Краткие жития святых, православные праздники и события

31 декабря / 13 января

 

Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни (439). Сщмч. Михаила пресвитера (1937); мч. Петра (1938).

Свт. Петр Могилы, митр. Киевского (1646). Св. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб).

 

Отдание праздника Рождества Христова.

Прп. Мелания Римляныня Прп. Мелания Римлянина (439). Преподобная Мелания родилась в Риме от знатных родителей и с детства воспитывалась в строгой набожности. Когда она достигла совершеннолетия, родители отдали ее замуж за знатного вельможу Пипиана, хотя она желала остаться девой. Вступив в брак, Мелания убеждала мужа жить как брат с сестрой. Первым плодом их брака была дочь. Мелания при самом рождении дочери дала обет посвятить ее Богу. Когда умер рожденный Меланией сын, она сказала мужу: «Сам Господь, взяв у нас сына, ведет нас к тому, чтобы мы посвятили себя Ему». Пипиан согласился исполнить просьбу Мелании. Тогда начали они жить в строгом целомудрии, посте и молитве. Пипиану было тогда 24 года, а Мелании только 20 лет. Муж и жена имели земли не только близ Рима, но в целой Италии, в Галлии и Англии, в Террачине и Африке. Благочестивая бабка Мелании, по имени тоже Мелания, советовала им продать свои имения и сокровища и употребить деньги на благотворительные дела. Мелания и Пипиан так и сделали: они выкупали пленных, сооружали церкви и монастыри, помогали бедным, посылали многие милостыни в разные страны. В 407 г. скончался отец Мелании. Вслед затем Мелания оставила шумную столицу и поселилась в имении своем, чтобы жить уединенно. Отсюда супруги ездили в Кампанию к св. Павлину (память его 23 янв.). Мелания собрала себе несколько дев благочестивых и с ними молилась и подвизалась. Пипиан точно так же стал жить с 30 отшельниками.

В 408 – 410 годах по всей Италии распространились варвары (готфы) для грабежей. Пипиан и Мелания удались на Сицилию, где продали оставшееся имущество, потом переехали в Африку. Здесь они также благотворили, жертвуя свои средства на храмы и бедным. Они построили два монастыря – мужской для 24 иноков и женский для 130 инокинь, обеспечив существование их капиталами. Семь лет прожили они в Африке, пока проданы были здешние имения их.

Поселились оба в устроенных ими монастырях, мужском и женском, в Египте и Нубии. Мелания даровала свободу всем своим рабам, дом свой обратила в монастырь, в котором ее служанки сделались ее сестрами во Христе.

Она устроила для себя тесную келью и, поселившись здесь простой инокиней, принимала пищу сначала через день, а затем через два, три, четыре, пять и, наконец, через неделю. Спала она на земле и не более двух часов; три раза в год прочитывала всю Библию, переписывала книги и шила для бедных одежду. Многие из молодых девушек, видя такую жизнь Мелании, обратились на путь добра; а многие иудеи и язычники приняли христианскую веру. Св. Мелания очень хотела посетить места, освященные жизнью Спасителя.

В 419 г. Мелания с матерью отправилась на Восток. Несколько ночей подряд провела она в пламенной молитве у Гроба Господня. Особенно полюбились ей места для подвижников и подвижниц, рассеянные по горе Елеонской. Здесь в одной из хижин она и затворилась. В келье этой она провела 14 лет и вышла из нее только для отдания последнего долга блаженной матери своей Альбине, умершей в 432 или 433 г. Слава о подвижнической жизни собрала вокруг нее многих жен и дев, и здесь устроилась обитель. Вскоре за этим скончался Пипиан. Питая глубокую уверенность, что ненадолго переживет мужа, Мелания тщательнее, нежели когда-либо, предалась посту и молитве. Св. Мелания удостоена была дара чудотворения.

Через 4 года после смерти мужа, предчувствуя близость своей кончины, Мелания пожелала еще раз обойти святые места. День Рождения Христова она провела в Вифлееме, объявив, что видит это святое место последний раз в жизни. Узнав заранее о своей кончине, она почила 31 декабря 439 г. будучи 57 лет от роду.

 

 (Сщмчч. Михаил (Березин), Леонид (Антошенко), Адриан (Троицкий)).

Сщмч. Михаил (Березин) пресвитер (1937): Новомуч.

Мч. Петр (Троицкий) (1938): Новомуч. Мученик Петр родился 29 января 1889 г. в селе Макшеево Коломенского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Троицкого. Петр окончил духовное училище и поступил в Духовную семинарию, в которой ему пришлось проучиться всего один год, так как из-за смерти отца, скончавшегося в 1903 г., когда Петру едва исполнилось 14 лет, ему пришлось вернуться в село, чтобы помогать матери по хозяйству. С 1915 г. он стал служить псаломщиком в храме родного села.

3 ноября 1937 г. власти арестовали Петра Васильевича по обвинению в антисоветской агитации среди жителей села. Он отверг все возводимые на него обвинения, и тогда следователь предъявил ему показания лжесвидетелей, но и их он категорически отверг. Тогда следователь стал расспрашивать его о том, кто был его отец, имели ли они церковную землю, с какого времени Петр Васильевич стал работать в колхозе, сколько он заработал в 1937 г. трудодней и лишался ли он как церковнослужитель избирательных прав. В конце всех допросов следователь вернулся к первоначальному вопросу, требуя, чтобы Петр Васильевич согласился с обвинением в антисоветской агитации, но он эти обвинения отверг.

17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила псаломщика Петра Троицкого к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Условия заключения и непосильные каторжные работы стали для него смертным приговором. Петр Троицкий умер 13 января 1938 г. и был погребен в безвестной могиле неподалеку от города Медвежьегорска в Карелии.

 

Прп. Геласий (после 431). Подвизался отшельником в окрестностях города Никополя. Он был ревностным поборником православия на IV Вселенском Соборе.

Свт. Петр Могила, митр. Киевский (1646). Святитель Петр Могила – одна из самых ярких, талантливых и противоречивых личностей своего времени. С ним дружили короли и князья, к его мнению прислушивались греческие владыки и выдающиеся ученые XVII века. В историю Церкви он вошел как непримиримый защитник православной веры от униатов и католиков, духовный писатель и выдающийся просветитель.

Его отец и родной дядя были господарями (избираемыми народом великими князьями) Валахии, а потом – Молдавии. Когда военачальник Кантемир Мурза занял их господарство, братья уехали в Польшу.

Петр Могила, впитавший любовь к Православию с молоком матери, получает строгое каноническое образование в Львовском братском училище. После окончания училища Петр отправляется в Европу, слушает лекции в самых известных университетах. Он прекрасно знает греческий, латынь, польский и французский языки. Выходцу из знатного и богатого рода предлагают стать властителем Валашским. Но он отказывается, хотя теплых отношений с исторической родиной не прерывает до конца своих дней.

Почувствовав, что влечет его только служение Церкви, Петр принимает духовный сан и приезжает в Киев. В 1627 г. он избран «великим киево-печерским архимандритом», с прямым подчинением Константинопольскому патриарху. Митрополит киевский Иов гордится эрудицией, целеустремленностью и любовью к Православию своего духовного чада, умевшего на равных говорить с королями и вельможами.

Дипломатические способности особенно пригодились, когда в 1632 г. архимандрит Петр Могила, принятый в самых высокопоставленных европейских кругах, отправляется вместе с другими киевлянами в Варшаву на избрание польского короля Владислава IV, преемника III Вазы.

Тогда, руководствуясь интересами Речи Посполитой, Владислав узаконил Православную Церковь и ввел полную свободу вероисповедания. Это решение поддержало большинство католической шляхты. Архимандрит Петр бесстрашно и убедительно защищает интересы Православия.

Король Владислав возводит на киевскую кафедру архимандрита Петра Могилу, признает существование православной митрополии в Киеве и наличие там четырех епархий. Правление Владислава было временем передышки для Православной Церкви и совпало с реформаторской деятельностью выдающегося православного иерарха Петра Могилы. Король-католик и православный митрополит всю жизнь испытывали друг к другу искреннюю симпатию, хотя свт. Петр был всегда непримиримым и открытым врагом католиков и униатов.

Даже став митрополитом, свт. Петр оставил себе звание великого лаврского архимандрита. Он благоговел перед Киево-Печерской Лаврой, считал ее местом особого постоянного присутствия Божьего, постоянно благоустраивал внешне и внутренне.

Свт. Петр собирал сведения об истории Киево-Печерской Лавры, ее чудесах и святых. «Записки» митр. Петра являются одной из реликвий Лавры.

Свт. Петр отобрал у резко сопротивляющихся униатов Святую Софию, находившуюся в ужасном состоянии, и Выдубецкий монастырь, где подвизался прп. Иов Почаевский, его любимый учитель. Восстановили он старинные церкви Спаса и трех Святителей, а в 1635 году закончил подготовку к реставрации древней Десятинной церкви. Его стараниями была создана и Голосеевская пустынь.

Святитель спасает и строит храмы, не раздумывая, отдает собственные деньги, берет пожертвования у богатых и бедных. Обращается к Московскому Царю, и получает щедрую помощь. Но главной заботой митрополита было достойное образование молодежи, создание православных школ. Получив благословение у Константинопольского патриарха, владыка Петр посылает самых талантливых православных монахов учиться в разные страны. Он дает официальный обет – создавать новые православные школы, и отдает на это полученные в наследство имения. Он создает при Лавре свою первую коллегию, в которой обучают богословию, риторике, греческому, латыни и другим иностранным языкам, а также общим наукам. Впоследствии его коллегия и братская школа объединяются и становятся Киево-Могилянской коллегией. Позже создается знаменитая на весь мир Киево-Могилянская академия, лучшее духовно-просветительское учреждение того времени. Она восхищает даже католиков и униатов, непримиримых противников свт. Петра, всю жизнь на него клеветавших.

Зная час своей смерти, митрополит Петр за девять дней до нее оставил свое знаменитое духовное завещание, адресованное не только современникам, но и потомкам. Все свои деньги, поместья, библиотеки свт. Петр завещал киевской коллегии, бедным храмам, нуждающимся монастырям, приютам и богадельням. Именем Божиим умолял он будущих преемников заботиться о своем самом любимом детище, Высшей школе, созданной для умножения славы Божией и образования православных детей.

Святителю было всего 50 лет, когда Господь призвал его к Себе. 20 лет жизни отдал он стоическому служению Православной Церкви. Отказавшись от престола и земной славы, он никогда не жалел об этом.

Родился свт. Петр Рождественским постом, а преставился накануне праздника Обрезание Господня и памяти своего любимого святого Василия Великого.

Кончина великого просветителя привела в глубокое уныние тысячи православных людей и вызвала огромную радость среди оголтелых католиков и униатов, с которыми свт. Петр боролся всю свою жизнь.

Тело почившего святителя перенесли из Киево-Печерской Лавры в Софийский собор, и более двух месяцев оно стояло в нем. Погребение митрополита Петра состоялось в Лавре в день памяти сорока севастийских мучеников во время Великого Поста. На погребение его собрались тысячи простых христиан, сотни епископов, архимандритов и игуменов.

Около трехсот лет нетленные мощи митрополита Петра Могилы покоились в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Но в ноябре 1941 г. захватившие Киев гитлеровцы взорвали великую лаврскую церковь. Взрывчатка была заложена специально у гробницы свт. Петра. После взрыва остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией «Великому и славному мужу Петру Могиле». И больше ничего.

Но остались плоды неустанных трудов великого просветителя. Возрожденные им храмы, построенные скиты и монастыри. И книги. Созданные им на протяжении 20 лет «Требник», «Евангелие учительное», «Номоканон», «Литургион». И особенно, его фундаментальный труд «Православное исповедание веры», высоко оцененное Оптинскими старцами и рекомендованное родителям и детям прп. Амвросием Оптинским! [К.Н. Тагунов. Завещание святителя. /Русский Дом. 2011. №1. С – 32-33.]

Святитель Досифей (Васич), митрополит Загребский, исповедник Св. Досифей исп., митр. Загребский (1945) (Серб).

Прп. Ириней.

Мчч. Гавдентий, Олимпиодора, Немя и Мартина. Св. Олимпиодора скончалась от огня, св. Немя – от меча.

Мч. Вусирис.

Свв. Гаий и Саламин. Святой Гаий, «мудрый угодник Христов», скончался в мире.

Мцц. 10 дев в Никомидии.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz