Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 января

 

Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прмч. Пафнутия (1938); сщмч. Василия пресвитера (1939); мч. Иоанна (1940); мч. Иоанна (1942).

 

Иоанн Предтеча Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На другой день Богоявления Церковь соборно почитает того, кто послужил таинству Божественного Крещения, возложив руку на главу Спасителя. Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает ветхозаветную историю и открывает эпоху Нового Завета. Сродник Господень по матери, он был исполнен Духа Святого и возрастал в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте 30 лет св. Иоанн вышел на проповедь покаяния, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. Иоанн Предтеча засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения. Жизнь свою Иоанн Креститель завершил мучеником. Величайшему святому Церковь установила семь дней празднования: Зачатие – 23.09/06.10; Рождество – 24.06/7.07; Усекновение главы – 29.08/11.09; первое и второе Обретение главы – 24.02/08.03; третье Обретение главы – 25.05/07.06; Перенесение десной руки из Антиохии в Константинополь (956) – 07/20.01; Перенесение десницы с острова Мальта в Санкт-Петербург (1799) – 12/25.10.

В этот день вспоминается Перенесение десной руки Крестителя из Антиохии в Константинополь (956). Правая рука Крестителя была перенесена еще святым евангелистом Лукой из самарийского города Севастии, где почивало честное тело св. Иоанна Предтечи, в Антиохию и здесь хранима была с великим благоговением местными христианами до половины X в. В 959 г., когда магометане овладели Антиохией, десная рука Предтечи была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. До революции она находилась в Санкт-Петербурге в церкви Нерукотворенного Спаса в Зимнем Дворце.

 

Прмч. Пафнутий (Костин) (1938): Новомуч. Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 г. в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь. Он поступил в Оптину Пустынь и на 34-м году жизни, 5 августа 1900 г., был пострижен в монашество с именем Пафнутий; 23 августа 1904 г. он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.

26 июня 1914 г. иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского Военного Округа. По окончании Первой мировой войны он вернулся в обитель и служил в ней до ее окончательного закрытия в 1923 г. После выселения из монастыря о. Пафнутий поселился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области и стал совершать те или иные требы по просьбе крестьян.

В 1937 г. иеромонах Пафнутий посетил свою родину, вероятно думая остаться здесь до своей кончины – в это время он уже был болен туберкулезом, но Господь определил иначе. Узнав, что за ним следят и уже сотрудники НКВД приходили и интересовались приехавшим монахом, он возвратился в деревню Сосенка. Здесь он сильно разболелся и во время болезни, 13 декабря 1937 г., был арестован и заключен в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырех дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения…»

Сразу же после ареста следователь допросил о. Пафнутия. Виновным себя в предъявленных обвинениях священник не признал.

16 декабря 1937 г. было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы лишь на о. Пафнутия, и 5 января 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу.

Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян на рассвете дня праздника Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.

Сщмч. Василий (Архангельский) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1889 г. в селе Жохово Кленовской волости Подольского уезда Московской губернии в семье священника Александра Архангельского. В 1908 г. Василий Александрович окончил второклассное училище в селе Чешниково Московской губернии и поступил учителем в школу в селе Мышецкое Московского уезда. В 1910 г. он был переведен учителем в школу в деревню Петрищево Верейского уезда.

В 1913 г. Василий Александрович был рукоположен во диакона к Ильинскому храму в селе Синьково Дмитровского уезда. В январе 1919 г. диакон Василий был мобилизован в Красную армию и отправлен на оборонительные работы под Серпухов. В 1920 г. он был рукоположен во священника к Ильинской церкви. В 1926 г. его перевели в храм во имя иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Ассаурово Дмитровского района, построенный в 1810-х годах на средства прихожан.

Отец Василий был арестован во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь, 27 ноября 1937 года, и в тот же день допрошен. Следователь предъявил ему обвинения в антисоветской и антиколхозной агитации. Эти обвинения священник отверг.

29 ноября сотрудник Дмитровского отделения НКВД допросил свидетелей. Один из них свидетельствовал о том, что отец Василий во время религиозных праздников «вел работу среди верующих, чтобы не ходили на колхозные работы, а ходили в церковь». Он привел также якобы имевших место высказываний священника антисоветского содержания.

29 ноября следствие было закончено, и отца Василия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Архангельский скончался 20 января 1939 года в заключении в Свердловской области и был погребен в безвестной могиле.

Мч. Иоанн (Малышев) (1940): Новомуч. Мученик Иоанн родился в 1891 г. в селе Остров Богородского уезда Тверской губернии (после революции Талдомский район Московской области) в семье крестьянина Василия Малышева. Образование он получил в сельской школе. С началом Первой мировой войны Иван был мобилизован в армию, где служил по 1917 год рядовым. В 1918 г. он был мобилизован в Красную армию и до 1921 г. служил фуражиром.

В двадцатых годах Иван Васильевич вместе с семьей переехал в Москву и поселился на Николо-Ямской улице рядом с храмом прп. Сергия Радонежского у Рогожской Заставы, прихожанином которого он и стал, со временем все активнее  участвуя в жизни прихода. Работал он электриком на заводе «Серп и Молот», расположенном неподалеку от храма. Иван Васильевич выполнял в храме все работы, касающиеся электричества, к праздникам убирал вместе с прихожанами храм, устраивал гирлянды из электрических лампочек вокруг икон, ходил во время богослужения с тарелкой для пожертвований. В декабре 1937 г. он стал членом двадцатки и стал проводить в церкви все свободное время.

Весной 1938 г. сотрудники НКВД проводили последние операции, касающиеся массовых арестов духовенства и верующих в соответствии с распоряжением Сталина и советского правительства. Собрав сведения о наиболее активных церковных людях, живущих в районе, они приняли решение об аресте Ивана Васильевича, и 26 апреля 1938 г. он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца, но, несмотря на все усилия следователей, им не удалось склонить его к лжесвидетельству. К этому времени многие сотрудники НКВД сами были арестованы за незаконное ведение следствия, и теперь надо было более убедительно обосновывать арест рядового электрика. Во время обыска у Ивана Васильевича были найдены граммофон и двадцать дореволюционных пластинок с церковными песнопениями и государственным гимном «Боже, Царя храни». Это сочли достаточным для обвинения.

27 мая 1938 г. следователь допросил Ивана Васильевича. Выяснив, что он принимал самое активное участие в жизни прихода и не собирается отрекаться от этого, следователь спросил, где он приобрел пластинки, на что он ответил, что на Кузнецком мосту у случайного прохожего, вместе с граммофоном. Узнав, что Иван Васильевич проигрывал пластинки, которые следователь определил как контрреволюционные, он спросил его: подтверждает ли он данные, имеющиеся у следствия, о ведении им среди населения контрреволюционной фашистской агитации? На это арестованный ответил отрицательно. Он также отказался признать себя виновным в предъявленном обвинении.

В тот же день следствие было закончено. 27 июля 1938 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана Васильевича к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь; он был отправлен на Колыму и работал на лагпункте прииска Фролыч. От непосильной работы и бесчеловечных условий содержания он зимой 1940 г. тяжело заболел. Врач в стационаре лагпункта определил у него острое заболевание почек, порок сердца, водянку живота и отек легких. Иван Васильевич Малышев скончался в праздник Крещения Господня на рассвете, 19 января 1940 г., и был погребен в безвестной могиле.

Мч. Иоанн (Любимов) (1942): Новомуч.

 

Мч. Афанасий Атталийский (1770) – усечен мечем турками в 1700 г. в Царьграде за исповедание веры Христовой и неприятие ислама.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz