Краткие жития святых, православные праздники и события

21 декабря / 3 января

 

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Свт. Московского Петра, всея России, чудотворца (1326). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Сергия диакона (1937); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Леонтия диакона (1940).

Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт. Филарета, митр. Киевского (1857). Мч. Фемистоклея (251).

 

Мц. Иулиания Никомидийская Мц. Иулиания и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавшие (304). В царствование нечестивых царей Римских Диоклетиана (на западе) и Максимиана (на востоке) в Византийском городе Никомидии господствовало идолослужение. В это время там жил один богатый и знатный человек, по имени Африкан, весьма приверженный к языческому нечестию. У него была дочь, по имени Иулиания. Когда Иулиания стала приходить в возраст и цвести красотою, и в то же время проявлять ум и добронравие, один из царских сановников, по имени Елевсий, предупреждая других женихов, заранее обручился с нею; совершение же брака было отложено до ее совершеннолетия. Между тем, Иулиания, услышав евангельскую проповедь о Христе, уверовала в Него и стала тайной христианкой. Узнав, что жених ее язычник и не желает принять христианской веры, Иулиания отказалась выйти за него замуж и решила остаться девой. Как ни принуждали ее к замужеству отец и жених, она осталась твердой в своем решении и начала обращать язычников ко Христу в своем городе Никомидии. Узнав об этом, правитель города приказал взять святую на суд. Ее взяли вместе с 500 христиан мужей и 130 жен, мучили всех их и отсекли им головы. Чудотворные мощи святой Иулиании в настоящее время находятся в Неаполе, куда были перенесены в 1297 г.

Святитель Петр, митрополит Московский Свт. Московский Петр, всея России, чудотворец (1326). Святитель Петр родился около 1260 г. в знатной боярской семье, на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что она держит на руках агнца, а между рогами его растет дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. Семи лет дитя начал учиться грамоте, но вначале безуспешно, пока, наконец, во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна он стал хорошо учиться.

В 12 лет будущий святитель поступил в монастырь. Руководился он «Лествицей» прп. Иоанна и особенно прилежал к смирению и послушанию. Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжелые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские власяницы. В то время он изучил иконопись.

По довольном испытании старец его благословил поселиться ему на безмолвии, на берегу реки Рати, где он создал Преображенский монастырь.

Монастырь этот посетил митрополит Киевский и Владимирский Максим (память его 6 дек.), и игумен Петр поднес ему икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся до наших дней в Успенском Кремлевском соборе в Москве. Сохранились и другие иконы его письма.

По кончине митрополита Максима возник вопрос, кому быть митрополитом Российским: галицко-волынский князь Юрий Львович послал в Царьград ставиться своего избранника – игумена Ратского монастыря Петра, а вел. князь тверской и владимирский – тверского игумена Геронтия. Игумен Петр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Во время ее явилась ему Богородица и сказала, что митрополитом должен быть Петр. То же самое было открыто и Патриарху Афанасию. Митрополит Петр получил имя Киевского, но Киев лежал в развалинах, и он, подобно своему предшественнику, перенес свою кафедру во Владимир.

В самом начале своего служения святителю Петру пришлось пережить большие скорби: на севере были недовольны постановлением южнорусского игумена и на него были возведены тяжкие обвинения. Дело это разбиралось на Соборе и окончилось полным оправданием нового митрополита и посрамлением его недругов. Но святитель Петр отнесся к ним с такой любовью, что сразу же завоевал всеобщее уважение.

Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Петр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всей Руси; он был в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек. Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, тоже потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Петр лично выступил против него и победил силой своего слова.

Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжелее всего для него была распря князя Михаила Ярославича Тверского (память его 22 нояб.) с племянником его, князем Георгием Даниловичем московским, по проискам которого у князя был отнят титул, а сам он был убит.

Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда еще городок. Местный князь Георгий Данилович постоянно отлучался и поручал управление брату своему, князю Иоанну, прозванному народом за его нищелюбие Калитой (калита – кожаный мешок для денег). С этим князем митрополит Петр очень сблизился, часто беседовал с ним о церковных делах, о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он хотел перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было сначала воздвигнуть кафедральный собор, и, по мысли митрополита, в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил себе гроб.

После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвозвещает его близкую кончину, а гора – самого князя. Было откровение свыше и самому святителю о его близкой кончине, но неизвестно какое.

Вскоре после этого он скончался на молитве во время вечерни – 21 декабря 1326 г. Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия один инославный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же.

Через год (1327) Успенский собор был закончен и освящен. Новый митрополит Феогност был во всем верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донес Вселенскому Патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 г., когда обрушились стены собора, и в 1479 г., когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.

Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Житие святителя Петра было написано преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также митрополитом Киприаном.

Память его празднуется также 24 августа в день перенесения мощей, 5 октября вместе с Собором святителей Московских и 10 октября вместе с Собором Волынских святых.

 

Сщмч. Михаил (Киселев) пресвитер (1918): Новомуч. Священник завода Майкора Михаил Киселев был расстрелян большевиками 21 декабря наряду со многими другими замученными и казненными священнослужителями города Соликамска и Соликамского уезда Пермской епархии.

Сщмч. Сергий (Цветков) диакон (1937): Новомуч.

 Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (1938): Новомуч.

Сщмч. Леонтий (Строцюк) диакон (1940): Новомуч. Священномученик Леонтий родился в январе 1878 г. в селе Сагрань Грубешовского уезда Холмской губернии в украинской семье псаломщика Иосифа Строцюка.

В 1904 г. он был определен псаломщиком в Троицкий храм в родном селе, а в 1907 г. рукоположен в сан диакона к тому же храму. В 1918 г. о. Леонтий был переведен на служение в Московскую епархию и определен в Казанскую церковь в селе Коломенское Московского уезда. В 1921 г. он был награжден двойным орарем.

25 ноября 1937 г. в Садовниковском сельсовете по требованию НКВД выдали справку. В ней было написано, что диакон Леонтий «является организатором всех верующих сельсовета, со своей стороны считаем, что он не советский человек и своей агитацией мешает проводить все кампании на селе». 25 и 26 ноября следователи допросили свидетелей, которые подписали необходимые показания.

1 декабря власти арестовали благочинного протоиерея Валентина Кострова, заштатного священника Петра Успенского (сщмч., память его 27 янв.) и диакона Леонтия Строцюка, заключив их в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста о. Леонтий был допрошен.

Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной антисоветской деятельности, которое он не признал.

3 декабря дело было передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 7 декабря 1937 г. приговорила диакона Строцюка к десяти годам заключения в лагере. Этапом он был отправлен в Амурлаг Амурской области.

8 апреля 1939 г. о. Леонтий подал заявление, в котором просил пересмотреть его дело, потому что никакого преступления он не совершал. Поскольку разбирательство шло долго, о. Леонтий 27 октября 1939 г. подал еще одно заявление. В это время он уже находился в лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага.

Был передопрошены свидетели, а также вызваны на допрос другие. Все они подтвердили, что о. Леонтий высказывался в защиту Церкви, был недоволен закрытием храмов и поруганием святынь. Его просьбы были оставлены без последствий.

Диакон Леонтий Строцюк скончался 3 января 1941 г. в Бамлаге НКВД в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

 

Мч. Фемистоклей Мирликийский (251). Святой Фемистоклей происходил из города Миры Ликийские. Он был пастухом овец и жил во время Декиева гонения на христиан. Местный областной правитель Асклипий, по повелению царя, осуществлял поиски христиан для суда, мучений и казней. Однажды мучители искали некоего христианина, по имени Диоскорид, бежавшего в горы от преследования. Преследователи спросили св. Фемистоклея, не видел ли он бежавшего, святой мученик сказал, что не видал; тогда заподозрили его в укрывательстве и, узнав, что он тоже христианин, схватили его и начали мучить. Так среди страданий святой мученик и скончался.

Мученицы Иулиания и Фекла (Мцц. Иулиания и Фекла).

Блгв. кн. Иулиания Вяземская, Новоторжская (1406). В 1406 г. на службу к вел. князю московскому поступил смоленский князь Георгий с подручным ему вяземским князем Симеоном. Им было поручено управление городом Торжком (Тверской обл.). Но князем Георгием овладела преступная любовь к прекрасной собой и целомудренной супруге князя Симеона – Иулиании, и 21 декабря 1406 г., во время пира, он своими руками убил верного ему и, ни в чем не повинного, князя Симеона, а княгиню Иулианию, пытавшуюся от него бежать, зарубил мечом. Тело же ее велел бросить в реку Тверцу. Сам же он, осуждаемый всеми и своей совестью, бежал в Орду, но успокоения не нашел. Тогда, продолжая мучительно терзаться совестью, обличавшей его, он вернулся в Россию и поступил в Успенский Венев монастырь на покаяние. Через несколько дней он заболел и скончался в мире 14 сентября 1408 г.

Весной 1407 г. один больной крестьянин увидел, что в Тверце плывет тело убиенной княгини против течения, и услышал голос, повелевавший ему собрать духовенство и похоронить тело ее у южных дверей Преображенского собора. В то же мгновение больной получил исцеление. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения ее многие больные были исцелены.

В 1815 г. разобрали старый Преображенский собор, и стала видна часть гробницы. И больные, с верой касавшиеся ее и бравшие землю оттуда, получали исцеления. Святые мощи св. Иулиании почивали под спудом в новом Преображенском соборе города Торжка. Могила супруга ее, невинно убиенного князя Симеона, чтилась в Торжке местно.

Память ее празднуется 21 декабря в день мученической гибели, 2 июня в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.

Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский (1627). Св. блаженный Прокопий был сыном вятских благочестивых крестьян Максима и Ирины. Он был сыном, вымоленным ими у Бога. Когда ему было 12 лет, он однажды, работая в поле, был так напуган грозой, что потерял сознание. Пришел он в себя тяжело больным. Исцелил его прп. Трифон, архимандрит Вятского монастыря (память его 8 окт.). Он вернулся с родителями домой и продолжал работать по-прежнему. Лет семнадцати он с разрешения родителей поступил на службу к одному священнику в городе Слободском и работал у него три года. Услышав же, что родители хотят его женить, он ушел в город Вятку и вступил на путь юродства Христа ради.

Жил он на улице и ночевал, где заставала его ночь, не входя в дом. Он всегда молчал и объяснялся знаками и только с духовником своим, о. Иоанном Колачниковым, говорил как разумный человек. Ходил он полунагим. Когда почитатели его, воевода князь Александр ростовский и жена его Наталия, давали ему одежду, он некоторое время носил ее из послушания, а потом или бросал или отдавал нищим.

Приходя к больным, от тех, кто должен был выздороветь, подымал с постели, а тем, кто должен был умереть, складывал на груди руки. Так поступил он и с маленьким сыном одного священника: он положил его на паперти и скрестил ему руки; ребенок скоро умер. Знаками же он предсказал скорое освобождение из тюрьмы опального воеводы Татищева и заключение другого воеводы, князя Жемчужникова.

Юноша Корнилий Корсаков пел на клиросе. Блаженный силой его втолкнул через царские врата в алтарь: через шесть лет Корнилий стал священником, а овдовев, игуменом Киприаном.

Так св. Прокопий провел 30 лет. О дне кончины своей он был извещен свыше. Отстояв утреню в Девичьем монастыре, он вышел с молитвой и молился еще, стоя на мосту. Затем перешел мост, сел на землю, отерся снегом и дошел до городской башни. Там он лег на землю, скрестил руки на груди и тихо предал дух свой Богу. Приготовили тело к погребению в доме благочестивого подьячего Симеона Павлова. Собралось духовенство и множество народа, все время вслух призывавшего праведника: «О блаженне Прокопие, молись за нас прилежно!» Погребен он был в Трифоно-Успенском монастыре, в Успенском храме, где святые мощи почивали под спудом до наших дней.

В 1666 г. одержимой девице Марфе Тимофеевой явились св. прп. Трифон и св. блаженный Прокопий и исцелили ее.

Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий Свт. Филарет, митр. Киевский (1857). Святой Филарет (в миру Феодор Георгиевич Амфитеатров, в схиме Феодосий) родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Будучи младенцем, по средам и пятницам он не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он стал учиться грамоте, и на 10-м году жизни был принят сразу во 2-й класс Орловского Духовного училища. В 1795 г. как лучший ученик Феодор был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 г. Как выдающегося выпускника будущего святителя оставили в семинарии преподавателем. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета. В 1802 г. в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря, а в 1804 г. возведен в сан архимандрита. Из-за недоброжелательности правящего архиерея архимандрита Филарета в том же году перевели в Уфимскую епархию и назначили ректором Оренбургской Духовной семинарии и настоятелем монастыря. Однако притеснения со стороны правящего архиерея продолжились и здесь. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, усердно молился, и Господь, всегда слышащий молящихся Ему, поддержал святого, подав откровение во сне.

С этого времени жизнь праведника совершенно изменилась. Указом Святейшего Синода от 10 ноября 1810 г. он был переведен в Тобольск, откуда благодаря положительным отзывам менее чем через три года был вызван в Санкт-Петербург и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. Но уже 15 февраля 1814 г. по предложению ректора Санкт-Петербургской Духовной академии святителя Филарета (Дроздова) (память его 19 ноября) архимандрит Филарет назначается инспектором академии и в 1814 г. получает степень доктора богословия. В этом же году архимандрит Филарет был переведен инспектором во вновь открывавшуюся академию, а через год стал ее ректором. Прибыв на новое место назначения, он занялся благоустройством академии, став и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников.

1 июня 1819 г. архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Здесь архипастырь уделял внимание делу благоустройства церквей и монастырей, принимал все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального состояния духовенства. 12 января 1825 г. указом Святейшего Синода епископ Филарет был переведен в Рязанскую епархию, а 22 августа 1826 г. возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии Духовных училищ. 25 февраля 1828 г. святитель переводится на служение в Казань. В то время в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую веру. В Казани при святителе Филарете обратились в православие более 5 тысяч язычников. Успеху дела содействовала святая жизнь архипастыря и различные чудесные явления, происходившие по его молитвам. Сердце святителя всегда было преисполнено любовью ко всем нуждающимся без различия национальностей.

18 апреля 1837 г. святой был поставлен митрополитом Киевским. Здесь с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех. Тайно приняв на себя 13 августа 1841 г. подвиг схимонашества, святитель продолжал ревностно исполнять обязанности, возлагаемые званием и долгом общественного служения. С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Последнюю Литургию святитель совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную литургию в домовой церкви и причащался Святых Христовых Таин. Скончался святитель Филарет 21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера. Погребение совершилось, согласно его завещанию, в церкви Воздвижения Креста Господня, что над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры, 29 декабря. Сейчас мощи свт. Филарета почитаются в Дальних пещерах.

Святитель Филарет как подлинный сосуд Святого Духа отличался глубочайшим смирением и нестяжательностью. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так прожил всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел, раздавал нуждающимся. Истинный монах, пламенный ревнитель святого подвижничества, творец Иисусовой молитвы, постник в строжайшем смысле, он обладал даром духовного ведения и исцеления, даром дерзновенной молитвы и чудотворения, при жизни удостоившийся многих благодатных откровений и видений.

Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, 20 сентября вместе с Собором Брянских святых, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 10 июня вместе с Собором Рязанских святых и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых.

Свт. Феофан, еп. Монемвасийский.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz