.

Допросы продолжались каждый день, при этом следователи сменяли друг друга.

Высказав в очередной раз, что он не признает себя виновным, священник не захотел более ничего говорить, не желая лжесвидетельствовать против себя и близких.

20 октября было составлено обвинительное заключение и передано на рассмотрение тройки НКВД. 1 ноября тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Сергий Смирнов был расстрелян 3 ноября 1937 г.

Сщмч. Василий (Никольский) пресвитер (1937): Новомуч. Василий Сергеевич Никольский родился 10 февраля 1898 года в селе Савцыно Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию. Приняв священнический сан, служил в сельских храмах Тверской епархии. Местом служения о. Василия перед арестом в 1930 году было село Быково Горицкого района. Священник был обвинен в «контрреволюционной пропаганде» и сослан на 3 года. В 1934 году вернулся из ссылки, служил в храме в селе Ивановском Теблешского района. 11 октября 1937 года о. Василий вновь был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации против мероприятий советского правительства», в частности, в том, что он «27 сентября 1937 года с целью срыва уборочной кампании среди колхозников активно высказывался за проведение религиозного праздника «воздвижения», вследствие чего часть колхозников, справляя праздник, не работала 2 дня». Священник Василий Никольский виновным себя не признал. Расстрелян 3 ноября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Калининской области от 1 ноября 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмч. Феодор (Беляев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Феодор родился 12 ноября 1867 г. в селе Везгум Белозерской волости Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье священника Евгения Беляева. В 1889 г. он окончил Олонецкую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в Троицком храме села Улома Череповецкого уезда. Здесь же, по пришествии советской власти, был в 1919 г. арестован Череповецкой ЧК, но вскоре освобожден.

В марте 1922 г. прихожанам Троицкой церкви в селе Улома стало известно, что власти собираются прислать комиссию для изъятия церковного имущества. Власти к этому времени продемонстрировали всей России свою жестокость и лживость, и у большинства православных возникло впечатление, что не на помощь голодающим пойдет церковное достояние.

Прихожане храма, в основном женщины, решили создать свою комиссию по защите храма и церковных ценностей и во время изъятия послать по деревням нарочных для оповещения. На собрании присутствовали в основном женщины из многих деревень.

28 марта среди жителей волости прошел слух, что в Улому приехала комиссия из Череповца, которая вскоре намерена приступить к изъятию ценностей их храма. В одной из деревень ударили в набат, в некоторых деревнях появились нарочные, которые стали призывать крестьян идти в Улому защищать храм. Вскоре перед зданием Уломского волостного исполкома собралась толпа в две тысячи человек, в основном женщин, которые стали требовать комиссию и кричать, что они ни в коем случае церковных ценностей не отдадут.

Через некоторое время к священнику прибежал нарочный из исполкома и велел, чтобы о. Феодор срочно шел с ним. В исполкоме от о. Феодора потребовали, чтобы он немедленно вышел к народу, успокоил его и объяснить, что изъятия ценностей сейчас не будет и убедить собравшуюся толпу согласиться с необходимостью изъятия ценностей из церкви. Священник отказался это сделать. Тогда был вызван наряд милиции, который рассеял толпу.

На следующий день, 29 марта, власти арестовали священника Феодора Беляева, а вместе с ним семерых активных прихожан – членов церковного совета; все арестованные были заключены в Череповецкую тюрьму. Начались допросы. На вопросы следователей священник ответил, что отдавать церковное имущество – дело верующих, а не служителей церкви.

17 мая 1922 г. в Череповце состоялось заседание Губернского Революционного трибунала, на котором разбиралось дело восьми обвиняемых. Всех их приговорили к лишению свободы сроком от полутора до трех лет, некоторых условно, но с лишением избирательных прав. Священника Беляева Федора Евгеньевича приговорили к заключению в исправительный дом на четыре года.

После освобождения о. Феодор вернулся служить в родное село, но в 1931 г. снова был арестован за невыполнение произвольно назначенной нормы хлебозаготовок и приговорен к пяти годам ссылки.

Вернувшись из ссылки в 1933 г., о. Феодор поступил служить в Макарьевский храм села Макарово Егонского сельсовета Весьегонского района Тверской области.

Таким был путь православного пастыря во время гонений: из пятнадцати лет церковного служения, с 1918 по 1933 год, восемь лет он нес крест исповедничества, пребывая в заключении и ссылке. Когда о. Феодор вернулся из ссылки, он, уже не имея ничего своего, ни дома, ни имущества, жил в церковной сторожке вместе со сторожем, глубоко верующим православным человеком. Семья – четыре дочери и три сына, были самостоятельны и жили, кто, где устроился, супруга Лариса Михайловна – в Весьегонске.

Отец Феодор всю свою жизнь ревновал только о храме и службе и ничего не боялся; когда не стало хватать средств на содержание храма, потому что власти обложили приход налогами, он сам пошел собирать деньги среди прихожан.

В конце 1936 – начале 1937 года власти начали новое гонение на Православную Церковь, и 17 марта сельсовет закрыл храм. Отец Феодор в тот же день стал добиваться открытия храма, объясняя членам двадцатки и верующим, что храм закрыт незаконно. Он написал жалобу во ВЦИК и сам собрал под ней подписи верующих. А пока храм был закрыт, он ходил по домам прихожан – служил молебны и совершал требы.

8 октября 1937 г. о. Феодор был арестован и заключен в тюрьму в Весьегонске. Тогда ему было уже семьдесят лет. При аресте взяли последнее, что у него оставалось, – девятнадцать книг духовного содержания и портрет Иоанна Кронштадтского; святой праведный Иоанн не раз проезжал теми местами, где служил о. Феодор.

В течение двух дней, 12 и 13 октября, состоялись допросы «свидетелей» – колхозного бригадира и колхозников. Выбирались, конечно, свидетели неверующие и не церковные, которые могли дать показания в соответствии с пожеланиями сотрудников НКВД. Но авторитет о. Феодора среди народа был столь велик, что никто не хотел наговаривать лишнего.

15 октября следователь допросил о. Феодора, потребовав при этом дать признательные показания в систематическом ведении им контрреволюционной агитации, в выступлениях против проводимых хозполиткомпаний и в прочей антисоветской деятельности. Священник отрицал свою виновность в предъявленных обвинениях.

В тот же день допрос был закончен, было составлено обвинительное заключение и отправлено на рассмотрение тройки НКВД. 1 ноября тройка постановила о. Феодора расстрелять. Священник Феодор Беляев был расстрелян через день, 3 ноября 1937 г.

Сщмч. Владимир (Введенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился в селе Погост-Архангельский Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника Дмитрия Введенского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в храме села Скнятино Калязинского уезда.

7 октября 1937 г. о. Владимир был арестован и заключен в Кашинскую тюрьму, где его допрашивали в течение трех дней.

Были вызваны свидетели. Они передавали содержание своих бесед со священником, в которых ничего преступного фактически не было. Священник якобы «отстаивал правильность идеализма, опровергая точку зрения материализма, говоря, что в основе всего существующего в мире есть идеальность, то есть Сам Бог»; «Введенский говорил, что колхозы не выгодны для крестьянина…» и др.

На допросах следователь требовал от священника признания вины в проведении «антисоветской агитации среди колхозников». Виновным себя в этом о. Владимир не признал.

После допросов сотрудник НКВД составил обвинительное заключение, где писал, что хотя обвиняемый не признал себя виновным, но «достаточно изобличается свидетельскими показаниями». 1 ноября тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу. Священник Владимир Введенский был расстрелян через день, 3 ноября 1937 г.

Сщмч. Николай (Раевский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 2 марта 1885 г. в городе Ржеве Тверской губернии. Отец его, Василий Саввич Раевский, служил псаломщиком в одном из Ржевских храмов. В 1892 г. умерла мать Николая, Александра Васильевна, и в 1897 г. отец с детьми переехал в село Березниково Тверского уезда, где устроился в храм псаломщиком; но недолго ему пришлось здесь прослужить, в марте 1899 г. он умер.

В 1892 г. Николай поступил в начальную школу, после окончания которой год учился в городском училище, а затем перешел в духовное городское училище, которое окончил в 1899 г., и был направлен служить псаломщиком в село Березниково на место почившего отца. В 1906 г. он был переведен в храм села Тургинова Тверского уезда, где прослужил немногим более полугода, и в ноябре того же года был призван в армию. Военную службу он проходил в Варшаве в 182-м пехотном резервном полку.

По окончании срока военной службы в 1910 г. Николай Васильевич вернулся на родину в Ржев и поступил псаломщиком в Покровскую церковь. Через год он переехал в город Старицу, где был экономом духовного училища. В 1913 г. он был рукоположен в сан диакона и служил в храме села Осульского Ржевского уезда с 1915 по 1930 г.

Несмотря на гонения на Церковь в эти годы, диакону Николаю не приходило в голову оставить церковное служение, и 20 января 1930 г. он был рукоположен в сан священника ко храму села Кокоша Ржевского района. Однако гонение нарастало, храмы под тем или иным предлогом закрывались, захватывались с помощью властей обновленцами, которые затем передавали их властям для закрытия.

В 1936 г. о. Николай был переведен в храм села Баранья Гора, который власти тоже пытались закрыть. На всякий случай священник стал присматривать место, куда бы он мог перейти служить.

9 октября о. Николай написал прошение архиепископу Тверскому о переводе в храм села Борзыни, куда его приглашали тамошние прихожане, и он посещал их для знакомства. Однако на следующий же день священник был арестован и заключен в Осташковскую тюрьму, а через день допрошен. На вопросы следователя он сообщил, что из родственников имеет сыновей, родного брата, Леонида Васильевича Раевского, священника, осужденного в 1932 г. на пять лет и проживающего после отбытия наказания в Сибири; также имеет двоюродную сестру. Обвинения в контрреволюционной деятельности священник отверг.

В тот же день следователь стал допрашивать жителей – кто бы согласился дать обвинительные показания. Была вызвана счетовод сельпо, она показала: «Раевский… говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать, все равно весь хлеб отберет государство, а колхозникам ничего не останется, говорил, чтобы… шли лучше в церковь».

На основании подобных «свидетельств» 26 октября было составлено обвинительное заключение и решено направить «дело» на рассмотрение тройки. 1 ноября тройка НКВД постановила расстрелять о. Николая. Священник Николай Раевский был расстрелян 3 ноября 1937 г.

Сщмчч. Иоанн и Василий (Козыревы) пресвитеры (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 16 января 1885 г. в селе Пожарье Сандовского уезда Тверской губернии, где его отец, Алексей Козырев, служил священником. В 1904 г. Иван Алексеевич окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил преподавателем в Краснохолмское Духовное училище, где прослужил до 1910 г., затем уехал в село Пожарье и устроился учителем в сельской школе. В 1911 г. умер отец, и Иван Алексеевич 9 октября того же года был рукоположен во священника ко храму в родном селе.

Его брат, священномученик Василий, родился в 1889 г. До 1907 г. он учился в Бежецком Духовном училище, затем окончил пять классов Тверской Духовной семинарии и поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, но окончить его не смог, так как у семьи не было средств для продолжения его образования. В 1914 г. Василий поступил учителем в сельскую школу и проработал в ней до 1919 г. Но когда пришла новая власть, он вынужден был из школы уйти; он устроился счетоводом, затем инструктором в Рыбинский губернский потребительский союз, где проработал до 1921 г., когда принял решение стать священником.

В 1921 г. Василий был рукоположен в сан священника к одному из храмов в Бежецке. Гонения конца двадцатых – начала тридцатых годов не обошли и его – в 1930 г. он был арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен сначала на Соловки, а потом в Свирский концлагерь. После двух лет заключения, в 1932 г., он вернулся в Бежецк и стал служить в храме.

В 1929 г. брат священников Иоанна и Василия, преосвященный Григорий, был назначен епископом Бежецким. Владыка отличался высоким молитвенным настроем и сумел своим примером поднять дух клира и мирян, многие из которых начали унывать от безжалостности и, казалось, безвременности наступивших гонений.

В 1929 г. власти приступи к описи имущества в храмах, так как собирались в очередной раз изымать церковное достояние, арестовывать духовенство, закрывать храмы. Узнав об этом, о. Иоанн скрыл от описи чашу, дискос, лжицу, две тарелочки и напрестольное Евангелие в серебряном окладе. Впрочем, все это не удалось сохранить, власти нашли и отобрали. В том же году о. Иоанна арестовали, обвинили в сборе пожертвований для храма и приговорили к штрафу в размере трехсот рублей.

23 января 1934 г. сотрудники ГПУ арестовали священника Введенской церкви в городе Бежецке о. Сергия Кордюкова. В качестве доказательства его вины ему были представлены доносы осведомителей на него и на других священников. Отец Сергий поверил и подтвердил представленные ему сведения.

16 февраля 1934 г. были арестованы священники Иоанн и Василий Козыревы. И им следователь, по-видимому, что-то обещал, только бы они признали себя виновными. Отец Иоанн согласился со следователем и составленный 22 февраля следователем протокол допроса он подписал. В нем, в частности, было написано: «Я, Козырев Иван Алексеевич, полностью признаю себя виновным в том, что состоял одним из активных членов контрреволюционной группировки церковников города Бежецка, которая на протяжении ряда лет проводила антисоветскую контрреволюционную деятельность против существующего строя…»

Отец Василий виновным себя не признал.

На следующий день врач освидетельствовал состояние здоровья подследственных. Оказалось, что перед самым арестом о. Иоанн тяжело переболел воспалением легких. Плеврит так и остался, а также развилось малокровие и истощение организма вследствие того, что в тюрьме почти не кормили. Больным оказался и о. Василий. Но священников и отправляли на смерть, их арестовывали с тем, чтобы они никогда не вернулись, и поэтому приглашенный судебно-медицинский эксперт написал каждому в сопроводительной бумаге: «Годен для исполнения тяжелых физических работ». Через день тройка ОГПУ вынесла постановление: священников Сергия Кордюкова, Василия Козырева и Ивана Козырева заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.

Их должны были отправить в Северо-восточные лагеря с первым этапом 13 марта, но тюремный вагон к назначенному этапному дню не пришел, и священников вернули в Бежецкую тюрьму дожидаться следующего этапа. Из Владивостока они были отправлены на Колыму. Здесь работа и жизнь оказались настолько тяжелы, что священники Иоанн и Василий Козыревы едва выжили, а о. Сергий Кордюков умер в лагере.

В конце октября 1936 г. по окончании срока заключения священники вернулись в Бежецк и поступили на службу в храм. Дома они встретились с братом, епископом Григорием. Он подробно расспрашивал их о том, как им жилось в лагере, как проходило следствие, о чем их спрашивали и что отвечали братья. Они рассказали, что следователь обвинял их в создании церковной контрреволюционной организации, причем роль главы организации отводилась епископу Григорию.

Теперь, после лагеря, священническое служение было уже исповедничеством. Наступил 1937 г., повсюду шли аресты; им стало ясно, что не миновать заключения.

В июле 1937 г. митрополит Сергий назначил преосвященного Григория епископом Барнаульским. 17 июля братья, почти все духовенство и многие миряне проводили епископа к поезду. Епископ Григорий последний раз благословил свою паству и духовенство и расстался с ними навсегда – сразу по приезде в Барнаул он был арестован.

В сентябре 1937 г. были арестованы священники Иоанн и Василий Козыревы. Опыт следствия 1934 г. многому их научил – прежде всего, тому, что оно держится на лжи, что следователи ради достижения своей цели не побрезгуют ничем, что ни одному их слову верить нельзя. И потому оставался единственный выход – быть в меру сил мужественным, не признавать и не подписывать лжи и молить Бога о том, чтобы Он даровал силы все претерпеть.

В ходе допросов Иоанн и Василий Козыревы не признавали себя виновными в контрреволюционной деятельности.

1 ноября 1937 г. тройка НКВД по Калининской области приговорила священников Иоанна и Василия Козыревых к расстрелу. Оба они были расстреляны 3 ноября 1937 г.

Сщмч. Александр (Богоявленск

Сделать бесплатный сайт с uCoz