Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 октября

 

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых. Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937); св. Хионии исп. (1945).

Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Прп. Аммона (ок. 350). Прп. Павла Препростого (IV). Мчч. Давикта (Адавкта) (305-313) и дочери его Каллисфении (ок. 318). Св. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).

 

Иерофей Афинский Сщмч. Иерофей, еп. Афинский (I). Св. Иерофей был одним из членов или советником Ареопага. Святым ап. Павлом он был обращен в христианство и им же поставлен во епископа города Афин. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятой Богородицы, св. Иерофей воспевал божественные песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери, так что все слышавшие и видевшие то, признавали его за праведного и святого мужа. Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою, святой Иерофей скончался мученически в I веке.

Преподобный Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия (Прп. Павел Препростой, Варсонофий, еп. Тверской, Гурий и Герман, архиепп. Казанские, прп. Евдокия).

Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Святитель Гурий, в миру Григорий Роготин, родился в Радонеже, в бедной боярской семье, и в юности поступил на службу к князю Пенькову. Уже тогда он проводил подвижническую жизнь. Князь полюбил кроткого юношу и поручил ему заведовать всем домом, но сослуживцы из зависти оклеветали его перед князем в прелюбодеянии с его женой, и только заступничество сына князя спасло ни в чем не повинного юношу от смерти. Но его посадили в глубокий ров и бросали ему на 3 дня по снопу овса и немного воды. Григорий ободрял себя примером древних мучеников и благодарил Бога за уединение. Один друг тайно доставлял ему бумагу, перья и чернила. Григорий составлял азбуки для детей, а друг его продавал их, деньги же по его просьбе раздавал нищим.

Так прошло 2 года. Раз Григорий увидел в дверях свет. Он стал на молитву. Свет усилился. Тогда он коснулся двери. Она открылась, и Григорий, никем не замеченный, вышел на свободу, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы.

Он ушел в Иосифов Волоколамский монастырь, принял постриг с наречением ему имени Гурий и в последствии был там 10 лет игуменом. Потом безмолвствовал 2 года, после чего его поставили игуменом Селижарова монастыря.

В 1552 г. царь Иоанн IV Васильевич покорил Казань. Он искал, кому бы поручить просвещение светом веры Христовой завоеванного края. Знакомый ему инок Волоколамского монастыря Герман (память его 6 нояб.) указал ему на архимандрита Гурия.

В 1555 г. он был рукоположен в первого архиеп. Казанского. В помощь ему дали архимандритов Германа и Варсонофия. 26 мая просветители Казани выехали в ладье. В Казани свт. Гурий подъял на себя великие труды. Особенно заботился он об устроении монастырей, где иноки занимались проповедью слова Божия и обучением детей. Велики были и дела его милосердия. Сам же он, посвящая дни проповеди слова Божия, ночи проводил в молитве.

Скоро слабое его здоровье, надломленное еще в молодости, не выдержало, и он захворал; в созданный им Благовещенский собор его приносили, и он слушал богослужения, сидя и даже лежа. Свт. Гурий скончался 4 декабря 1563 г., приняв постриг в схиму от архимандрита Варсонофия, к которому питал великую любовь.

Святитель Варсонофий Тверской – в миру Иоанн – был сыном серпуховского священника Василия. В молодости он попал в плен к крымским татарам и провел у них 3 года, причем изучил их язык и грамоту. По освобождении он поступил в Спасо-Андроников Московский монастырь и за строгую подвижническую жизнь был назначен игуменом. В Казани, куда он поехал помощником архиеп. Гурия, к которому имел искреннюю любовь и послушание, он основал Спасо-Преображенский монастырь и служил братии образцом подвижнической жизни. По кончине его открылось, что он носил вериги.

Большую пользу принесло его знание языка и быта татар, а также врачебного искусства. Татары посещали его толпами. Но особенно умел он врачевать душевные недуги силою благодати Святого Духа.

В 1567 г. он был рукоположен в епископа Тверского митрополитом Московским Филиппом. В Твери он продолжал свою подвижническую жизнь, преисполненную делами милосердия. В старости он вернулся на покой в свой Казанский монастырь и принял там схиму. Он крайне одряхлел, и ученики привозили его в церковь, но подвигов своих не оставил.

Скончался он 11 апреля 1575 г., а 4 октября 1596 г., при митрополите Казанском Гермогене, святые мощи обоих святителей были обретены. Они почивали до наших дней в Благовещенском соборе.

Память их празднуется также в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых; память свт. Гурия празднуется также 5 декабря в день преставления, а память свт. Варсонофия 11 апреля в день преставления.

Собор святителей Казанских Собор Казанских святых. Последними словами Господа Иисуса Христа святым апостолам было повеление идти просвещать народы. Укрепляемые благодатью Святого Духа последователи Спасителя взяли на себя Его благое иго и во все века смело шли в самые отдаленные уголки земли.

Русские православные пастыри, горевшие любовью ко Христу, видели, что Казань и Казанский край имеют громадное значение в деле просвещения всех народов Востока (Сибири).

После учреждения Казанской епархии в татарской столице первым архипастырем был свт. Гурий (см. о нем выше), в день обретения мощей которого празднуется соборно память Казанских святых.

 

Сщмч. Димитрий (Вознесенский) пресвитер (1918): Новомуч.

Сщмч. Николай (Верещагин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 10 декабря 1893 г. в селе Глебово Старицкого уезда Тверской губернии в семье священнослужителя Михаила Верещагина. Образование получил в Тверской Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника уже в то время, когда начались послереволюционные гонения. Служил в селе Глебово, где служил и его отец.

Когда летом 1937 г. начались гонения, сотрудник Старицкого НКВД, собирая сведения о подлежащих аресту и уничтожению священнослужителях, допросил одного из крестьян села Глебова, который согласился лжесвидетельствовать против священника и привел примеры некоторых высказываний о. Николая, которые можно было трактовать как контрреволюционные. Кроме этого следователем был допрошен некий пришелец, поляк, которого священник поселил в церковной сторожке еще в 1930 г. Тот проявил малодушие, согласился лжесвидетельствовать против священника, и оклеветал его.

Несмотря на полученные показания лжесвидетелей, НКВД не сразу арестовал священника. Только 20 сентября о. Николай был арестован и заключен в тюрьму города Ржева. В тот же день следователь допросил его. Священник твердо стоял на своем, отказывался лжесвидетельствовать, и допрос был недолгим. Ему было предъявлено обвинение в систематическом ведении «контрреволюционной агитации, направленной на срыв мероприятий партии и правительства».

О. Николай виновным себя в этом не признал.

15 октября тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Священник Николай Верещагин был расстрелян через день, 17 октября 1937 г.

Сщмч. Михаил (Твердовский) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Иаков (Бобырев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился 25 ноября 1883 г. в селе Букреевка Курской губернии в крестьянской семье, в которой оставались крепкими православные традиции, и сам дух был подвижнический: его дядя по отцу, Сергий, ушел в Калязинский монастырь Тверской губернии, где принял постриг с именем Алексий. Яков окончил пять классов церковно-приходской школы и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 г. занять должность учителя церковно-приходской школы в селе Щетино. В 1903 г. Яков Иванович поступил псаломщиком, через два года он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика.

В конце двадцатых годов началось гонение на Православную Церковь, и диакон Иаков был приговорен к трем годам высылки из пределов Курской области за невыполнение хлебозаготовок. Он выехал в село Высокое Нерльского района Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на отметку в районное управление милиции.

В феврале 1930 г. он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе, и когда 13 декабря 1931 г. о. Иаков неожиданно для всех был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям, чтобы те освободили священника.

Гонения на Церковь шли с конца 1929 г., но они не прекратились ни в 1930-м, ни в 1931-м году. Высланный из родных краев священник Иаков на новом месте снова стал подвергаться преследованиям. Указы властей с требованиями об организации новых и новых гонений понуждали ОГПУ беспрестанно собирать сведения о жителях, пристально следить за теми, кого ОГПУ предполагало арестовать. И одни лжесвидетельствовали, опасаясь тюрьмы и лишений, другие по должности, будучи председателями сельсоветов, секретарями партийных ячеек или членами коммунистической партии.

Сведения о том, что в селениях Сорокино, Поречье, Болдиново, Высокое, Поповки и Никулино образовались группы религиозных крестьян, которые недовольны советской властью, стекались в Калининский оперативный сектор, которым руководил в то время Успенский. Одновременно со священником были арестованы и заключены в тюрьму и православные миряне: Михаил Егорович Галкин, пятидесяти четырех лет, Анастасия Васильевна Савина, пятидесяти восьми лет, Варвара Тарасовна Смирнова, сорока четырех лет, Егор Васильевич Устинов, двадцати семи лет. 23 декабря ОГПУ арестовало Дарью Дмитриевну Устинову, пятидесяти четырех лет, и братьев Зайцевых – Ивана, тридцати девяти лет, и Василия, сорока одного года. Брата Михаила Галкина, Григория Егоровича Галкина-Шарунова, пятидесяти семи лет, которого ОГПУ посчитало главой организации, доставили в Тверь в Рождество 1932 г. из Кашинской тюрьмы.

В 1930-1931 годах государство приступило к организации колхозов, которые устраивались не только как форма хозяйствования, но и как нарочито безбожная организация. Ради более удобного грабежа народа государство вернулось к крепостной, полурабовладельческой форме, только во главе стояло не дворянское сословие, а представители безбожной администрации. Причем каждый такой представитель, будь то председатель колхоза или секретарь сельсовета, должен был исповедовать воинственное безбожие, доводя его до каждого члена коллективного хозяйства и жителя села. Для этого, кроме пропаганды, применялись разнообразные средства. Например, верующих крестьян-колхозников заставляли работать не только в двунадесятые праздники, попадавшие на будние дни, но и во все воскресные дни. Отказ от работы в воскресенье становился в то время подвигом исповедническим. Для тех, кто по религиозным соображениям не желал оказаться в плену безбожников, существовали формы экономического давления, когда хозяйства таких крестьян облагались непомерными налогами, а затем описывались за долги. Естественно, среде православных крестьян, привыкших к идее существования государства как православной монархии, начинало расти смущение, которое выливалось, в конце концов, в отрицательное отношение к безбожному правлению, что приводило к отказу платить налоги.

24 октября 1931 г. состоялся суд над крестьянином деревни Сорокино Григорием Егоровичем Галкиным-Шаруновым, который был обвинен в неуплате налогов.

Во время следствия по этому делу некоторые из крестьян на допросах свидетельствовали о якобы имевших место высказываниях со стороны священника о. Иакова против гонений властей на веру православную.

Допрошенный Успенским священник сказал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю категорически, так как агитации я не вел и в антисоветских группировках не участвовал».

13 марта 1932 г. тройка ОГПУ вынесла постановление: Григория Егоровича Галкина-Шарунова заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на десять лет, его брата Михаила – сроком на пять лет, как и всех остальных, включая священника.

Отец Иаков Бобырев и еще шестеро осужденных были отправлены в Свирские исправительно-трудовые лагеря вблизи станции Лодейное Поле. В конце 1933 г. по прохождении половины срока, о. Иаков написал ходатайство о пересмотре дела и об освобождении, так как он не считал себя виновным. ОГПУ отклонило ходатайство.

В конце 1936 г. о. Иаков вернулся с село Высокое, где пять лет назад был арестован, и снова стал служить в том же храме. Части прихожан уже не было: одни – сосланы, заключены в исправительно-трудовые лагеря, другие – скончались, третьи за это время отступили от церкви и смотрели на веру православную, на храм Божий, когда-то родной, на божественную службу в нем и на священника как на нечто обличающее их и потому ненавистное. Но были и другие – оставшиеся верными Богу и православной вере, которые по-прежнему ходили в храм и готовы были идти за веру на мученичество. Большей частью теперь это были женщины.

Не прошло и года служения о. Иакова в храме, когда поднялись с новой силой гонения, и 27 сентября 1937 г. священник был арестован и заключен в тюрьму в Кашине. В качестве свидетелей были допрошены председатель сельсовета, бригадир колхоза, рядовые колхозники, а из крестьян-единоличников – неверующие (не всегда нежелание идти в колхоз соединялось с православными убеждениями). Самыми характерными показаниями, вобравшими в себя все лжесвидетельства, были показания бригадира колхоза. Он свидетельствовал о враждебной настроенности священника против советской власти, проводимой им скрытой контрреволюционной деятельности среди колхозников, что отражается на проводимых сельскохозяйственных работах в колхозе.

4 октября следователь допросил священника и предъявил ему обвинение в ведении антисоветской деятельности. Виновным себя в этом священник не признал.

 15 октября тройка НКВД приговорила о. Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бобырев был расстрелян через день, 17 октября 1937 г.

Сщмч. Тихон (Архангельский) пресвитер (1937) св. Хиония (Архангельская) исп. (1945): Новомуч. Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 г. в селе Больше-Попово Воронежской губернии в семье священника Иоанна Архангельского. Родитель умерли рано, и младших детей – Тихона и его сестру – воспитывали их двоюродная сестра Зинаида и ее муж Петр. В свое время они отдали Тихона учиться в Духовную семинарию, по окончании которой он женился на благочестивой девице Хионии. Она родилась 8 апреля 1883 г. в селе Новый Копыл Воронежской губернии в семье священника Иоанна Дмитриева. В последствии у отца Тихона и Хионии Ивановны родилось восемнадцать детей; первая дочь родилась в 1901 г., а последняя – в 1923-м. Из всех детей выжили девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Вскоре после венчания Тихон Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Троекурово Воронежской епархии, неподалеку от города Лебедянь.

Село Троекурово располагалось в живописном месте на берегу реки Красивая Меча неподалеку от женского монастыря, ныне разрушенного. Священнику выделили землю, и большая семья жила тем, что они получали от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствии перенести обрушившиеся на них испытания.

Воспитанием детей занималась Хиония Ивановна. Она была женщиной глубоко религиозной и благочестивой и научила детей молиться и при всех трудностях обращаться к единому Богу. Во все большие и малые церковные праздники дети вместе с нею шли в церковь. Она приучила их поститься в соответствии с церковным уставом, а во время гонений в двадцатых годах эти посты зачастую перемежались с голодом, следствием нашедших на всю страну бедствий. В посты откладывалось чтение светских книг, и читался лишь Закон Божий. Прочитанное дети рассказывали отцу или матери. Поскольку времени, свободного от работы, было немного, то рассказывали за работой – в огороде или в поле, за вязанием чулок или варежек.

Отец Тихон был добросовестным и ревностным пастырем, он много молился и часто служил. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или непотребно – он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен и сдержан. За безупречное и ревностное служение священник был возведен в сан протоиерея.

В 1928 г. власти закрыли храм в селе Троекурово и решили записать священника в кулаки, чтобы затем раскулачить и отобрать все имущество. Но в сельсовете многие относились к отцу Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета пришел к нему домой и сообщил, что задумали относительно священника власти.

Отец Тихон и Хиония Ивановна собрали самые необходимые вещи, запрягли лошадь в маленькие крестьянские сани, и тот же член сельсовета отвез их в город Лебедянь. Первое время они снимали угол на квартире, а затем маленькую комнату. Епископ Липецкий Уар (Шмарин) направил отца Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от Лебедяни; здесь он прослужил около года, а затем власти и здесь храм закрыли. Это было время, когда властями по всей стране была развернута кампания по закрытию храмов.

Епископ Уар направил священника в храм в селе Ильинском, но и здесь храм вскоре закрыли, и тогда епископ направил его в храм в селе Патриаши, где священник служил около года, а затем и здесь храм был закрыт. В Патриарши к отцу Тихону приехал посланец от прихода храма, расположенного в селе Куймань, и предложил ему пойти служить к ним. Получив благословение епископа Уара, о. Тихон переехал в Куймань. Это было большое село, населенное преимущественно благочестивыми и глубоко верующими крестьянами, так что храм во время служб всегда был полон молящихся. Отдельного дома здесь для священника уже не было, и о. Тихон снимал маленькую избушку в крестьянском дворе у Андрея и Елены Ждановых. Между семьями крестьянина и священника сложились добрые христианские отношения, полные взаимной любви и мира. Здесь о. Тихон прослужил до ареста. Старшие дети разъехались, с родителями осталась жить только младшая дочь Елена, а в 1936 г. после смерти мужа к ним переехала дочь Ирина, у которой было четверо маленьких детей.

День 9 августа 1937 г. выдался теплым. Вся семья хозяев, священник, матушка и дети находились в доме, но дверь на улицу была распахнута настежь. Вдруг около дома остановилась машина, из нее вышли люди в форме и направились к дому. Войдя, один из них сразу подошел к о. Тихону и спросил: «Оружие есть?». «Есть, – ответил священник, – крест и молитва!»

Сотрудники НКВД разбрелись по дому и стали переворачивать вещи. Один из них забрался на печь, вынул из своей кобуры пистолет и затем, выйдя из-за печи, показал его приехавшим вместе с ним военным и сказал: «Вот его оружие!»

Отца Тихона увели в легком летнем подряснике, не дав одеться и собраться. Его увезли в Трубетчино – небольшое, расположенное в стороне от дорог, село, которое на то время стало районным центром. Здесь были сооружены временные тюремные бараки, и сюда со всего района свозили арестованных, здесь проходило краткое следствие, после которого заключенных увозили в Липецк. Туда же перевели и о. Тихона. Во время допросов следователь требовал от священника признательных показаний в антисоветской деятельности, на которые о. Тихон отвечал отрицанием.

Подобного рода допросы продолжались в течение двух месяцев. Следователь спрашивал, состоял ли священник в контрреволюционной организации, которую возглавлял епархиальный архиерей и получал ли он от него задания на ведение контрреволюционной деятельности, на что о. Тихон отвечал категорическим отказом и несогласием.

На этом допросы были окончены. 4 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Тихона к расстрелу. Приговоренных к расстрелу казнили за окраиной города Липецка.

Протоиерей Тихон Архангельский был расстрелян 17 октября 1937 г. и погребен в общей ныне безвестной могиле.

Хиония Ивановна не оставляла попыток узнать об участи мужа и не раз ходила к местным властям, требуя от них ответа. Они отмалчивались, и она, как человек решительный и прямой, сделала им за это выговор. Один из представителей властей однажды пригрозил: «Смотрите! Вы слишком много болтаете! Мы и вас заберем!»

Ее арестовали вечером 12 декабря 1937 г. Хиония Ивановна попрощалась с дочерью. Всех арестованных отправили в Трубетчино. Дочь, придя домой, собрала продукты, взяла бидон со святой водой и отправилась в Трубетчино, где встретилась с матерью и все ей передала.

На допросе следователь предъявил ей обвинение в антисоветской деятельности. Виновной себя в этом она не признала.

31 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила Хионию Ивановну к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Заключение она была отправлена отбывать в тюрьму в городе Шацке Рязанской области. 20 мая 1938 г. тюремные врачи составили акт о состоянии ее здоровья и предложили освободить ее в соответствии с законом, так как обследование показало, что она не может обходиться без посторонней помощи. Однако уполномоченный НКВД потребовал не рассматривать вопрос о ее досрочном освобождении ввиду ее резких по отношению к советской власти высказываний.

Хиония Ивановна была освобождена в конце 1944 г. после того, как стал очевиден смертельный исход болезни. Первое время она жила у дочери Юлии в Мичуринске, а когда приехала другая дочь, Вера, Хиония Ивановна попросила перевезти ее поближе к могилам родных. Они выехали в ненастный ноябрьский день и едва доехали, чудом перебравшись по гнилым настилам моста. Хиония Ивановна поселилась возле села Тютчево в деревне Кривушке, где ее дочь Ирина купила за две пары галош небольшую избушку. Доехав до дома, Хиония Ивановна совсем разболелась и теперь почти не вставала с кровати, но, несмотря на это, она взялась подрабатывать шитьем. Давали ей за работу продукты, часть из них она отдавала дочерям, а часть оставляла на свои поминки, – им молилась, и заготавливала все на свою смерть, чтобы по возможности никого не обременить. Последние недели перед смертью она вследствие болезни не принимала никакой пищи. Скончалась Хиония Ивановна в декабре. Похоронили ее на местном кладбище 22 декабря 1945 г.

 Прмч. Василий (Цветков) (1937): Новомуч.

Св. Хиония (Архангельская), исп. (1945): Новомуч.

 

Св. Дамара (I).

Мчч. Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон (III). Эти святые были учениками св. Дионисия Александрийского (память его 5 окт.). Святые Гаий и Фавст были гонимы и приняли мученическую кончину вместе со своим учителем. Евсевий же и Херимон, после изгнания св. Дионисия, при помощи Божией, посещали заключенных в темницах, погребали тела мучеников и прожили до царствования императора Декия. За исповедание веры Христовой они претерпели жестокие мучения, но остались непоколебимыми. Множество язычников научили они вере Христовой и крестили их во имя Отца и Сына и Святого Духа – одних тайно, других же явно. Затем они были схвачены, усечены мечом и предали Господу свои святые души.

Священномученик Петр Капетолийский Сщмч. Петр Капетолийский (III-IV). Святой Петр родился и вырос в городе Капетолии (расположен на пути из Иерусалима в Дамаск). Он был женат и имел троих детей, отличался мудростью и многих обратил на путь истинный. Впоследствии он принял иночество и, против воли, был поставлен епископом Бострийским во пресвитера. Как учитель христианский, он был схвачен агарянами и отведен в Дамаск на мучение. Там ему отрезали язык, но чудесным образом он стал после этого говорить еще яснее. Затем ему отрезали правую руку и ногу, выкололи глаза, пригвоздили ко кресту и, наконец, отсекли голову, а тело сожгли.

Мцц. Домнина и дщери ее Виринея (Вероника) и Проскудия (Просдока) (305-306). Скончались мученически в Сирии. Они были знатного рода, происходили из Антиохии. Однажды на пути в город все три были схвачены воинами, которые хотели обесчестить их, но они бросились в реку и утонули.

Мчч. Давикт (Адавкт) (305-313) и дочь его св. Каллисфения (ок. 318). Давикт был градоправителем Ефесским, в царствование императора Максимиана. За сопротивление отдать в замужество дочь свою за нечестивого язычника – императора, Давикт лишен был чести и богатства, сослан в Мелитину и там усечен мечом. Каллисфения же сначала укрывалась в Никомидии, потом удалилась во Фракию,  там поселилась у одной женщины, и молитвой своей исцелила больные глаза ее дочери. По смерти Максимиана, Каллисфения возвратилась в отечество и отправилась к супруге царя Ликиния Констанции, которая была сестрою святого Константина Равноапостольного (память его 21 мая) и исповедовала христианскую веру. Там она все рассказала царице о себе. Царица любезно приняла ее и помогла ей возвратить имение ее отца, отнятое Максимианом. Получив это имущество, Каллисфения все его раздала бедным. Тело отца своего она перенесла из места заточения в Асию и построила церковь в память его. Сама же богоугодно проведя остальное время жития своего, с миром почила о Господе.

Прп. Аммон Нитрийский (ок. 350). Прп. Аммон был родом Египтянин. Оставшись сиротой, Аммон принужден был своим дядей жениться. В брачном покое наедине с невестой, он стал уговаривать ее сохранить девство неприкосновенным. Аммон открыл Библию и, по словам Палладия, «как бы от лица Апостолов и Самого Спасителя, начал читать ее юной девице», которая согласилась с ним, но просила остаться жить в его доме. Он жил с нею, как с сестрой восемнадцать лет. Целыми днями он работал в саду и в бальзамовой роще, добывая с кустов бальзам. Однажды супруга сказала ему: «Если мы будем жить отдельно, многие получат от этого пользу. А теперь, когда ты непорочно живешь со мной, столь великое твое совершенство любомудрия от всех сокрыто из-за меня». Аммон оставил супругу жить в том же доме, а сам удалился в пещеру Нитрийской горы, на которой в то время уже были монастыри. Преподобный построил себе двухэтажную келью, в которой прожил 22 года. Два раза в год он навещал супругу.

Когда Аммон жил один в Нитрийской горе, к нему принесли скованного цепями отрока, заболевшего бешенством после укуса собаки. От непереносимой боли отрок искусал себя до крови. Преподобный сказал его родителям: «Что вы утруждаете меня, требуя того, что выше моих сил? У вас в руках – готовая помощь. Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Пораженные обличением, они с радостью выполнили то, что было им велено, и отрок выздоровел.

Однажды два человека пришли к нему, и авва, испытывая их, сказал: «Привезите мне бочку воды, чтобы ее хватило для приходящих ко мне». Они обещали привезти бочку. Но по дороге один из них стал жалеть, что дал обещание: «Не хочу губить своего верблюда: он падет, если везти на нем бочку». Услышав это, другой человек запряг своих ослов и с большим трудом вез бочку на гору. Выйдя навстречу, Аммон спросил его: «Отчего это пал верблюд твоего товарища, в то время как ты шел сюда?» Тот, возвратившись, увидел, что верблюда действительно растерзала гиена.

Как-то Амону нужно было переправиться через реку Ликос в половодье. Он стал просить своего спутника Феодора отойти дальше, чтобы не видеть друг друга обнаженными. Когда Феодор удалился, Аммон устыдился самого себя, но, пока боролся со стыдом, внезапно был перенесен и поставлен на другой берег, но вовсе не ходил по водам: «Ибо это совершенно невозможно людям, возможно же Единому Господу. И кому Он дозволит это, как дозволил великому апостолу Петру».

Во время кончины аввы Амона, Антоний Великий увидел, как некто возносится по воздуху, и Ангелы радостно встречают его. Потом изумленный Антоний услышал глас: «Это душа Аммона, Нитрийского инока». Расстояние от Нитрии до горы, где жил Антоний, было тринадцать дней пути.

Прп. Павел Препростой (IV). Память его празднуется также 7 марта (см. о нем там же).

Владимир князь Новгородский Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский, чудотворец (1052). Св. князь Владимир Новгородский был старшим сыном вел. князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве – Анны (память ее 10 февр.), и родился в 1020 г. Он принимал участие во многих походах и в 1045 г. основал в Новг… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz