Краткие жития святых, православные праздники и события

23 января / 5 февраля

 

Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прмч. Серафима, прмцц. Евдокии и Екатерины, мц. Милицы (1938).

Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).

 

Сщмч. Климент, еп. Анкирский Сщмч. Климент, еп. Анкирский, Многострадальный (ок. 312). Жизнь свт. Климента, верного сына матери-христианки, от младенческих пелен до могилы была полна религиозного воодушевления. А по количеству жестоких, вынесенных им страданий, он принадлежит к числу величайших мучеников христианского мира.

Климент происходил из благочестивой христианской семьи. В 12 лет он утратил свою мать. На смертном одре она заклинала сына всю жизнь отдать Христу. Мать предсказала ему, что он предстанет перед гонителями и будет украшен венцом мученичества. Она просила его быть проповедником истины, чтобы самой удостоиться стать матерью мученика и через него прославиться и спастись.

Заветы и просьбы матери произвели глубочайшее впечатление на Климента. Его приняла на попечение богатая, знатная, бездетная женщина София. Вскоре в тех местах произошел голод. Иные родители, не имея, чем прокормить детей, бросали их без надзора. Климент отыскивал этих несчастных и приводил в дом к Софии, где их кормили, поили, а он научал их вере. Чистота жизни и разум Климента приобрели ему общее уважение и любовь. Ему едва минуло 20 лет, как он выбран был в сан епископа и ревностно выполнял труды своего звания.

Но прославиться надлежало ему своим мученичеством. Настали гонения Диоклетиана.

Климент был схвачен и подвергнут жесточайшим мукам. Страшно становится, когда читаешь о его страданиях. От ран его нельзя было узнать; его строгали железом до самых обнажившихся внутренностей, но когда его бросили в темницу, Господь чудесным образом исцелил его. Тогда его отравили для новых мук в Рим и после страшных пыток заточили в тюрьму. Совершая повсюду дивные чудеса, он этим обращал народ ко Христу, и многие обращенные им принимали мученический венец.

Бог попустил Клименту принимать муки в разных местах тогдашнего мира. Из Рима он был послан в Никомидию, где его пытали вместе с его новообращенным учеником Агафоном; затем его послали на родину в Анкиру и мучили там, затем долгие годы томился он в темнице в городе Тарсе. Страдания не только не томили его души, но радовали. Он жаждал все больших и больших страданий и переносил терпеливо все. Людская изощренная жестокость придумывала самые невероятные пытки, но Господня благодать над ними умножалась и чудесным образом исцеляла их.

Когда на престол вступил император Максимин, то было донесено начальством о Клименте и Агафоне с таким странным заявлением: «Что делать с этими странными юношами? Много лет их мучили разными пытками в разных местах, но они остались живы и здоровы. Мы думаем, не бессмертны ли они?» Император приказал отправить Климента опять в Анкиру. Здесь в течение двух месяцев его ежедневно пытали, били по лицу, открытым железом вырывали куски мяса, заливая весь пол темницы кровью. Он изумлял мучителей своим терпением.

Вообще 28 лет страдал Климент от одиннадцати своих мучителей, пересылаемый из страны в страну, из города в город. Последнее время своей жизни, в ночь на праздник Богоявления, выйдя из темницы, Климент провел среди своей паствы и, наставляя ее, пророчил, что смерть его близка, но что гонения прекратятся, и взойдет новая заря христианства. 23-го января он был схвачен и обезглавлен с клириками своими, диаконами Христофором и Харитоном. Благочестивая София, взлелеявшая юность Климента, схоронила теперь его с его товарищами-мучениками. Множество людей за эти долгие годы его подвигов приняли с ним вместе венец мученичества.

Мч. Агафангел Римлянин (ок. 312) – сторож тюремный; был обращен ко Христу св. Климентом, и после мучений за веру Христову обезглавлен.

 

 Прмч. Серафим (Булашов) игумен (1938): Новомуч. Преподобномученик Серафим (в миру Николай Семенович Булашов) родился в 1872 г. в семье раскольников-поповцев. С 1893 по 1897 год Николай служил в армии в чине старшего унтер-офицера. 19 ноября 1899 г. Николай был присоединен к Православной Церкви и в этот же день поступил в Никольнический единоверческий монастырь. Два года он проходил в монастыре послушание свечника; в 1902 г. стал келейником настоятеля. 28 июня 1903 г. Николай был определен в число монастырских послушников, а с 26 февраля 1904 г. пострижен в монашество с именем Серафим. С 1903 по 1905 год он был письмоводителем настоятеля монастыря.

23 ноября 1906 г. монах Серафим был рукоположен во иеродиакона. Начав служить, он продолжал исполнять послушание письмоводителя, к которому присоединилось клиросное послушание. В 1911 г. иеродиакон Серафим стал исполняющим должность благочинного Никольского монастыря. 13 апреля 1912 г. он был рукоположен во иеромонаха. В 1915 г. отец Серафим перешел в Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, который был основан специально для того, чтобы вести просветительскую деятельность среди старообрядцев.

В феврале 1930 г. был арестован священник храма Ахтырской иконы Божией Матери в селе Яковлево, и прихожане стали просить согласия отца Серафима служить у них. Отец Серафим согласился и направил прошение епархиальному архиерею. 4 июня 1930 г. он был назначен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери и 10 июня 1931 г. был возведен в сан игумена. Он прослужил здесь почти восемь лет.

25 января 1938 г. игумен Серафим был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен. Отец Серафим на обвинение, предъявленное следователем, ответил, что виновным себя не признает, никогда никакой агитации не вел.

Тогда были призваны два лжесвидетеля, которые подтвердили обвинения, выдвинутые следователем. 2 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Игумен Серафим (Булашов) был расстрелян 5 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмц. Евдокия (Кузьминова) послушница (1938): Новомуч. Прмц. Евдокия родилась 17 августа 1884 г. в городе Истре Московской губ. в семье мещанина Петра Кузьминова. После открытия в 1909 г. в Москве Марфа-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла в ней послушание сестры милосердия. Когда обитель была закрыта, она вернулась на родину в Истру. За пребывание в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав. В 1934 г. Евдокия подала заявление о восстановлении в правах, но власти ей в этом отказали.

Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов соседи по улице, где жила Евдокия, по требованию сотрудников НКВД подписали против нее лжесвидетельства. На их основании, а также того, что она является «ярой церковницей», Евдокия была арестована 19 января 1938 г. Сразу же начались допросы, которые продолжались в течение двух суток и сопровождались угрозами и, по-видимому, пытками. На все усилия следователей заставить Евдокию признать себя виновной в контрреволюционной деятельности она неизменно отвечала: «Не признаю».

26 января 1938 г. Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Сестра Марфо-Мариинской обители Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 г. и погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмц. Екатерина (Черкасова) послушница (1938): Новомуч. Прмц. Екатерина родилась 4 декабря 1892 г. в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губ. в семье крестьянина Михаила Черкасова. Окончила церковно-приходскую школу в селе. В 1915 г. Екатерина поступила в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, располагавшийся неподалеку от деревни Акатово в Клинском уезде Московской губ. В обители было два храма и около ста сестер. Послушница Екатерина подвизалась в обители до 1922 г., а затем поселилась в селе Мокруша Истринского района, где в то время стали жить многие сестры из обители.

Во время гонений в декабре 1937 г. были оформлены с помощью лжесвидетелей показания, на основании которых начальник районного отделения НКВД города Истры выписал справку на арест послушницы Екатерины, в которой он писал, что «Черкасова, являясь ярой церковницей, проводит среди населения города Истры активную контрреволюционную деятельность, высказывая пораженческо-террористические настроения».

Сразу после праздника Богоявления, в ночь на 20 января 1938 г., послушница Екатерина была арестована и заключена в камеру при районном отделении НКВД в городе Истра. Допросы начались сразу же после ареста и продолжались беспрерывно. Сменилось пять следователей, но как бы они не угрожали ей, сколько ни допрашивали, какие показания лжесвидетелей ни зачитывали, послушница Екатерина на все вопросы отвечала, что виновной себя в контрреволюционной деятельности не признает.

После допросов в Истре Екатерина была перевезена в Бутырскую тюрьму в Москву. 26 января 1938 г. Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Екатерина была расстреляна 5 февраля (23 января ст. ст.) 1938 г. и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мц. Милица (Кувшинова) (1938): Новомуч. Мц. Милица родилась 23 ноября 1891 г. в селе Улиновка Кобелянского уезда Полтавской губ. в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была.

Допрошенный 15 января 1938 г. лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги, закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!»

22 января 1938 г. Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее. Все обвинения она отвергла.

23 января 1938 г. следствие было закончено, а 26 января Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля (23 января ст. ст.) 1938 г. и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Прп. Мавсима Сирин (IV) – сельский священник жил близ г. Кира, в Сирии, приняв на себя добровольную нищету, весь отдавался служению ближним. Жил в хижине, двери которой не запирались, и всякий, кто имел нужду в помощи или совете, входил к нему, когда угодно. Бог удостоил святого даром чудотворения: в хижине его стояли два сосуда, один с хлебом, другой с маслом, из которых святой раздавал хлеб и масло бедным, и сосуды не оскудевали.

Прп. Евсевий (IV) – подвижник Сирийский, близ Антиохии. Он был учеником и племянником св. Маркиана (память 18 янв.), по смерти его проводил жизнь затворническую. Затем был настоятелем обители у селения Толедо. Жизнь его привлекла к нему множество святых мужей, искавших у него поучения, каков, например, прп. Иаков Персиянин (память 26 нояб.), Агриппа и боголюбивый Давид, которые были один за другим настоятелями у отшельников.

Прп. Саламан Персиянин, Молчальник (ок. 400). Преподобный Саламан был родом из города Каперсана при реке Ефрате. Желая уединенной жизни, он нашел на берегу реки пещеру, затворился в ней и пребывал в безмолвии и молитвенных подвигах.

Узнав о высокой жизни подвижника, епископ Каперсана хотел посвятить святого Саламана во пресвитера, но молчальник не сказал ему ни единого слова. И в других жизненных случаях святой не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя в молитве только с Богом.

Православная Церковь почитает преподобного Саламана как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества и несшего его до самой кончины.

Свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский Свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский (431). Св. Павлин происходил из знатной фамилии. Имея прекрасные дарования, получив высокое образование, он 20-летним юношей стал сначала римским сенатором, а затем консулом и, наконец, губернатором области в Кампании. Приняв христианскую веру, св. Павлин совершенно переменил образ жизни: продав свои богатые имения и раздав все деньги бедным, он стал терпеть добровольную нищету. Тогда друзья и знакомые стали презирать его; даже слуги смеялись над ним, но он переносил все это. Затем св. Павлин предался уединенной жизни и скоро принял сан пресвитера, а потом избран был в епископы в городе Нолу. Во время его епископства вандалы напали на Италию и, опустошив города, увели многих в плен в Африку. Св. епископ начал выкупать пленных. Однажды, когда просила его бедная вдова о выкупе ее сына, он убедил ее отвести его самого в качестве выкупа. Благодаря этому князь вандальский отпустил всех пленных, когда св. Павлин предрек ему царский престол, и он узнал, что св. Павлин не простой человек, а епископ. Скончался св. Павлин в возрасте 78 лет. Мощи его хранятся в Риме.

Святые отцы VI Вселенского Собора (680-681). Это был третий Вселенский Собор, проведенный в Константинополе. Он подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.

Смысл почитания отцов всех семи Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви – Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения. 

Преподобный Геннадий Костромской Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский (1565). Преподобный Геннадий, в миру Григорий, происходил из Могилева. Родился в семье богатых русско-литовских бояр, не отличающихся благочестием. Желая посвятить свою жизнь Богу, Григорий, переодевшись в бедную одежду, тайком ушел из дома. Долго странствовал он по разным русским землям, ища духовного успокоения и, наконец, в вологодской земле встретился с прп. Корнилием Комельским (память 19 мая). Тот и постриг в монашество юношу с именем Геннадий, и они вместе удалились в непроходимые костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, они в 1505 г. основали обитель в честь Преображения Господня, впоследствии – Спасо-Геннадиев монастырь.

Преподобный Геннадий непрерывно трудился, постоянно носил вериги. Особенно любил прп. Геннадий иконописное дело, чутко переживая в душе Божественную красоту. За свою праведную жизнь подвижник получил редкий дар прозорливости и чудотворения. Скончался преподобный в 1565 г., а в 1944 г. были обретены его нетленные мощи. Канонизирован в 1646 г. Преподобный Геннадий написал «Наставления духовного старца новоначальному иноку» и «Духовное завещание».

Память прп. Геннадию отмечается также в Соборе Костромских святых и 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Собор Костромских Святых Собор Костромских святых. Соборный праздник угодников Божиих, просиявших святостью в древней костромской земле, приурочен ко дню памяти прп. Геннадия Костромского (см. 23 янв.). Еще в середине XVI века прп. Пахомий Нерехтский (см. 15 мая) основал в этом крае Троицкий монастырь. А вскоре целый ряд обителей устроили ученики прп. Сергия Радонежского: прпп. Иаков Железноборовский (см. 11 апр.), Макарий Писемский и Павел Комельский (см. 10 янв.); несколько обителей поставил прп. Авраамий Галичский (см. 20 июля). По благословению прп. Кирилла Белозерского (см. 9 июня) в костромском междуречье трудились прпп. Адриан (см. 5 мая) и Ферапонт (см. 12 дек.) Монзенские, в монастыре прп. Паисия Галичского (см. 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери, подвизался Иаков Галичский (см. 4 апр.). Одним из знаменитейших монастырей своего времени, вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры, стала Унженская Макариевая обитель – одна из трех, основанных прп. Макарием. Сюда был назначен настоятелем будущий свт. Митрофан Воронежский (см. 23 нояб.), впоследствии принявший схиму с именем Макарий, в честь основателя. Образовали свои монастыри прпп. Варнава Ветлужский  (см. 11 июнь) и Григорий Пельшемский (см. 30 сент.). Костромчанин Иона (см. 31 марта), митр. Московский и всея Руси, начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. Многие подвижники благочестия принесли плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Первоначально могилу святителя отыскали в Благовещенском монастыре Новгорода после чудесного явления неизвестного святого во сне болящей Иулиании, жене диакона Иоанна Зиновьева, которая после отслуженной панихиды над могилой, совершенно выздоровела. Над могилой святителя была выстроена церковь. С тех пор исцеления участились, и их стали записывать.

В XVIII веке, когда Благовещенский монастырь был упразднен, святые мощи святителя были перенесены в Юрьев (Георгиевский) монастырь, где и почивают до наших дней.

Память свт. Феоктиста также отмечается 23 декабря в день его представления (сведения об его житие приведены в этот же день) (†1310) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Св. Феодор Стефанит.

2 мчч. Парийских.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz