Краткие жития святых, православные праздники и события

25 января / 7 февраля

 

Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Прп. Анатолия Оптинского, Старшего (1894). Сщмч. Владимира, митр. Киевского (1918). Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1929); сщмч. Василия, еп. Прилукского (1930); сщмч. Стефана пресвитера, мч. Бориса (1938).

Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мц. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (120-164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430).

Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (в Неделю 25 января или в ближайшую Неделю после 25 января).

Собор новомучеников и исповедников Российских (переходящее празднование в Неделю после 25 января).

Средник иконы собора  новомучеников Российских

 

Свт. Григорий Богослов Свт. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский (389). Принадлежал к почетному сонму Вселенских учителей Церкви. Родился святитель в христианской семье около 329 г. в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память его 1 янв.). Мать, св. Нонна (память ее 5 авг.), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Григорий очень рано обнаружил любовь к подвигам благочестия. В древнейшем центре мировой образованности – в Афинах – он приобрел знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и ораторском искусстве. Но более всего его влекло духовное совершенствование и пустынническая, подвижническая жизнь. Некоторое время он посвятил этой жизни вместе со св. Василием Великим.

По просьбе Собора епископов св. Григорий приезжает в Константинополь для искоренения ереси. В 378 г. по настоянию св. Василия Великого он принял предложение занять Константинопольскую кафедру. В 381 г. на II Вселенском Соборе св. Григорий был утвержден Константинопольским патриархом. Но, узнав, что на ту же кафедру был тайно рукоположен Максимиан, святитель добровольно отказался от высокого поста и удалился в пустыню, чего он всегда жаждал. Теперь он целиком занялся написанием богословских сочинений. Высокой поэтичностью отличаются духовные стихи святителя, которые занимают значительное место в его творчестве. За проповеди о Боге, Святой Троице его назвали Богословом.

Память свт. Григорию Богослову отмечается также 30.01/12.02 в Соборе Вселенских учителей и святителей.

Прп. Анатолий Оптинский (Старший) Прп. Анатолий Оптинский, Старший (1894). В миру Алексей Моисеевич Зерцалов, преподобный Оптинский старец (24.03/06.041824 – 25.01/07.02.1894). Родился в семье диакона, служащего в храме с. Бобыли Калужской губ. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.

Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 г., испросив родительское благословение, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня прп. старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил его обращаться за советом к прп. старцу Амвросию.

17 ноября 1862 г. брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже на послушании у прп. Амвросия. Впоследствии прп. Амвросий выпросил Анатолия сначала себе в помощники, а затем в благочинные скита. А с 1874 г. принял прп. Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Прп. Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я спокоен: вы с отцом Анатолием».

 О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам прп. старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил прп. Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.

Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.

Кончина старца Амвросия подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.

Прп. Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 г. он тайно принял схиму. Прп. Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.

Память прп. Анатолия Оптинского отмечается также 11 октября в Соборе преподобных Оптинских старцев. 

 

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский (1918): Новомуч. В миру Богоявленский Василий Никифорович (01.01.1848 – 25.01.1918) родился в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, в последствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию.

Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 06.02.1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицко-Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода.

3 июня 1888 г. в Александро-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; †1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское руководство.

В дальнейшем святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру (с 19.01.1889 г.), управлял в течение 6 лет Грузинским Экзархатом (с 18.10.1892 г.), потом занимал последовательно три важнейшие кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую, за что был назван «всероссийским архипастырем». В тяжелые для России времена октября 1905 г. он распорядился прочитать во всех московских церквах составленное им (при участии Никона Рождественского) слово «Что нам делать в эти тревожные наши дни?». В этом слове он рассказал православным людям Москвы о преступных антихристианских замыслах составителей Сионских протоколов. «Главное гнездо их за границей, – сообщал пастве митрополит, – они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере, извратить святое Учение Христово».

Слово митр. Владимира, зачитанное в московских церквах и содержащее оценку Сионских протоколов, произвело сильнейшее впечатление на православных людей. Сам владыка выступил с этим словом в Успенском соборе Московского Кремля. Закончил он свою проповедь такими словами: «Братья возлюбленные! Чада Русской земли! В те дни, когда мы вспоминаем, как Матерь Божия по молитвам предков наших спасла землю Русскую в тяжелую годину междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву своею иконою Казанскою от нашествия поляков и литовцев, – сегодня прольем перед Нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной Земли нашей от крамольников. Поплачем пред Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутой увлеченных на погибельный путь». Давая оценку Сионским протоколам, владыка прямо связывал чудовищные планы их составителей с революционными событиями в России, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с религиозных позиций, призывал православных людей выполнить свой долг перед Богом и стать «на брань с антихристом».

Октябрьский переворот вызвал нестроения в церковной жизни на Украине, где  митрополит Владимир осуществлял в это время свое пастырское служение (с ноября 1915 года). Он выступал против раскольников, призывая паству избегать вражды, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия, за что в свой адрес получал оскорбления и угрозы.

С началом Гражданской войны и захватом большевиками Киева начались там дотоле невиданные грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.

Митр. Владимир был зверски растерзан революционными бандитами 25.01/07.02 1918 г., и первым из русских архипастырей взошел на Голгофу гонений на Русскую Православную Церковь.

 Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (1929): Новомуч. Сщмч. Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 г. в семье священника. У его родителей,  Константина и Анны Зверевых, было четверо детей: трое сыновей – Арсений, Кассиан, Василий, и дочь Варвара.

С раннего детства Василий любил церковную службу и на службу ходил всегда вместе с отцом. В 1895 г. он окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 г. Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и был принят в число студентов. Через год он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 г. иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую Духовную семинарию. В 1903 г. он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме с определением на должность епархиального миссионера. В 1907 г. иеромонах Петр стал инспектором Новгородской Духовной семинарии. В июне 1909 г. Святейший Синод постановил назначить иеромонаха Петра на должность настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. 8 августа 1910 г. епископ Парфений (Левицкий) возвел игумена Петра в сан архимандрита.

Архимандрит Петр не ограничивал своего служения стенами вверенной его попечению обители, но часто посещал сельские храмы Белевского уезда. Его проповеди, произносимые простыми словами, ласковое, внимательное общение с простым народом создали ему громадную популярность не только в Белецком уезде.

Как всякого подвижника, человека глубокой веры, архимандрита Петра интересовал подвиг других. Об одном из скромных служителей Тульской епархии, протоиерее Алексии, он счел нужным написать заметку и опубликовать ее для назидания другим в епархиальных ведомостях.

С самого начала военных действий в 1914 г. в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет на 12 кроватей, из которых пять были на полном содержании монастыря. В октябре 1916 г. отец Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до февральской революции 1917 г.

В 1917 г. архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Здесь ему впервые пришлось испытать тяготу неволи: он был заключен в тюрьму в качестве заложника.

14 февраля 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение архимандрита Петра во епископа. На следующий день, в праздник Сретенья Господня, он был хиротонисан святым Патриархом Тихоном во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

Епископ Петр был высокого роста, худощавый, с длинными волосами, которые он никогда не постригал, с рыжеватой бородой, ясными голубыми глазами. У него был сильный голос и хорошая дикция; когда ему приходилось служить в храме Христа Спасителя, и он говорил проповедь, то по всему храму было слышно каждое слово.

В Нижнем Новгороде епископ поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Место памятное недавними событиями: здесь жил епископ священномученик Лаврентий (Князев), расстрелянный большевиками 24 октября /6 ноября 1918 г.

Братия была малочисленна, и с епископом Петром приехали несколько монахов. Сразу по приезде епископ завел в монастыре уставную службу.

Истовое служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех – все это народ сразу почувствовал, оценил и полюбил в епископе. Он часто служил в Сормове, и многие рабочие, узнав его поближе, полюбили его. Когда в мае 1921 г. власти арестовали епископа, рабочие объявили забастовку и бастовали три дня. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Его обвинили в разжигании религиозного фанатизма в политических целях.

С Лубянки епископа перевели в Бутырскую тюрьму, затем – в Таганскую. Когда его уводили из Бутырской тюрьмы, то с ним прощались все заключенные в камере, многие плакали. В Таганской тюрьме собралось тогда до двенадцати архиереев и множество духовенства. В камере совершались соборные службы.

В Таганской тюрьме епископ тяжело заболел от истощения и его положили в больницу. В конце июля епископа Петра назначили на этап в Петроград. В Петроградской тюрьме епископ пробыл до 4 января 1922 г. и в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы был освобожден и уехал в Москву. Всенощную и литургию на Рождество Христово он служил в храме Марфо-Мариинской обители, а на второй день праздника – в храме Христа Спасителя. В Москве он получил от Патриарха назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

Уехав в Тверь, владыка снова поселился в Успенском Желтиковом монастыре, где в 1918 году был настоятелем. Здесь он сразу принялся за благоустроение богослужения, заведя те же порядки, что были у него в Нижнем Новгороде. Народ помнил его и встретил с радостью.

Весной 1922 г. стали очевидны для всех размеры нового бедствия – голода, постигшего Нижнее Поволжье, и епископ Петр решил, не ожидая разрешения и распоряжений властей, оказать посильную помощь голодающему населению. По его инициативе в марте на совещании членов канцелярии при Тверском архиепископе, отсутствующем в то время, было решено немедленно приступить к сбору пожертвований.

31 марта 1922 г. епископ Петр обратился к тверской пастве с посланием. В это трудное время он объявил, что будет служить каждый день всю неделю как священник, утром и вечером. Каждый день он обращался к людям с проповедью о том, чтобы они помогали голодающим. Бывало, прихожане, слушая епископа, плакали и отдавали последнее. Он сам отдал в пользу голодающих все сколько-нибудь ценные вещи из храма.

Летом 1922 г. начался обновленческий раскол; раскольники при поддержке советских властей принялись за разрушение Церкви. Некоторые священники присоединились к обновленчеству. Епископ Петр немедленно таковых запретил в священнослужении. 19 сентября 1922 г. он обратился к тверской пастве с воззванием, в котором изъяснял сущность обновленческого движения и отношение к нему Православной Церкви.

24 ноября 1922 г. епископ Петр был арестован. Вместе с ним были арестованы протоиереи Василий Куприянов и Алексей Бенеманский (сщмч., память ему 22 ноября), казначей Новоторжского Борисо-Глебского монастыря иеромонах Вениамин (Троицкий), секретарь епископа Александр Преображенский (Новомуч., память ему в Соборе в неделю 25 янв.) и Алексей Соколов. На все свои вопросы в ходе допроса следователи получили от епископа взвешенные аргументированные ответы.

30 ноября арестованные были отправлены в Москву и заключены в Бутырскую тюрьму. В декабре им было предъявлено обвинение в распространении воззвания епископа Тверского Петра под заглавием «Возлюбленным о Господе верным чадам церкви Тверской», направленного «явно против всякого обновленческого движения в церкви и в поддержку контрреволюционной политики Тихона».

26 февраля 1923 г. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила епископа Петра, священников Василия Куприянова и Алексея Бенеманского, мирянина Александра Преображенского к ссылке в Туркистан на два года, мирянина Алексея Соколова – к ссылке в Нарымский край на тот же срок.

В апреле этап прибыл в Ташкентскую тюрьму. Епископу Петру было назначено ехать в Перовск, протоиерей Александр Бенеманский отправлялся в Самарканд.

Переписку ссыльное духовенство Твери наладило между собою не сразу.

В 1923 г. был освобожден из заключения святой Патриарх Тихон; он подал властям список архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 г. владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 г. уже после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем патриаршего престола святым митрополитом Петром (Полянским, сщмч., память ему 27 сент.) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года.

Епископ пробыл в Воронеже до осени 1925 г., когда был вызван в Москву. 6 января 1926 г., в канун Рождества Христова, скончался митрополит Владимир. По выбору верующих на Воронежскую кафедру был назначен епископ Петр с возведением его в сан архиепископа.

При высокопреосвященном Петре началось возвращение храмов из обновленчества в православие. Пребывание архиепископа на Воронежской кафедре, его истовое совершение богослужений, любовь к верующим – все это действовало на обновленцев уничтожающе. Благодать Божия через своего избранника видимо попаляли ложь, лицемерие и лукавство обновленческого движения, и обновленцы немало предпринимали усилий, чтобы удалить архиепископа из Воронежа, действуя через светские власти.

Признание православными главой епархии архиепископа Петра не облегчало бремени служения его на Воронежской кафедре, потому что юридически власти признавали Церковью только обновленцев. Ему всячески препятствовали в осуществлении поездок по приходам епархии. Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он при этих визитах спокойно.

28 ноября 1926 г. ночью владыка был арестован сотрудниками ОГПУ и отправлен в Москву, где был заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке. Вместе с архиепископом Петром был арестован архимандрит Иннокентий (Беда – сщмч., память ему 24 дек.) и другие близкие ему люди, большей частью рабочие. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму. В конце марта следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь, в частности, писал: «Подъем церковнического активизма совпал с приездом в Воронеж Зверева Петра… Имя Зверева послужило флагом при выступлениях черносотенцев…»

26 марта 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архимандрита Иннокентия к трем годам заключения в концлагерь, прочих – к разным срокам заключения в концлагерь и ссылок. 4 апреля Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в концлагерь.

В свое время блаженная Паша Саровская (Параскева Дивеевская, память ей 22 сент.) говорила владыке, что он будет заключен в тюрьму трижды. Три тюрьмы были уже позади, и он стал думать – четвертой не будет.

Весной 1927 г. архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Здесь он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием (Кирилловым). После освобождения архиепископа Прокопия (Титов – сщмч., память ему 10 ноября), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство, на его место был назначен архиепископ Петр. В то время в Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных Соловецких монахов, и молитва за службами в храме была огромным для него утешением.

Архиепископ Петр в своей маленькой комнатке принимал всех, кто желал его видеть и с ним побеседовать, поил чаем и кормил. Вынашивалась мысль о том, чтобы оказать помощь заключенному духовенству. Вскоре лагерной администрации было донесено, что в комнате архиепископа Петра собирается духовенство, и, хотя разговоры велись исключительно на религиозные темы, лагерное начальство решило наказать архиепископа – он был отправлен на Троицкую штрафную командировку, находившуюся на острове Анзер. В начале октября 1928 г. два священника проводили высокопреосвященного Петра от Соловецкого кремля до Филимонова, где находился в то время архиепископ Иларион (Троицкий – сщмч., память ему 27 апр.).

Осенью 1928 г. на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928-1929 г. умерло пятьсот человек. В январе 1929 г. архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит.

В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услышал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел великомученицу Варвару (память ей 4 дек.) со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию (память ей 30 дек.) и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался.

По распоряжению лагерного начальства, тело владыки было брошено в общую могилу, уже доверху заполненную умершими. Могила оказалась заваленной лишь еловыми ветками и тело владыки, после согласования с начальством, было изъято священниками, облачено в мантию, омофор, клобук, дали в руки крест, четки и Евангелие и над ним совершили отпевание. Отдельная могила была выкопана напротив алтаря Воскресенского храма. Один из хоронивших архиепископа священников рассказал впоследствии, что когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света и в нем явился владыка и благословил их.

9 июня 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей священномученика Петра. Его святые мощи были обретены 17 июня 1999 года. 

 Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (1930): Новомуч. Родился в деревне Замораево Рязанской губернии. Окончил Санкт-Петербургский Университет и Духовную академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной семинарии. В 1919 г. принял монашеский постриг от св. епископа Полтавского Феофана (Быстрова). В 1920 г. св. Василий служит на приходе в Полтаве. Его проповеди привлекают множество народа. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов св. Василий организовал Покровское христианское общество молодежи. После выступления против ограбления храмов был арестован в 1922 г., приговорен к расстрелу, который заменили благодаря заступничеству паствы на 5 лет лагерей.

В 1925 г. был освобожден по амнистии. Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключенной и воспитывал его вместе с другими детьми. В том же году свт. Василий был хиротонисан во еп. Прилукского. В 1926 г. Владыка был арестован в Харькове. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущения народа. После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. По почину владыки Соловецкие епископы выступили против «Декларации» митр. Сергия. Из Соловков в 1928 г. святитель был сослан в Иркутскую область. Оттуда он отправил митр. Сергию большую рукопись, в которой, помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами, вплоть до вооруженных восстаний. За это владыка был арестован и перевезен в Москву в Лубянскую тюрьму, где в 1930 г. после истязаний был расстрелян.

Сщмч. Стефан (Грачев) пресвитер (1938): Новомуч.

Мч. Борис (Заварин) (1938): Новомуч. Мученик Борис родился 23 апреля 1910 г. в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника Сергия Заварина (сщмч., память его 1 апр.) и его супруги Александры. По окончании, уже в советское время, семилетней школы Борис поступил в храм псаломщиком и служил в Воскресенской церкви погоста Раслово Грязовецкого района Вологодской области.

16 января 1938 г. власти арестовали Бориса Сергеевича; в тот же день были допрошены дежурные свидетели: почтальон и учитель школы. Они показали будто Борис Заварин «агитировал, что нам терпеть насилие со стороны безбожной власти нельзя, надо действовать, при этом он высказывал террористическое настроение по адресу партии ВКП(б)… агитировал колхозников, чтобы они не подчинялись установленной трудовой дисциплине и чтобы не выходили на работу, говоря им, что хотя вы и работаете, но ничего не получаете, сидите голодные, разутые, раздетые, нужно уходить из колхозов. Заварин ходил с попом со славой по деревням колхоза, где также агитировал против колхозов, говоря, что они нерентабельны и скоро развалятся».

17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными. Борис Сергеевич отказался признать себя виновным в проведении контрреволюционной деятельности и подтвердил, что он сын священника.

18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено; в материалах, приготовленных для заседания тройки, начальник Грязовецкого отделения НКВД рекомендовал осудить псаломщика «по 1-й категории» (приговорить к расстрелу). 21 января состоялось заседание тройки, которая приговорила Бориса Сергеевича к расстрелу. Псаломщик Борис Заварин был расстрелян 7 февраля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.

 

Мц. Филицата Римская Мц. Филицата и сыновья ее: Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал (120-164). По ревности своей к вере мученица Филицата уподобилась древней матери Маккавеев, которая, имея 7 сыновей, всех их принесла в жертву Богу. Дети Филицаты были схвачены во время одного гонения в Риме в 164 г. за распространение христианской веры. Мать их не только не убеждала купить свою жизнь ценой отречения от Христа, но увещевала детей крепко стоять за веру. Ее саму, детей и учеников пытали, потом по приказанию императора они все были судимы пятью разными судьями, и были все умерщвлены различными способами.

Свт. Кастин, еп. Византийский (III).

Прп. Поплий Сирийский (ок. 380). Подвижник. В миру сенатор; отказавшись от мира, роздал все свое имущество, постригся в монахи и основал две обители: одну в для греков, другую для сирийцев.

Прп. Аполлос (IV).

Прп. Мар Певец, Омирский (ок. 430). Подвизался 37 лет в сырой хижине близ селения Омиры, недалеко от Каира. С юных лет, отправляя должность церковного певца, он восхищал народ нежным и приятным своим голосом и красотою лица. Скончался 90 лет от роду.

Прп. Димитрий скевофилакс (VIII). Сосудохранитель.

Свт. Моисей архиеп. Новгородский Свт. Моисей, архиеп. Новгородский (1362). Происходил из знатной новгородской семьи. С детства, отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь монастырь. Родители нашли его там и умоляли перевести его в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем он стал настоятелем Юрьевского монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое время: пожары, чума, нашествие татар, недород хлеба разоряли Русь, а особенно Новгород.

В эти годы святитель Моисей прославился своей благотворительностью. Кроме того, он сооружал церкви и монастыри, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом борясь с ересью стригольников и с еще не вымершими в Новгороде языческими обычаями. Патриарх Константинопольский Филофей наградил его «креща

Сделать бесплатный сайт с uCoz