Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 января

 

Отдание праздника Богоявления. Прпп. отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаакия, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Иоанна исп. (1961).

Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула Синайского (V). Прп. Стефана (VIII).

 

Собор преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных Прпп. отцы, в Синае и Раифе избиенные: Исаия, Савва, Моисей и ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий, Илия и иные с ними (IV-V). Иноки-мученики жили в монастырях и пещерах горы Синайской (на Синайском полуострове), где некогда были дарованы Богом через Моисея заповеди закона. Все они были убиты. Описание этого события оставлено египетским иноком Аммонием.

Устав Синайских иноков был строг: они постоянно сидели в безмолвии в своих кельях, в субботу вечером собирались в церкви для всенощного бдения, затем за литургией приобщались и расходились все по своим местам. От высокой подвижнической жизни и постоянного сурового поста они были изнурены телом и жили подобно бесплотным духам.

Несколько дней спустя после прихода к этим подвижникам Аммония, на них напало разбойничье племя. Аммоний и монахи, жившие близ укрепленной сторожевой башни, успели спастись, и Господь ниспослал на вершину горы великое, яркое пламя, так что вся гора была покрыта дымом, и из нее исходил огонь, который привел в ужас варваров, и они убежали, бросив оружие.

Спасшиеся иноки нашли в разных местах побитых мечами 38 отцов. Не успели уцелевшие оплакать погибших, как пришло известие, что перебиты также иноки, жившие в Ранфе на берегу Черного моря. Там текло 12 источников воды и росло много пальм. Отшельники ранфские, по слову ап. Павла, «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». У подошвы горы была церковь и в ней еженедельно собирались эти небесные люди, земные ангелы, забыв о себе, изнуряя свое тело, как бы нечто чуждое им.

Варвары-агаряне надеялись найти у них много золота, но, не находя ничего, в злобе издевались над беззащитными людьми и убивали их.

Нина равноапостольная Равноап. Нина, просветительница Грузии (335). Святая Нина родилась далеко от Иверии – в Каппадокии. Ее отец был родственником великомученика Георгия Победоносца, а мать – сестрой Иерусалимского патриарха. Она с 12 лет воспитывалась в Иерусалиме. От евреев, приезжавших в город к празднику Пасхи, она слышала, что к северу от Палестины есть страна Иверия (Грузия), где еще не проповедано Евангелие. Рассказы о языческой Иверии возбудили в душе Нины сильное желание обратить жителей этой страны к христианству. Это желание еще более усилилось в ней благодаря чудесному видению: однажды во сне ей предстала Пресвятая Богородица, вручила крест из виноградных прутьев и повелела идти для просвещения язычников.

Благодаря проповедям св. Нины, число верующих постоянно увеличивалось; обратился к Христу и царь Армении Тиридат. Для обращения царицы Катехии, Софии, Нина сама пошла к ней. Это путешествие было последним ее подвигом, вскоре после этого она скончалась (в 335 г.). У ее гроба постоянно совершались чудеса. Память о ее великих трудах и святой жизни побудила причислить ее к лику святых, вскоре после ее смерти. Тогда же стали воздвигать ей в Грузии храмы.

Примечательна судьба креста из виноградных лоз, который св. Нина получила от Богоматери. Крест этот сохранялся до 458 г., потом был перенесен в Армению. В 1239 г. он был возвращен в Грузию и поставлен снова в Мцхетском соборном храме. Много раз в бурной судьбе Иверии, спасаемый от врагов, он был укрываем то в горах, то в храме Святой Троицы на малой горе Казбека, то в одной крепости. В 1749 г. крест был тайно вывезен митрополитом грузинским и вручен в Москве царевичу грузинскому Бакару Вахтанговичу, а затем около 50 лет сохранялся в селе Лыскове Нижегородской губ., в имении грузинских князей. В 1801 г. он перешел к императору Александру Павловичу, который вернул его в Грузию. С тех пор до настоящего времени крест пребывает в Тифлисском кафедральном соборе.

  

 Прп. Иоанн (Кевролетин) исп. (1961): Новомуч. Преподобноисповедник Иоанн родился 23 мая 1875 г. в деревне Кулаково Троицкого уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Афанасия Кевролетина. Образование получил дома. В 1894 г. он поступил послушником в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде Пермской губернии.

Монастырь был основан в 1878 г. и находился в ста десяти верстах от Ирбита и в шестидесяти верстах от Алапаевска на берегу реки Кыртомки. В монастыре было два храма, и оба в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В начале XX века в монастыре было около восьмидесяти человек братии. Условия жизни здесь были довольно суровыми. До двенадцати часов здесь ничего не вкушали, и сама трапеза состояла из простых и грубых продуктов, хлеб подавался только ржаной. Послушание Ивана в обители заключалось в выделке кож.

Он подвизался здесь шесть лет, находясь в послушании у основателя обители о. Адриана, но после его смерти в 1902 г. перешел в Верхотурский Николаевский монастырь. Здесь он нес послушание маляра и плотника. Вскоре настоятелем монастыря был назначен иеромонах Ксенофонт (Медведев), возведенный впоследствии в сан архимандрита. При нем в монастыре был сооружен величественный Крестовоздвиженский собор, в котором была помещена главная святыня обители – мощи святого праведного Симеона Верхотурского (см. о нем 12 сент.).

20 декабря 1907 г. послушник Иоанн был пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого празднуется в этот день. В 1909 г. монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона, а в 1913 г., в день освящения нового собора, – во иеромонаха.

В 1925 г. Верхотурский монастырь был безбожниками закрыт; монахи частью остались жить в городе, а частью разошлись по окрестным селам и служили в приходских храмах. Отца Игнатия еще до закрытия монастыря часто посылали служить в разные храмы, где не было на тот момент священника. С 1919 по 1922 год о. Игнатий служил в храме в селе Сербишна Невьянского района. В 1922 г. в течение девяти месяцев он служил в Казанском храме в заводе Касли, с конца 1922 г. стал служить в храме в Верхне-Иссетском заводе, с 1923 по 1924 год – в храме во имя преподобного Сергия на заимке (хуторе) Исток. В 1924 г. он вернулся в Верхотурье и служил до 1925 г. в одном из монастырских храмов.

Впервые иеромонах Игнатий был арестован в 1925 г. и заключен в тюрьму ОГПУ, где провел около месяца. С 1925 по 1927 год о. Игнатий служил в храме в селе Дымково, в 1927 г. он был переведен в храм в заводе Николо-Павдинск, а затем в Ирбит. В 1928 г. его перевели в храм в городе Долматово, где он прослужил два месяца, а затем в село Кислово. С 1929 по 1931 год он служил в храме в селе Федоровка, а затем – в селе Сербишна, где и был арестован.

В 1931 г. ОГПУ поставило своей целью уничтожение всех монашеских общин на Урале. Аресты были произведены в начале 1932 г. Всего по делу только братии Верхотурского монастыря было арестовано сто сорок человек, и среди них о. Игнатий; он был арестован 28 марта 1932 г. На вопрос следователя, состоял ли иеромонах Игнатий в контрреволюционной организации, он ответил: «Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 г. продолжала существовать.… Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…».

7 сентября 1932 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Игнатия к трем годам ссылки в Западную Сибирь, и он вместе с группой священнослужителей и монахов был отправлен этапом в Нарымский край, где часть пути им пришлось пройти пешком. В ссылке о. Игнатий заболел цингой, от которой ему помогла вылечиться его духовная дочь, приехавшая ухаживать за ним и привезшая с пасеки мед.

По окончании ссылки о. Игнатий поселился в маленьком ветхом домике на окраине Верхотурья. В Екатеринбурге, как и во многих других крупных городах, ему было жить запрещено. Место было глухое, и о. Игнатия стали беспокоить здесь хулиганы; но некий раб Божий по имени Михаил, который работал зубным врачом и был пострижен в монашество, дал денег на покупку нового дома, расположенного неподалеку от Верхотурского монастыря. Сюда о. Игнатий и переехал вместе с помогавшими ему по хозяйству келейницами, схимонахиней Евдокией и монахиней Симеонией.

Наступил новый период в жизни подвижника, когда он стал скрываться от мира за внешней формой юродства. Одеваться стал в светскую одежду, иногда в женскую, так что, бывало, его не узнавали и хорошо его знавшие. Некоторое время он пас на окраине города коз и был любимцем всех окрестных мальчишек, которые тесным кружком собирались вокруг него, с упоением слушая его рассказы.

У о. Игнатия оставалось много духовных детей, и он, навещая их, совершал в их домах таинства. Когда состояние здоровья не позволяло покидать дом, он принимал духовных детей у себя в келье. Здесь о. Игнатий вместе со своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг.

В последние годы о. Игнатий тяжело болел и незадолго до смерти был пострижен в схиму с именем Иоанн. В день его смерти пришло много народу.

Иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) скончался 27 января 1961 г. Летом 1993 г. были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.

 

Прп. Иосиф Аналитин Раифский (IV). Старец этот подвизался в Раифе. Он был так высок в духовной жизни, что во время молитвы на нем сияло пламя.

Память его празднуется также в среду Светлой седмицы вместе с Собором Синайских святых.

Свв. Геласий, Андрей, Дула и Орион Синайские (IV).

Прп. Феодул Синайский (V).

Преподобный Стефан Вифинский Прп. Стефан Вифинский (Халкидонский), основатель обители Хинолаккской (VIII). Чтобы подражать жизни святых подвижников, обошел он монастыри на Иордане, был в пустынях Евфимия, Саввы и Феодосия; наконец, основал свою обитель в Вифинии, названную Хинолаккской (то есть при гусином пруде), где собрал много иноков. Стефан провидел свою кончину и почил мирно.

Прп. Давид. Св. Аристарх. Св. Маркелл. Св. Пафнутий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz