Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 января

 

Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Представление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца. Мч. Василия (1942).

Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320).

 

 Святитель Сильвестр Папа Римский Свт. Сильвестр, папа Римский (335). Римский уроженец, человек образованный, Сильвестр с молодости отличался милосердием. По любви к Богу он принимал к себе в дом странников, омывал им ноги и угощал их. В ответ на принуждение со стороны начальника города принести жертву идолам святой Сильвестр предсказал ему смерть в эту же ночь и спокойно пошел в темницу. Градоначальник уже во время обеда проглотил рыбью кость и от этого умер. Исполнение этого предсказания произвело на верующих и даже неверующих очень сильное впечатление. Сильвестр стал пользоваться общим почитанием и вскоре был принят в клир Римской церкви. Затем по кончине Римского епископа он был единодушно выбран на его престол. Это был мудрый и твердый правитель церковного дела. Сильвестр издал постановление, чтобы никто из лиц священного сана не занимался торговыми делами. Он установил для христиан-римлян новые названия дней недели, которые ранее назывались именами языческих богов. Первый день недели он велел называть днем Господним, ибо в нем совершилось воскресение Христа.

В то время Римским царством правил император Константин Великий. Он не принимал еще святого крещения, хотя уже уверовал во Христа и разными своими мерами выразил веру свою в распятого Бога. Все это способствовало распространению веры, а идолопоклонство видимо падало. Но непримиримый враг рода человеческого, ненавистник христиан, старался смутить императора, действуя через евреев на его мать, императрицу Елену, жившую тогда на северо-западе Малой Азии. Они старались внушить ей противные Христову учению мысли. Тогда Император приказал приходившим к ней иудеям явиться с ней в Рим, где произойдет состязание в вере, и правильной будет считаться та вера, на чьей стороне будет победа в этом споре. Со стороны евреев собралось в Рим множество ученых, глубоко знавших Священное Писание и греческую мифологию, а том числе и раввин Замврий, бывший к тому же сильным волшебником.

В означенный день царь воссел на своем троне, и около него расположился Сильвестр с небольшой кучкой христиан, а евреев было 120 человек. За занавеской, невидимо для присутствующих, сидела императрица Елена. Мудро изъяснил святой Сильвестр христианское учение о Святой Троице, о Христе, о рождении Его от Пр. Девы, причем высказал глубокую мысль о необходимости Богу родиться во плоти человеческой и именно этим способом спасти человеческий род.

Побежденные в общем словесном споре евреи не признавали, однако, своего поражения. Волхв Замврий, для демонстрации силы своего Бога, здесь же убил большого и свирепого быка, прошептав ему на ухо некое таинственное слово – «имя Божие», которое будто бы узнал сверхъестественным образом. Однако на просьбу Сильвестра вновь воскресить быка тем же «именем Божием» Замврий ответил отказом, предложив ему самому сотворить это чудо именем Иисуса. При этом еврей дал клятву, что, если увидит быка живым, то исповедует Христа Богом и примет веру Сильвестра. Эту клятву приняли и все прочие иудеи. Епископ преклонил колена и молился усердно, затем, подойдя к быку, святитель Сильвестр громко произнес – «Если проповедуемый мною Иисус Христос, рожденный от Девы Марии, есть истинный Бог, подымись, встань на ногах твоих, оставь прежнюю свирепость и будь кроток». Лишь только святитель произнес это повеление, как бык ожил, поднялся и стоял тихо и спокойно. Увидев это чудо, все воскликнули в один голос: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр». Евреи, пораженные великим происшедшим чудом, и сама императрица Елена, припали к ногам святителя и громко исповедовали Христа истинным Богом.

Долгое еще время пас Сильвестр стадо Христово, был при воздвижении Св. Креста Господня в Иерусалиме в 326 г., и в глубокой старости отошел к Богу в 335 г., просияв на Римском епископском престоле около 22 лет.

Иулиания ЛазаревскаяПрав. Иулиания Лазаревская, Муромская (1604). Св. Иулиания родилась в 30-х годах XVI века в богатой и знатной семье дворян Недюевых. Отец ее, Иустин, или Истома, был ключником при дворе царя Иоанна Грозного. Мать ее звали Стефанидой. Шести лет Иулиания осиротела, и ее взяла на воспитание благочестивая бабка ее с материнской стороны, но, когда девочке минуло двенадцать лет, умерла и она, и Иулиания осталась в семье своей тетки Наталии Араповой. С детства она любила пост и молитву; стойко выносила насмешки родственниц и, когда другие девушки забавлялись, она занималась рукоделием. Ей минуло шестнадцать лет, когда Бог послал ей судьбу – богатого, знатного жениха дворянина Георгия Осорьина, владевшего селом Лазаревским в окрестностях Мурома. Там она и провела почти всю свою жизнь. Вся семья мужа сразу же полюбила и оценила ее. Ей поручили управление домом. Но как ни уставала она от ежедневной суеты, не оставляла ни своей долгой утренней и вечерней молитвы, ни своей тайной ночной работы на бедных. В отсутствие своего мужа по делам службы она употребляла ночи на рукоделия, и вырученные деньги раздавала бедным или жертвовала церкви. Она кормила и поила сирот и вдов, обувала и одевала их.

В неурожайные и голодные годы (1570-1572) св. Иулиания втайне удвоила свою милостыню. Когда же затем разразилась эпидемия чумы, она так же тайно ухаживала за больными и хоронила умерших. Когда умерли родители ее мужа, то на повиновение их и на милостыню св. Иулиания истратила большую часть своего имущества. Муж ее был на царской службе и часто годами не бывал дома, что доставляло супруге его немало скорби. Из их десяти сыновей и трех дочерей четыре сына и две дочери умерли в детстве. Оставшимся в живых детям мать посвятила всю свою жизнь, но старший из них был убит на охоте, а другой – в бою. Тогда она стала просить мужа отпустить ее в монастырь. Но он  уговорил ее остаться в семье ради оставшихся детей.

Но с тех пор она стала проводить жизнь подвижническую. Спала она теперь час или два на дровах, подложив под голову ключи. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и молилась до утрени. Потом шла в церковь и, вернувшись после обедни, посвящала весь оставшийся день домашним делам.

Через 10 лет умер ее муж. Горе детей было страшное, но мать утешала их и наставляла к доброй жизни, чтобы сподобиться христианской кончины, как их отец. Милостыня стала ее главной заботой. Имущество свое она уже раздала и входила ради милостыни в долги. Теплые вещи, которые делали ей дети, она раздавала, одевалась зимой как и летом, в башмаки вкладывала ореховую скорлупу.

Однажды суровой зимой, когда Иулиания не в силах была ходить в церковь и молилась дома, пришел к ней священник и сказал, что он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, что напрасно она не ходит в церковь», и с тех пор она никогда не пропускала церковной службы.

В молодые годы было ей раз в тяжелую минуту жизни явление святителя Николая: задремав после долгой молитвы, она увидела множество бесов, угрожавших ей за ее подвижническую жизнь. Но святитель Николай, к которому она всегда прибегала, явился ей, и бесы исчезли.

При конце ее жизни страшный голод несчастного царствования Бориса Годунова заставил ее с семьей и не пожелавшими оставить ее слугами переселиться в пределы нынешней Нижегородской губернии, где еще была пища. Там она велела слугам печь хлеб, смешивая муку с древесной корой и лебедой для себя и для бедных. Количество голодающих увеличивалось, и все они приходили просить у нее хлеба, причем все они уверяли, что он вкуснее испеченного из чистой муки, который раздавало правительство. Там св. праведная Иулиания и скончалась 2 января 1604 г., напутствованная Святыми Таинами.

Святые мощи ее были обретены нетленными в 1614 г., когда готовили могилу для сына ее Георгия, причем гроб ее оказался наполненным ароматным миро, от которого исцелялись болящие.

  Представление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца. Великий святой Русской земли преподобный Серафим, в миру Прохор, родился в Курске, в благочестивой купеческой семье Мошниных, 19 июля 1754 года. С детства он любил ходить к службам церковным, читать божественные церковные книги, мечтал о монашеской жизни. В 17 лет от роду, получив в благословение от матери медный крест нагрудный, с которым не расставался до самой смерти, Прохор пошел на богомолье в Киев. Там великая раба Божия Дария, в мужской Китаевой пустыни известная под именем затворника Досифея, направила его в Саровскую пустынь (Тамбовской губ.). Через год, 19 лет от роду, в самый канун обительского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он вступил на поприще своего подвига. Строитель, иеромонах Пахомий – мудрый старец высокой жизни, отдал его под надзор казначея отца Иосифа. Исполняя у него обязанности келейника, Прохор проходил послушания в хлебной, просфорной, столярной и, наконец, за высокую жизнь был сделан пономарем. Любовь к уединению сказалась в нем с самого начала его монастырской жизни, и старец благословил его удаляться в свободное время на безмолвие в лес. На послушаниях в келье, за рукоделием, он творил непрестанную Иисусову молитву; пищу он принимал раз в день, а в среды и в пятницы не вкушал ничего.    

В 1780 г. Прохор тяжко заболел; через три года ему явилась Пресвятая Богородица со свв. апостолами Петром и Иоанном и, указав на него перстом, сказала: «Сей нашего рода», причем положила на голову его руку, и сейчас же в боку его образовалось отверстие, из которого стал течь гной.

 Молодой послушник уже тогда обладал даром прозорливости. Посетив родной город Курск, где он не застал уже мать в живых, он предсказал своему брату, что как только он услышит о его смерти, то и сам должен готовиться к представлению, что и сбылось в 1833 году. На обратном пути он в одном месте в Муромских лесах воздвиг крест и предсказал, что здесь будет женская обитель – ею стала Дальне-Давыдовская пустынь (1858).

18 августа 1788 г. Прохор был пострижен в мантию с наречением ему имени Серафим, в знак его пламенного горения к Богу, и через год был посвящен в сан иеродиакона. Тогда он усилил свои подвиги. Часто созерцал он ангелов, служащих и воспевающих Богу, в виде молниеносных юношей в белых златотканых одеждах. Однажды в Страстной Четверг, когда о. Серафим, как служащий иеродиакон, возгласил: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны» – и навел на предстоящих орарем со словами: «И во веки веков», – внезапно озарил его сверху необыкновенный свет, как бы солнечный. Подняв взор, о. Серафим узрел в этом сиянии Господа нашего Иисуса Христа в Его земном образе, окруженным, как роем пчел, Небесными Силами: ангелами, архангелами, херувимами, серафимами. Он шел от западных врат по воздуху, остановился против амвона, воздвиг руки Свои и благословил служащих и молящихся. Затем Он вступил в местный Свой образ в иконостасе. Видение окончилось. Только через два часа о. Серафим смог придти в себя и поведать старцам о своем видении.

 После этого он еще больше погрузился в безмолвие. Когда в том же году , 2 сентября, о. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха, скончался о. Пахомий и перед кончиной благословил его на подвиг пустынножительства. По благословению нового настоятеля, о. Исаии, о. Серафим оставил монастырь и поселился в 5-6 верстах от него в дремучем лесу на возвышенности, на берегу р. Саровки. Келья его состояла из одной комнаты с печкой. Рядом с ней он устроил огород и пчельник. Трудясь, он пел священные песнопения в честь Пресвятой Богородицы. В каждом предмете он видел сокровенный духовный смысл и от него переходил к созерцанию Божественных Таин. Он читал ежедневно Святое Евангелие и Апостол, а также святоотеческие творения: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и других.

 Господь ниспослал преподобному мир душевный и дар сердечного умиления, от которого человек, по его же признанию, согревается весь и исполняется духовных сил, услаждающих ум и сердце паче всякого слова. Молитвенное правило совершал он по чину пустынножительства и доходил до самой высокой степени молитвенного созерцания. В канун воскресных и праздничных дней преподобный приходил ко всенощной в монастырь, причащался святых Таин за ранней литургией в самый праздник, принимал братию и, взяв хлеба на неделю, возвращался в пустынь. Этим хлебом он делился с посещавшими его зверями и птицами. Часто приходил к нему огромный медведь, который слушался преподобного и ел из его рук. Впоследствии преподобный отказался от хлеба и в течение трех лет питался травой снитью, которую собирал и сушил сам.

Посещениями мирян старец тяготился и, в знамение воли Божией, однажды сучья огромных деревьев так завалили тропинку, что доступа к подвижнику больше никому не было. Тогда против него ополчились бесы: то в виде скопища народного, то в виде диких зверей, которые, с диким воем, пытались ворваться к нему. Но все эти страхования, сопровождающиеся иногда и телесными страданиями, старец побеждал теплой молитвой и силой Святого Креста. Тогда преподобный принял на себя подвиг столпничества: в течение тысячи ночей молился он, стоя на коленях на высоком гранитном камне, лежавшем неподалеку от его кельи. Днем он также молился на небольшом камне, который перенес в свою келью. Силы его были страшно изнурены; раны, которые он получил на ногах, не заживали до самой его смерти.

Враг был побежден, но не оставил своей борьбы со святым подвижником. Он внушил разбойникам напасть на него с требованием денег, которых у пустынника, разумеется, не было. Тогда один из злодеев ударил его обухом его же топора с такой силой, что он упал без памяти; разбойники яростно избили его, связали веревками и хотели бросить в реку, чтобы скрыть следы своего преступления, но сначала бросились грабить келью. Там они ничего не нашли, кроме иконы Богоматери и нескольких картофелин. Тогда они поняли, что убили человека Божиего, и в ужасе убежали. Очнувшись и с трудом добравшись до монастыря, преподобный восемь дней провел в невыносимых страданиях. Вызванные врачи признали его раны смертельными. Во время их совещания больной в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу со святыми Петром и Иоанном. Обратившись к врачам, Она сказала: «Что вы трудитесь? – и, взглянув на больного, добавила: – Сей от рода Моего». В это время вошел настоятель, и больной очнулся. К общему удивлению, он отказался от лечения, с того же дня вернулся к обычным своим подвигам, но стал сгорбленным и сильно постарел. Скоро открылось, кто были напавшие на него злодеи, но старец простил их  и, после того, как они сами пришли к нему с покаянием, наставил на христианский путь жизни.

По кончине о. Исаии прп. Серафим взял на себя подвиг молчальничества, который состоит не столько в удалении от общения с людьми, сколько в отречении от житейских помыслов для чистого, полного посвящения себя Богу. Посетителей прп. Серафим больше не принимал, монастырь не посещал, встречая кого-либо в лесу, повергался ниц, пока прохожий не удалялся. Раз в неделю ему приносили из монастыря хлеб или капусту, смотря по тому, что старец положит на лоток. Так прошло три года. Недоумевая, как же он причащается Святых Таин, собор старцев предложил ему или приходить по-прежнему в монастырь, или перейти туда жить. Поселившись в прежней своей келье, в которой находилась лишь икона Богоматери «Умиление» да обрубок пня, преподобный подъял на себя новый подвиг затворничества. Молитвенное правило совершал он, как и в пустыне, и в течение недели прочитывал весь Новый Завет. Часто он погружался в созерцательную молитву и любил молиться в сенях, где стоял гроб.

Через пять лет старец стал допускать к себе братию, но ни слова ни с кем не говорил. Еще через пять лет он начал говорить с иноками об иноческой жизни, а потом и с мирянами. Встречал каждого со словами: «Христос Воскресе, радость моя», и со всеми христосовался. Скорбящих он утешал; иных учил читать молитвы, предлагал общее наставление о молитве, памяти о Боге и т.д. Знатных людей он учил верности Церкви и Отечеству. Простолюдинам помогал в их житейских нуждах силой своей прозорливости: так одному крестьянину он указал, где найти украденную у него лошадь. Больных преподобный исцелял, помазуя их, по слову апостольскому, елеем из своей неугасимой лампады. Первым исцеленным им в 1823 году был Михаил Васильевич Мантуров, ставший его верным послушником и помощником по устроению Дивеевской обители.

В эти годы прп. Серафим был восхищен в райские обители. «А той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, – сказать тебе невозможно» – говорил он впоследствии.

Подвизаясь, таким образом, в служении ближним, старец все же затвора своего не оставлял. Наконец, еще через пять лет, настал для него час принять на себя новый величайший и труднейший иноческий подвиг «старчества» и в нем окончить свою праведную жизнь. 25 ноября 1825 года явилась ему Пресвятая Богородица с празднуемыми в тот день святителями Петром Александрийским и Климентом Римским и разрешила ему оставить затвор и посещать пустынь.

Пройдя многотрудный путь общежительного инока, пустынника, столпника, молчальника и затворника, прп. Серафим сподобился от Бога великих духовных дарований, и теперь ему надлежало продолжать жизнь в Боге, исполненную высшего отречения от мира, и служить тому же миру этими ниспосланными ему от Бога благодатными дарами любви, учительства, прозорливости, чудотворения, руководства, молитвы, утешения, совета. Вокруг него всегда толпилось множество народа; число посетителей его увеличивалось: иногда он принимал до двух тысяч человек в день. Но преподобный не тяготился этим. Дверей своих он никогда уже не закрывал. Любовь его была так безгранична, что казалось, он любил всех и каждого более чем мать дитя свое. Прозорливость его была воистину необычайна.

После кончины его было найдено много нераспечатанных писем, на которые он в свое время дал уже устный ответ: «Вот что скажи от убогого Серафима». Он был в невидимом общении с подвижниками, жившими от него за сотни и тысячи верст и которые его никогда не видели. О своей прозорливости он говорил так, ссылаясь на Священное Писание: «Сердце человеческое открыто единому Господу, и един лишь Бог Сердцеведец…; что мне повелевает Господь как рабу Своему, то я и передаю требующему помощи».

Поучения свои преподобный основывал на слове Божием, святоотеческих творениях и житиях святых. Как все случаи прозорливости прп. Серафима, так и все исцеления, совершенные им при жизни, перечислить невозможно. Исцелял он, помазуя елеем из лампады, горевшей пред келейной его иконой Божией Матери «Умиление», или же давал вкушать антидор или сухарики со святой водой; часто же давал воду из своего колодца, о котором говорил: «Я молился, чтобы вода сия была целительной от болезней».

Имя прп. Серафима тесно связано с Дивеевской женской обителью, попечение над которой было возложено на него ее основательницей монахиней Александрой и саровским строителем о. Пахомием. Невдалеке от этой общины прп. Серафим основал как бы отделение ее, для прокормления которого устроил мельницу, – почему эту общину стали называть Мельничной. Окружена она была канавкой, причем копал ее преподобный сам. Про эту канавку прп. Серафим говорил, что Сама Царица Небесная обошла ее Своими пречистыми стопочками, и велел ежедневно с молитвой обходить ее, что соблюдалось до последнего времени всеми сестрами и богомольцами.

Всего явлений Ее святому старцу было двенадцать. Последнее было за год и десять месяцев до его кончины, в день Благовещения, – в присутствии дивеевской сестры Евдокии. Пресвятую Богородицу сопровождали два ангела, святые Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов и двенадцать дев, мучениц и преподобных.

Между тем силы преподобного пришли в полное изнеможение, но подвиги свои он еще усугубил. Так он почти лишил себя сна, засыпая лишь на несколько минут в сутки. Ноги его болели мучительно, но лик его был всегда светел и радостен. Теперь его знала и почитала вся Россия.

В конце 1832 г. он сам себе отмерил могилу у алтаря Успенского собора. 1 января 1833 г. прп. Серафим причастился в последний раз Святых Таин в больничной церкви, простился с братией и благословил всех. В шесть часов утра иноки нашли почившего старца, стоявшего на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление». Руки его, крестообразно сложенные, лежали на аналое, на книге. Глаза его были закрыты, лицо же одушевлено богомыслием и молитвой. В эту ночь настоятель Глинской пустыни (Курской губ.) о. Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал братии: «Вот так души праведных отходят к Господу. Ныне душа отца Серафима возносится на небо». Погребли святого старца в указанном им месте на правой стороне от соборного алтаря. На его могиле происходили неисчислимые чудеса и исцеления. Вера в него продолжала возрастать во всех слоях русского народа. Весь он во главе с государем императором желал и ждал его прославления, и 19 июля 1903 г. оно состоялось в присутствии царской семьи и многотысячной толпы народа. Государь с архиереями нес раку со святыми мощами его, и весь народ среди лета пел Пасху.

После октябрьского государственного переворота в 1917 году святые мощи преподобного были утрачены и вновь обретены в Казанском соборе города на Неве (ныне Санкт-Петербург) в 1991 году (память его также 19 июля).

 

Мч. Василий (Петров) (1942): Новомуч.

    

Мч. Сергий (304) – после мук за веру во Христа усечен мечом в Кесарии Каппадокийской в 304 г.

Сщмч. Феоген, еп. Парийский (ок. 320). Этот мученик был епископом в городе Парии на северо-западе Малой Азии. Язычник-военачальник принуждал его к военной службе и из-за отказа стал его пытать. Он был повешен на четырех столбах и подвергнут жестоким истязаниям палками. Тут он предсказал несчастье своим гонителям. Заключенный в темницу он отказывался от всякой пищи, и, наконец, его приказано было бросить в море. Перед казнью он просил позволить ему помолиться и, обратившись к востоку, с поднятыми к небу руками молился в течение трех часов, причем его озарял необычайный свет. Это чудо обратило ко Христу свидетелей – корабельщиков и некоторых воинов. Потом он был потоплен в глубине моря, откуда христиане достали его тело и схоронили у городских стен.

Свт. Косма I Иерусалимит, патриарх Константинопольский (1081) – мирно скончался в 1081 году.

Прп. Сильвестр Печерский (XII). Память преподобного установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским. Прп. Сильвестр был продолжателем после прп. Нестора (память 27 окт.). Он был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). Прп. Сильвестр переработал в 1116 году «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Святые мощи прп. Сильвестра почивают в Ближней Антониевой пещере.   

 

Мч. Зорзис (1770) принял смерть от удушения в 1770 году.

Прп. Феопемпт скончался мирно.

Св. Федота (Феодотия), мать святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Домиана (1 ноября), скончалась мирно.

Прп. Марк глухой – юродивый и глухонемой, скончался мирно.

Мч. Феопист – побит камнями.

Мчч. Модест и Закхей. Св. Исидор. Прп. Петр Римский.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz