Краткие жития святых, православные праздники и события

19 января / 1 февраля

 

Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1444). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Сщмч. Петра пресвитера (1918); сщмч. Николая пресвитера (1930); мч. Феодора (1940).

Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Мц. Евфрасии девы (303). Прп. Макария Александрийского (394-395). Прп. Антония, столпника Марткобского (VI) (Груз.). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Евфимия исп. (XX) (Груз.).

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 

Преподобный Макарий Великий, Египетский Прп. Макарий Великий, Египетский (390-391). Прп. Макарий родился около 301 г. в Египте в небогатой семье христианского священника и в юности пас стада. Его родители носили библейские имена Авраам и Сарра. Подобно ветхозаветным праотцам, Авраам и Сарра долгое время были бесплодны. О рождении сына священнику было открыто явившимся во сне прав. Авраамом. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей Макарий вступил в брак, но вскоре овдовел и тогда твердо решил принять иночество. После смерти родителей Макарий удалился в пустынные места. Здесь ему пришлось претерпеть множество искушений. Диавол, желая отвлечь отшельника от молитвы, насылал ему видения львов и змей. Но пением псалмов св. Макарий рассеивал лукавые козни. Так он с кротостью перенес и клевету, которую возвела на него женщина из ближайшего селения. Забеременев, она назвала Макария отцом будущего ребенка. Святой был жестоко избит жителями. Его невиновность открылась, когда женщине пришло время родить. Она не могла разрешиться от бремени, пока не созналась в клевете. Преподобный оставил эти пределы и ушел на Фиранскую гору к великому подвижнику св. Антонию Великому, сделавшись его преданным учеником и последователем. Молчание и сердечная кротость отличали его. Многие приходили к нему их разных стран за советами, и наставления его, отличаясь кротостью и сердечной теплотой, были полны глубокой  опытной мудрости. Макарий претерпел гонения от еретиков ариан. Он был заточен на один египетский остров, но вскоре возвращен за чудеса и обращение всех жителей острова в христианскую веру. Шестьдесят лет прожил прп. Макарий в мертвой для мира пустыне, оставив свыше полусотни духовных бесед и аскетических посланий, и мирно скончался в глубокой старости в 390 или в 391 г. Мощи его покоятся в Италии, в г. Амальфи.

Свт. Марк Евгеник, архиеп. Ефесский. Свт. Марк, архиеп. Ефесский (1444) – необоримый защитник православия на Флорентийском соборе в 1438 г. Ни посулы, ни угрозы, ни оскорбления со стороны императора и папы не склонили св. Марка к согласию подчинить восточную церковь римскому папе. Он тайно удалился из Флоренции в Константинополь, убеждал народ быть в верности православию, и нечестивая уния была народом отвергнута. На смертном одре св. Марк умолял ученика своего Георгия, впоследствии знаменитого патриарха Геннадия, удаляться от сетей Запада и охранять православие.

Блж. Феодор, Христа ради юродивый, Новгородский (1392). Св. Феодор родился в Новгороде, на Торговой стороне, в богатой семье, получил хорошее образование: изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова: «Мы безумны Христа ради» (I Кор. IV, 10) – и привлекли его к подвигу юродства во Христе. Святой долго к нему готовился: стал поститься до захода солнца, а по средам и пятницам не ел нечего, не пропускал ни одного богослужения, часто посещал монастыри, щедро давал милостыню, особенно юродивым во Христе. Вскоре он стал жить на улице в полной нищете, полуодетый и босой летом и зимой. По ночам он обходил весь город и горячо молился за своих земляков. Часто приходилось ему терпеть обиды и оскорбления, но он только молился за своих обидчиков и оставался спокоен. Слова и предсказания блаженного всегда сбывались. Перед кончиной св. Федор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Недолго продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве. Напутствованный Святыми Таинами, он тихо скончался и был погребен у церкви Св. Георгия, у Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя. На его могиле воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали св. Федора своим покровителем. 

Прп. Макарий Римлянин, Новгородский (XVI-XVII). Преподобный родился в Риме в итальянской богатой семье, получил блестящее образование, и перед ним открывалось замечательное будущее. Но его родной Рим утопал в это время в роскоши и распущенности, поэтому мысли о спасении души поглощали юношу. Он искал разрешения мучивших его вопросов в чтении Священного Писания и святоотеческих творений. И Господь указал ему путь к спасению – Восточную Православную Церковь. Св. Макарий оставил родину и тайком, глубокой ночью, отправился в путь в совершенно не известную ему Северную Россию. Достигнув Новгорода, странник увидел множество храмов и монастырей – и этот город ему полюбился. Он обошел все святыни и, наконец, достиг берегов Свири, где прп. Александр основал Троицкий монастырь. Тот ласково принял пришельца, присоединил его к православию и постриг с именем Макарий. Но все мысли нового инока были устремлены к отшельничеству, и он избрал себе для безмолвия небольшой островок на болотистых берегах р. Лезны, в 65 км от Новгорода. Там он предался непрестанной молитве и монашеским подвигам. Через некоторое время св. отшельник стал известен людям. К нему стали приходить за советами, благословением и молитвой. В помощи он никому не отказывал, но безмолвие его было нарушено, а слава только тяготила его служение. Тогда он ушел еще дальше в лес и устроил там себе келью. Но люди снова нашли его и стали просить разрешения поселиться вместе с ним. «Да будет воля Божия», - сказал прп. Макарий. Тогда воздвигли церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для братьев, а архимандрит Новгородский Макарий рукоположил святого и поставил его игуменом нового монастыря. Прп. Макарий достиг благодатных даров прозорливости и чудотворения, принося исцеления людям. В 1550 г. святой вернулся в свой любимый скит и там предал душу свою Господу.

Разоренный шведами в 1615 г., монастырь прп. Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке.

 

 Сщмч. Петр (Скипетров) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Петр родился 4 июня 1863 г. в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника Иоанна Скипетрова. После окончания Шуйского духовного училища Петр поступил во Владимирскую Духовную семинарию, которую окончил в 1884 г. В 1883 – 1884 годах Петр Иванович служил псаломщиком в одном из храмов во Владимире. 8 февраля 1884 г. он обвенчался с девицей Антониной, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Заозерского.

18 февраля 1884 г. Петр Иванович был рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору; в 1886 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1890 г. В 1892 г. он был рукоположен во священника к церкви во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Ольденбургского.

В 1898 г. о. Петр был переведен в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Стеклянном заводе. Храм был возведен на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (см. о ней 23 июля).

Кроме приходского служения о. Петру приходилось исполнять многие епархиальные послушания: с 1886 по 1892 год он преподавал Закон Божий в начальных Санкт-Петербургских училищах; с 1895 по 1897 год исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте вел. княгини Александры Николаевны; с 1901 г. был законоучителем в Громовском приюте преподобного Сергия; с 1907 г. – следователем 5-го столичного благочиннического округа; с 1914 г. – членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии.

В 1912 г. о. Петр был назначен настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За ревностное и беспорочное служение он был возведен в сан протоиерея.

В начале января 1918 г. большевистское правительство приступило к практической реализации антихристианского декрета об отделении Церкви от государства, начав со столичной Александро-Невской Лавры. В субботу 13 января 1918 г. во время поздней литургии в покои наместника Лавры епископа Прокопия (Титова) явился отряд матросов, и епископу было заявлено, что все помещения в Лавре будут изъяты в пользу советских учреждений, сохранится только богослужение.

16 января назначенный большевистским правительством комиссаром Лавры Иловайский потребовал от наместника сдачи всего лаврского имущества. Епископ Прокопий отказался исполнить беззаконный приказ. 17 января представители от братии Лавры начали переговоры с комиссаром наркомата призрения Коллонтай, но она категорично заявила, что отменить предполагаемого захвата Лавры не может.

19 января (1 февраля) в начале второго часа дня в Александро-Невскую Лавру прибыл комиссар Иловайский в сопровождении двенадцати солдат и пяти кронштадтских матросов. На соборной колокольне звонари ударили в набат, на него отозвались колокола ближайших церквей – Борисоглебской, Знаменской и Скорбященской. Отовсюду к Лавре стал стекаться народ. Иловайский арестовал епископа Прокопия. В это время в келье наместника находились четыре монаха, члены лаврского совета. Епископ Прокопий был выведен из кельи и заключен под стражу в одном из помещений Лавры, а к четырем монахам была приставлена стража из четырех красногвардейцев. Иловайский вышел во двор Лавры, где его окружила разъяренная толпа, но от расправы его оградили монахи, успокаивая народ, а один из них провел комиссара окольной тропинкой.

Вскоре на помощь захватчикам прибыл из Смольного грузовик с красногвардейцами, вооруженными двумя пулеметами. Этот отряд снова возглавил Иловайский. Пулеметы были поставлены на лаврском дворе напротив храма в честь Сошествия Святого Духа. В это время продолжал звучать лаврский набат. По звонарям было сделано несколько залпов, но набат продолжался. Тогда Иловайский с красногвардейцами вошли в наполненную богомольцами церковь. Иловайский, узнав, вход на колокольню, поднялся наверх и, угрожая оружием, согнал с колокольни звонарей. Красногвардейцы внизу стали изгонять из Лавры богомольцев. Раздалось несколько выстрелов. Один из богомольцев был ранен.

В это время к Лавре направился Петр Скипетров, намереваясь пройти к митрополиту Вениамину. В воротах Лавры священника встретил его сын и стал уговаривать, ввиду могущих быть беспорядков, не идти далее, но о. Петр не обратил на это внимания и направился к главному входу в покои митрополита. Увидев, что его путь преградили несколько вооруженных красногвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им оружием, о. Петр вступился за женщин и стал увещевать красногвардейцев не производить насилия над верующими и укорять их за издевательство над народными святынями. Один из красногвардейцев направил револьвер на священника и в упор выстрелил ему в лицо. Пуля попала в нижнюю челюсть и прошла в шею.

Отец Петр, потеряв сознание, упал, и тут же подоспевшие люди уложили его на носилки и перенесли в лаврскую больницу. Положение раненого, однако, было настолько тяжелым, что он был отправлен в лазарет, находившийся на Невском проспекте неподалеку от Лавры. Там его посетила супруга, а затем и митрополит Вениамин, который благословил смертельно раненого священника. Отец Петр открыл глаза, узнал митрополита, но уже что-либо сказать не мог. Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья священника к 10 часам вечера резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут протоиерей Петр скончался.

22 января, в Скорбященской церкви состоялось отпевание убиенного протоиерея. Служение литургии и отпевание возглавил митрополит Вениамин, ему сослужили епископы Прокопий и Артемий (Ильинский) и двадцать пять священнослужителей Петрограда. После отпевания гроб с телом убитого священника по благословению митрополита Вениамина был пронесен по тому пути, которым шел о. Петр к мученическому венцу в последний день своей жизни. В Троицком соборе Лавры была отслужена панихида, а затем лития на том месте, где пролилась кровь священника. Протоиерей Петр Скипетров был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

 Сщмч. Николай (Восторгов) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Николай родился 21 ноября 1875 г. в селе Никологорском Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Евдокима Восторгова. Получив образование во Владимирском духовном училище, Николай стал служить псаломщиком в Николаевском храме на погосте Горицы.

В 1915 г. Николай Евдокимович был рукоположен во диакона и направлен в село Дедово Муромского уезда. Там он прослужил до 1927 г., когда уже вовсю шли гонения, и в апреле этого года он был рукоположен во священника к церкви села Голянищево. Через год о. Николай переехал служить в село Чулково Вагского района Нижегородской области и прослужил здесь до дня и часа своего ареста. В середине июля 1929 г. местные власти объявили священнику, что он будет непременно выселен из церковного дома. Прихожане, однако, выразили протест против беззаконных действий властей, тем более что дом священнический был построен самими крестьянами, и они подали прошение с ходатайством не выселять священника. Власти расценили это как бунт народа против коммунистической власти и в начале августа арестовали священника и вместе с ним двух крестьян, заключив их в тюрьму в городе Муроме.

22 августа следователь вызвал священника на допрос. Отец Николай объяснил следователю законность его проживания в церковном доме. После допросов о. Николай и крестьяне были освобождены до суда под подписку о невыезде из села. 23 сентября следствие было закончено. Отца Николая обвинили в том, что он, «не имея официальных извещений о выселении из занимаемого им бывшего церковного дома, при хождении с молебнами по селу обращался с жалобами и за защитой к населению, подстрекал председателя церковного совета и церковного старосту к созыву собрания по вопросу о его выселении и, не получив разрешения на созыв собрания верующих, посылал созывать на собрание население, в результате чего и явился организатором общественного беспорядка, который мог бы вылиться в террор над партийно-советскими работниками; руководил сбором подписей, редактировал и писал заявления».

20 ноября 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Николая к трем годам заключения в концлагерь, а двух крестьян – к шести месяцам лишения свободы. Священник был заключен в 4-ю роту Соловецкого концлагеря на Большом Соловецком острове. Вскоре после прибытия в лагерь он заболел тифом и был помещен в лагерную больницу.

Священник Николай Восторгов скончался на главном Соловецком острове в центральной больнице Соловецкого лагеря особого назначения 1 февраля 1930 г.

 Мч. Феодор (Гусев) (1940): Новомуч. Мученик Феодор родился 22 апреля 1874 года в селе Сидоровском Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Федора Гусева. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Как имеющего большой авторитет среди крестьян, Федора Федоровича в 1912 году избрали сельским старостой, и он был на этой должности до захвата власти большевиками, когда все дореволюционные установления и государственные принципы были разрушены. Брат Федора Гусева был членом церковного совета и казначеем в Николаевском храме в Сидоровском.

В конце 1920-х годов распоряжением Сталина крестьян стали загонять в колхозы, и племянник Федора Федоровича ушел работать в колхоз бригадиром; испугавшись близости отца церкви, он потребовал от него, чтобы тот вышел из церковного совета; на его место в церковный совет вошел в 1929 году Федор Федорович.

В 1933 году Федора Гусева и священника Никольской церкви привлекли к ответственности по ложному доносу, в котором доносчица утверждала, что будто бы священник и казначей оскорбили ее. Суд, однако, не признал ее обвинения основательными и вынес оправдательный приговор. Во второй раз Федор Гусев был привлечен к ответственности в 1935 году за пропажу из храма некоторых вещей из церковной утвари, обвинен в недосмотре и приговорен к одному году условно.

В первой половине 1937 года стало ясно, что гонения на Церковь усиливаются многократно, и сын Федора Федоровича стал уговаривать его, чтобы он ушел из церкви, так как власти хотят арестовать его, но безуспешно.

В августе 1937 года в село приехали сотрудники НКВД и стали вызывать крестьян, спрашивая о Федоре Гусеве, не ведет ли тот антисоветскую деятельность и агитацию. Большинство крестьян заявило, что ничего подобного от него не слышали; их сотрудники НКВД сразу же от себя прогнали. Но нашлись те, кто согласился подписать то, что хотелось получить от них НКВД; среди лжесвидетелей оказался и племянник Федора Гусева.

Федора Федоровича арестовали 21 августа 1937 года и заключили сначала в камеру предварительного заключения при милиции в Голицыно, а затем отправили в тюрьму в Звенигород и здесь посадили в подвал. Начались допросы. Следователь поинтересовался, когда Федор Федорович был избран в члены церковной двадцатки. Федор Федорович ответил, что он был избран в 1929 году казначеем, каковым остается и до настоящего времени. Выданные председателями сельсовета и колхоза характеристики гласили, что Федор Гусев «напитан религиозным духом», что он «активный церковник, член церковного совета (бессменный)... работает в колхозе хорошо, кроме праздников (воскресенье и другие)».

В ходе допроса ему было предъявлено обвинение в «проведении контрреволюционной деятельности, направленной против существующего строя». Виновным себя в этом Федор Федорович не признал.

Этим допросом следствие было завершено. Все это время родственники Федора Федоровича носили ему в тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали, однако, иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно. И вот однажды Федор Федорович сказал дочерям, чтобы они не уезжали, остались, так как сейчас арестованных будут перевозить в Москву. Вскоре вывели из тюрьмы трех заключенных и среди них Федора Федоровича и посадили в кузов грузовика, чтобы везти на станцию. Дочери Федора Гусева попытались уговорить начальника конвоя, чтобы он разрешил им сесть вместе с отцом в грузовик, но тот отказал, и им пришлось бежать вслед за грузовиком до станции. На станции Федора Федоровича посадили в вагон, куда пристроились без билета и девушки, а дорогой он им рассказал, как шло следствие, в чем его обвиняют, и кто выступил против него лжесвидетелем и оговорил его.

Федора Федоровича отправили сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в Таганскую. 11 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Благовещенск, где в течение некоторого времени работал сторожем на огороде концлагеря. Федор Федорович Гусев скончался в Югвостоклаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 18-21.]

 

Святая мученица Евфрасия дева Мц. Евфрасия дева (303). Святая Евфрасия дева родилась в Никомидии в знатной семье и была христианкой. Во время Максимианова гонения на христиан правитель города принуждал Евфрасию принести жертву идолам, но она отказалась, тогда он приказал бить ее и отдал воину на осквернение. Святая пламенно молилась Господу, чтобы Он сохранил ее девство.

Святая Евфрасия предложила воину помочь ей найти траву, которая бы сохранила его от оружия врага и смерти. Но трава эта, объяснила она, имеет силу только тогда, когда будет получена от девы. Воин пошел с ней в сад, она нарвала травы, какая попалась под руку, и предложила воину испытать силу ее на ней. Она положила траву себе на шею и велела воину сильно ударить ее мечом. Тот исполнил ее просьбу, и Евфрасия предала дух свой Богу, сохранив девственную чистоту.

Прп. Макарий Александрийский Прп. Макарий Александрийский (394-395). Прп. Макарий происходил из Александрии, где занимался продажей фруктов и сладостей. Внешне он был мал ростом, имел мало волос и бороды.

  Великая любовь к уединению побудила его удалиться к прп. Антонию, которого он избрал руководителем в первые годы своего подвижничества. Великий отец монашества облек его в иноческое платье и предсказал ему, что случится с ним в течение его жизни. Извлекши большую пользу из поучений прп. Антония, Макарий покинул Фиваиду и перешел в пустыню Скит. Он первый основал там монастырь и часто встречался там с Макарием Египетским. Несомненно, что у него были также кельи в Ливии и в Нитрии, но главным местом пребывания была так называемая «Пустыня келий».

Прп. Макарий по любви к подвигам подражал всем добродетелям, которые замечал в других, усугубляя их по отношению к себе. Так поступал он не без большого страдания.

Уже достигнув высокого совершенства, он некоторое время провел в Верхней Фиваиде у прп. Пахомия. Через какое-то время другие иноки стали на него жаловаться Пахомию как на человека, который живет так, как будто он был чистейший дух, без плоти и костей, так что казалось, что он своею жизнью являет собою как бы укор их жизни. Поэтому они просили удалить его от них.

Присмотревшись, прп. Пахомий также поразился его жизни и прибегнул к молитве, чтобы Господь Сам открыл ему, кто же это такой. Ему было открыто, что незнакомец есть Макарий, слава о котором уже распространилась по всем пустыням и среди всех иноков.

Ненасытный в подвигах, Макарий однажды задался целью бороться против сна, для этого он проводил 20 дней и ночей под открытым небом, испытывая попеременно жару и жажду днем и пронизывающий холод ночью.

Чувствуя искушения плоской нечистоты, Макарий пошел в болото и выставил себя обнаженным на укусы мошкары в течение шести месяцев. Насекомые изранили его до такой степени, что его потом узнавали только по голосу и думали, что он заболел проказой.

Прп. Макарий при своих подвигах был еще и молитвенником. Он разделял свой день на три части, из которых одну он употреблял на молитву и духовные созерцания, совершая не менее ста молитв в день. Другую часть употреблял на обычный труд, а третью – на служение братии, которой подавал нужные советы и наставления. Разделяя время между всеми этими занятиями, сердце его всегда было вознесено к Богу.

Ему было откровение ангельское о состоянии умерших душ. При этом он по молитве получил изъяснение на занимающую его мысль – почему поминовение усопших осуществляется в 3, 9 и 40 дни после их кончины. Когда в 3-й день по кончине бывает приношение в церкви, тогда душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, которую чувствует она от разлучения с телом. Ибо в продолжение двух дней ей позволяется скитаться около дома, в котором было положено тело, посещать те места, где она при жизни была, и в 3-й день возноситься для поклонения Богу. Затем в течение 6-ти дней показываются душе обители святых и красота рая. Если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она скорбит и укоряет себя в грехах. После этих 6-ти дней она на 9-й день опять возносится для поклонения Богу. После второго поклонения ей показываются места мучений, в которых души грешников непрестанно рыдают. По этим местам душа носится 30 дней в трепете, чтобы ее саму не постигла та же участь. В 40-й день душа опять возносится на поклонение Богу, и тогда Судия определяет ей по делам место.

Прп. Макарий, проведя в пустыне не менее 60-ти лет, закончил жизнь, полную суровыми подвигами, святостью и чудесами, оставив по себе память, как об одном из славнейших отшельников, которые освятили пустыню своей любовью к Богу.

Преподобный Антоний, столпник Марткопский Прп. Антоний, столпник Марткобский (VI) (Груз.). Преподобный подвизался около Тифлиса в урочище Марткоби (уединенный) и основал тут обитель во имя принесенного им Нерукотворного образа Спаса, изобразившегося на полотне, приложенном к подлиннику; потом подвизался на столпе, почему и называется столпником Иверским. Чудотворец. Мощи его покоятся в Марткобском соборе.

Память прп. Антонию празднуется также 7 мая.

Свт. Арсений, архиепископ Керкирский Свт. Арсений, архиеп. Керкирский (VIII). Св. Арсений происходил из Палестины от благочестивых родителей. С юности он посвятил себя служению Богу и принял иноческое пострижение. Ведя строго подвижническую жизнь, святой отличался при этом высоким образованием. Достигнув зрелого возраста, он получил сан священства, а потом, спустя некоторое время,  был рукоположен в епископа Керкирского. В сане архиепископа он прославился своею высокой духовностью, мудростью и  ученостью, был знаком и с греческой литературой. Св. Арсений известен и как писатель – им составлены: канон на елеосвящение, похвальное слово апостолу Андрею и описание страдальческой кончины великомученицы Варвары. Он заступался за невинных и угнетенных перед властями.

Скончался свт. Арсений в Коринфе 19 января 959 г. Мощи его покоятся на о. Корфу в кафедральном соборе. Им приведен в настоящий состав чин Елеосвящения.

Перенесение мощей свт. Григория Богослова из Ариадна в Константинополь (950). Мощи перенесены были в Царьград в храм Апостолов в 950 г. при императоре Константине Порфирородном (912-959).

Макарий, постник Печерский Прп. Макарий, постник Печерский (XII) – подвизался в Киево-Печерском монастыре. Мощи его покоятся в Ближней Антониевой пещере. Житие прп. Макария в Патерике не описано.

Память его празднуется также 28.09 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских. 

Прп. Макарий, диакон Печерскиий Прп. Макарий, диакон Печерский (XIII-XIV). Больным ребенком он был обещан родителями Богу, если он выздоровеет. Своими кротостью и смирением заслужил он любовь. Удостоился при жизни дара чудотворений. Мощи его находятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Мелетий Валлисилот – скончался в 1203 г.

Преподобный Савва Сторожевский Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Память преподобного Саввы, ученика прп. Сергия Радонежского и одного из первоначальников  Радонежской пустыни, также празднуется 3 декабря в день его представления, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 10 августа (второе обретение мощей).

В нынешний день 19 января вспоминается обретение мощей и начало прославления святого, чему предшествовало одно из многих его посмертных чудотворений. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до настоящего времени, а сам он был причислен к лику святых.

Прп. Евфимий исп. (XX) (Груз.).

Мц. Феодосия.

Мч. Ианнуарий Африканский.

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

6 декабря 2008 г. после внезапной кончины Святейшего Патриарха Алексия II Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). 25 января 2009 года Архиерейским Собором в Москве митрополит Кирилл был избран одним из трех кандидатов на Московский патриарший престол: получил 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования. А еще через два дня Поместным Собором Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 508 голосов из 677. 1 февраля 2009 года во время Литургии в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация нового Патриарха.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz