Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 января

 

Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Свт. Феофана, Затворник Вышенский (1894). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920); сщмч. Петра пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938); прмц. Арсении игумении (1939).

Прп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониса, сестры свт. Григория Нисского (385).

 

Святитель Григорий Нисский Свт. Григорий, еп. Нисский (после 394) – младший брат свт. Василия Великого. В 372 г. был рукоположен им во епископы г. Ниссы в Каппадокии (ныне в Турции).

Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что Спаситель не был Сыном Божиим. За это святой немало претерпел: его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св. Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. После смерти императора Валента в 378 г. св. Григорий вернулся к своей пастве. В 379 г. святитель участвовал в Антиохийском соборе, обличающем еретиков: антикомаринов, которые не признавали непорочного девства Божией Матери, и с колоридианами, провозгласившими Богородицу Божеством.

В 381 г. св. Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Духа Святого.

Свт. Григорий был пламенным защитником христианства, милостивым и сострадательным отцом для своих пасомых, заступник их перед судьями. Святитель вошел в историю как один из видных богословов и деятелей христианской мысли IV в.

Святитель Дометиан Мелитинский Прп. Дометиан, еп. Мелитинский (601) – жил в VI веке при византийском императоре Иустине Младшем. Происходил он из благородного знаменитого рода. Овдовев, он принял монашество и проводил строгую и святую жизнь. В тридцатилетнем возрасте он был избран во епископа города Мелитины в Великой Армении. Мудрый и ревностный в вопросах веры, сильный в слове и деле, святой стяжал славу доброго и ревностного архипастыря; к его опыту часто прибегали и в решении государственных дел. Любимый всеми, включая императора Маврикия, преподобный часто получал дары, которые он щедро раздавал на помощь неимущим. Умер он в Константинополе в 601 году. Мощи его в последствии были перенесены в Мелитин. И при жизни, и после кончины мудрый святитель был прославлен от Бога чудесами.

Святитель Феофан, затворник Вышенский Свт. Феофан, Затворник Вышенский (1894). В миру Георгий Васильевич Говоров, епископ (10.01.1815 – 06.01.1894), родился в семье сельского священника Орловской еп., заканчивая Киевскую Духовную Академию, принял монашеский постриг и стал преподавателем духовных учебных заведениях. Восемь лет иеромонах Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе, что имело большое значение для его духовного становления. Ревностный труженик на ниве церковной был назначен ректором Петербургской Духовной Академии, через два года хиротонисан во епископа Тамбовского, а еще через четыре года переведен на древнюю Владимирскую кафедру. Управляя епархиями, свт. Феофан показал себя неутомимым проповедником, заботливым отцом пасомых, покровителем духовных учебных заведений, активным миссионером. Но он не был удовлетворен своей деятельностью, сопряженной с административными и хозяйственными заботами. Душа его стремилась к уединенному иноческому житию. Через 25 лет беспорочной службы еп. Феофан подал прошение об увольнении и в 1866 году был отправлен на покой в избранную им Успенскую Вышенскую пустынь. Он затворился в отдельном флигеле и предался молитвенным и духовным трудам. Особым подвигом была его литературно-богословская деятельность, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Сочинения по христианской нравственности, толкования слова Божия, переводы писаний свв. Отцов, ответы на многочисленные письма, приходившие со всех концов России – эти творения стали для христиан практическим руководством на пути к вечной жизни. Господь призвал Своего служителя в великий праздник Богоявления. Мощи св. Феофана почивают в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии. Память его также 6 января и 16 июня.

Прп. Маркиан пресвитер (V). Родители Маркиана, знатные богатые римляне, поселились в Константинополе, где и дали своему даровитому сыну прекрасное воспитание.

Юноша отличался чрезвычайной любовью к храму, ходил без пропусков к церковным службам. Его заметил и отличил патриарх, сделав своим клириком. Вскоре, несмотря на молодость, он был возведен в звание пресвитера и затем назначен экономом великой Софийской церкви. По смерти родителей Маркиан получил очень богатое наследство и употребил все его на милостыню нищим, обновление ветхих храмов и создание новых. Он воздвиг великолепную церковь во имя Анастасии Узорешительницы, не считаясь с издержками.

Щедрый в жертвах Маркиан был суров для себя, не позволяя себе даже иметь больше одной переменной одежды. Однажды, в день памяти св. Анастасии, совершилось освящение ее храма патриархом и, в присутствии двора и императора при множестве народа,  переносили ее мощи в храм. Преподобный, облаченный в священническую фелонь, шел с прочими пресвитерами у колесницы с мощами. Вдруг какой-то нищий попросил у него милостыню. Ни денег, ни лишней одежды не было у Маркиана, но, не желая отказать человеку по слову Господа: «Просящему у тебя дай», он отошел в укромное место, скинул с себя фелонь, снял нижнюю одежду и отдал ее нищему, а фелонь надел на голое тело. Потом прп. Маркиан присоединился к процессии. Патриарх приказал ему служить с собою литургию. Преподобный старался прикрыть при этом прорези в фелони, чтобы не обнажить голое тело под ней, но всем казалось, что они видят под фелонью великолепную одежду, блестевшую золотом, как царский порфир. По окончании службы патриарх укорил преподобного за нескромность, тогда он открыл им обнаженное под фелонью тело и рассказал о происшедшем с ним.

Великими дарами украсил Господь жизнь этого дивного подвижника: он изгонял бесов, исцелял больных. Однажды в праздник в церкви, воздвигнутой в честь великомученицы Анастасии, была задавлена беременная женщина, и храм огласился рыданиями. Преподобный Маркиан воздел к небу свои руки, помолился Богу, и женщина встала живой. В другой раз при Константинопольском пожаре он уберег храм св. Анастасии от огня, вызвав дождь молитвой. Много храмов создал и обновил этот  великий созидатель, но себя он по-прежнему пытал и угнетал.

Святое сердце Маркиана увлекало его спасать тех несчастных жертв людских страстей, которые гибнут без помощи, без сожаления, под общее презрение ими же развращенных людей. Он уговаривал блудниц бросить греховную жизнь и старался выдать их замуж, снабжая достаточным для этого приданным. Всем он протягивал руку помощи, чтобы извлечь потерянных людей со дна погибели.

Умирая, Маркиан оставил недостроенным начатый им храм великомученице Ирине и говорил: «Господи, в руки Твои предаю душу, которую Ты Сам создал, и церковь, которую я создал по воле Твоей». Кончина его относится к 471-475 гг.

Прп. Павел Комельский, Обнорский Прп. Павел Комельский (Обнорский) (1429). Преподобный (1317-10.01.1429 гг.) принадлежал к московской боярской семье, был воспитан в благочестии. В возрасте 22 лет поступил в один монастырь на Волге, а затем перешел Радонежскую обитель прп. Сергия, под его начало. Преподобный полюбил его за послушание и особенную внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. После искуса в тяжелых послушаниях и пятнадцати лет затвора и молчальничества прп. Сергий благословил прп. Павла на пустынническое житие. Св. Павел ушел на север в Комельские леса. Здесь он три года жил в дупле огромной липы, а потом выстроил себе келью на берегу р. Нурмы, выкопав рядом колодец. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь два дня вкушал немного хлеба и воды. В лесу прп. Павел встретил другого пустынножителя – прп. Сергия Обнорского, с которым сблизился духовно. Однажды прп. Павел услышал ночью под горой колокольный звон и увидел свет ярче солнечного. Об этом он рассказал своему другу, и прп. Сергий поведал ему о том, что там будет монастырь во имя Святой Троицы. После того как к прп. Павлу стала собираться братия – они обосновали там монастырь (Павло-Обнорский мужской монастырь). Игуменом новой обители стал преданный прп. Павлу инок Алексий, а сам святой по-прежнему пребывал в строгом посте и молитве нашему Господу Пресвятой Богородице. Скончался прп. Павел в 1429 г., и с этого времени явления и чудеса его неисчислимы. К лику святых он был причислен в 1547 г., но св. мощи его почивают под спудом, так как прп. Павел, в одном из своих явлений, запретил игумену обители их открывать.

Прп. Антипа Валаамский (Афонский) (1882).

 

Сщмч. Зиновий (Сутормин) пресвитер (1920): Новомуч. Священномученик Зиновий (Зиновий Евстафьевич Сутормин) до принятия священнического сана служил фельдшером а Сибирском казачьем войске. В 1901 г. он был рукоположен во диакона к Воскресенскому храму в городе Семипалатинске, а в 1911 г. – во священника ко храму в селе Верхуба Змениногородского уезда Томской губернии и назначен настоятелем. При о. Зиновии была начата постройка нового каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая, который был завершен и освящен в 1913 г.

В 1912 г. скончалась супруга о. Зиновия, оставив на его попечение пятерых детей. В 1919 г. священник, служивший в селе Георгиевка, попросил правящего архиерея перевести его на другой, более богатый, приход, ввиду многочисленности его семьи. Архиерей предложил священнику самому отыскать желающего поменяться приходами. Священник предложил поменяться о. Зиновию и тот дал на это свое согласие, завершая добрым делом немногие оставшиеся дни своей земной жизни.

В январе 1920 г. о. Зиновий приехал с младшими детьми погостить к своему старшему сыну в село Шемонаиху вблизи города Усть-Каменогорска. 23 января 1920 г. село было занято отрядом красноармейцев, после чего сразу же начались обыски и аресты. Вместе с другими жителями села был арестован и о. Зиновий. Все арестованные вместе со священником были приговорены к смерти и вывезены за село. Отцу Зиновию отрубили топором голову и погребли в общей безвестной могиле неподалеку от села Шемонаиха.

Сщмч. Петр (Успенский) пресвитер (1930): Новомуч. Священноисповедник Петр родился в 1863 г. в селе Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского.

После окончания в 1884 г. Рязанской Духовной семинарии Петр Успенский был назначен учителем начального народного училища в селе Князево-Займище Скопинского уезда Рязанской губернии.

В 1894 г. викарий Рязанской епархии епископ Михайловский Иоанникий рукоположил Петра Успенского во священника к церкви в честь Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского уезда.

В 1903 г. отца Петра перевели в церковь Рождества Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Этот храм один из древнейших в Зарайском крае. Деревянная церковь здесь стояла уже в 1616 г., а каменную церковь построили в 1772 г. В состав прихода входили деревни: Машоново, Пенкино, Широбоково, Титово.

В этом храме отец Петр прослужил двадцать семь лет до самого ареста. В селе Радушино он состоял законоучителем и заведующим местной церковноприходской школы и законоучителем соседнего Пенкинского земского училища.

В 1914 г. священник Петр Успенский был назначен благочинным Первого Зарайского благочиннического округа.

С 1923 по 1928 год правящим архиереем Рязанской епархии был епископ Борис (Соколов). В октябре и декабре 1925 г. протоиерей Петр Успенский вызывался на допросы, где расспрашивался о деятельности своего епископа. При допросе отец Петр свидетельств, которые могли повредить епископу, не дал.

21 февраля 1929 г. епископ Борис умер. На Рязанскую кафедру был назначен архиепископ Иувеналий (Масловский).

В конце декабря 1929 г. сотрудники Зарайского ОГПУ произвели обыск у отца Петра. У него обнаружили, помимо переписки, черновики его благочиннических отчетов в епархию и циркуляры, полученные от правящего епископа. Отца Петра арестовали 3 января 1930 г. Один из допрошенных следователем свидетелей показал, что отец Петр летом 1929 г. часто говорил в церкви проповеди, разъяснял о неверии, призывал народ не поддаваться соблазнам.

15 января 1930 г. состояние здоровья отца Петра сильно ухудшилось. Содержание в Коломенском доме заключения обострило болезнь сердца. Он был доставлен в больницу. Врач констатировал, что у отца Петра воспалилась нижняя доля правого легкого, наблюдается сердечная слабость вследствие миокардита и расширения сердца.

Протоиерей Петр Успенский умер в больнице 23 января 1930 г. Его тело было отдано родственникам для погребения. Место нахождения могилы ныне не известно.

 Сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (1938): Новомуч. Сщмч. Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 г. в г. Ковеле Волынской губернии в семье чиновника. Окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую Духовную семинарию. В 1900 г. поступил в Киевскую Духовную академию. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса академии, был пострижен в монашество с именем Анатолий митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) и затем вскоре был рукоположен в сан иеромонаха. Окончив академию среди первых студентом, иеромонах Анатолий был оставлен на год профессорским стипендиатом для подготовки к занятию вакантной кафедры общей церковной истории; 3 июня 1905 г. он был назначен на указанную кафедру исполняющим должность доцента Киевской Духовной академии.

В 1905-1906 гг. иеромонах Анатолий находился в командировке в Константинополе, занимаясь научными исследованиями в археологическом институте. От природы одаренный большими способностями, прекрасно знавший классические и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специальности и, благодаря лингвистическим познаниям, получил возможность работать с рукописями, написанными на древних языках.

В 1911 г. иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века». 29 августа 1911 г. отец Анатолий был возведен в сан архимандрита. 11 января 1912 г. указом Синода он был утвержден в звании экстраординарного профессора. Совет Киевской Духовной академии постановил присудить архимандриту Анатолию премию имени профессора В.Ф. Певницкого за проповеди, произнесенные на пассиях в течении Великого поста 1912 г.

8 июня 1912 г. архимандрит Анатолий был переведен на должность инспектора и экстраординарного профессора Московской Духовной академии. 30 мая следующего года он был назначен на должность ректора Духовной академии.

В 1913 г. в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве архимандрит Анатолий был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии.

Начавшаяся в августе 1914 г. Отечественная война не обошла своими страданиями Казанскую епархию. 16 августа 1914 г. в Казани был учрежден комитет о нуждах войны под председательством епископа Чистопольского Анатолия.

28 октября 1915 г. Казанскую Духовную академию посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, которая приехала в Казань на погребение своего духовника схиархимандрита Гавриила (Зырянова) [ныне прославленного в лике местночтимых святых Казанской епархии].

С приходом к власти в 1917 г. большевиков началось гонение на Русскую Православную Церковь. Указом советского правительства в России в 1918 г. были закрыты все духовные учебные заведения. Только епископу Анатолию удалось сохранить Казанскую Духовную академию и ее преподавательский состав.

Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление при Патриархе Тихоне посоветовало преосвященному Анатолию воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Епископу Анатолию были выданы официальный штамп и государственная печать частного учебного заведения. Поскольку здание Академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров.

В 1921 г. ВЧК удалось установить контроль над перепиской Патриарха Тихона и получить доступ к адресованным на его имя официальным документам. В марте 1921 г. в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающиеся деятельности Казанской Духовной академии. 26 марта ЧК арестовала епископа Анатолия. Выяснилось, что Академия действительно существует, идут занятия и лекции. Однако если состав профессоров ЧК удалось установить точно, то имен обучающихся так и не удалось узнать.

Епископ Анатолий был приговорен к одному году принудительных работ и освобожден через девять месяцев, так как ему зачли срок предварительного заключения.

28 февраля 1922 г. преосвященный Анатолий был назначен на кафедру в Самару. Через год, 24 февраля 1923 г., Самарское ГПУ арестовало епископа, но 4 августа  вынуждено было его отпустить. По освобождении он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа, и сразу же вслед за этим, 18 сентября, Самарское ГПУ вновь его арестовало. Он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в административном порядке в Туркмению в город Красноярск на три года.

В 1927 г. архиеп. Анатолий по окончании срока ссылки вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода при заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1928 г. высокопреосвященный Анатолий был назначен на кафедру в Одессу, куда прибыл 1 июня. 21 октября 1932 г., ввиду исполнившегося пятилетия деятельности Священного Синода, возглавляемого митрополитом Сергием, все члены Синода, имевшие на тот момент сан архиепископов, в том числе и архиеп. Анатолий, были возведены в сан митрополитов с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

Время служения митрополита Анатолия в Одессе совпало с одним из тяжелых периодов гонения на Русскую Православную Церковь. Это была новая волна закрытия храмов и ареста священнослужителей, начавшаяся в 1929 г. В 1931 г. было арестовано более двадцати священнослужителей, бывших лучшими проповедниками города, и все они были приговорены к заключению. На глазах у митрополита происходило дерзкое и кощунственное закрытие и уничтожение храмов. Были взорваны величественный Преображенский кафедральный собор, прекрасное здание военного Свято-Сергиевского кафедрального собора, храм святителя Николая в порту и другие.

В ночь с 9 на 10 августа митрополит Анатолий был арестован и 13 августа перевезен в следственную тюрьму в Киев. Сразу же начались допросы. Ему вменялась в вину антисоветская агитация среди духовенства и церковников, ведение переговоров с Ватиканом для объединения православной и католической церквей с целью создания единого антисоветского фронта. Все эти вздорные обвинения владыка отрицал. Тем не менее, они прозвучали в обвинительном заключении.

Состояние здоровья митрополита было очень тяжелым: у него была запущенная форма язвы желудка, в тюрьме в течение нескольких месяцев болезнь обострилась, и положение стало критическим. Из родных у него осталась одна сестра Раиса, которая, как могла, поддерживала брата в заключении.

16 декабря 1936 г. Главное Управление Государственной Безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Следователи НКВД пытались добиться от митрополита подтверждения своим ложным домыслам, но владыка все эти обвинения категорически отверг.

21 января 1937 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. 27 января он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД. 14 февраля этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. В мае митрополита стали выводить на общие работы. В июне митрополит Анатолий заболел крупозным воспалением легких, и сестра владыки, Раиса Григорьевна, стала добиваться, чтобы ей разрешили свидание с братом. В этом ей было отказано.

Наступила осень, затем зима. Здоровье владыки, от природы слабое, еще более ухудшилось. В октябре митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. В конце концов, болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что он почти ослеп и в ноябре-декабре не смог выполнить норму.

В январе 1938 г. состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу. 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут митрополит Анатолий скончался. Перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал свое Евангелие и нательный крест, которые он пронес через все свое архиерейское служение, с которыми был в тюрьме и в концлагере, – митрополит отказался отдать. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу.

Прмц. Арсения (Добронравова) игумения (1939): Новомуч. Церковное предание сохранило немного сведений об игуменье Шуйского монастыря Арсении, праведность которой как подвижницы и исповедницы Христовой уже прижизненно не вызывала сомнений.

Игумения Арсения (в миру Анна Гавриловна Добронравова) родилась в 1879 г. в селе Шегарском Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. в семье священника. Окончив епархиальное училище, Анна в 1903 г. поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенском-Феодоровском монастыре. В ее обязанности входило учить девочек грамоте и рукоделию. В этом монастыре она приняла постриг с именем Арсения.

В 1915 г. сестры избрали ее игуменьей монастыря. Усердная последовательница учения святых отцов о молитве и подвижнической жизни, она шла в горнюю страну долгим путем смирения и самоукорения, почитая себя ниже всех. Из современных церковных учителей она более всех пользовалась советами епископа Игнатия Брянчанинова. Уже достигнув большой духовной высоты, игумения Арсения и тогда почитала себя ниже всех, часто спрашивала совета у тех, кто далеко не достиг той чистоты сердца и просветленности разума, которые были обретены ею. Ризу христианского смирения она не оставляла до конца жизни. В монастыре она вела тихий уединенный образ жизни; была усердным делателем Иисусовой молитвы, пользуясь в прохождении трудного и многоскорбного иноческого пути советами святых отцов, книги которых внимательно и молитвенно изучала.

Наступили новые времена, к власти в России пришли люди, утверждавшие новую веру, – безбожие. Власти распорядились закрыть монастырь, но затем позволили не закрывать его с тем, однако, чтобы монахини работали в совхозе. Насельницы, которых было около триста тридцати человек, согласились. Жили в монастыре, работать ходили в совхоз, но по праздникам не работали, пребывая в молитве в церкви.

Молитвами праведной игуменьи десять лет прожили насельницы безмятежно среди бушующих вод безбожия. В 1929 г. власти прислали распоряжение о закрытии монастыря и недопущении церковных служб и иноческой жизни, ни под каким видом.

Монастырь закрыли. В апреле 1932 г. игумения Арсения была арестована; ее обвинили в том, что она «проводила среди населения… агитацию, используя главным образом церковь, призывала к противодействиям…» Виновной себя мать Арсения ни в чем не признала. В октябре Особое Совещание ОГПУ приговорило ее к трем годам ссылки в Казахстан. Первое время игумения жила в Алма-Ате, а затем была сослана в Каркалинск. Здесь она приняла схиму с именем Фома. По окончании срока ссылки в 1935 г. игумения приехала во Владимир и здесь в конце июня 1938 г. снова была арестована; ее обвинили в том, что она «являлась активной участницей контрреволюционной организации духовенства и монашества». В тюрьме она тяжело заболела. Игумения Арсения умерла 23 января 1939 г. в больнице при Ивановской тюрьме №1. «Смерть последовала вследствие падения сердечной деятельности на почве… полного истощения организма».

 

Блж. Феосевия (Феозва) диакониса, сестра свт. Григория Нисского (385). Святая Феосевия, другая дочь блаженной Эмилии, сестра св. Макрины (память 19 июля), Василия Великого и Григория Нисского, была диаконисой, посвященной в этот сан по своему призванию. Как диакониса, она была действующим лицом при крещении и исполняла поручение епископа-брата относительно посещения их в больницах, тюрьмах, на смертных одрах.

«Избери, - говорится епископу в древних правилах, - диаконису верную и святую для служения женам…» [Постановления апостольские. Кн. 3. Гл. 15].

Феосевия всей душой была предана святому делу своего сана и оказалась лучшим помощником брата-епископа. Святитель Григорий Богослов называет ее верным товарищем великого Григория. Горе и радость они делили вместе: когда же страдал Григорий, страдала и Феосевия. В 375 году Григорий, оклеветанный арианами, был изгнан из отечества. Три года, пока не умер император Валент, скитался он с места на место. Ревностный пастырь и тогда не остался в бездействии. Феосевия-диакониса не оставляла в это время своего брата. Она много помогала ему, поддерживая православную веру среди женщин, в то время теснимую властями. Она являлась в этом деле «священною опорой жен благочестивых», была диаконисой не по одному имени, но и на деле; не жалела себя в своем служении Святой Церкви и сестрам.

По возвращении брата на епископскую кафедру, Феосевия еще семь лет трудилась в звании диаконисы. Она скончалась около 10 января 385 года. Память ее совпадает с памятью Григория Нисского.

Прп. Макарий Писемский (XIV). Преподобный родился в пределах Костромских на берегу р. Письмы, а начало иноческому житию полагал в обители прп. Сергия Радонежского (память 25 сент.). На отшельничество он удалился на свою родину на берега той же р. Письмы. Там его нашел прп. Павел Обнорский (память 10 янв.), до своего водворения в Комельские леса. Крепкая дружба связывала обоих отшельников. За версту от своей пустыннической кельи прп. Макарий воздвиг маленький монастырь для тех, кто желал жить под его началом. В церкви этого монастыря он и был погребен. В XVIII веке церковь сгорела, а сохранилась лишь деревянная гробница прп. Макария, которая была покрыта после пожара чудесной росой.

Прп. Аммоний Скитский – отшельник Египетский. Ученик прп. Памвы. По любви к безмолвию отрекся от епископского сана. Жил в IV – V вв.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz