Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 января

 

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана Белоезерского (1483).

Мч. Мертия (284-305). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Прп. Евпраксии Тавенской (393).

Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

 

Мц. Татиана Римская Мц. Татиана и с нею в Риме пострадавшие (226-235). Св. мц. Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец был важным сановником – трижды консулом. Но, в то же время, он был тайным христианином, воспитал дочь в благочестии, научил ее Священному Писанию. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж, а посвятила все свои силы служению Богу и Церкви. Она вела жизнь подвижническую, много молилась и постилась и за эти выдающиеся добродетели была поставлена диаконисой, т.е. женщиной, имевшей назначение служить больным и бедным, одним словом, помогать церкви в ее благотворительной деятельности. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. Во времена правления Александра Севера вся власть в Риме сосредоточилась в руках злейшего гонителя христиан Ульпиана. Среди прочих верующих была схвачена и святая Татиана. Когда ее стали принуждать принести жертву идолу в языческом храме, то совершилось чудо – землетрясение разрушило часть храма и идола. Мучители пытали святую деву несколько дней, но она осталась непреклонна, и ее вместе с отцом усекли мечем в 235 г.

Жизнь и смерть этой святой на Руси были восприняты как идеал. Имя мученицы стало одним из самых распространенных женских имен. В 1755 г. на день мц. Татианы был подписан указ об образовании Московского Университета, и день этот стал праздником русского студенчества. 

Святитель Савва Сербский Свт. Савва I, архиеп. Сербский (1237). В миру Ростислав, св. Савва был третьим сыном правителя Сербии Стефана Немани и получил прекрасное образование. На 15-м году жизни ему было вверено родителем управление Герцеговиной, и затем думали его женить. Но Ростислав, услышав от одного русского инока рассказы о монашеской жизни, понял, что в этом и его призвание. После этого он скрылся на Афон. По поручению его разгневанного отца воевода нашел его там, но Ростислав успел совершить иноческое пострижение. Родителям он послал свою одежду, волосы и письмо.

Первые годы иночества прошли в посещении разных монастырей и подвижников. Он днем служил братии, ночи проводил в молитве, ел только хлеб, ходил босой, носил власяницу. На деньги, присланные отцом, Савва построил в Ватопеде келью и три храма, и все уговаривал отца и мать оставить земное царство и спасаться иноками. Его уговоры были услышаны – отец и мать постриглись. Не повелителем Сербии, великим Стефаном Неманей, а смиренным иноком Симеоном, поселился отец в келье сына, инока Саввы, который и покоил его до самой смерти (1192).

Савва принял на себя звание настоятеля Хилендарской обители, и она процветала под его управлением. Он ввел там строгий общежительный устав и около обители устроил гостиницу для странников, нищих и больных. Затем он удалился в безмолвие, устроил себе в келье иконостас и сообщался лишь с тремя братьями, назначенными для совершения богослужения.

В Сербии шли тогда смуты по случаю борьбы наследника престола Стефана со своим братом, желавшего ввести в стране католицизм. По просьбе Стефана Савва перенес останки их отца в Сербию, в Студенецкий монастырь, и стал проповедовать православие. Его проповедь сопровождалась чудесами, так что замыслы римского папы разрушились. Спасши, таким образом, родину, преподобный возвратился в Хилендары.

По делам Афона Савва был в Константинополе, где выхлопотал, чтобы был поставлен для Сербии архиепископом пастырь из сербов. Однако царский выбор пал как раз на него. После долгих уговоров Савва согласился на это, и в день Успения Богоматери он был пострижен в святителя Сербии, с саном архиепископа.

Вернувшись из Константинополя, Савва поставил епископом в стране одного из своих учеников. Затем он торжественно венчал своего брата в короли Сербии. Схоронив брата Стефана, он венчал на царство племянника Владислава.

При св. Савве благочестие в Сербии процветало. Постоянными поучениями в храме он установил, как народу следует жить и вести себя. Для украшения воздвигнутых им церквей он выписал с Востока иконописцев и мраморщиков. Недаром прозвал его сербский народ «просветителем Сербии».

Незадолго до кончины св. Савва посетил Святую Землю с дарами племянника своего царя Владислава. По дороге он молитвами утешил жестокую бурю. Он почил на обратном пути в Болгарии, в Тырнове, откуда его мощи были перенесены в Милешевский монастырь, построенный Владиславом.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых и 30 августа вместе с Собором Сербских святых.

Мартиниан Белозерский Прп. Мартиниан Белоезерский (1483). Игумен (ок. 1397-12.01.1483). В 1410 г. бедные крестьяне из окрестностей Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому (память 9 июня) своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял святым книгам, их переписке и изучению. В Кирилло-Белозерском монастыре до последнего времени хранили переписанный его рукой «Правильник». С благодарностью принимал прп. Мартиниан учения своего духовного наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили святого в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любила его за ровное и спокойное отношение ко всем им. По кончине прп. Кирилла прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на о. Воже, где основал маленькую обитель, а затем по просьбе братии Ферапонтова монастыря присоединился к ним. После благословения и предсказания успеха вел. кн. Московскому Василию II в борьбе за престол, преподобный был назначен игуменом Троицко-Сергиева монастыря, которым руководил до 1455 г. Затем он удалился в свою родную Белоезерскую обитель, где по просьбе братии снова стал игуменствовать. Управлял монастырем преподобный вплоть до своей кончины. Перед тем как отойти ко Господу, святой сказал братии: «Отцы и братья! Поступайте со всеми, как я поступал, и да пребудет с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!»

Память прп. Мартиниану празднуется также 7 октября (обретение мощей в 1514 г.).  

 

Мч. Мертий (284-305) – званием воин, пострадал при Диоклетиане в Африке. Когда он отказался принести жертву идолам, то лишили его всего состояния и подвергли жестоким мучениям, так что тело его представляло собою сплошной ряд ран. Святой терпел все мучения, не испустив ни одного вздоха. Его бросили в темницу, где он умер от голода.

Мч. Петр Авессаломит (309-310). Св. Петр был уроженцем Елевферопольской страны (в Палестине). Был схвачен при наступлении гонений на христиан в городе Авлоне. За твердость в вере и нежелание почтить идолов распят на кресте в 309 или 310 г.

Прп. Евпраксия Тавенская (393). Старшая. Супруга сенатора благочестивого Антигона при императоре Феодосии Великом, мать св. Евпраксии (Младшей, 25 июля). По смерти мужа продолжала дела щедрого милосердия.

Прп. Галактион Белоезерский (1506). Прп. Галактион был учеником прп. Мартиниана (память в этот же день 12 янв.) и носил своего настоятеля на руках в церковь, когда силы того совершенно ослабели от старости. Он избрал путь юродства Христа ради и сподобился дара прозорливости. Однажды братия при нем хвалили новую трапезную. Прп. Галактион сказал: «Добра, да недолговечна». На следующий день она сгорела. Братия опасались за деревянную колокольню, но преподобный сказал: «Эта не сгорит!» И она уцелела. В разгар пожара он вошел в пылающую келью архиепископа Иосафа и вынес оттуда драгоценную церковную вещь, о которой архиепископ очень скорбел.

Один брат помышлял бежать из монастыря. Провидя его намерение, преподобный сказал ему: «Никто не может избежать сетей лукавого!» Брат оставил свое намерение впоследствии тридцать лет был настоятелем монастыря. В 1506 г. прп. Галактион предсказал, что у бездетного тогда еще вел. князя Василия III родится сын, который покорит Казань. В 1530 г. у него действительно родился сын Иоанн, который в 1552 г. покорил Казань, – и тогда только вспомнили это предсказание.

Иноку Савватию преподобный предсказал, что он скончается скоро после него, и действительно этот инок жил после прп. Галактиона только 8 дней.

Преподобный подвязался в Ферапонтовом монастыре более 20 лет.

Скончался преподобный Галактион в 1506 г. и почивает под спудом рядом со своим наставником прп. Мартинианом.  

8 мчч. Никейских.

Св. Силуан. Св. Макарий.

 

Икона Божией Матери Акафистная Икона Божией Матери «Акафистная». Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы также находилась в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 г. от неосторожности экклезиарха загорелся в главном соборе монастыря иконостас, где стояла сия св. икона. Иконостас едва не испепелился весь, но икона нисколько не пострадала от огня. Во время пожара читан был перед нею акафист, почему она и получила название Акафистной. Есть предание, что св. Савва Сербский во время строительства своей Хилендарской обители при случившейся нужде получил от этой иконы откровение о сокровище, находившемся близ строящегося им монастыря, и, обретши его, на много ускорил дело.

Икона Божией Матери Млекопитательница Икона Божией Матери «Млекопитательница». Чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится на Афоне в церкви Карейской Кельи, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально икона находилась в лавре Саввы Освященного, расположенной в восемнадцати верстах от Иерусалима. Святой основатель этой замечательной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательницы» будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно отошел ко Господу в 532 г., а его предсказание исполнилось более чем через шесть столетий: в XIII в. прибыл в Палестину св. Савва Сербский (память сегодня 12 янв.), ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и лавра благословила его иконою Богоматери «Млекопитательницы». Св. Савва, вернувшись в Сербию, передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввой в местном иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется или икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Спасителя был помещен по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

Чудесное обретение российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 г. – ее обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от г. Минска. На этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Известно много преданий о чудотворной силе этой иконы, она избавляла от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов.

В XIX веке в Россию попал наиболее известный список иконы «Млекопитательница» – чудотворный образ из Свято-Ильинского скита Святой Горы Афон. Этой иконой настоятель скита о. Паисий в 1848 г. благословил схимонаха Игнатия на сбор пожертвований в России. В Харькове Пресвятая Богородица явила первое чудо: руки столяра, без благоговения исправлявшего киот, были поражены болезнью, но после молебна перед иконой исцелены. Чудесные события сопровождали образ Матери Божией в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах России. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной позолоченной ризой и драгоценными камнями. Наконец, в 1893 г. прп. Гавриил Афонский, архимандрит Свято-Ильинского скита, даровал чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница» – один из афонских списков византийского письма – христианам юга России. В 1896 г. в Одессе на Ильинском подворье был построен храм с главным престолом во имя иконы «Млекопитательница». Первоначально в нем, кроме чудотворной иконы, пребывали часть древа Креста Господня и левая стопа св. апостола Андрея Первозванного, привезенные прп. Гавриилом. Ныне эти святыни находятся в Свято-Успенском Одесском монастыре.

Икона «Млекопитательница» редкая, мало распространена в списках. В Москве как чудотворная чтится ее копия в храме Воскресения Словущего.

Икона Божией Матери «Попская» («Иерейская»). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы также находится в Афонском Хилендарском монастыре. Сказание о ней следующее: некогда какой-то еретичествующий иерей, Бог весть, с каким намерением, только, конечно, не с добрым, притворно объявил себя православным и поступил в Хилендарскую обитель; но прежде, нежели он привел в исполнение свое намерение, Пресвятая Богородица, покровительница Афонских обителей, наказала этого волка в овчей одежде. Будучи в крестном ходу со святой Ее иконою, при водоосвящении нечаянным образом он утонул в море. Сохранилось предание, что во время совершения крестного хода изображенный на иконе на руках Богоматери Предвечный Младенец строго обличил этого еретика иерея, подобно тому, как свт. Николай вразумлял Ария, оттого, будто бы и находится правая рука Богомладенца в каком-то странном виде. С того времени как крестные ходы, так и водоосвящения всегда совершаются с этой иконой, и, так как в это время всегда носят ее иереи, то сербы и усвоили ей название «Попской» или «Иерейской».

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz