Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 декабря

 

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754). Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его Михаила (1918); сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория, мцц. Александры и Татианы, сщмч. Михаила пресвитера, прмч. Сергия (1937); Мц. Евдокии (после 1937); Сщмчч. Николая и Алексия пресвитеров (1938); свв. Анны и Татианы испп. (1948); св. Феклы исп. (1954); прп. Анны исп. (1958).

Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Прп. Фомы (X). Блж. Иоанна (1503) и родителей его блжж. Стефана (1446) и Ангелины, правителей Сербских.

 

Мчч. Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (ок. 313). Эти святые мученики пострадали, когда в восточной части империи царствовал Максимин Дака (305 – 313), ревнитель многобожия и гонитель христиан.

Мина Александрийский Мина был вельможей при римском дворе и тайным христианином. Прибыв в Александрию для устранения распрей между язычниками и христианами, он прекратил мятеж тем, что разрешил всякому свободно исповедовать свою веру, и сам начал открыто исповедовать веру Христову и учить других этой вере. Царь, узнав об этом, послал в Александрию военачальника Ермогена для суда над Миной. Мина в оправдание свое говорил о ничтожности языческой и святости христианской веры, так что Ермоген начал колебаться, на все-таки приказал мучить Мину – трубить ему ступни ног, отрезать язык, выколоть глаза, а затем бросить его в темницу. Здесь Господь исцелил Мину и открыл, что скоро и Ермоген из врага сделается его другом. Жаль стало Ермогену, что он погубил Мину, и, думая, что Мина уже умер, хотел похоронить его с честью и послал воинов за телом его. Но воины, придя в темницу, нашли мученика совершенно здоровым и окруженным необыкновенным светом, и все уверовали во Христа. Мина сам отправился к Ермогену. Ермоген долго не верил, что он видит перед собою Мину. «Кто исцелил тебя, Бог твой или кто другой?» – спросил он мученика. В ответ на это Мина стал говорить ему об истинном Боге, сказал, что Бог ожидает и его обращения, и известил Мину, что он вместе с ним придет к Богу мученическим подвигом. Когда Мина произносил эти последние слова, Ермоген увидел над своей головой венец, который держали два ангела, и, бросившись к ногам мученика, просил прощения за свою жестокость и крестился. Сам царь прибыл тогда в Александрию и начал укорять Ермогена за то, что он не наказал Мину. Ермоген отвечал, что он сначала мучил Мину, но когда увидел от него чудеса, то сам уверовал во Христа. Царь приказал отрубить Ермогену руки и ноги, а Мину повесить. Но святые мученики не погибли. Они явились живыми перед царем на площади. Увидев их, некий Евграф объявил себя христианином. Царь собственноручно изрубил Евграфа, а Мине и Ермогену приказал отсечь головы. После того тела их в железном ящике были сброшены в море, но в IX веке были найдены и перевезены в Константинополь.

Святитель Иоасаф Белгородский Свт. Иоасаф, еп. Белгородский (1754). Святитель Иоасаф родился в знатной малороссийской семье Горленко. Славилась она и своим благочестием. Брат и сестра его отца постриглись под именами Пахомий и Анастасия. Отец его, Андрей Димитриевич, любил более всего уединенную семейную жизнь и не выезжал из своего поместья около Прилук. Ни придворная служба, ни военная служба не привлекали его. В конце своей жизни он оставил свой роскошный дом и поселился в маленькой келье в лесу, чтобы предаться молитве. Мать святителя, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Апостола. Будущий святитель родился 8 сентября 1705 г. – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время литургии, и был наречен Иоакимом. Он был первенцем. Кроме него в семье было еще двое детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисленное потомство, и Прасковья Андреевна Квитка.

Однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома, размышляя о судьбе своего старшего сына. Внезапно он увидел небо, как бы объятое пламенем, и посреди этого пламени Пресвятую Богородицу, а у ног ее – распростертого Иоакима и услышал глас Ее: «Довлеет ми молитва твоя». В то мгновение ангел накрыл отрока епископской мантией. По воле Божией отец, хотя и был потрясен видением, но забыл о нем и вспомнил лишь по кончине сына.

Восьми лет Иоаким поступил в Киевскую Братскую академию, где учились его отец и дядя, и где получало образование все малороссийское дворянство. Там господствовало монастырское направление: все преподаватели были иноками, а воспитанники носили подрясники. Посещал Иоаким и Печерскую лавру, и в нем созрела решительность посвятить себя иноческой жизни. Но родители благословения своего ему не дали. Тогда он оставил в Киеве для сношения с ними своего слугу, а сам поступил послушником в Межигорский монастырь.

Через 2 года его постригли в рясофор с именем Иларион, ему было тогда 18 лет. Тогда же он открыл свою тайну родителям, и они со многими слезами и грустью приняли это как волю Божию и послали сыну свое благословение. Еще через 2 года Иларион принял постриг и мантию с именем Иоасаф. Его посвятили в священный сан, и он занимал разные духовные и административные должности. Следующие слова, сказанные им сестре перед кончиной, проливают свет на эти годы жизни: «Сестрица, суровые подвиги в начале не  дают мне веку дожить!» В это время он расстроил свое здоровье.

Затем в течение 9 лет он был настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря под Лубнами и наместником Троице-Сергиевой лавры (совместно с Мгарским монастырем). Он восстановил эти обители, пострадавшие от пожаров, и поднял их духовную жизнь. В эти годы он приобрел большой административный опыт.

В 1748 г. архимандрит Иоасаф был поставлен епископом Белгородским. В Белгород он прибыл в том же году 6 августа и в тот же день отслужил в соборе свою первую литургию архиерейским служением.

Его епархия была очень обширна, впоследствии она была разделена на три. Духовенства в ней было мало – паства была невежественна и суеверна. Заброшенная нива требовала своего возделывателя. Ежегодно объезжал ее святитель.

Однажды он видел во сне, что в притворе какой-то церкви находится на груде мусора икона Пресвятой Богородицы, и услышал от Нее голос: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Показанную ему во сне икону святитель нашел в Вознесенской церкви предместья города Изюма-Замостья, именно в таком виде.  Долго и горячо молился пред ней святитель. Потом сказал: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Богородица являет особенное знамение Своего заступничества для веси и всей страны!» Он велел поставить икону в храме на подобающее ей место и, проведя в Изюме три дня, каждый день приходил к ней молиться. Это была икона Пресвятой Богородицы, именуемая Песчанской.

О внутренней жизни святителя Иоасафа известно, что он имел дар слез, и всякий раз во время литургии проливал их. Часто он рубил дрова для бедных и разносил их ночью, одетый в бедную иноческую одежду. Его письма к матери свидетельствуют о нежности сердца его, а пред строгостью его трепетала вся епархия. Он помогал узникам и посылал обеды со своего стола бывшему белгородскому воеводе Пассеку, заключенному в тюрьме. А когда губернатор стал возражать ему против этого, он перечислил ему его грехи и сказал, что когда он сам попадет в то же положение, то может рассчитывать не его милосердие.

В июле 1754 г. святитель посетил в последний раз родительский дом. Встречая его, отец, смущенный мыслью, что должен преклониться перед сыном, нарочно выронил трость, и, поднимая ее, поклонился сыну в ноги. Но святитель понял, в чем дело, и в то же мгновение был у ног отца.

Отца он постоянно посещал в его лесном уединении. Из родительского дома святитель заехал во Мгарский монастырь помолиться в уже освященном храме, который он сам когда-то возобновлял. Оттуда он выехал в Белгород, но до кафедрального своего города не доехал.

Изнемогая от подточившей его совершенно болезни, он должен был остановиться в Грайвороне – имении, принадлежавшем архиерейскому дому. Сюда приехали к нему мать, брат и сестра, и здесь он и приоткрыл сестре тайну своей первоначальной иноческой жизни. Сестра просила его молиться за нее и ее детей, но он ответил ей, что сам нуждается в молитвах, ибо готовится в путь многотрудный. После соборования, исповеди и причастия Святых Христовых Таин святитель Иоасаф скончался 10 декабря 1754 г. в 4 часа 20 минут пополудни, в возрасте 49 лет. В час его кончины игумен Хотмыжского монастыря Исаия видел во сне, что святитель Иоасаф, указывая ему в окно на яркое, сияющее восходящее солнце, сказал: «Как солнце сие ясно, так светло предстал я в час сей Престолу Божию».

Когда тело почившего привезли в Белгород, то плач и рыдания народные заглушали пение. Хоронили его на средства архиерейского дома, потому что после него осталось только 70 копеек. До половины февраля 1755 г. он лежал в открытом гробу, и тление не коснулось его. Похоронили его в Троицком соборе, где брат его устроил алтарь для совершения по нему заупокойных литургий.

Через 2 года обнаружилось нетление его святых мощей. Исцеления от них совершались издавна, но особое обилие их было тогда, когда святитель Иоасаф был причислен к лику святых (4 сентября 1911 г.).

Память его празднуется также 4 сентября в день обретения мощей и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

 

Сщмчч. Иаков (Шестаков) и Александр (Шкляев) пресвитеры, сщмч. Евграф (Плетнев) пресвитер и сын его Михаил (Плетнев) (1918): Новомуч. Эти святые новомученики пострадали в числе многих замученных и казненных большевиками священнослужителей и мирян города Перми и Пермского края: заштатный священник села Кудымкара Иаков Шестаков расстрелян и заколот штыками в десяти верстах от села Хохловки 10 декабря; священник храма Рождества Богородицы Александр Шкляев расстрелян в ночь на 10 сентября;

 священник Преображенской церкви Евграф Плетнев расстрелян вместе с сыном Михаилом 10 декабря.

 Сщмч. Анатолий (Правдолюбов) пресвитер (1937): Новомуч.

 Сщмч. Александр (Туберовский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик протоиерей Александр Михайлович Туберовский родился в семье священника в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанской губернии 8 марта 1881 года. В 1896 году он окончил Касимовское Духовное училище, а в 1902 году – Рязанскую Духовную Семинарию. Через год он поступает вольнослушателем в Московскую Духовную Академию, и с 16 августа 1907 года становится её профессорским стипендиатом. 28 августа 1907 года его назначают преподавателем Калужской Духовной Семинарии по предметам основного, догматического и нравственного богословия, ас 16 августа 1911 года – исполняющим должность доцента М. Д. А. по кафедре догматического богословия.

11 октября 1917 года Александр Михайлович защищает диссертацию «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Это была единственная работа, написанная богословом новейшего времени, посвящённая главному догмату Христианской Церкви. Защита этого труда началась 1 сентября 1915 года и вызвала самый острый за всю историю М. Д. А. диспут. В нём принимали участие все ведущие богословы того времени, включая профессора Митрофана Димитриевича Муретова, составившего отзыв и являвшегося в то время «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой», и священномученика отца Павла Флоренского (память 25 ноября).

Туберовский получает после защиты степень магистра и назначается на должность доцента Академии. Уже через месяц он становится экстраординарным профессором М. Д. А. За магистерскую диссертацию А. М. Туберовскому присуждена 2-я премия митрополита Макария.

В 1919 году, в связи с закрытием Духовной Академии, Александр Михайлович выезжает к себе на родину в село Макавеево, где берёт в жёны купеческую дочь Татьяну Димитриевну Третьякову, имевшую высшее университетское образование. В 1922-1924 годах, в разгар антицерковных гонений, он исповеднически принимает священство и служит вместе со своим отцом в селе Макавеево.

13 (26) сентября 1937 года протоиерей Александр Михайлович был арестован, а 10 (23) декабря этого же года 23 человека, среди которых был и отец Александр, приняли мученическую кончину, будучи расстреляны в пределах Рязанской области.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сщмчч. Евгений (Харьков), Константин (Бажанов), Николай (Карасев) пресвитеры, и с ними мчч. Петр (Гришин), Евсевий (Тряхов), Михаил (Якунькин), Дорофей (Климашев), Лаврентий (Когтев), Григорий (Берденев), мцц. Александра (Устюхина) и Татиана (Егорова), сщмч. Михаил (Кобзев) пресвитер, прмч. Сергий (Сорокин) (1937): Новомуч.

 (Сщмч. Константин (Бажанов)).

 (Сщмч. Михаил (Кобзев)).

 (Прмч. Сергий (Сорокин)).

Мц. Евдокия (Мартишкина) (после 1937): Новомуч.

Сщмч. Николай (Розов) пресвитер (1938): Новомуч.

Сщмч. Алексий (Введенский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 16 мая 1890 г. в селе Данилово Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Григория Введенского. В 1904 г. Алексей Григорьевич окончил Донское духовное училище, в 1911 г. – Московскую Духовную семинарию. В годы обучения в семинарии о. Алексий посещал иеромонаха Варнаву (Меркулова), а позже – старца Ипполита, духовника разогнанной братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании семинарии Алексей Григорьевич был назначен учителем в школу в селе Левково Дмитровского уезда Московской губернии.

В 1912 г. Алексей Григорьевич женился на выпускнице Филаретовского епархиального женского училища Елене Александровне Воскресенской. В 1913 г. умер священник в селе Левково, на его место к Ильинской церкви был рукоположен во священника Алексей Введенский. Впоследствии о. Алексий был возведен в сан протоиерея, а в 1936 г. награжден палицей.

С приходом безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1930 г. у о. Алексия были отняты дом и имущество. Отец Алексий вместе с супругой и двумя детьми перебрался в деревню Самаровка Болшевского района Московской области. Некоторое время он служил в храме Рождества Богородицы в селе Костино.

23 июня 1930 г. протоиерей Алексий Введенский был назначен настоятелем храма Сретения Господня в Новой Деревне Пушкинского района Московской области. Семья поселилась в маленькой церковной избушке около храма. Поскольку управлять церковным хором было некому, Елена Александровна стала прислуживать в церкви как регент и псаломщик.

В апреле 1931 г. во время Великого поста сельсовет предложил о. Алексию «приступить к пилке леса для моста в свободное время от богослужений». Кроме этого о. Алексий как священнослужитель был обложен различными налогами, которые с трудом удавалось платить.

В 1932 г. о. Алексий приехал в очередной раз к о. Ипполиту. Тот предрек ему еще служить семь лет.

27 ноября 1937 г. руководители НКВД Московской области Якубович, Булыжников и Персиц подписали справку на арест о. Алексия. В одиннадцатом часу вечера того же дня он был арестован. В скором времени о. Алексия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Здесь 1 декабря он был допрошен.

Обвинения в ведении антисоветской агитации он отверг.

Следователями были допрошены два штатных свидетеля: священники Михаил Толузаков и Степан Марков, которые служили в Москве и никогда не встречались с о. Алексием. Они подписали необходимые показания.

7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. С этапом заключенных он прибыл в Самарлаг НКВД. В один день с ним был осужден к такому же сроку заключения священник Феодор Грудаков (сщмч., память его 14 нояб.). Вместе они учились в одном классе семинарии, а теперь вместе отбывали наказание на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. По здоровью о. Алексий сразу получил третью степень инвалидности.

Из заключения о. Алексий направил супруге несколько писем. Последнее она получила 11 декабря, а через некоторое время было получено письмо от о. Феодора, в котором он писал о кончине о. Алексия, последовавшей с 22 на 23 декабря. Погребен он был в безвестной могиле.

Елена Александровна до самой смерти, которая последовала в 1965 г., трудилась в Сретенском храме сторожем и уборщицей, пекла просфоры. 

Свв. Анна (Ивашкина) и Татиана (Бякирева) испп. (1948): Новомуч.

Св. Фекла (Макушева) исп. (1954): Новомуч.

 Прп. Анна (Столярова) исп. (1958): Новомуч.

 

Мч. Гемелл Пафлагонянин, многострадалец (ок. 361). Святой Гемелл происходил из области Пафлагонской. Узнав о том, что император Юлиан Отступник находится в галатийском городе Анкире, он отправился туда и, представ перед царем, безбоязненно обличил его в вероотступничестве и вражде против святой христианской веры. Юлиан пришел в сильный гнев и подверг его жестоким мучениям. На Гемелла возложен был железный обруч, до того раскаленный, что от него отлетали горящие искры, и из тела мученика лилась кровь. В таком виде он был отправлен в город Едес, куда прибыл и сам вероотступник. Здесь святому мученику растерзали раскаленными железными кольями плечи, в голову же его были вбиты железные гвозди; потом растянули его на земле и от ног до головы содрали с него кожу. Наконец, он был распят, и ноги его были пригвождены к кресту. Так скончался сей многострадалец, вознося благодарение Богу.

Прп. Фома Дефуркин (X). Преподобный Фома родился в Вифинии, с юных лет полюбил иноческое житие и ушел в один из окрестных монастырей. К тому времени, когда византийский сановник Галоликт основал на реке Сагарисе монастырь, прп. Фома был уже опытным иноком, и братия избрала его настоятелем новой обители. Отсюда святой Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве.

Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды император Лев VI Мудрый прибыл в обитель к преподобному за советом, но, не найдя там его, отправил к св. Фоме своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему письмо с ответом, разрешившим сомнения императора.

Блж. Иоанн (1503) и родители его блжж. Стефан (1446) и Ангелина Бранковичи, правители Сербские. Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный Стефан и скончался.

Ангелина Сербская Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново. Правителем Сербии в конце XV века стал сын праведных Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.

Сщмч. Феотекн.

Мчч. Мариан (Марин) и Евгений Кесарийский.

Мц. Евлалия.

Мц. Епифана.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz