В середине 50-х годов, в связи со смертью Сталина и выпущенным после этого указом об амнистии, стали действовать комиссии по пересмотру дел осужденных по политическим статьям. 28 марта 1955 г. такая комиссия приняла решение снизить меру наказания архимандриту Леонтию до пяти лет, а так как он этот срок уже отбыл, то «из-под стражи освободить и считать не имеющим судимости по настоящему делу».

30 апреля 1955 г. архимандрит Леонтий был освобожден из лагеря. Священнику исполнился семьдесят один год. Главным его желанием было вернуться к служению в храме. Он уехал в Иваново и через месяц, 20 июля 1955 г., архиепископ Ивановский и Кинешемский Венедикт назначил его настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского (ныне Фурмановский) района. В то время за малым числом храмов церковь в селе Михайловском окормляла верующих районного города общим числом жителей тридцать тысяч человек, а также верующих двадцати четырех сел. Получив от архиерея назначение, о. Леонтий сразу же отправился в Михайловское, но служивший здесь священник не пустил его в дом, где жил сам, и архимандриту пришлось поселиться в холодной, без печи избе. Он терпел это со смирением и кротостью, и, если спрашивали об обстоятельствах его жизни, то говорил, что живет в раю, – такое в нем было смирение, благодарение, осознание своего вящего недостоинства. Все получаемое от Господа он принимал как великое благо, в чем бы оно ни выражалось: в скорбях или в радостях, безразлично.

В Михайловском о. Леонтий нес все тогдашние трудности пастырского служения: приход был большой, села и город располагались на расстоянии до десяти километров, и ему приходилось их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан – соборовал, исповедовал и причащал. Прихожане вскоре полюбили подвижника. Гонение на церковь в то время еще продолжалось, и, как часто бывает, гонители пользовались, как орудием для разрушения мира церковного, страстями самих же людей. Последовали жалобы на священника, что он избегает формальностей, необходимых при оформлении заказов на исполнение треб. Но у о. Леонтия хватало времени и сил, дарованных ему от Господа на все, и он не только успевал исполнять пасторские свои обязанности, но и добился разрешения у властей на ремонт храма, что было в то время непросто, а затем и отремонтировал его.

В конце 50-х годов в село Михайловское был назначен священник, который возымел желание стать настоятелем и поэтому отнесся к о. Леонтию крайне недоброжелательно, так что число анонимных писем сразу резко увеличилось. В 1960 г. анонимные письма в епархиальное управление с клеветническими доносами на старца стали поступать ежемесячно. На каждый анонимный донос архимандриту Леонтию приходилось писать объяснение. 30 января 1960 г. о. Леонтий писал в объяснении: «Слава Господу Богу! Жил и живу с собратьями в мире, всем и всеми доволен. Господь им судья! Жалоба не отвечает истине. Я не сержусь ни на кого».

В 1960 г. архимандрит Леонтий был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Однако гонения и скорби не прекращались. Летом 1962 г. два священника, служившие с о. Леонтием, в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Иларион (Прохоров), бывший родственником одному из священников, не разобравшись в существе дела, запретил архимандрита Леонтия на месяц в священнослужении. Для о. Леонтия, служившего в течение многих лет ежедневно, это стало большой скорбью.

По истечении месяца, когда пришло время приступать к совершению богослужения, архиепископ назначил о. Леонтия в один из дальних и глухих в то время приходов – в Свято-Введенский храм в село Елховку Тейковского района. В Елховке он прослужил год. Ко времени его служения здесь относится случай исцеления одержимой женщины.

Паства в Михайловском, однако, не забыла подвижника. Сразу же после его перевода в Елховку прихожане написали архиепископу Илариону в Иваново: «С просьбой умилительной к Вам православные люди села Михайловского. Просим Вас, да не поможет ли Вам Господь прислать драгоценного любимого светильника нашего Леонтия».

Архиепископ Иларион не внял просьбам верующих и не вернул подвижника на место его служения и в 1963 г. сам был переведен на другую кафедру, в Сибирь. На его место был назначен епископ Леонид (Лобачев). Ознакомившись с положением дела, он тут же вернул архимандрита Леонтия в село Михайловское.

Вернулся о. Леонтий в Михайловское, когда ему было около восьмидесяти лет. Несмотря на физическую немощь, он всех принимал, исповедовал, беседовал, молился за приходящих. Людей, ехавших к о. Леонтию, было так много, что иногда из поезда, делавшего остановку на станции Белино, в километре от Михайловского, выходила едва ли не половина всех пассажиров. Чтобы воспрепятствовать людям приезжать к священнику, власти отменили остановку поезда на этой станции.

Исповедовавшиеся у него вспоминали, что наставления его были хотя и кратки, но очень внятны для вопрошающего, что говорил он как бы и не от себя, не по рассуждению человеческому, а по наитию Духа Святого. Проповедовал старец просто и жизненно. Бывало, в проповедях давал людям и практические советы.

Ко всем окружающим о. Леонтий относился с большой внимательностью и милосердием. За доброту старца любили и неверующие люди.

По своему смирению старец ничего о себе не рассказывал, и можно только догадываться о его духовной жизни. Он молился за всех. Каждый день он наизусть прочитывал Псалтирь. Никто не видел, когда он спал. Когда бы ни прийти к нему, он всегда одет и готов ехать на требу. О тех, кто жил рядом с ним и трудился, он знал все и ревностно соблюдал единство своей маленькой общины, не допуская в их «семью» любого. Обедал о. Леонтий всегда вместе с народом.

На Пасху 1969 г. Патриарх Алексий наградил архимандрита Леонтия вторым наперсным крестом с украшениями. Некоторые стали поговаривать о том, что пора бы отправить о. Леонтия за штат. Отец Леонтий иногда говорил в проповеди народу: «Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю, молюсь за вас, чтобы и вы пошли, куда я пойду». Близким он говорил: «Мне давно рай открыт, но я живу ради вас, чтобы все вы спаслись».

Прихожане обратились к архиепископу Ивановскому и Кинешемскому Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить о. Леонтия до его смерти в Михайловском. «Хотя он слаб и немощен, – писали они, – но велика его молитва перед Богом».

Владыка Феодосий оставил о. Леонтия при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со вторым священником. К этому времени по телесной немощи старец уже не мог служить ежедневно, но в храме на молитве бывал каждый день.

Еще при жизни старец сподобился от Господа даров прозорливости. Неподалеку от села Михайловского в селе Толпыгино служил в то время архимандрит Амвросий (впоследствии архиепископ Ивановский и Кинешемский). Не раз бывало, что о. Леонтий посылал приезжающих к нему священников благословиться у о. Амвросия. Это вызывало недоумение, так как тот был тогда всего лишь молодым архимандритом.

Незадолго до смерти о. Леонтий сам стал выбирать место для своего погребения. Он хотел быть похороненным у стены второго алтаря, но затем сказал, что все это место будет закатано под асфальт и потому его там хоронить не следует. Действительно, все это место после кончины старца было закрыто асфальтом. При храме было еще маленькое кладбище, но и о нем о. Леонтий сказал, что не может быть погребенным здесь, так как не хочет, чтобы по нему катались. Впоследствии кладбище и в самом деле было перепахано и заезжено. Отец Леонтий попросил похоронить его на общем сельском кладбище.

7 февраля 1972 г. о. Леонтий отслужил свою последнюю литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идем, к Богу идем!» 9 февраля, когда в храме читали часы, о. Леонтий причастился Святых Христовых Таин дома. После литургии певчие пришли к нему и стали петь церковные песнопения. В половине четвертого дня старцу стало хуже, и он потерял сознание, а в четыре часа пополудни его душа отошла ко Господу.

В год смерти о. Леонтия повсюду в России была большая засуха: пожухли травы, обмелели реки, горели леса. И вот в эту жару в нескольких десятках метрах от могилы старца забил источник, вода из которого оказалась целебной, и многие люди, пьющие эту воду, по молитвам преподобноисповедника Леонтия стали получать благодатную помощь от Господа. Тогда вспомнились слова старца, сказанные задолго до его кончины: «Вот умру, из меня много воды потечет».

Мощи преподобноисповедника Леонтия ныне находятся в храме Михаила Архангела в селе Михайловском.

 

Прп. Палладий Антиохийский (Сирийский) пустынник (IV). Современник и друг Симеона Ветхого (память 26 янв.), подвизался в затворе на горе, недалеко от Антиохии, чудотворец.

Прп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский (VII). Родом из Ниневии. В молодых летах он оставил мир и удалился с братом своим в монастырь Маар-Матфея, где оба приняли иночество. Изучив правила иноческой жизни, св. Исаак ушел в пустыню, а брат его остался в обители, где впоследствии был ее настоятелем. Слух о святой жизни и чудесах св. Исаака возбудил общее желание в ниневитянах просить его принять на себя звание епископа. Св. Исаак, будучи святителем и видя неповиновение своей паствы, сложил с себя звание пастыря и удалился в Скитскую пустыню в Египет, откуда, как с кафедры, он светил миру и жизнью, и учением. Даже и такие подвижники, как св. Симеон Дивногорец, получали от него советы и наставления. Скончался св. Исаак в старости в конце VII века, оставив после себя весьма много сочинений, исполненных глубоких мыслей.

Св. Георгий, брат прп. Ефрема Новоторжского (1015). Из жития прп. Ефрема (память 28 янв.) известно, что он вместе с братьями переселился на Русь из Венгрии. Все трое поступили на службу к сыну равноапостольного Владимира – св. благоверному князю Борису. По приказанию князя Святополка Окаянного св. князь страстотерпец Борис был убит в 1015 г., вместе с ним погиб от рук убийц и св. Георгий Угрин. Прп. Ефрем нашел на месте убийства отсеченную голову брата. Честная глава была положена в одну гробницу с преподобным согласно его завещанию.

Прп. Ефрем Новоторжский (1053). Архимандрит. Родом венгр, прибыл юношей на Русь с двумя своими братьями, и все они поступили на службу к кн. Борису Владимировичу Ростовскому. Один из братьев, Георгий, был убит на р. Альте в 1015 г. со своим государем, которого он пытался защитить. Другой брат – будущий Моисей Угрин Печерский – успел бежать. Св. Ефрема спасла случайная отлучка; вернувшись на место убиения св. князя, он нашел лишь отрубленную голову своего брата. Взяв ее с собой, он удалился на берег р. Тверцы, основал монастырь и странноприимницу, а по прославлении свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – церковь во имя их. Преподобный скончался в 1053 г., и по завещанию останки брата были похоронены в его могиле. В 1572 г. останки обоих братьев были обретены нетленными, и прп. Ефрем был причислен к лику святых. Известны посмертные чудотворения святого Ефрема.

Память св. Ефрема отмечается также 11/24.06 в день перенесения его мощей.

Преподобный Ефрем Печерский Прп. Ефрем Печерский, еп. Переяславский (ок. 1098). В миру был придворным и любимцем вел. кн. Киевского Изяслава Ярославича. Постриг его, как и другого княжеского любимца прп. Варлаама, прп. Антоний, что вызвало сильный гнев вел. князя, и Печерские иноки должны были на время удалиться в Черниговское княжество. Тогда вел. княгиня Мария, родом полька, напомнила мужу гнев Божий, постигший ее отца короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг св. Моисея Угрина, и вел. князь послал просить Печерских иноков вернуться в Киев. Впоследствии прп. Ефрем стал епископом Переяславским, много послужил Церкви Божией и воздвиг много храмов. Он первым начал строить крестильницы при церквах; завел больницы, где даром лечили бедных, но все эти здания были разрушены и уничтожены во время татарского нашествия.

Память его празднуется также 28.09 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Мцц. матерь и дочь, мечом усеченные.

Мчч. Плутодор и Хариса.

Блгв. царица Маркиана.

 

Суморинская-Тотемская икона Божией Матери Суморинская-Тотемская икона Божией Матери (XVI). Город Тотьма находится в Вологодской области. Недалеко от него в XVI веке подвизался прп. Феодосий (Суморин), прозванный, по месту своих подвигов, Тотемским (память сегодня 28 янв.). Жители города относились с благоговением к этому святому старцу и помогали ему своими средствами. Когда прп. Феодосий решил построить монастырь, они написали царю Иоанну Грозному челобитную о том, чтобы старцу Феодосию было разрешено построить монастырь в их городе. Просьба их была удовлетворена: ростовский архиепископ Никандр в 1554 г. выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и все потребное для освящения его. В то же время игумен Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Богоматери на успешное устройство новой обители. С этою иконою старец и вернулся в Тотьму.

Эта благодатная икона Божией Матери находилась потом перед серебряной ракой прп. Феодосия, в главном монастырском храме в честь Вознесения Господня Тотемского Спасо-Суморина монастыря, в киоте. Она прославилась многочисленными чудотворениями. Замечательно то обстоятельство, что многим больным, по их молитвам, прп. Феодосий являлся, держа в своих руках эту святую икону.

С 1919 года мощи прп. Феодосия хранились в запасниках Вологодского музея. В 1988 г. они были возвращены Церкви и сейчас находятся в храме Рождества Христова в Тотьме. Судьба чудотворного образа неизвестна. Спасо-Суморин монастырь, принадлежащий музею, по-прежнему полуразрушен.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz