Краткие жития святых, православные праздники и события

21 января / 3 февраля

 

Прп. Максима Исповедника (662). Мч. Неофита (303-305). Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Прп. Максима Грека (1556). Сщмч. Илии пресвитера (1938).

Мц. Агнии девы (ок. 304). Прп. Анастасия исп (662).

Ктиторской (IV) и именуемой «Отрада», или «Утешение» (807), Ватопедских икон Божией Матери.

 

Преподобный Максим Исповедник Прп. Максим Исповедник (662). Преподобный (582-662) родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633 г., по просьбе будущего патриарха Иерусалимского Софрония, прп. Максим отправился в Александрию, чтобы бороться с монофизитской ересью, охватившей весь христианский мир. Везде, где ему приходилось бывать: в Карфагене, Риме, Константинополе – он ревностно отстаивал Православие, наставляя заблуждавшихся и обличая уклонившихся. Способствовал прп. Максим и созыву Лютеранского Собора, который осудил монофизитство и предал анафеме его защитников. Ярый поклонник монофизитов император Констанс II приказал схватить исповедника, ложно обвинив его в измене отечеству. Прп. Максиму отрезали язык, усекли правую руку и затем сослали в Колхиду. Но милосердный Господь вернул ему способность писать и говорить. По кончине прп. Максима над его могилой совершались чудеса, происходило множество исцелений. Он оставил большое богословское наследие: объяснение трудных мест Священного Писания, толкования молитв, схолии к сочинениям других отцов Церкви, объяснение богослужения, диспуты, трактаты и письма.

Память прп. Максиму отмечается также 13/26 августа (перенесение мощей).

Мч. Неофит Никейский (303-305). Святой Неофит родился в конце II-го века в семье благочестивых христиан Феодора и Флоренции в богатом и цветущем городе Никее (теперь ничтожное селение Исник). Заботливо растили родители мальчика и старались привить к нему благочестие. Около 10-летнего возраста его отдали учиться грамоте. С этого времени стала вселяться в него Божия благодать. Уже с малых лет у него открылся дар чудотворения. Так он мог силой поста и молитвы извлечь из камня ручей чистой воды, которую пили дети – его товарищи. Господь во сне открыл его матери эту способность мальчика к чудотворению, тогда она стала горячо молиться, чтобы Господь открыл ей будущность ее сына. И вот с неба слетел белый голубь, блиставший светом, который сел на постель Неофита и сказал человеческим голосом: «Я послан Господом от Спасителя, чтобы сохранить твой одр непорочным на всю твою жизнь…».

Мать в ужасе упала от этих слов замертво, и по городу разнесся слух о смерти Флоренции. В дом собрался народ, прибежал муж ее Феодор в рыданиях. Тогда Неофит взял мать за руку и сказал: «Встань мать моя, ты заснула крепко…».

И вот Флоренция встала, как будто проснувшись, обняла сына и целовала его. Она рассказала всем о своем видении, стало также известно чудо изведения Неофитом из камня воды. Многие язычники, узнав об этом, почувствовали силу Христову и уверовали в Господа.

Прошли месяцы, как однажды прилетел вновь голубь и молвил Неофиту: «Выйди из дому твоего отца и следуй за мной». Мальчик простился с родителями и пошел за голубем, который довел его до одной горы, находившейся между Фригией и Вифинией. Он влетел в одну пещеру, в которой лежал лев. Мальчик велел ему уступить место, предназначенное ему Господом, и лев покорно покинул пещеру.

Целый год оставался здесь Неофит. Ангел Господень носил ему пищу. Через год вернулся в Никею к родителям и присутствовал при их кончине. Неофит роздал все, что после них осталось, и ушел в свою пещеру. Там он жил до 15-летнего возраста.

Настало гонение на христиан восточного императора Диоклетиана и западного –  Максимиана. Жестокий правитель Вифинии, Гекий, явился в Никею и повелел через глашатаев всем жителям Никеи и ее окрестностей явиться для принесения жертв богам. В то время в Никее находились и императоры. И вот настал день, когда на площади, заполненной народом, начало совершаться мерзкое жертвоприношение. В это время, по повелению Божью, ангелы принесли сюда отрока Неофита и поставили его посреди городской площади. Лицо его сияло, как у Моисея. Он громко воскликнул: «Я открываюсь не искавшим меня, являюсь не спрашивающим обо мне, чтобы обличить заблуждения и обман нечестивой веры».

После страшного замешательства многие из народа узнали Неофита, а правитель Гекий стал требовать, чтобы и он присоединился к действу. Но Неофит воскликнул, что правители понесут страшное наказание за то, что склоняют людей к бесовской жертве.

После этого Гекий велел повесить Неофита на дерево за руку и бить воловьими жилами, а затем опустить в уксус, смешанный с солью. В тяжелых мученьях отрок звал народ ко Христу, тогда ему начали строгать ребра ножом. Он страдал терпеливо, бесстрашно и из его уст слышались только слова: «Сыне Божий, помилуй мя». Потом его бросили в раскаленную печь на три дня и три ночи, но божественная роса спустилась в страшное жерло, и Неофит остался невредим. Он был отведен опять к правителю, а народ думал, что он уцелел волшебством.

Затем его велели отдать на съедение голодным зверям, но ни медведь, ни медведица, ни, наконец, свирепый лев, который когда-то уступил ему место в пещере, не тронули мученика, а лев, по его повелению, с громким рыком пробежал сквозь толпу и скрылся в пустыне.

Вне себя от ужаса Гекий приказал находившемуся здесь одному свирепому дикарю убить святого мученика, тогда тот пронзил его копьем в грудь.

Мученики Акила, Валериан, Евгений, Кандид Трапезундские Мчч. Евгений, Кандид, Валериан и Акила Трапезундские (III). Это были знатные горожане Трапезунда (приморский город на севере Малой Азии), пострадавшие в царствование Диоклетиана и Максимилиана. Они, при вести о гонениях на христиан, покинули город, свои дома и имущество и предпочли скитаться в горах в обществе зверей, чем вращаться среди язычников. Первыми были замучены Кандид, Валериан и Акила. Их принуждали принести идолам жертву, за отказ били их жилами, строгали железными когтями, опаляя в то же время горящими свечами. Божественная сила подкрепляла мучеников, и пораженные мучители пали ниц, как мертвые. Испуганный гонитель их, правитель Лисий, велел отвести их в темницу. Через несколько дней был схвачен и Евгений, который также понес муку, исповедуя Христа. Его вели за правителем, когда тот пошел в идольский храм. Евгений помолился Богу, и идолы обрушились и рассыпались в прах. Тогда ему скрутили веревками руки и ноги, растянули на земле и долго били толстыми палками. Продолжая пытки, повесили его, строгали ему тело железными когтями, палили свечами, обливали раны крепким уксусом, смешанным с солью. Потом всех их четверых бросили в огненную печь, но они остались в ней невредимыми и были, наконец, усечены мечом.

Прп. Максим Грек Прп. Максим Грек (1556). Преподобный (ок. 1470-21.01.1556 г.), в миру Михаил Триволис, родился в г. Арта в Албании. Происходя из семьи богатого греческого сановника, он смог получить блестящее образование в Париже, Венеции и Флоренции. Михаил Триволис был близок с известным итальянским проповедником Д. Савонаролой. Видимо, под его влиянием он уезжает на Афон, где принимает монашеский постриг. В 1518 г. Максим Грек, как человек большой учености, был приглашен в Москву для написания и переводов церковных книг. Он публично выступал против развода вел. кн. Василия III с Соломонией, считая это не каноничным. Разгневанный князь и его бояре поспешили обвинить св. Максима в искажении священных текстов при переводах. Преподобный провел многие тяжкие годы в заключении в разных монастырях. Скончался он в Троице-Сергиевом монастыре, где в Духовской церкви этой обители почивают его мощи.

Максим Грек внес большой вклад в русскую культуру как богослов, философ, филолог, писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные («Стязания о известном иноческом жительстве», «Беседа ума с душой»), поучительные («Главы поучительные начальствующим правоверно»), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы.

Память прп. Максиму отмечается также 21 июня (обретение мощей, 1996 г.).

 

Сщмч. Илия (Березовский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Илия (Илья Яковлевич Березовский) родился 20 июля 1890 г. в селе Глядень Томского уезда Томской губернии Алтайского горного округа. Отец Илия был арестован в 1933 г. и выслан в Казахстан. 14 декабря 1937 г. он снова был арестован Каскеленским отделом НКВД и обвинен в том, что среди населения села Чемолган Каскеленского района вел агитацию за создание церковной общины и открытие церкви. 1 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Илию к расстрелу. Священник Илия Березовский был расстрелян 3 февраля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.

 

Мц. Агния (Анна) Римская, дева (ок. 304). Она принадлежит к числу тех детей, которые с не меньшим, чем взрослые, убеждением терпели во время гонений за Христа муки и рано лишались временной жизни для вечной славы. В юном возрасте, всего в 13 лет, эта жительница понравилась сыну градоначальника, который, познакомившись с ее родителями, стал посылать им подарки, а потом просил руки их дочери. Агния отвечала, что посвятила себя одному лишь Богу. Разгневанный отец жениха стал тогда требовать, чтобы она сделалась весталкой, то есть девой, проводившей безбрачную жизнь и имевшей обязанности поддерживать неугасимый священный огонь богини Весты. Но Агния объявила, что она христианка, и стала обличать в безумии идолопоклонство. Ее подвергли бичеванию, наконец, пронзили горло мечом. Тело ее было взято родителями и схоронено в подгородном их имении, где они воздвигли церковь.

Память ее отмечается также 05 июля.

Прп. Анастасий Римский, Константинопольский (662) – ученик прп. Максима Исповедника; написал житие своего учителя.

Прп. Неофит Ватопедский. Однажды прп. Неофит тяжко заболел и близок был к смерти; он молился горячо Богоматери, чтобы Она исцелила его, и услышал от иконы Богородицы глас, что ему дается еще год жизни, чтобы он приготовился к переходу в вечность. Он возвратился в обитель. По окончании года в одно воскресенье, когда он готовился к принятию Святых Таин, услышал он снова от иконы Богоматери глас, что пришло время исхода его из этой жизни. По принятии Святых Таин он мирно отошел ко Господу.

Мчч. 4 в Тире.

Св. Иоанн и Феодосия.

 

Икон Божией Матери:

Ктиторская чудотворная икона Божией Матери Ктиторской (IV). Ктиторская («Алтарница») чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Прославилась она следующим образом. Когда в 862 г. грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, экклезиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь, под помостом храма, за мраморной плитой, зажегши перед святыней свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен. Когда же через около 70-ти лет он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по указанию его были обретены крест и икона, причем с горящей перед нею свечой. Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при св. Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее, таким образом, из рода в род, и, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители. Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему и называется «Алтарницей».

Икона Божией Матери ''Отрада и Утешение'' «Отрада», или «Утешение» («Ватопедская») (807). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы также находится в Ватопедском монастыре на Афоне, который был устроен в царствование Константина Великого. Близ сего монастыря в 395 г., во время сильной бури упал и был поглощен волнами царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спящего измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном избавлении от гибели заступничеством Божией Матери. От этого было дано название монастырю Ватопед (греч.: куст отрока). Император Феодосий в память избавления своего сына распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где был найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвященном ее имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор ее дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца, оно грозно; движение гнева заметно во всех чертах, взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется еще следующее сказание: 21 января 807 г. шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках. Но Хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила совершиться злодейскому замыслу их. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, настоятель сего монастыря остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила. Вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутился игумен и устремил глаза свои на икону Богоматери, и тогда открылось ему поразительное чудо: он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Младенца на ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее Свое лицо и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они будут наказаны». Но Богоматерь старалась удержать руку Своего Сына и Господа и, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова. Пораженный ужасом, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Тогда все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери и Господа Иисуса, и вообще изображение этой иконы, сделались в другом виде, против прежнего, и прославили Промысл и заступление о них Пресвятой Богородицы и Ее ради милующего их Господа. Поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки. С той поры Ватопедская икона Божией Матери сделалась известной еще под именем «Отрада», или «Утешение», и положение лиц Богоматери и Богомладенца осталось в том самом виде, в каком оно сделалось при троекратном голосе, слышанном игуменом.

Вскоре фреску отделили от стены, украсили серебряной позолоченной ризой и перенесли в церковь на хорах собора, специально устроенную для этого чудотворного образа. Здесь издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поется молебен Божией Матери. Здесь принял монашеский постриг прп. Максим Грек. В 1518 г. прп. Максим приехал в Россию для перевода и исправления церковных книг. С Афона он привез списки двух главных святынь Ватопедской обители: икон Богоматери Ватопедской и Ктиторской. Именно с этих образов были сделаны первые списки в России. Одна из копий стала келейной иконой свт. Димитрия Ростовского (память его 28 окт.) (сейчас находится в Спасо-Иаколевском монастыре).

Церковь, посвященная иконе Божией Матери Ватопедской, есть в санкт-петербургском Новодевичьем монастыре в честь Воскресения Христова. В 1852 г. известный старец Серафим, автор «Писем Святогорца», прислал в благословение обители с Афона список Ватопедской иконы «Отрада и утешение». В 1925 г. обитель была упразднена, монахини арестованы, Ватопедский храм переделали под квартиры. Ватопедская икона исчезла в 80-е годы. Во вновь открытом в 1997 г. Воскресенском монастыре сейчас чтится икона Божией Матери, именуемая «Отрада и утешение», которая в 2003 г. написана на Святой Горе Афон по заказу обители.

«Одигитрия» Ксенофская. Эта икона Божией Матери находится на св. Афонской Горе, в Ксенофской обители, и принадлежит к числу местночтимых икон. В Ксенофе о ней сохранилось следующее предание. С незапамятных времен она находилась в Ватопедском монастыре. Здесь она стояла в соборном храме при колонне левого клироса. В 1730 г. она при закрытом храме неведомо куда скрылась. Скоро пришла весть, что пропавшая икона находится в Ксенофской обители, отстоящей от Ватопедского монастыря почти на три дня пути. Доставленная в Ватопед святыня снова была поставлена на прежнем месте. При этом отцами обители были приняты строжайшие меры, чтобы предупредить повторное исчезновение иконы в будущем. Несмотря на это, святая икона Божией Матери вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым для ограниченного человеческого ума путем снова явилась в Ксенофе. Убедившись в чудесности этого события, братия не решилась более противиться промыслительной о спасении всех воле Небесной Царицы, и икона «Одигитрия» доныне пребывает в Ксефонской обители.

«Закланная». Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы также находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Однажды экклезиарх, диакон по долгу службы, промедлил и пришел на трапезу после всех. Когда же попросил себе обеда, то трапезарь заметил ему с неудовольствием, что надо приходить в свое время. Оскорбленный отказом, экклезиарх пришел в такую ярость, что ушел опять в церковь и, встав перед иконою Богоматери, сказал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, и за все это нет у меня ничего, даже куска хлеба не дают мне в подкрепление моих сил». И с этими словами он, схватив нож, которым очищал воск со свечей, ударил в ланиту Богоматери на иконе и пронзил насквозь: икона эта была на холсте. В тоже время кровь брызнула из раны, и божественный лик покрылся бледностью. Испуганный инок упал перед иконою, ослеп и стал как бы помешанным, члены его тела расслабли, и он трясся, как убийца Каин. Тогда игумен начал усердно молиться о нем и через три года получил извещение о прощении его. Когда же умирал сей инок, Сама Богородица явилась ему и обрадовала его прощением, но при этом сказала, что дерзкая рука его должна испытать осуждение на втором пришествии Христовом. И что же? Когда, по обычаю Афонской Горы, по истечении трех лет открыли кости умершего инока, то ужасное зрелище поразило при этом братию: все кости его были светлы и носили на себе знамение милости Божией, дерзкая же рука его была нетленной и почерневшей.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz